12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рахманкулова Ирина Андреевна137
Люблю детей, а особенно обучать их, давать наставления, помогать в трудных ситуациях.
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
5

Статья на тему «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей по математике: проблематика и мониторинг эффективности»

Статья на тему «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей по математике: проблематика и мониторинг эффективности»

В современном обществе высоко ценятся интеллект, креативность, творческие способности. Эти качества считаются основными ресурсами для решения глобальных проблем, поэтому федеральный государственный образовательный стандарт уделяет особое внимание развитию одарённости и индивидуальности детей.

С ростом новых технологий и компьютеризацией всех сфер жизни значительно возросла роль математики. В ходе изучения этой науки школьники учатся ставить цели и находить различные пути решения проблем, планировать, логически мыслить, строить алгоритмы, развивают пространственное воображение. В связи с этим в системе современного образования возникла необходимость психолого-педагогического сопровождения одарённых детей по математике.

Такое сопровождение представляет собой создание условий, при которых учащиеся имеют возможность саморазвития, учатся управлять своей учебной деятельность и психическим состоянием во время учёбы. Формирование образовательной среды, способствующей развитию одаренности - задача учителя. Именно педагог должен находится рядом, поддерживая ученика и направляя развитие его уникальных способностей.

Одарённые дети наделены нестандартным мышлением, отличаются психическим развитием. Одна из задач современной системы образования сделать обучение математике для таких школьников комфортным. При психолого-педагогическом сопровождении одарённых детей важно следовать нескольким принципам:

предоставление разнообразных возможностей для развития личности ребёнка;

широкий спектр внеурочной деятельности;

индивидуализация и дифференциация обучения;

преобладание совместной работы учащихся с минимальным участии педагога;

свободный выбор наставников и видов помощи учениками.

Кроме того, сопровождение одарённых детей возможно при выполнении следующих условий:

внимание педагога к различиям в признаках и видах одарённости у разных детей, а также к различиям в уровнях развития интеллекта, мотивации, творческих способностей и т.д.;

поддержка детей во время адаптации при переходе из начального в среднее, а затем в старшее звено;

индивидуальный подход к развитию личных качеств одарённых детей при изучении математики.

Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение талантливых детей при обучении математике необходим регулярный мониторинг эффективности работы. Критериями эффективности можно считать следующие:

- повышение уровня успеваемости и индивидуальных достижений учащихся по математике;

- увеличение числа участников в различных олимпиадах, конкурсах, проектной деятельности среди одарённых детей;

- умение учащихся решать задачи повышенной сложности самостоятельно;

- общая удовлетворённость детей обучением математике, интерес к предмету;

- выбор математической либо технической специальности в будущем.

В сопровождении одарённых детей по математике можно выделить несколько основных направлений работы.

Научное сопровождение. Одарённые дети обычно инициативны и испытывают потребность в умственном труде, но предпочитают независимость. Поэтому необходимо создавать условия для индивидуализации обучения математике. Так, учитель может использовать индивидуальные задания либо строить собственную траекторию обучения для каждого талантливого ученика. Программы индивидуального сопровождения особенно важны для учащихся – победителей и призёров олимпиад по математике различных уровней, которые нестандартно мыслят и хорошо эрудированы.

Организационно-методическое сопровождение. Одарённых детей необходимо сопровождать по математике не только на уроках, но и во внеурочное время. Они любознательны и их образовательные потребности быстро растут и меняются, поэтому важно поддерживать их способности, особенно при переходе в следующее звено. Задача педагога – организовать участие школьников в олимпиадах, в том числе дистанционных, чемпионатах по математике; внедрять проектную деятельность, модульное обучение. Важное место здесь занимает дополнительное образование. Можно предложить ребёнку курсы по математике, физике, инженерии, информатике и т.д. В среднем и старшем звеньях необходимо уделить должное внимание профориентации и привлечь ребят к выбору технических специальностей в учебных заведениях.

Аналитическое сопровождение. В ходе сопровождения одарённых детей важно создать открытое информационное поле как для самих учащихся, так и для их родителей. Школьники должны видеть свой результат и динамику. Для этого можно вести индивидуальные карточки достижений по математике, заполнять портфолио, вести мониторинг за изменениями и регулярно представлять информацию в виде схем, таблиц или диаграмм.

Тема сопровождения одарённых детей требует от учителя уникальной методики обучения. Для этого необходим профессиональный опыт, багаж теоретических знаний по предмету, умение применять их на практике, а главное желание внедрять в систему образования новые прогрессивные технологии. Но именно в результате такой деятельности педагог будет воспитывать достойных граждан своей страны, а также расти и совершенствоваться сам.






Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.