Итоговая работа по информатике «Уровень сформированности универсальных учебных действий» (6 класс)
СПЕЦИФИКАЦИЯ
тестовой работы по информатике и ИКТ
за курс VI класса по УМК Л. Босовой
1. Назначение работы
Назначение работы —итоговая проверка по информатике и ИКТ учащихся шестыхклассов общеобразовательных учреждений.
Работа направленна на выявление метапредметных результатов, таких как:
умение читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач; структурировать и визуализировать информацию; рассуждать и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; разрабатывать алгоритмы; соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий, оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из графической формы в знаково-символическую и наоборот; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую.
2. Документы, определяющие содержаниеработы
Основные подходы к созданию тестовой работы определяются следующими документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа углубленного изучения информатики и ИКТ, составленная на основе авторской учебной программы Л.Л.Босовой.
Сборник «Информатика. Программы для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы», Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
3. Структура работы
Вариант измерительных материалов состоит из текста и 12 заданий к нему. Учащемуся предлагается прочитать текст и выполнить задания, связанные непосредственно с информацией текста, а так же с личным опытом школьника. При ответе на одни задания необходимо выбрать из предложенных вариантов один или несколько ответов, в других требуется дать свободный, самостоятельно сконструированный краткий или развернутый ответ.
В работе оценивается сформированность трех групп умений:
Работа с текстом: общее понимание текста и ориентация в тексте. Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий данной группы, можно выделить следующие: поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде, а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте.
Работа с текстом: глубокое и детальное понимание содержания и формы текста. Основные умения, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий, включает анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений.
Использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.
Основные характеристики работы
Общие характеристики работы |
|
Количество заданий |
12 |
Максимальный балл |
16 |
Распределение заданий по группам умений (в %) |
|
1-ая группа умений |
33 |
2-ая группа умений |
25 |
3-ая группа умений |
42 |
4.Характеристика заданий.
Распределение заданий по форме ответа (в %)
Тип заданий |
Условное обозначение |
Доля в работе |
Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов |
ВО |
25 |
Задания со свободным кратким ответом |
КО |
58 |
Задания со свободным развернутым ответом |
РО |
17 |
5.Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.
Каждое правильно выполненное задание с выбором ответа оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если тестируемый выбрал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях:
указан номер неправильного ответа;
указаны номера не всех правильных ответов, даже если среди отмеченных ответов есть правильные;
номер ответа не указан.
Задания с кратким и свободным ответом оцениваются в зависимости от содержания и уровня сложности задания от 1 до 2 баллов.
На основе первичных баллов за выполнение заданий определяется балл ученика по 100-бальной шкале как процент от максимального балла за выполнение работы, который позволяет получить представление об уровне овладения учащимися 6-го класса общеучебными умениями, необходимыми для продолжения обучения.
При анализе и интерпретации результатов работы полезно учитывать следующие критерии сформированности умений: мнимальный критерий сформированности умений (успешность выполнения равна 50%) и оптимальный критерий(успешность выполнения равна 65%).
Если результат выполнение работы ниже 50%, то это идентифицирует проблемы в освоении общеучебных умений.
6.Использование результатов выполнения работы.
Полученные результаты можно использовать при определении индивидуальных траекторий обучения учащихся, а также для организации в рамках предметной области коррекционной работы с учащимися.
7.План проведения работы.
