Итоговая работа по информатике «Уровень сформированности универсальных учебных действий» (6 класс)
СПЕЦИФИКАЦИЯ
тестовой работы по информатике и ИКТ
за курс VI класса по УМК Л. Босовой
1. Назначение работы
Назначение работы —итоговая проверка по информатике и ИКТ учащихся шестыхклассов общеобразовательных учреждений.
Работа направленна на выявление метапредметных результатов, таких как:
умение читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач; структурировать и визуализировать информацию; рассуждать и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; разрабатывать алгоритмы; соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий, оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из графической формы в знаково-символическую и наоборот; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую.
2. Документы, определяющие содержаниеработы
Основные подходы к созданию тестовой работы определяются следующими документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа углубленного изучения информатики и ИКТ, составленная на основе авторской учебной программы Л.Л.Босовой.
Сборник «Информатика. Программы для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы», Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
3. Структура работы
Вариант измерительных материалов состоит из текста и 12 заданий к нему. Учащемуся предлагается прочитать текст и выполнить задания, связанные непосредственно с информацией текста, а так же с личным опытом школьника. При ответе на одни задания необходимо выбрать из предложенных вариантов один или несколько ответов, в других требуется дать свободный, самостоятельно сконструированный краткий или развернутый ответ.
В работе оценивается сформированность трех групп умений:
Работа с текстом: общее понимание текста и ориентация в тексте. Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий данной группы, можно выделить следующие: поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде, а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте.
Работа с текстом: глубокое и детальное понимание содержания и формы текста. Основные умения, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий, включает анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений.
Использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.
Основные характеристики работы
|
Общие характеристики работы |
|
|
Количество заданий |
12 |
|
Максимальный балл |
16 |
|
Распределение заданий по группам умений (в %) |
|
|
1-ая группа умений |
33 |
|
2-ая группа умений |
25 |
|
3-ая группа умений |
42 |
4.Характеристика заданий.
Распределение заданий по форме ответа (в %)
|
Тип заданий |
Условное обозначение |
Доля в работе |
|
Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов |
ВО |
25 |
|
Задания со свободным кратким ответом |
КО |
58 |
|
Задания со свободным развернутым ответом |
РО |
17 |
5.Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.
Каждое правильно выполненное задание с выбором ответа оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если тестируемый выбрал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях:
указан номер неправильного ответа;
указаны номера не всех правильных ответов, даже если среди отмеченных ответов есть правильные;
номер ответа не указан.
Задания с кратким и свободным ответом оцениваются в зависимости от содержания и уровня сложности задания от 1 до 2 баллов.
На основе первичных баллов за выполнение заданий определяется балл ученика по 100-бальной шкале как процент от максимального балла за выполнение работы, который позволяет получить представление об уровне овладения учащимися 6-го класса общеучебными умениями, необходимыми для продолжения обучения.
При анализе и интерпретации результатов работы полезно учитывать следующие критерии сформированности умений: мнимальный критерий сформированности умений (успешность выполнения равна 50%) и оптимальный критерий(успешность выполнения равна 65%).
Если результат выполнение работы ниже 50%, то это идентифицирует проблемы в освоении общеучебных умений.
6.Использование результатов выполнения работы.
Полученные результаты можно использовать при определении индивидуальных траекторий обучения учащихся, а также для организации в рамках предметной области коррекционной работы с учащимися.
7.План проведения работы.
