Статья «Трудности младших школьников при адаптации к школе»
Статья «Трудности младших школьников при адаптации к школе»
Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, школьная, обучающийся.
Когда ребенок впервые идет в школу, это всегда радостно и волнующе. Он открывает новую дорогу, и сам он не справится с ней. Правильное адаптивное поведение детей – это не только задача педагогов и родителей, но также и их самих.
Сама концепция
Адаптация к школьным условиям - это физическое и психологическое привыкание ребенка к новому социальному пространству, а также переход на систематическое обучение, которое предполагает привыкание детей к новой социальной среде. У ребенка, который недавно посещал детский сад, был плавающий режим дня, много времени проводил за играми, и он вынужден перестраивать свою жизнь. Теперь им будет необходимо научиться слушать учителя, выполнять домашние задания, находить общий язык с одноклассниками. По сути это и есть адаптация ребенка к школе. 1 класс в образовательном учреждении по праву считается самым трудным. Нам также приходится сталкиваться с трудностями социализации.
Двух одинаковых людей не существует. Также и у детей есть свои собственные психологические особенности: кому-то нужно всего несколько дней, чтобы адаптироваться к новым условиям, в то же время другие будут чувствовать себя некомфортно в новой команде даже через месяц.
Детей, которые с легкостью привыкли к школе, влились в систему школьных требований, норм и социальных отношений без существенных внутренних потерь, снижения самооценки, настроения, ухудшения самочувствия довольно часто называют адаптированным, что напрямую связано с дальнейшим психологическим, личностным и социальным развитием.
Процесс адаптации во многом зависит от мотивационной, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных функций, коммуникативных навыков, сферы взаимодействия с учителем. Несформированность любой из данных сфер может являться одной из причин, которые приводят к той или иной форме дезадаптации.
Школьная дезадаптация выражается в образовании неадекватных механизмов приспособления ребенка к условиям школы. Это могут быть отсутствие индивидуального подхода к младшему школьнику, конфликтные отношения, неблагоприятная материально-бытовая или эмоциональная ситуация в семье, деформация общественно-нравственных идеалов, повышенный уровень тревожности и т. д. Начиная с первого класса выявляются дети с данными проблемами. Несвоевременное выявление их сущности, отсутствие специализированной коррекционной работы, влекут за собой отставание в усвоении школьных знаний, снижение мотивации учебной деятельности, различные формы отклоняющегося поведения.
Полезные факты об адаптации детей к школе:
Адаптация может длиться до 6 месяцев: зачастую адаптация проходит за несколько недель, но может занять и до полугода – это также является нормой.
Подготовка ребенка к школе – это не только умение читать и писать, а прежде всего понимание того, как проходят уроки, знание школьных требований, умение выстраивать отношения в коллективе.
Материально-бытовая или эмоциональная обстановка дома, которая непосредственно влияет на адаптацию ребенка к школе: чем комфортнее и безопаснее ребенок чувствует себя дома, тем быстрее он приспособится к школьным будням.
Правильно выстроенный режим: сбалансированное питание, отслеживание нормы сна, ограничение гаджетов, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом – все эти правила здорового образа жизни, которые влияют на состояние нервной системы и на процесс адаптации к новым условиям.
Обращаться к узким специалистам: не стесняйтесь обращаться за помощью к классному руководителю, педагогу-психологу - это нормально: если вам кажется, что ребенок испытывает проблемы с адаптацией к школе.
Важнейшими направлениями работы педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста по повышению адаптивных свойств личности к школьному обучению являются: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа и консультативно-просветительская деятельность.
Психологическая диагностика выражается в виде:
углубленного психолого-педагогического изучения обучающихся на протяжении всего этапа обучения;
определение склонностей личности;
ее индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания;
выявление механизмов нарушений в учебной деятельности, социальной адаптации.
Данное направление работы педагога-психолога ориентировано на решение ряда задач, а именно: составление социально-психологического портрета школьника; создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся; разработку организационно-содержательную модели на период адаптации; реализации разработанной модели; коррекции процесса организации адаптации в образовательном учреждении.
В соответствии с этими задачами можно выделить основные направления работы по адаптации обучающихся к новым этапам школьной жизни:
Психологическая диагностика на этапе адаптации детей направлена на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации, проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.
Консультативно-просветительская работа с педагогами и родителями чаще всего проводится в виде семинаров. На семинары для классных руководителей и учителей-предметников происходит ознакомление с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения с детьми и формами оказания помощи. Консультирование родителей осуществляется индивидуально или на родительских собраниях.
Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения, которая осуществляется совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса учеников.
Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому ребенку, которая проходит в основном в форме тренингов, так как этот вид работы имеет наиболее продуктивный и эффективно результат.
Коррекционно-развивающая работа проводится с обучающимися индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.
Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической помощи, деятельности по адаптации детей к новым условиям, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение первоклассника в адаптационный период – целостная системно организаторская деятельность, в процессе которой создаются социально- психологические и педагогические условия для успешного обучения первоклассников и психологического развития каждого обучающегося в школьной среде. Целью психолого-педагогического сопровождения первоклассника в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития младшего школьника – в соответствии с нормой развития, в соответствующем возрасте.
Литература
Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова. — М.: Владос, 2002. — 112 с.
Данилова Е.Е. Первоклассники. / Е.Е. Данилова // Школьный психолог. 2002. № 6. С. 14.
Дубровина И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
Завражнов В.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе / В.В. Завражнов, М.В. Чагина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 422-424. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46927/ (дата обращения: 14.07.2023)
Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. — Изд. 6-е. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 442 с.
Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности. / Л. М. Костина // Вопр. психол. 2004. № 1. С 137–143.
Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. — М.: Владос, 2001. — 256 с.
Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у школьников. / Е.В. Новикова // Общение и формирование личности школьника. — М.: Наука, 2007. — С 32–40.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. — М.: Сфера, 2002. — 240 с.