Сценарий игры «Турнир знатоков профессий»
Пояснительная записка к презентации
Презентация к игре
PPTX / 1.01 Мб
Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий
Задачи:
1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планированию.
2. Развивающая: Развивать познавательный интерес, мотивы саморазвития и личностного роста.
3. Воспитательная: Воспитывать стремление проявлять интерес к изучению «информационного поля» об условиях выбора профессии, умение сотрудничать.
Время проведения: 45 мин.
Участники: воспитанники 7-9 классы
Оборудование: карточки с заданиями, презентация.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
а) словесные (использование объяснений, словесных инструкций, пояснений);
б) наглядные (использование раздаточного материала со схемами, мультимедийной презентации);
в) практические (выполнение различных практических заданий с целью получения новых сведений о профессиях и степени сформированности собственного профессионального выбора);
г) диагностические (рефлексия, самооценивание, анализ успешности выполнения заданий).
ХОД ИГРЫ
Вступительное слово
Ребята, сегодня мы с вами проведем игру. Это своеобразное соревнование, которое должно показать широту вашего кругозора и способность ориентироваться в океане профессий.
Прежде чем приступить к игре, хотелось бы напомнить еще раз о важности выбора профессии, о трудности правильного выбора.
О том, как важно не ошибиться в выборе профессии, вы, конечно, знаете. Невыносимо, когда работа бывает в тягость, не приносит удовлетворения.
Есть притча об отношении к труду. Один путешественник во время долгого пути встретил людей, роющих землю. Тогда он спросил одного из них: «Что ты делаешь?». Землекоп ответил: «Копаю эту проклятую яму!». Второй на этот же вопрос ответил: «Зарабатываю себе на кусок хлеба». А третий с воодушевлением ответил, что вскапывает землю под прекрасный фруктовый сад.
- Как вы понимаете эту притчу? В чем смысл?
Эта притча показывает разное отношение к своему труду. Для кого-то он в тягость и не приносит никакого удовлетворения, для другого – жизненная необходимость, а третий видит в своей работе смысл, перспективу, испытывает радость от результатов своего труда.
Для того чтобы сделать правильный выбор, очень важно быть информированным, читать о различных профессиях, узнавать от знакомых людей об особенностях их труда, сравнивать и «примерять» на себя различные профессии.
- А вот вам, что необходимо на сегодняшний день делать, что бы в дальнейшем получить хорошую профессию?
Правильно, надо хорошо учиться, интересоваться профессиями, учитывать свои способности и интересы.
Итак, сегодня мы с вами проведем ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ. Интересно просмотреть, как вы ориентируетесь в мире профессий, оценить вашу эрудицию.
За правильный ответ – 1 балл (жетон).
Деление на команды: «Профессии»
Ребятам выдаются карточки с названиями профессий «Повар» и «Швея»
Ваша задача объединиться в команды.
1 тур. Разминка.
Любой конкурс начинается с разминки, и наш не исключение.
1“Самая-самая…”. Сейчас я зачитаю необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те из них, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени данной характеристике подходят.
1.Самая зеленая.(садовник, лесник, егерь, агроном, газонокосильщик)
2.Самая сладкая. (кондитер, директор конфетной фабрики, пекарь, дегустатор)
3.Самая общительная. (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник, организатор)
4.Самая смешная.( клоун, пародист, артист)
5.Самая серьезная.(сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...).
6.Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
2.“Что ни шаг, то профессия…"
Теперь подвигаемся всей командой! Выходим и встаем в 2 колонки. По очереди каждый из участников команды доходит до этой черты и на каждый свой шаг называет какую-либо профессию. Повторяться нельзя! Итак, пока все участники не преодолеют это расстояние.
Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.
2 тур «Строители»
Итак, первый тур – разминка – окончен. Теперь начинаем 2 тур, где вы побудите немножко строителями. А Заодно я посмотрю как вы умеете работать в команде, и умеете ли вы сотрудничать и прислушиваться к мнению окружающих.
