12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ибрагимова Насиба Исмаиловна727
Работаю логопедом. Имею первую квалификационную категорию по специальности"Учитель истории и ообществознания".Прошла переподготовку по программе:"Коуч в образовании:организация работы учителя-наставника"
Россия, Новгородская обл., Великий Новгород

Статья на Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»

Учитель истории и обществознания Ибрагимова Н.И.

«Опыт использования семейных архивов в изучении истории Великой Отечественной Войны»

Аннотация.

В данной статье представлен опыт работы по мотивации учащихся к обучению через изучение семейного архива.

Одно из условий эффективности обучения дисциплине «История» является умелое использование принципа мотивации. Для развития личности в процессе обучения, я считаю, важно создавать разностороннюю мотивацию. Изучая мотивацию учебной деятельности, в ходе опроса выявлено, что учащиеся выбирают историю любимым предметом и имеют самую высокую мотивацию. Для них важен внешний мотив, новизна предмета как познавательный мотив. Но в процессе овладения историей уже на средней ступени обучения, отношение к предмету меняется, возникает снижение интереса из-за объективных и субъективных причин, в силу психологических особенностей развития подростков, так как им недостаточно тех стимулов, которых было достаточно для младшего школьника: похвалы, поощрения. Подросток стремится выразить себя и выразить не только в результатах своей учебы, но и во внутреннем духовном мире. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с некоторыми трудностями обучения. Управление мотивацией обучающихся является одной из центральных проблем методики обучения в школе. В связи с этим перед учителем стоит задача создания обстановки такого общения в процессе, максимально приближенном к естественным условиям. И вот здесь важным стимулом к повышению мотивации может стать семейный архив, фотографии, документы, которые являются свидетелями героического прошлого.

Проблема сохранения исторической памяти народа одна из самых актуальных проблем нашего времени. Она важна для любой нации. Без знания истории края, своих корней, деяний прошлых поколений рвется нить, связующая эпохи, рушится преемственность поколений.

Архивы играют огромную роль в сохранении социальной и исторически значимой информации. Они являются хранилищами опыта цивилизации, накопленного на протяжении веков. Они делают этот опыт доступным для всех и, кроме того, обеспечивают базу исторических исследований.

Через доступ к архивной информации историки, краеведы получают возможность пролить свет на факты прошлого и развить у молодого поколения интерес к истории и традициям и своей страны.

Вместе с тем, нельзя недооценивать роль семейных архивов, которые в ряде случаев являются свидетелями целой эпохи. Семейные архивы существенно дополняют официальные материалы, а также играют огромную роль в укреплении связи поколений.

Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребенка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей ее граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников. Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах ее изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышению ее интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.

В нашей гимназии в течении второй четверти ученики 8-9 классов осваивали программу «Путь к исторической правде». Данный курс был подготовлен архивной службой и министерством образования Новгородской области по поручению губернатора области Андрея Никитина. Программа была создана для того, чтобы дети глубже разбирались в истории и уже могли формировать свои взгляды. Также это один из способов отличать достоверную информацию от лживой. В программе 4 блока:

1.Виды документов и их характеристика. Правила работы с историческими источниками.

2.Роль архивов в сохранении исторической памяти.

3.Отражение события в архивных документах

4.Работа с личным архивом.

В ходе изучения данной программы мы с учащимися посетили Государственный Архив новейшей истории. Ребята познакомились с видами архивных документов, условиями их хранения, правилами работы с историческими документами, узнали о роли архивов в сохранении исторической памяти.

t1672758702aa.jpg



Затем прошли «уроки с экспертом» и учебная конференция. Ребята восстанавливали биографию родного человека, прадедушки или прабабушки, на основе биографического квеста.

По отзывам учащихся такой формат работы им был очень интересен. Было подготовлено много интересных проектов. Ребята с гордостью рассказывали, о представителях своей семьи, были проекты, подготовленные совместно с родителями. В ходе работы конференции были представлены проекты по значимым, порой до слез прочувствованным темам: «След войны в моей семье-из истории подводной лодки Л-24»,» Мне есть кем гордиться!», «Герой моей семьи».(презентации прикреплены)

Ученик 8» С» класса Моисеев Кирилл рассказал, что участвовал на раскопках летом в составе поисковой экспедиции и одним из главных мотивов является его интерес к изучению уроков истории.

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.» Леонардо да Винчи. Желание учиться, постигать новое, стремиться работать над собой –это мотивирует к новым свершениям и победам.



Литература.



1.Лекция «Семейный архив-что сохранить и зачем». Кирилл Переходенко.

2. Роль семейного архива в генеалогическом поиск


Проект "Герой моей семьи"
DOCX / 9.34 Мб
"След войны в моей семье-из истории подводной лодки Л-24"
PPTX / 5.03 Мб



y1672761542.jpg
Выступление на конференции ученицы 8"С" класса Черкасовой А.
На z1672764013.jpg
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.