12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена17

Бойкова Е.В.

Трудовое воспитание советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на материалах архивов Воронежской области)

В настоящее время основным направлением деятельности всей образовательной системы России является формирование потенциально новых концептуальных основ дальнейшего развития российского образования на долгосрочную перспективу. Глубина и масштабность намечаемых преобразований требует от работников образования объективного подхода к оценке тех или иных фактов и явлений в истории отечественного образования, а так же разумного использования столь популярных сейчас «инноваций». Многие из них при внимательном анализе оказываются далеко не новыми, а повторяют ранее высказывавшиеся идеи или практические мероприятия, осуществленные в других исторических условиях. Практическая значимость данного исследования состоит в том, что научная разработка поставленной проблемы (на материалах Воронежской области) позволяет подробно учитывать достижения и успехи советской системы образования и, в свою очередь, избегать те негативные влияния, которые были свойственны отечественной школе в 40-е г. XX века.

***

Перестройка народного хозяйства страны в соответствие с условиями военного времени потребовала серьезного внимания к проблеме воспитании детей и подростков. Газета "Известия" писала в октябре 1942 г.: "Наша школа в довоенный период не умела в достаточной мере прививать детям труд готовить их к практической работе" [1].
В 1941г., когда остро переживалась горесть военных поражений и неудач, особенно явственно обнаружила неподготовленность массы школьников к труду в различных отраслях народного хозяйства. Исследователь С.А. Черник подчёркивал в своей монографии: "Потребовались энергичные усилия, значительные расходы и время для преодоления этого недостатка советской школы. В ее жизнь властно вторгался производительный труд, который наряду с учебным трудом учащихся становился одной из главных черт работы школы в годы войны"[2]. 
Газета "Правда" весной 1942г опубликовала статью, посвящённую вопросам воспитания учащихся в условиях войны. "...смелее привлекать подростков, детей, - говорилось передовице, - к посильному участию в весенне-летних работах в поле и на огородах, сбору металлического лома и работе в мастерских, к заготовке топлива для своей школы ; к помощи фронтовиков. Помимо того, что ребята окажут непосредственную помощь Родине в тяжелый час, участие в труде явится могучим средством воспитания подрастающего поколения"[3]. 
Призыв в армию миллионов трудоспособных мужчин поставил сельскохозяйственное производство перед необходимостью широко привлекать к труду учащуюся молодёжь. Уже в первые дни войны Воронежские пионеры, отдыхавшие на заводской базе завода им. Коминтерна, узнав о нападении фашистов заявили: " Зная о том, что многие колхозники ушли на битву со злейшим врагом человечества - фашизмом и, что колхозы ощущают недостаток в людях единодушно решили вместе с колхозниками вести борьбу за получение урожая без потерь" [4]. 
В самый тяжёлый для Воронежской области второй военный год "труд школьников, - по словам заведующего облоно. т. Козлова, - был одним из решающих факторов сельскохозяйственного производства"[5]. Дети и подростки самоотверженно работали на колхозных полях. Об этом говорят такие факторы. Ученица 5 класса Архангельской средней школы Шура Глаголева в 1942 г за время каникул выработала в колхозе 100 трудодней. Пионеры из колхоза "Красный колос" Токайского района на пашне ежедневно давали больше нормы. А подростки из колхоза "Хлебороб" перевыполняли задание вдвое[6]. 
После освобождения территории Воронежской области от немецко-фашистских захватчиков участие школьников в сельскохозяйственном производстве стало более организованным и результативным. В частности, по каждой школе, в каждом районе был составлен конкретный план подготовки учителей и учащихся к летним полевым работам. Совместно с земельными органами и райисполкомами они были распределены по колхозам и совхозам. Дети колхозников закреплялись за теми колхозами, в которых работали родители.