3. БАШНЯ
Вам предстоит построить башню из бумаги как можно большей высоты и стоящей самостоятельно, без опор. Использовать можно только бумагу, скотч, ножницы, трубочки для коктейля. На работу у вас будет 10 минут (проследить, как работала команда, и определить, какие навыки взаимодействия были применены командой).
- Молодцы все команды справились с заданием!
- Что было сложного?
- Ну что? Не устали? Готовы, к следующему туру?
3 тур Задания на эрудицию.
Итак, два тура уже позади начинаем 3 тур, где вам понадобится сообразительность, и, конечно же, знание профессий.
4.“Угадай профессию”.
По предметам, указанным на карточках нужно угадать профессию, которая имеет дело с этими предметами.
Компьютер, программа, текст |
(программист оператор ЭВМ). |
Укол, капельница, спринцовка, градусник |
медсестра |
Кастрюля, поварешка, нож, разделочная доска, плита |
повар |
Поднос, фартук, меню, блокнот, ручка |
официант |
Животные, шприц, лечебница |
ветеринарный врач, ветфельдшер |
Кисти, краски, валик, шпатель |
маляр |
Доска, мел, указка, журнал |
учитель |
Как вам задание? Сложное? Какие вы умники, я и не знала, что вы так много знаете профессий!
5. «Ребусы »
А сейчас я дам командам задания с ребусами, вам надо отгадать зашифрованные профессии и рассказать, как вы считаете, какими качествами должны обладать люди этих профессий.
6. Сейчас я раздам вам карточки каждой команде, на одних карточках указаны названия профессий, а на других качества, которые присуще людям этих профессий, ваша задача сложить профессии с качествами вместе, как вы считаете.
1 |
Психолог |
1 |
хорошо развитые коммуникативные способности; тактичность; чувство ответственности; умение сопереживать; наблюдательность; аналитический ум; эмоциональная устойчивость; развитая словесно-логическая и образная память; внимательность. |
2 |
Оператор банковского дела |
2 |
внимательность; аккуратность; хорошая память; концентрация и переключение внимания; устойчивость к монотонной работе; быстрота движений рук; чувство ответственности; общительность; хорошие зрение и слух. |
3 |
Лесник |
3 |
любовь к природе; наблюдательность; физическая выносливость; образная и долговременная память |
4 |
Налоговый инспектор |
4 |
аналитический ум; концентрация и распределение внимания; эмоционально-волевая устойчивость; добросовестность; честность; умение общаться. |
5 |
Маляр-штукатур |
5 |
хорошее зрение и цветоразличение; художественный вкус; память на цветовые оттенки; высокая тактильная и мышечно-суставная чувствительность; ручная ловкость; аккуратность; внимательность; быстрая реакция; правильная координация движений. |
Четвертый тур «Анализ ситуаций»
Многие люди мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают – в третьей. И это часто становиться следствием ошибочных действий в профессиональном самоопределении. Вам предлагается изучить список ошибок, наиболее часто встречающихся при выборе профессии.
Список
- увлечение внешней или частной стороной профессии;
- незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
- неумение разбираться в своих способностях;
- незнание пути получения профессии;
- неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора;
- под давлением родителей,
- отождествление школьного учебного предмета с профессией;
- устарелое представление о характере труда в сфере материального производства;
Вам предлагается несколько ситуаций, связанных с проблемами в профессиональном самоопределении школьников. Необходимо установить, какие из ошибок описываются в данных примерах, а также предложить способы их устранения.
Пример ситуации:
Два товарища – Миша и Андрей – после окончания школы решили поступать на физика – математический факультет университета. Миша давно мечтал стать физиком, а Андрей еще не нашел себя и решил поступать вместе с другом. Конкурс они оба не выдержали. Андрей легко пережил эту неудачу, и решил поступать в другой ВУЗ, а Миша переживал ее как большую трагедию, замкнулся в себе, по отношению к окружающим стал раздражительным и дерзким, обвиняя их в своей неудаче.