№ п/п |
Группа умений |
Проверяемые умения |
Тип задания |
Баллы за задание |
1 |
1 |
Умение читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач; |
КО |
1 балл |
2 |
2 |
Умение использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение преобразовывать объект из знаково-символической в графическую форму; самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую. |
КО |
1 балл |
3 |
2 |
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий, оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
ВО |
1 балл |
4 |
3 |
Умение структурировать и визуализировать информацию; рассуждать и делать выводы. |
РО |
2 балла |
5 |
3 |
Владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; разрабатывать алгоритмы. |
КО |
2 балла |
6 |
3 |
Умение преобразовывать объект из графической формы в знаково-символическую форму и наоборот. |
КО |
1 балл |
7 |
1 |
Умение использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. |
ВО |
1 балл |
8 |
2 |
Умение «читать» диаграммы; самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую. |
КО |
1 балл |
9 |
3 |
Умение «читать» диаграммы; самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. |
КО |
2 балла |
10 |
1 |
Умение читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую. |
КО |
1 балл |
11 |
1 |
Умение читать и понимать различные тексты; работать с информацией. |
ВО |
1 балл |
12 |
3 |
Умение структурировать и визуализировать информацию; рассуждать и делать выводы. |
РО |
2 балла |
8. Время выполнения работы.
На выполнение работы отводится 1 час (40 минут).
Электронная почта.
Прочитай текст и выполни задания 1-12.
Электронная почта – основное средство общения в Интернет и считается самой старой службой Интернета. Свое существование она начала в середине 70-х годов. Электронная почта – один из самых востребованных сервисов Интернета, который сыграл немаловажную роль в повышении популярности Всемирной сети.
Принцип ее работы довольно прост: вы подключаетесь к компьютерной системе, пишите письмо и отправляете его человеку, чей компьютер подключен к другой системе. Сообщение идет по лабиринту связанных между собой компьютерных систем, пока не дойдет до места назначения. С помощью программ обработки электронной почты вы можете не только отправлять текстовые сообщения, но и присоединять к письмам файлы других типов: документы, таблицы, графические, звуковые и видеофайлы.
Широкую популярность электронная почта завоевала потому, что имеет несколько серьезных преимуществ перед обычной почтой. Наиболее важное из них — это скорость пересылки сообщений. Если письмо по обычной почте может идти до адресата дни и недели, то письмо, посланное по электронной почте, сокращает время передачи до нескольких десятков секунд или, в худшем случае, до нескольких часов. К тому же обойдется электронное письмо дешевле, чем обычное бумажное. Не потребуется тратиться на бумагу, конверт, марки …
Электронная почта похожа на обыкновенную почту. Только вместо бумаги и ручки вы используете клавиатуру, набирая текст письма в окне почтовой программы или браузера. В роли почтовых отделений выступают почтовые серверы, а почтальонами служат каналы Интернета.
Почтовые серверы хранят электронные почтовые ящики пользователей. Как только пользователь заглянет в свой почтовый ящик, он сразу увидит поступившие письма. А дальше – дело нескольких минут (или секунд), чтобы их прочитать.
Персональный почтовый ящик – дисковое пространство на почтовом сервере, выделенное для хранения входящих и исходящих писем пользователя.Адрес электронной почты однозначно идентифицирует почтовый ящик, в который следует доставить сообщение электронной почты. Адрес электронной почты E-mailaddressсостоит: ИмяПользователя@ИмяПочтовогоСервера(домен).
Где первая часть адреса – это ваше имя или псевдоним. Символ @ используется для отделения пользовательского имени от доменного имени сервера.
Современное официальное название символа @ – «коммерческое at». В России пользователи чаще всего называют символ «@» «собакой». Имя почтового сервера имеет крайнюю группу букв, которая обозначает зону ресурсов информационной сети, выделенную владельцу, например, какой-либо стране, международной организации. Например, группа букв ruопределяет принадлежность данного сервера России.
Знаешь ли ты, что в других странах символ «@» ассоциируется
с разными предметами:
Болгария — «кльомба» или «маймунско а» (обезьяна).
Нидерланды — «apenstaartje» (обезьяний хвостик).
Израиль — «штрудель».
Испания — как и мера веса «arroba».
Франция — та же мера веса «arrobase».
Германия, Польша — «обезьяний хвост», «обезьянье ухо», «скрепка», «обезьяна».
Италия — «chiocciola» (улитка).
Дания, Норвегия, Швеция — «snabel-a» «слоновый хобот».
Чехия — «рольмопс» (сельдь под маринадом).