В период оккупации и боевых действий колхозы и совхозы Воронежской области потеряли значительную часть своего семенного фонда, что стало серьёзной проблемой при подготовке к весеннему севу. Особенно острый дефицит испытывало сельское хозяйство края в посевном материале картофеля. В докладе на XII пленуме обкома ВКП(б) заведующий совхозным отделом т. Апин выступил со следующим предложением: "для посева 1 гектара картофеля требуется 15 центнеров клубней. Это количество можно заменить 4 центнерами верхушек клубней, которые по существу являются промышленными отходами. Если на 50% картофельных полей высадить верхушки клубней, это позволит сэкономить 200-250 тысяч центнеров ценного продукта питания" [7]. Это предложение было поддержано участниками пленума. 
По инициативе Воронежского обкома ВЛКСМ среди пионеров и комсомольцев области развернулось соревнование по сбору верхушек картофеля. Учащиеся Грачёвского района собрали к весенней посевной компании 2 тонны верхушек клубней картофеля, Кантемировского района - 6,5 тонн. К маю 1944 г по данным из 45 районов области учащимися было собрано и сдано государству 812 тонн верхушек клубней картофеля и 186 тонн других семян [8]. Всего по Российского федерации в 1943-1944 учебном году школьники собрали 225 тысяч ко посадочного материала [9].
В мае 1943г учителя и учащиеся Грачевского района обратились с призывом ко всем учителям и учащимся области помочь колхозам и совхозам в успешном выполнении сельскохозяйственных работ. В своём обращении , опубликованном в газете "Коммуна", они писали: "желая от всей души приблизить час победы над ненавистным врагом, учащиеся и учителя Грачевского района берут на себя обязательств свои и честным и самоотверженным трудом на колхозных и совхозных полях активно помочь делу укрепления военной и хозяйственной помощи нашей любимой Родины" [10]. 
На призыв грачевцев откликнулись тысячи учителей и учащихся Воронежской области. Две тысячи школьников Подгоренского района очищали поля от сорняков, ухаживали за школьными плантациями. Учащиеся младших классов совхоза "Опыт" вручную пропалывали посевы овощей, перевыполняя дневную норму на 20-25%, а после работы под руководство учительницы-комсомолки П.М. Севастьяновой организовывали концерты художественной самодеятельности для своих односельчан. За половину июля 1943г пионеры сельхозартели "Красный хлебороб" пропололи 33 гектара зерновых и бобовых культур, полили 4 тысяч кустов капусты. Ученики 5-6 классов собрали и сложили в копны сена на 20 гектарах. В колхозе им. Чапаева школьницы Раиса Лопатнева, Наталья Сусличенко, Таня Изотченко за две декады выработали по 63 трудодня каждая[11].Соревнуясь друг с другом, школьники Левороссошанского района, отмечала газета "Коммуна" 21 июля 1943г выработали в течение лета не менее 80 трудодней на каждого. До борьбы с сорняками на колхозные роля Хворостянского района ежедневно выходило до 2 тысячей детей[12].
В августе 1943г комсомольцы колхоза им. Орджоникидзе Старокриушанского района стали инициаторами борьбы с потерями урожая. Здесь из школьников был создан отряд, который занимался сбором колосьев на полях после механизированной уборки хлебов. Ребята под руководством комсомолки Маруси Глушко собирали по 3 центнера зёрна в день. Летом 1944г это начинание было поддержано в большинстве колхозов и совхозов области. Заведующий Облоно С.В. Винокуров в своём выставлении по радио рассказывал: "В сборе колосьев принимали участие даже первоклассники. Всего в последний военный год с собранных школьниками колосьев было намолочено 687845 пудов зерна" [13]. 
В целом, массовое участие детей и подростков в колхозно-совхозном производств в годы войны имело огромное экономическое значение. В 1943г в Воронежской области в сельскохозяйственных работах участвовало 8455 учителей и 122321 школьников. Они выработали 4685 тысяч трудодней. Первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании заняла Липчанская семилетняя школа Радченского района, получившая первую республиканскую премию[14]. За отличные показатели работы в сельском хозяйстве на областную "Доску почёта" были занесены лучшие учителя и учащиеся: А.П. Колесникова – учительница Грачевской средней школы, Е.И. Павлова – учительница Бреславской неполной средней школы Грачевского района, Ученики Грачевской средней школы: Василий Голощапов, Надежда Игринева, Антонина Попова, Кустовы Варвара и Мария – ученицы Завальской средней школы и др. В среднем на каждого названного труженика выработка составила 155 трудодней [15].