Мама у Юли работала стюардессой, Юле очень нравилась мамина Фома, то что та постоянно летает в разные страны, общается с новыми людьми. И Юля решила стать стюардессой, не владея английским, и боясь высоты. Как вы считаете получиться у нее? Почему
Пятый тур «Творческий»
Реклама профессии (составление рекламного ролика).
От каждой команды выходит один человек и рассказывает, почему надо выбирать ту или иную профессию. (2 профессии от каждой команды)
Пантомима
Один из участников игры – ведущий. Он показывает жестами и мимикой характерные признаки (особенности) одной из профессий. Каждый игрок поднятием руки заявляет о своем желании правильно назвать профессию. За верные ответы игроки получают жетоны. По окончании игры объявляется победитель. В игре используются профессии, наиболее доступные для пантомимы.
Дворник |
Доярка |
Шофер |
маляр |
Врач |
Парикмахер |
Продавец |
Учитель |
Рефлексия
Ну, вот наше занятие подошло к концу. Как ваше настроение?
Я думаю, что все участники продемонстрировали сегодня много знаний о профессиях, свою эрудицию, находчивость и чувство юмора. Поэтому в нашем споре все оказались победителями. А на протяжении всей игры вы испытали много чувств, мыслей, сделали для себя какие-то выводы. Сейчас каждому из вас будет дана возможность высказаться по этому поводу. А если кто-то разволнуется, то ему могут помочь вопросы на слайде. Можно выбрать, на какой из них вам хочется ответить.
Что понравилось?
Что было полезным?
Какие чувства вас посетили?
Какие выводы можно сделать для себя?
Завершение игры. Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте. Я желаю вам выбрать свой путь, найти свое место в жизни.
Упражнение: «Салют»
- А сейчас я попрошу всех встать! И похлопаем друг другу, начиная снизу вверх и так три раза!
_ Всем спасибо за хорошую игру! До свидания!
№ |
Время |
Упражнение |
Материалы |
|
Деление команд Приветствие, объяснить цель занятия ( 7 мин) |
||||
1 |
10 мин |
Разминка 1.Самая, самая. 2.Что ни шаг, то профессия. - Как ваше настроение? -Молодцы, вы справились с разминкой и теперь мы переходим ко второму туру! |
презентация |
|
2 |
7 мин. |
«Строители» -Что было сложного в этом задание? - Ну что? Не устали? Готовы к следующему туру? |
Материалы: листы А4; скотч, ножницы, трубочки для коктейля. |
|
3 |
15 мин |
1.“Угадай профессию”. Как вам задание? Сложное? Какие вы умники, я и не знала, что вы так много знаете профессий! 2.«Ребусы» Вам даются задания, в которых зашифрованы названия профессий; Ваша задача расшифровать эти профессии и назвать качества людей этих профессий; 3.«карточки» |
Презентация, слайд №5 карточки карточки, ответы на слайде №6 |
|
4 |
10-20 мин |
Пример ситуации: Два товарища – Миша и Андрей – после окончания школы решили поступать на физика – математический факультет университета. Миша давно мечтал стать физиком, а Андрей еще не нашел себя и решил поступать вместе с другом. Конкурс они оба не выдержали. Андрей легко пережил эту неудачу, и решил поступать в другой ВУЗ, а Миша переживал ее как большую трагедию, замкнулся в себе, по отношению к окружающим стал раздражительным и дерзким, обвиняя их в своей неудаче.
Мама у Юли работала стюардессой, Юле очень нравилась мамина форма, то что та постоянно летает в разные страны, общается с новыми и интересными людьми. И Юля решила стать стюардессой, не владея английским, и боясь высоты. Как вы считаете получиться у нее? Почему? |
||
5 |
10 мин |
«Творческий» 1.Рекламма 2. Пантомима |
Карточки с профессиями |
|
5мин |
Подведение итогов Упр.»Салют» |
Ильина Оксана Геннадьевна
Акатова Ирина Анатольевна