12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Харченко Кристина Юрьевна65
Россия, Коми респ., Ухта
0

Статья «Персональная стратегия подготовки к контрольным и экзаменам: как выстроить»

Персональная стратегия подготовки к контрольным и экзаменам: как выстроить

 

Экзамен – это несомненный и сильный стресс для школьника, и его боятся практически все учащиеся, независимо от уровня успеваемости. Реакция может проявляться по-разному, от агрессии до полной апатии, но в любом случае важно преодолеть собственный страх и достойно выстоять перед этим непростым испытанием. Контрольная, проверочная, срез знаний – это просто этап, после которого жизнь продолжается.

Сегодняшний день предъявляет к детям высокие требования, и подготовка к сдаче дисциплины – не исключение. Часто объём материала кажется неподъёмным и слишком большим для восприятия, и ребёнок просто не может найти в себе силы приступить к изучению. Каждый человек индивидуален и имеет собственный ритм обучения. Это касается скорости усвоения информации, длительности хранения знаний в памяти, способностей к обработке данных и многого другого.

Существует несколько стратегий поведения при подготовке к экзамену, подходящих как для гуманитариев, так и любителей точных наук. Для того, чтобы работа с материалом была наиболее плодотворной и не превратилась в бесплодную трату ресурсов, можно соблюдать несколько рекомендаций:

1. Организация времени. Это очень важно, потому что различные дисциплины требуют разного количества времени на подготовку: от одного-полутора лет до нескольких месяцев. Начинать подготовку слишком рано тоже не стоит, так как могут появиться новые требования, стандарты и форматы ответа. Необходим чёткий график обучения, соответствующий суточным циклам активности ребёнка и общей учебной нагрузке.

2. Баланс нагрузок и отдыха. Работая без перерыва, мозг устаёт, и с течением времени ребёнку нужно всё больше времени на восстановление ресурсов организма. Усталость накапливается, человек начинает прокрастинировать, то есть искать повод для того, чтобы откладывать работу на неопределённый срок без объективных причин. Важно соблюдение режима дня, полноценный сон и физические упражнения, способствующие поддержанию активности.

3. В период подготовки к сложным жизненным испытаниям будет полезно обучиться методике аутотренинга и саморегуляции. Уравновешенный школьник способен мобилизовать силы в необходимый промежуток времени, а значит, он может добиться большего успеха, даже если не обладает исчерпывающими знаниями по предмету. Навыки дыхательных или релаксационных практик пригодятся в дальнейшем.

Очевидно, что наиболее успешно сдаются те предметы, которые понятны и близки учащемуся. При этом важно, чтобы материал изучался не в последнюю ночь перед сдачей, а в течение всего периода обучения. Однако нередка ситуация, когда дисциплина не вызывает отклика и остаётся непонятой учащимся. В этом случае могут возникнуть сложности с запоминанием объёма информации, необходимого для сдачи контрольной или экзамена.

Будут полезны такие техники изучения материала, или мнемотехники, которые позволяют структурировать данные и усваивать как минимум самое главное. К ним можно отнести следующие способы:

  - отделять изученное от непонятого и в первую очередь приниматься именно за него;

  - структурировать материал, выделять основную мысль и второстепенные данные, которые можно отложить;

- находить смысловую составляющую, связь с практикой или жизненными ситуациями;

- искать внутренние связи между темами, информацией, которые позволят соединить данные в памяти;

- использовать эстетический фактор: создавать конспекты, использовать средства выделения, подчёркивание;

- повторять изученный материал, вырабатывать внутреннюю логику всего массива материала.

В некоторых случаях ученику бывает достаточно воспроизвести в голове ситуацию или обстановку, в которой изучался материал, чтобы вспомнить необходимую теорию. В иных ситуациях помогает любимая музыка, которая сопровождает процесс запоминания или привычный ритм речи. А иногда человек всю жизнь помнит стихотворные строки, содержащие учебный материал.

Несмотря на сопутствующий любому экзамену стресс, необходимо понимать, что контрольные и экзамены – это ещё и отличная возможность показать себя, зарекомендовать как человека компетентного, способного к зрелым размышлениям и умозаключениям. Важно не только сдать экзамен и получить оценку собственных усилий, но также увидеть перспективу, и в этом случае очень полезно представлять дальнейший путь в будущей профессиональной деятельности.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.