Статья «Технология сотрудничества как педагогическая стратегия активного обучения»

3
0
Материал опубликован 2 November 2016

Гришко Е.Г.

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

МОУ Гимназия №1 им. Героя Советского союза Е. Дикопольцева

 г. Комсомольск-на-Амуре, Россия, Ekaterina_kitty@list.ru

Ключевые слова статьи:

Обучение в сотрудничестве; обучение в команде; модель сотрудничества на основе ИКТ; цифровые инструменты.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения.

Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется умением учителя организовать педагогическое общение с учеником. Поэтому методологические аспекты педагогического общения являются объектом тщательного изучения, которое проводят многие педагоги и психологи.

Название технологии сотрудничества появилось в 80-х годах XX века. Оно было дано группой педагогов-новаторов, а также группой калифорнийского университета под руководством Э. Аронсона, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы, школы советского периода и зарубежных педагогов в области психолого-педагогической практики и науки. Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах широко используется в Западной Германии, Нидерландах, Великобритании, Австралии, Израиле, Японии.

Данная технология не потеряла своей актуальности и в настоящее время, т.к. введение стандартов второго поколения одной из главных задач ставит повышение качества образовательных достижений учащихся, которое возможно при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Здесь существенную роль играет технология сотрудничества.

С данной технологией я познакомилась несколько лет назад, работая в лицее «Ступени» г. Хабаровска. Заметив положительные результаты, я решила продолжить использование технологии сотрудничества в своей работе в Гимназии №1.

Цель работы: создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях через использование методических приемов технологии сотрудничества.

Доктор педагогических наук, Е.С. Полат собрала и подробно изложила эти принципы в своей работе о технологии обучения в сотрудничестве.

Сотрудничество между одноклассниками может наблюдаться как в школе, так и за ее пределами. Несмотря на очевидные различия, все варианты сотрудничества имеют общие черты.

Я использую групповую работу для отработки детьми понимания содержания текста.

Обучение в команде, уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы.

Методический прием Jigsaw (Встреча экспертов) был разработан Э. Аронсоном в 1978 г. и назван Jigsaw (в дословном переводе с английского - ажурная пила). Т.к. этот прием представляет собой работу с фрагментами одного и того же учебного материала, который разбыт на смысловые блоки.

Методический прием, Learning togetherбыл разработан в университете штата Миннесота в 1987 году Д. Джонсоном и Р. Джонсоном. Главной особенностью этого приема является то, что результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.

Сотрудничество на основе ИКТ - это один из вариантов сотрудничества, главным преимуществом которого является применение компьютерных технологий в совместной работе.

Модель сотрудничества на основе ИКТ. Я воспользовалась моделью, предложенной на дистанционных курсах «Intel Galaxy». Центральное звено в ней – цель. Ставя перед собой цель сотрудничества, учитель задает себе следующие вопросы: почему я хочу использовать методы сотрудничества именно в этой учебной теме, проекте или уроке? Какой опыт приобретут мои ученики в результате этого сотрудничества, Определяя тип сотрудничества, решаем, какой из методов сотрудничества планируем использовать, другими словами, определяем для себя, на что направлено сотрудничество.

Следующий компонент модели – объем. С этой позиции сотрудничество бывает однократным, кратковременным, долговременным или иметь гибкий график. Оно происходит в пределах одного учебного класса, нескольких учебных классов, школы, местного сообщества или всемирного сообщества. Можно организовать собственный проект сотрудничества или присоединиться к уже существующему.

Участниками сотрудничества являются ученики друг с другом; пары учеников; класс с классом; класс с другими классами; ученики с экспертами.

Цифровые инструменты, отбираются исходя из типа сотрудничества.

Для сотрудничества на основе ИКТ я создала свой Google аккаунт, который позволяет мне использовать следующие виды цифровых инструментов:

Google Docs В качестве примера предлагаю следующие учебные ситуации: учащиеся 6 класса создали совместный документ по теме «England» (УМК Афанасьевой О.В.), которым будут пользоваться при подготовке к промежуточной аттестации. В 7 классе ученики подготовили совместную презентацию по теме «The ways of communication» (УМК Биболетовой М.З.), которую затем представили на уроке. Возможность качественно выполнить часть соей работы, а взамен получить готовый продукт является хорошим стимулом для ответственного выполнения задания.

ссылки и мгновенные сообщения помогают мне организовать сотрудничество, направить работу, а также корректировать работу учеников. Кроме того, ученики, работая в одном документе, по ходу выполнения задания общаются и сами корректируют его выполнение.

Сервисы системы Google позволяют создавать папки-файлообменники и подключать доступ к ним. Для того, чтобы папка оказалась в совместном доступе, я использую ссылки. А затем ребята «складывают» туда нужные документы и отбирают то, что им нужно для дальнейшей работы.

Работая с файлообменниками, удобно организовывать сотрудничество как внутри одного класса, так и между классами, включая разновозрастное сотрудничество. Пример, который я хочу привести – сотрудничество между учащимися 6 и 10 классов. Готовясь с учащимися 10 класса к промежуточной аттестации, и сдаче ЕГЭ (устной части), мы обнаружили недостаток практического материала. И тогда я предложила подготовить этот материал самим. Десятиклассники подобрали серию объявлений (к заданию №2 устной части в формате ЕГЭ), и загрузили их в папку-файлообменник, которую я для них создала. С учениками 6 класса, мы в это же время отрабатывали косвенные вопросы. Для того, чтобы закрепить этот материал, я предложила помочь ребятам из 10 класса. Для этого я разделила шестиклассников на 3 группы и показала, как выглядит готовый вариант задания, а затем предложила составить 5 косвенных вопросов к одному из объявлений. После того как подготовительная часть на уроке была закончена было задано домашнее задание: каждой группе составить совместный документ Google и выложить там готовое задание. В результате у учащихся 6 класса получилось три готовых задания№2 устной части в формате ЕГЭ для десятиклассников.

