Статья на тему «Игровые технологии при изучении рассказа Рэя Брэдбери "Улыбка"»

4
0
Материал опубликован 8 January в группе

Статья на тему

«Игровые технологии при изучении рассказа

Рэя Брэдбери «Улыбка»

       Зарубежная литература в школе изучается чаще всего поверхностно и в ознакомительном порядке. Отчасти это объясняется небольшим количеством часов на ее изучение. Но знакомиться с культурным наследием разных стран полезно для читателя любого возраста. В 10-11 классах, когда происходит подготовка детей к написанию итогового сочинения, я всегда знакомлю их с рассказом Рэя Брэдбери «Улыбка». Этот рассказ, небольшой по объему, но глубокий по содержанию, ученики принимают с большим интересом.

     Это произведение можно отнести к разделу «Культура и природа в жизни человека», так как его темы позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей, влиянии искусства и новых технологий на человека.

     Несмотря на то, что дети уже взрослые, элементы игры они принимают положительно. И изучение такого непростого по содержанию произведения можно разбавить игровыми моментами.

    На сайте «Квестодел» быстро создаю ребус, в котором зашифрован автор и название произведения. Дети узнают, с каким произведением они будут знакомиться в течение двух уроков. http://kvestodel.ru/generator-rebusov?ysclid=lq5ekbtga9925432984

   С творчеством Брэдбери дети уже знакомились раньше при изучении рассказа «Каникулы». Рэй Дуглас Брэдбери — американский писатель, известный по антиутопии «451 градус по Фаренгейту», циклу рассказов «Марсианские хроники» и частично автобиографической повести «Вино из одуванчиков».

    Перед прочтением текста играем в игру «Ассоциации», дети подбирают ассоциации к слову «праздник», а один из учеников составляет из них «Облако слов» на сайте https://wordscloud.pythonanywhere.com/?ysclid=lq5fu0uflh447113100.

   Праздник для учеников - это радость, смех, улыбки, семья, друзья, подарки.  После прочтения рассказа «Улыбка» ученики увидят, что же является праздником для героев Брэдбери и почему так произошло.

    Блага цивилизации – это область комфорта, а человек дорожит удобствами и наслаждениями. Ему уже трудно представить жизнь без телевизора, телефона, компьютера, самолета. Для многих современных людей ценности духовной культуры уже не в цене, музеи полупусты, классическая литература залеживается на полках, и, как следствие, беднеет речь, теряет свою выразительность, традиции уничтожаются. И… если продолжать, то мы дойдем до логического конца, описанного в рассказе «Улыбка». Самое страшное в этом произведении то, что черты того далекого государства, к сожалению, проступают в нашей жизни. Все уже было или есть сейчас. Жгут книги, крушат памятники, уничтожают культурные ценности.

     Можно предложить игру «Правда или ложь». Предлагаются факты надругательства над памятниками культуры и искусства, дети выбирают, было это на самом деле или нет.

1) В 1956 году посетитель музея кинул в картину «Мона Лиза» камень, чем немного поцарапал краску на холсте. +

2) 25 мая 2018 года прямо перед закрытием музея, во время комиссионного обхода постоянной экспозиции Третьяковской галереи мужчина музея прорвался в уже пустой зал И.Е. Репина и нанес по застекленному полотну картины "Иван Грозный и сын его Иван…" несколько ударов металлической стойкой ограждения". +

3) Инцидент, потрясший мир искусства, произошел зимой 2022 года в «Ельцин Центре» в Екатеринбурге. У героев картины ученицы Казимира Малевича Анны Лепорской «Три фигуры»... появились глаза. Вскоре выяснилось, что их пририсовал охранник – обычной шариковой ручкой. Картину, к счастью, быстро восстановили. +

4) Лондонские экоактивисты залили томатным супом «Подсолнухи» Ван Гога. Картина восстановлению не подлежит. – (Картину спасло от вандалов защитное стекло)

     Рэй Бредбери утверждал: «Главное для меня - это не то, что движет ракетами, а то, что движет людьми». Что же движет людьми в рассказе «Улыбка»?

    2061 год. Цивилизация разрушена. Холод, нищета и полный упадок кругом. Очередь из людей к великой картине Леонардо да Винчи – «Мона Лиза», или «Джоконда». Но не для того, чтобы насладиться искусством, а для того, чтобы надругаться над ним. Люди с утра стоят в огромной очереди, чтобы плюнуть в это полотно. В толпе желающих стоит и мальчик-подросток, Том. Из разговора Тома с мужчиной из очереди, Григсби, мы узнаем, что основная радость для людей из будущего – это разрушить что-то, сломать. Они даже гордятся этим. Для них является праздником рвать и жечь книги на площади, поучаствовать в уничтожении автомобиля.

    Анализируя с детьми этот рассказ, задаемся вопросом: «Есть ли надежда у такого общества?» Финал у рассказа открытый, но дети, находят подтверждения, что в людях осталось еще что-то человеческое.   Дети делают вывод, что цивилизация может быть спасена, а спасенная улыбка Мона Лизы, символизирует чистую душу, которая вернет людей к созиданию. Писатель-фантаст своим произведением предупреждает нас о возможной гибели цивилизации в связи с неразумным употреблением её прогресса.

    После такой серьезной работы на уроке хочется немного разрядить обстановку, внести что-то запоминающееся, и в тоже время закрепить изученный материал. Я разработала викторину на основе игры «Крестики-нолики» на тему «Может ли улыбка спасти человечество».  Шаблон данной игры я нашла на просторах интернета и наложила на него нужные мне картинки и вписала вопросы с ответами.

    Правила игры: Дети делятся на две команды «Крестики» и «Нолики». Каждая команда по очереди выбирает номер вопроса, на который нужно дать ответ. Если отвечает правильно команда «Нолики», в игровое поле ставится «нолик», если ошибается, ставится «крестик». И также с командой «Крестики». Выигрывает команда, которая сможет первой выстроить ряд из трех крестиков или ноликов (по горизонтали, вертикали или диагонали). В данную игру можно поиграть на индивидуальных занятиях, фронтально на уроке, а также с использованием интерактивной доски.  

     И завершающим заданием по изучению «Улыбки» Рэя Брэдбери может стать работа на сайте «Конструктор пазлов» с целью собрать пазлы с изображением картины «Мона Лиза». На данной странице вы можете создать пазл из любой фотографии с интернета или вашего устройства. Можно выбрать уровень сложности, количество пазлов. И собрав репродукцию с картины Леонардо да Винчи, дети еще раз полюбуются чудесной улыбкой Мона Лизы.

    Благодаря игре, на уроках изучения сложных философских произведений обучающиеся учатся правильно формулировать и обосновывать собственную точку зрения, умело вести дискуссию. Игра на уроке – это не забава, а труд, сложный, но интересный. Играть можно и в первом классе, и в одиннадцатом.  Игровые технологии делают урок литературы интересным, разнообразным, содержательным, учат находить общий язык с товарищами и иногда помогают увидеть детям в книгах то, что они могли не заметить при прочтении.

 


 


 


 


 


 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации