Статья на тему «Рекомендации для родителей будущих первоклассников: что должен знать ребёнок при поступлении в школу»
Рекомендации для родителей будущих первоклассников: что должен знать ребёнок при поступлении в школу (логопедический аспект)
Подготовил: учитель-логопед
ГБУ ДО ЦППМСП,
Валиулина Виктория Борисовна
Здравствуйте, уважаемые родители будущих первоклассников!
Для успешного обучения в школе, перед поступлением в первый класс, ребёнку необходимо иметь знания о себе, своих родителях, окружающем мире; базовые математические навыки и хорошо развитую речь, которая является основой для дальнейшего овладения грамотой, то есть чтением и письмом.
Рассмотрим подробнее, какие знания умения и навыки должны быть сформированы у будущего первоклассника с логопедической точки зрения.
1. Чётко произносить все звуки речи, иметь хорошую артикуляцию.
Это ОЧЕНЬ ВАЖНО, потому что ребёнок, имеющий недостатки звукопроизношения, опираясь на своё неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
Ошибочно надеяться, что недостатки звукопроизношения исчезнут по мере взросления ребёнка, т.к. они могут прочно закрепиться и перейти в стойкое нарушение.
2. Иметь хорошо развитый фонематический слух, восприятие, анализ, синтез:
- знать разницу между гласными и согласными звуками;
- различать твёрдые и мягкие согласные;
- выделять определенный звук в слове интонацией;
- определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
- определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
- определять количество слогов в словах;
- определять ударные слоги, ударные гласные в структуре произносимых слов, отмечать значком «ударение» ударные гласные;
- составлять предложения из 2-4 слов, понимать, что слова в предложении произносятся в определённой последовательности;
- называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения).
Это нужно для того, чтобы не допустить следующих нарушений на письме:
- замены букв, соответствующих, фонетически близким звукам, т.е. схожими по звучанию. При этом в устной речи звуки произносятся правильно, а на письме смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.: бочка-почка, Ваня-Фаня, дом-том), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.: крыса-крыша, жук-зук), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.: печка-Петька, цветок-светок).
- неправильное обозначение мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.
- пропуски букв и слогов;
- перестановка букв и (или) слогов;
- недописывание слов;
- написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук";
- повторение букв и (или) слогов;
- контоминация – перенос слога предыдущего слова («стожка» - стол, ложка).
- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").
3. Иметь сформированные лексико-грамматические категории и связную речь:
- уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и отличия;
- рёбенок должен различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
- правильно изменять слова по падежам и числам;
- называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
- изменять слова, образуя новые (например: варенье из сливы – слИвовое варенье; грива льва – львиная грива и др.);
- правильно употреблять трудные формы знакомых слов (например: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.)
- понимать многозначность слов (например, иголка: швейная, медицинская, ежиная, еловая, сосновая; идёт: человек, дождь, поезд, время, письмо, урок, дым из трубы, платье и т.д.),
- использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением: трусливый-смелый, широкий-узкий, труд-безделье);
- отвечать на вопросы и уметь их задавать;
- последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
- сказать несколько предложений о заданном предмете;
- составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
- самостоятельно составлять связный рассказ (по картинке, серии сюжетных картин) не менее, чем из 6-7 предложений;
- составлять рассказы из личного опыта;
- заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения, интонационно разнообразно передавать их в зависимости от содержания;
- отгадывать загадки.
Это нужно для того, чтобы избежать аграмматичного письма: ребёнок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой ("красивый сумка", "веселые день"). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Для развития речи полезно читать вслух с интонацией вместе с ребёнком и обсуждать прочитанное. Учите ребёнка чётко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с лёгкостью мог отвечать на уроках.
Побуждайте ребёнка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали, просите разъяснить его же точку зрения, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты думаешь, что произойдёт, если…?» и т.д.
Полезными будут игры для развития словарного запаса и связной речи: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «горячий» – он бросает обратно, отвечая «холодный», аналогично «широкий» – «узкий», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков: сочное, круглое, спелое, печёное, большое, красное, висит, падает, катится, … (яблоко), и, наоборот, … - Подбери как можно больше признаков, действий к заданному слову: ветер (какой?) осенний, холодный, свежий, порывистый, тёплый, слабый, ласковый, нежный, легкий, приятный и т.д., ветер (что делает?) дует, сдувает, шевелит, обдувает, ласкает, веет, раскачивает, сбрасывает, приподнимает, а также просите ребёнка составить рассказ по картине, серии сюжетных картин, о каком-либо предмете и многие другие.
4. Иметь хорошо развитую мелкую моторику, благодаря которой движения кистей и пальцев становятся точные, координированные, что необходимо для обучения письму, следовательно, будущий первоклассник должен:
- правильно держать и свободно владеть карандашом, ручкой, кисточкой при разных приёмах рисования;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- писать по образцу печатные буквы;
- уметь копировать фразы, простейшие рисунки;
- складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
- закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
- проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
- рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
- изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
- передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;
- аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
- лепить из пластилина и глины;
- клеить и делать аппликации из цветной бумаги.
Развитая моторика поможет не только с легкостью выполнять все творческие школьные задания, она непосредственно связана с овладением навыком письма и с качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой из пластилина, солёного теста, глины; рисованием, в том числе нетрадиционными способами: нитками, песком, мыльными пузырями, ватными палочками, пальцами и т.д.; собирайте паззлы, создавайте вместе украшения и поделки – пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.
5. Иметь развитое внимание:
- выполнять задание, не отвлекаясь около 20 минут;
- находить 10 отличий между предметами;
- удерживать в поле зрения не менее 10 предметов;
- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
- копировать в точности узор или движение;
- уметь находить одинаковые предметы.
Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у...
Если у ребёнка недостаточно сформированны зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез, то он может не улавливает тонких различий между буквами, а это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме, таким как:
- недописывание элементов букв (связано с недоучётом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление «лишних» элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
Для развития зрительного внимания и предотвращения возможных ошибок, целесообразно использовать игры «Найди отличия», «Лабиринты», «Графический диктант», «Корректурная правка» и многие другие.
Важно!
В процессе работы хвалите ребёнка, верьте в него и всё обязательно получится!
Желаю Вам успеха!
5
Шабанова Алёна