О том, какой ценой давались победы в сельскохозяйственном производстве, рассказывает ученица Липчанской семилетней школы А. Прядкина (Назаренко): «Окончив занятия, с мая по октябрь мы работали в колхозе. Молотить хлеб было трудно, а мы работали от восхода до захода солнца. Я подавала снопы пшеницы. Кожа на руках и ногах была похожа на сито от большого количества заноз. О перчатках и чулках речи не было. На уборке подсолнуха набивали волдыри. Но никто не плакал, не жаловался... В колхозе не было не только тракторов, но и плугов и лошадей. Наши мальчики пахали на коровах под присмотром матерей. Летом пололи. Поле длинной 3 километра, в один конец и назад пройдём до обеда под палящим солнцем. Еда была скудной: кусок хлеба и бутылка молока. Заготавливали сено, вязали снопы, рубили косами подсолнухи... Не было среди нас трудных подростков, все работали от восхода до заката солнца, думы наши были только о победе, и для неё мы отдавали все силы" [16]. Рассказ о трудовом подвиге липчанских школьников вошёл в сборник "Юные патриоты", опубликованном в Воронежском областном книжном издательстве в 1944г.

Следующий хозяйственный год был ознаменован новыми трудовыми усилиями школьников в сельскохозяйственном производстве. Летом 1944г. в работах на полях Воронежской области участвовало 5170 учителей и 203660 учащихся, они выработали более 11 миллионов трудодней. По данным из 45 районов области во внеурочное время школьники заготавливали и вывезли на поля 14480 тонн удобрений, провели снегозадержание площади 1180 гектаров, очистили от сорняков 148 тысяч гектаров. Лучшими в 1944 г стали Токайский, Радченский, Грачевский районы. Первое место в областном социалистическом соревновании вновь заняла Липчанская семилетняя школа Радченского района. 
В целом, по РСФСР в последний военный год в сельскохозяйственных работах участвовало 3899806 учащихся, выработавших 153531392 трудодня и заработавших 23772459 рублей [18].

Эти цифры убедительно доказывают, что сельскохозяйственный труд детей и подростков в годы Великой Отечественной войны, развёрнутый в государственных масштабах, имел огромное экономическое значение. Кроме того, непосредственное участие школьников в полевых работах способствовало конкретизации и углублению знаний учащихся по предметам естественного цикла, содействовало выработке навыков культуры производительного труда. 
Не менее важным направлением деятельности школьников было их участие в сборе лекарственных трав, ягод, грибов. Началом социалистического соревнования комсомольцев и пионеров Воронежской области по сбору лекарственных трав и ягод стало постановление бюро обкома ВЛКСМ от 3 октября 1941 г. "О работе комсомольских организаций по сбору дикорастущих лекарственных и пищевых растений". Руководимые комсомольскими организациями воронежские школьники стали активными участниками Всесоюзного соревнования по сбору лекарственных трав, объявленного ЦК ВЛКСМ и Наркомздравом РСФСР. Только за 1945 г. в области было собрано около 40 тонн лекарственных растений для нужд заводов Медфармпрома и аптечной сети. За победу во Всесоюзном соревновании комсомольских и пионерских организаций, за лучшую организацию и активное участие в выполнении планов заготовок дикорастущих полезных растений Воронежской областной комсомольской организации по итогам 1945 г было присуждено переходящее Красное знаемя ЦК ВЛКСМ и Наркомздрава РСФСР . 
Весной 1945 г. учащиеся области включились в компанию по закладе лесов и охране зеленых насаждений. Школьники взяли на себя обязательство в течение года посадить не менее 10 деревьев или 15 кустарников каждому, добиться их полной приживаемости. В планы сельскохозяйственных работ с учащимися на 1945-1946 учебный год была включена работа по посадке новых плодово-ягодных садов и уходу за существующими насаждениями.