|
№ п/п |
Группа умений |
Проверяемые умения |
Тип задания |
Баллы за задание |
|
1 |
1 |
Умение читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач; |
КО |
1 балл |
|
2 |
2 |
Умение использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение преобразовывать объект из знаково-символической в графическую форму; самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую. |
КО |
1 балл |
|
3 |
2 |
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий, оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
ВО |
1 балл |
|
4 |
3 |
Умение структурировать и визуализировать информацию; рассуждать и делать выводы. |
РО |
2 балла |
|
5 |
3 |
Владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; разрабатывать алгоритмы. |
КО |
2 балла |
|
6 |
3 |
Умение преобразовывать объект из графической формы в знаково-символическую форму и наоборот. |
КО |
1 балл |
|
7 |
1 |
Умение использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. |
ВО |
1 балл |
|
8 |
2 |
Умение «читать» диаграммы; самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую. |
КО |
1 балл |
|
9 |
3 |
Умение «читать» диаграммы; самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. |
КО |
2 балла |
|
10 |
1 |
Умение читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую. |
КО |
1 балл |
|
11 |
1 |
Умение читать и понимать различные тексты; работать с информацией. |
ВО |
1 балл |
|
12 |
3 |
Умение структурировать и визуализировать информацию; рассуждать и делать выводы. |
РО |
2 балла |
8. Время выполнения работы.
На выполнение работы отводится 1 час (40 минут).
Электронная почта.
Прочитай текст и выполни задания 1-12.
Электронная почта – основное средство общения в Интернет и считается самой старой службой Интернета. Свое существование она начала в середине 70-х годов. Электронная почта – один из самых востребованных сервисов Интернета, который сыграл немаловажную роль в повышении популярности Всемирной сети.
Принцип ее работы довольно прост: вы подключаетесь к компьютерной системе, пишите письмо и отправляете его человеку, чей компьютер подключен к другой системе. Сообщение идет по лабиринту связанных между собой компьютерных систем, пока не дойдет до места назначения. С помощью программ обработки электронной почты вы можете не только отправлять текстовые сообщения, но и присоединять к письмам файлы других типов: документы, таблицы, графические, звуковые и видеофайлы.
Широкую популярность электронная почта завоевала потому, что имеет несколько серьезных преимуществ перед обычной почтой. Наиболее важное из них — это скорость пересылки сообщений. Если письмо по обычной почте может идти до адресата дни и недели, то письмо, посланное по электронной почте, сокращает время передачи до нескольких десятков секунд или, в худшем случае, до нескольких часов. К тому же обойдется электронное письмо дешевле, чем обычное бумажное. Не потребуется тратиться на бумагу, конверт, марки …
Электронная почта похожа на обыкновенную почту. Только вместо бумаги и ручки вы используете клавиатуру, набирая текст письма в окне почтовой программы или браузера. В роли почтовых отделений выступают почтовые серверы, а почтальонами служат каналы Интернета.
Почтовые серверы хранят электронные почтовые ящики пользователей. Как только пользователь заглянет в свой почтовый ящик, он сразу увидит поступившие письма. А дальше – дело нескольких минут (или секунд), чтобы их прочитать.
Персональный почтовый ящик – дисковое пространство на почтовом сервере, выделенное для хранения входящих и исходящих писем пользователя.Адрес электронной почты однозначно идентифицирует почтовый ящик, в который следует доставить сообщение электронной почты. Адрес электронной почты E-mailaddressсостоит: ИмяПользователя@ИмяПочтовогоСервера(домен).
Где первая часть адреса – это ваше имя или псевдоним. Символ @ используется для отделения пользовательского имени от доменного имени сервера.
Современное официальное название символа @ – «коммерческое at». В России пользователи чаще всего называют символ «@» «собакой». Имя почтового сервера имеет крайнюю группу букв, которая обозначает зону ресурсов информационной сети, выделенную владельцу, например, какой-либо стране, международной организации. Например, группа букв ruопределяет принадлежность данного сервера России.

Знаешь ли ты, что в других странах символ «@» ассоциируется
с разными предметами:
Болгария — «кльомба» или «маймунско а» (обезьяна).
Нидерланды — «apenstaartje» (обезьяний хвостик).
Израиль — «штрудель».
Испания — как и мера веса «arroba».
Франция — та же мера веса «arrobase».
Германия, Польша — «обезьяний хвост», «обезьянье ухо», «скрепка», «обезьяна».
Италия — «chiocciola» (улитка).
Дания, Норвегия, Швеция — «snabel-a» «слоновый хобот».
Чехия — «рольмопс» (сельдь под маринадом).
Америка, Финляндия — «кошка».
Китай, Тайвань — «мышонок».