Америка, Финляндия — «кошка».
Китай, Тайвань — «мышонок».
Турция — «розочка».
Сербия — «чокнутая A».
Вьетнам — «скрюченная A».
1.Назови 3-5 основных преимуществ электронной почты перед обычной почтой:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Используя примеры электронных адресов, заполните таблицу.
president@kremlin.ru
serg_popov@mail.ua
admpu-10@list.ru
n.loskutova@vir.nw.ru
svet55555@inbox.ru
ematveev@mail.az
ridel@bk.uz
kayrat@yandex.kz
spacebio@mail.ru
zvezda_444@yandex.ua
№ п/п |
Электронный адрес |
Имя пользователя |
Имя почтового сервера |
Страна |
1 |
||||
2 |
||||
3 |
||||
4 |
||||
5 |
||||
6 |
||||
7 |
||||
8 |
||||
9 |
||||
10 |
3.Установисоответствие (соединив стрелкой) между названиями папок в почтовом боксе Mail.ru и хранимой в них информацией:
Названия папок
1.Входящие
2. Сомнительные
3.Отправленные
4.Черновики
5.Корзина
Хранимая в папках информация
1.присланные вам письма
2.отправленные вами письма
3.еще не отправленные письма
4.подозрительные письма (спам)
5.удаленные письма
4. В России пользователичаще всего называют символ «@» «собакой». Как ты думаешь почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Установиправильную последовательность действий при создании электронного почтового ящика.
Номер действия |
Алгоритм создания электронного почтового ящика |
В адресной строке ввести имя сервера, предоставляющегопочтовые услуги. |
|
Запустить интернет – обозреватель. |
|
Зарегистрироваться, заполнив поляанкеты, отмеченные звездочкой. |
|
Автоматически перейти на страницу созданного почтового ящика. |
|
Выбрать ссылку «Зарегистрировать почтовый ящик». |
|
Выбрать ссылку «Регистрация в почте» |
6. Дополни предложения:
Отправка нового электронного письма
В почтовом боксе Mail.ru нажать ссылку
____________________________________
2. Заполнить поля:
____________________________________
____________________________________
3. Написать__________________________
____________________________________
4. Нажать ссылку
_________________________________________________
7. Выбери и обведи один правильный ответ.
Какой из указанных адресов электронной почты является правильным?
-
www. Mail.ru
klass&yandex.ru
klass@yandex.ru
@klass.yandex.ru
В каком поле указываются адреса получателей при отправке электронного письма?
-
Кому
Тема
От кого
Файлы
Какие файлы можно посылать по электронной почте?
-
текстовые
графические
музыкальные
все перечисленные выше
8. Используя данные диаграммы, ответь на вопросы:
1) Какой почтовый сервис является лидером по количеству пользователей
(укажи число пользователей и название почтового сервиса).
__________________________________
___________________________________________________________________________
2) Какой почтовый сервис является аутсайдером по количествупользователей (укажи число пользователей и название почтового сервиса).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Используя данные гистограммы, ответь на вопросы:
1) Для какого почтового сервиса произошло самое большое увеличение количества пользователей? (укажи название сервиса и число)
_______________________________________
_______________________________________
2) На сколько процентов увеличилось количество пользователе й почтового сервиса Яндекс.Почта? Как тыэто определил?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
10. Вдругих странах символ «@» ассоциируется с разными предметами. Используя информацию из текста,заполни таблицу:
№ п/п |
Ассоциации |
Страны |
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
||
6 |
-
-
Отметь верные высказывания:
-
Электронная почта – один из самых востребованных сервисов Интернета.
Электронное письмо можно написать любому человеку.
Не удаленные вовремя письма занимают часть памяти твоего компьютера.
Использование почтовых сервисов дает возможность посылать сообщение сразу нескольким абонентам.
«Спам» – необходимое программное обеспечение для работы с почтовыми сервисами.
-
-
Напиши, каким почтовым сервисом пользуешься ты и на чем основан твой выбор?
-
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________