После освобождения Воронежской области от немецко-фашистских захватчиков дети и подростки повсеместно помогали в строительстве, восстановлении общественных заданий, расчистке и ремонте улиц, участвовали в заготовках и подвозе топлива и прежде всего в работах по восстановлению, приспособлению школьных помещений, детских учреждений, в производстве и ремонте их мебели и оборудования. Только за последний военный год Воронежские школьники "провели 10 воскресников по восстановлению родного города . Это способствовало приобретению учащимися полезных умений и навыков, воспитывало в них трудолюбие и дисциплинированность.

Исключительно важным и общественно значимым направлением приложения сил и труда школьников явилась работа оборонного характера. Воронежские школьники фронтовых и прифронтовых районов собирали трофейное оружие и имущество, строили защитные сооружения, вместе со взрослыми несли службу в местных гражданских подразделениях ПВО. Так, подростки Архангельского, Бутурлиновского, Хреновского районов зимой 1943 г. следили за состоянием дорог, по которым подводились к фронту войска, вооружение, боеприпасы. Чулокская неполная средняя школа Бутурлиновского района, за эту работу получила благодарность от командования Н-ской части. 97 учеников Левороссошанского района в декабре 1942 г в течение 10 дней поддерживали в порядке посадочную площадку одного из боевых аэродромов [19].

За 6 месяцев оккупации немецко-фашистскими войсками Богучарского, Кантемировского, Верхнемамонского районов Воронежской области, где проходила линия фронта, фашисты создали глубокоэшелонированную оборону, заминировав свыше 100 километров территории этих районов по правому берегу реки Дон. После изгнания оккупантов, освобождённые районы представляли собой сплошные минные поля. Житель Богучара И.И. Татаренков вспоминает: "Фашистов выбили, а страх смерть остался... теперь убивала земля. Тот чернозём, который должен был нести жизнь изголодавшимся мирным людям. Сотни тысяч мин оставили в земле захватчики. Каждый день на Богучарских улицах слышался страшный материнский плач. А у нас, мальчишек и девчонок, которые пока ещё были живы, выработалась привычка: если где-то раздавался взрыв, мы просто мчались домой, чтобы матери знали - на этот раз их дом миновала беда"[20].

В апреле 1943г бюро Воронежского обкома ВКП(б) приняло постановление "О подготовке минеров". Ввиду отсутствия в районах достаточного количества взрослого мужского населения, ушедшего на фронт, отряды саперов создавались из девушек и подростков, прошедших специальный курс обучения. Весной 1943 г. к разминированию приступили отряды мальчишек в Богучаре, Островке, Верхнем Мамоне. И.И. Татаренков пишет:"... Жили мы тогда одними нервами. Проклятые мини снились ночами. Только закроешь глаза - поплыла земля, кочки, травинки, сантиметр за сантиметром. В Осетровке был один трактор на несколько колхозов. Когда он выехал в первый раз в поле, впереди снова пошли мальчики-минеры... Почти никого из нас не обошёл тот случай, когда говорят, что минёр ошибается лишь однажды. Стали инвалидами Василий Гаврилович Попов, Николай Прокофьевич Дергунов, Михаил Дмитриевич Дергунов, Иван Васильевич Павленко, многие другие. Когда война лишала их рук, ног они были Васями, Колями, Мишами..."[21].