Работу над формированием такого качества учащихся, как глобальное гражданство я могу проиллюстрировать следующим примером: мы с учениками 7 класса изучали тему «Learning Foreign Languages» (УМК Биболетовой М.З.), в рамках этой темы обсуждали вопрос, как лучше всего учить иностранный язык. Обучение по обмену – было одним из вариантов ответа на вопрос урока. Я предложила ученикам самим найти и изучить программы по обмену студентов и школьников, интересующих их стран (Великобритания; Япония и Китай). На следующем уроке мы анализировали программы, найденные детьми во всемирной сети, с точки зрения реальной возможности поехать в другую страну по обмену. Нас очень заинтересовала программа Hippo Family Club (Япония), предназначенная для детей от 10 – 14 лет. Вместе с учащимися мы выяснили, что ею занимаются три образовательных учреждения Хабаровского края, и одно из них Краевой Центр Образования. Результатом нашего дальнейшего сотрудничества стало приглашение от КЦО троим учащимся нашей гимназии поехать в Японию по обмену.

Восприятие использования новых образовательных технологий самими учениками через анкетирование показало, что по сравнению с прошлым годом увеличилось количество учеников высоко оценивающих: свой вклад в коллективную работу группы, взаимодействие с членами группы, свою роль в решении проблем.

Исследование навыков сотрудничества на уроках английского языка показало, что по сравнению с прошлым годом увеличилось количество учащихся, высоко оценивающих: свой вклад в коллективную работу группы, взаимодействие с членами группы.

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как ее адаптации к информационному веку.

Совместная деятельность учеников на уроках – это способ построения познавательного процесса, во время которого ученики будут развивать качества и умения, которые пригодятся им в повседневной жизни за пределами школы.

К преимуществам метода совместного обучения относится обмен знаниями, объединение полезных навыков, интеграция различных точек зрения, развитие навыков мышления высокого уровня, что в итоге дает более творческие результаты. Такая технология позволяет создавать условия для активной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях (т.е. использовать системно-деятельностный подход), а значит, способствует лучшему усвоению материала учащимися.

Учитель приобретает новую важную роль для учебного процесса – роль организатора самостоятельной, учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся.


 

Список используемых источников:

Амонашвили  Ш. А.  Педагогическая симфония. -  М., 1983—1986;

Зимняя И. А.   Педагогическая психология. Учебник для вузов. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.

Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. — М.: Прайм-Еврознак, 2006. — 416 с.

Беляев В. И. Становление и развитие инновационной концепции С. Т. Шацкого. — М.: МНЭПУ, 1999.

Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского) Учебное пособие. — Обнинск: Титул, 2001. — 48 с.

Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.– 144 с.

Корчак Я. Воспитательные моменты, Варшава, 2-е издание — 1924.

Леонтьев А.H. . Деятельность. Сознание. Личность - М.: Политиздат, 1975.

Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности; /сост. В. В. Кумарин. – Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988. – 261 с.

Низовая Т. Н. Педагогические идеи К. Роджерса в современной теории и практике обучения и воспитания в США : Дис. канд. пед. наук : Волгоград, 2004, - 180 c.

Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991.

Полат Е. С. Учимся вместе, учимся в сотрудничестве. – М., 1996.

Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1981. - Т.2. -520 с.

Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива М., 1981 г.

Bern E. Structure and Dynamics of Organizations and Groups. — 1963.

Casner-Lotto, J., & Barrington, L. (2006). Are they ready to work? Employer’s perspectives on the basic knowledge and applied skills of new entrants to the 21st century U.S. workforce. Retrieved from Corporate Voices for WorkingFamilies

Darling-Hammond, L. Building a System for Powerful Teaching and Learning. Building a 21st Century U.S. Education System.: Washington, DC: National Commission on Teaching and America’s Future, 2007, - pp. 63-72

Johnson, D.W. and R. Johnson. Cooperation and Competition: Theory and Research, Edina, M.N: Interaction Book Company, 1989.

Johnson, D.W., R. Johnson, and K. Smith. Active Learning: Cooperation in the College Classroom, second ed., Edina, M.N: Interaction Book Company, 1998.

Resta, P & LaFerriere, T. (2007). Technology in Support of Collaborative Learning, Educational Psychology Review,–83.

Williams, W. M., & Ceci, S. J. (2009).  Race: A useful way to glean social information. Nature, 458 (12 March 2009), p. 147.

COOPERATIVE LEARNING AS A TEACHER-TRAINING STRATEGY OF ACTIVE SYUDYING

Grishko E.G.

Gymnasium 1, named after the Hero of the Soviet Union E. Dikopoltsev,

Komsomolsk-on-Amur, Russia

 

Key words: cooperative learning; student team learning; the model of cooperative learning based on ICT; digital tools.

The article deals with the use of cooperation technology in training the English language. The article reflects the work on developing methods of teaching cooperation technology, allowing to implement the principles of "active learning".

The main emphasis of the work is on the application of ICT as one of the options of the methodical admission cooperation technology. The advantage of the use of ICT is the application of computer technology in the joint work of a teacher and small groups of students.

Комментарии
Комментариев пока нет.