Турция — «розочка».
Сербия — «чокнутая A».
Вьетнам — «скрюченная A».
1.Назови 3-5 основных преимуществ электронной почты перед обычной почтой:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Используя примеры электронных адресов, заполните таблицу.
president@kremlin.ru
serg_popov@mail.ua
admpu-10@list.ru
n.loskutova@vir.nw.ru
svet55555@inbox.ru
ematveev@mail.az
ridel@bk.uz
kayrat@yandex.kz
spacebio@mail.ru
zvezda_444@yandex.ua
|
№ п/п |
Электронный адрес |
Имя пользователя |
Имя почтового сервера |
Страна |
|
1 |
||||
|
2 |
||||
|
3 |
||||
|
4 |
||||
|
5 |
||||
|
6 |
||||
|
7 |
||||
|
8 |
||||
|
9 |
||||
|
10 |
3.Установисоответствие (соединив стрелкой) между названиями папок в почтовом боксе Mail.ru и хранимой в них информацией:
Названия папок
1.Входящие
2. Сомнительные
3.Отправленные
4.Черновики
5.Корзина
Хранимая в папках информация
1.присланные вам письма
2.отправленные вами письма
3.еще не отправленные письма
4.подозрительные письма (спам)
5.удаленные письма
4. В России пользователичаще всего называют символ «@» «собакой». Как ты думаешь почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Установиправильную последовательность действий при создании электронного почтового ящика.
|
Номер действия |
Алгоритм создания электронного почтового ящика |
|
В предоставляющегопочтовые услуги. |
|
|
|
|
|
З отмеченные звездочкой. |
|
|
созданного почтового ящика. |
|
|
В почтовый ящик». |
|
|
|
6. Дополни предложения:
О
тправка нового электронного письма
В почтовом боксе Mail.ru нажать ссылку
____________________________________
2
. Заполнить поля:
____________________________________
_
___________________________________
3. Написать__________________________
____________________________________
4
. Нажать ссылку
_________________________________________________
7. Выбери и обведи один правильный ответ.
Какой из указанных адресов электронной почты является правильным?
-
www. Mail.ru
klass&yandex.ru
klass@yandex.ru
@klass.yandex.ru
В каком поле указываются адреса получателей при отправке электронного письма?
-
Кому
Тема
От кого
Файлы
Какие файлы можно посылать по электронной почте?
-
т
екстовыеграфические
музыкальные
все перечисленные выше
8. Используя данные диаграммы, ответь на вопросы:
1) Какой почтовый сервис является лидером по количеству пользователей
(укажи число пользователей и название почтового сервиса).
__________________________________
___________________________________________________________________________
2) Какой почтовый сервис является аутсайдером по количествупользователей (укажи число пользователей и название почтового сервиса).
_
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Используя данные гистограммы, ответь на вопросы:
1) Для какого почтового сервиса произошло самое большое увеличение количества пользователей? (укажи название сервиса и число)
_______________________________________
_______________________________________
2) На сколько процентов увеличилось количество пользователе й почтового сервиса Яндекс.Почта? Как тыэто определил?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
10. Вдругих странах символ «@» ассоциируется с разными предметами. Используя информацию из текста,заполни таблицу:
|
№ п/п |
Ассоциации |
Страны |
|
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
-
-
О
тметь верные высказывания:
-
Э
лектронная почта – один из самых востребованных сервисов Интернета.
Э
лектронное письмо можно написать любому человеку.
Не удаленные вовремя письма занимают часть памяти твоего компьютера.
И
спользование почтовых сервисов дает возможность посылать сообщение сразу нескольким абонентам.
«
Спам» – необходимое программное обеспечение для работы с почтовыми сервисами.
-
-
Напиши, каким почтовым сервисом пользуешься ты и на чем основан твой выбор?
-
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
адресной строке ввести имя сервера,
Запустить интернет – обозреватель.
арегистрироваться, заполнив поляанкеты,
Автоматически перейти на страницу
ыбрать ссылку «Зарегистрировать
Выбрать ссылку «Регистрация в почте»