На курсах минёров при Богучарском райсовете Осавиахима за период с февраля 1943 г. по май 1947 г. было обучено 248 подростков. Трое из них - Георгий Зайцев, Миша Звозников и Евгений Седов погибли при разминировании Богучарского района. Женя Седов всегда помогал младшим ребятам, учил их, даже своей смертью он дал им урок. "Было это 29 мая 1945. Вместе со своими сверстниками Женя шёл в цепи по полю. Нашёл очередную мину, снял один взрыватель, другой и вдруг крикнул: "Ложитесь! У неё ещё один взрыватель!" Это все, что он успел сказать в свой последний миг. Но спасённые им товарищи узнали, что бывают мины и с тремя взрывателями..." Всего за годы войны богучарскими минерами-подростками было обезврежено 63716 противотанковых мин различных типов, 12623 противопехотных мин и 974968 артснарядов и авиабомб[22].

В декабре 1944 г областная газета "Коммуна" сообщила об окончании работ по разминированию Воронежской области. Всего на ее территории было извлечено 12263 противопехотных и противотанковых мин, уничтожено 1194323 взрывоопасных единицы (снаряды, минометные мины, авиабомбы, гранаты), очищены все здания, 651 км дорог, прилегающих к 328 населённым пунктам [23]. Огромный вклад в разминирование края внесли Воронежские подростки-минеры, проявившие мужество и незаурядную храбрость в этой опасной работе.

Большая работа проводилась детьми в госпиталях. Ребята организовывали выступления перед ранеными бойцами о командирами, читали им газеты, писали письма родным и близким. Школьники Кантемировской и Журавской семилетних школ за заботу о раненных фронтовиках получили письменную благодарность бойцов, командиров и руководства госпиталя[24].

Анализ фактов позволяет сделать вывод о том, что школа, пионерские и комсомольские организации Воронежской области вели многообразную и целенаправленную работу по мобилизации детей и подростков на активное участие в общественно полезном труде. Массовые патриотические дела молодёжи оказывали сильное воспитывающее влияние на всех учащихся школ. Непосредственное участие в трудовой жизни края расширяло жизненный опыт школьников, обогащало их полезными знаниями и навыками, делало теоретические знания конкретными и доступными, помогало подросткам определить свое место в жизни, избрать собственную профессию. Общественно полезная деятельность школьников в годы Великой Отечественной войны была не просто физическим трудом той или иной степени значимости. Она прежде всего стала проявлением дисциплины, сознательности и патриотизма детей военной поры.

В заключении следует отметить, что фактический и статический материал статьи может быть использован преподавателями школ Воронежской области на уроках по истории Великой Отечественной войны.


 

Примечания

Известия.-1942.-24 марта

Черник С.А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны: историко-педагогическое исследование. -М; 1984. –С.198.

Правда.-1942.-24 марта.

Записки Воронежских краеведов.- Вып.2.-Сост. А.И.Гайвороновский .- Воронеж, 1983.-С.108.

Государственный архив Воронежской области (далее ГАВО). Ф. 2669. Оп. 1. Д.11. Л.25об.

Коммуна.- 1942.-18 сентября.

Центр документации новейшей истории Воронежской области (далее ЦДНИВО). Ф.3. Оп. 1. Д. 4372. Л.54.

ГАВО. Ф. 2669. Оп. 1. Д. 35. Л.43.

Черник С.А. Советская общеобразовательная школа…-С.211.

Коммуна.- 1943.-29 мая.

Там же.-10 июля.

Там же.-30 июня.

ГАВО. Ф. 2669. Оп. 1. Д. 184. Л.17.

ЦДНИВО. Ф.8. Оп. 2. Д. 169. Л.145.

ГАВО. Ф. 2669. Оп. 1. Д. 86. Л.4-5.

Сельская новь.-1985.-9 мая.

Юные патриоты. Рассказ пионеров и комсомольцев Воронежской области о том, как они помогают фронту в дни войны. - Воронеж, 1944.-С.33-36.

Черник С.А. Советская общеобразовательная школа…-С.211.

ЦДНИВО. Ф.8. Оп. 2. Д. 169. Л.145.

Комсомольская правда.-1984.-9 мая.

Там же.

Там же.

Коммуна.- 1944.- 9 декабря.

ГАВО. Ф. 2669. Оп. 1. Д. 35. Л.42.


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.