12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лапутина Ирина Викторовна217
2

Урок «Образ Печорина сквозь призму героев. Повесть «Бэла»»



Тема урока (серия, 2 урока)

Образ Печорина сквозь призму героев. Повесть «Бэла».

Цель:

Получить первое представление о Печорине, разобраться в его поступках, составить портрет героя, опираясь на повесть «Бэла», найти в повести «Бэла» причины трагедии Григория Печорина.


 

Актуализация

- Мы продолжаем работать над психологическим романом.

- Как он называется? Кто автор этого эпического произведения?

- Сколько частей в этом романе?

Введение в тему

- Перед нами «Бэла» - «восточная повесть»

- Где происходит событие повести?

- Кто является главным героем?

- Кто рассказывает историю Бэлы?

Работа с толковым словарем (ссылка)

- Прочитав первую главу, вы успели заметить много незнакомых слов.

- Обратимся к толковому словарю, найдите значение некоторых слов

1. Ущелье

2. Сакля

3. Бешмет

4. Бурка

Работа с таблицей

- Подберите описание каждому герою

Печорин

Маским Максимыч

Азамат

Бэла

Казбич

На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду.

офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен.

рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий.

меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати. она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу.

мальчик лет пятнадцати. был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги.


 


 


 

Образ Печорина

- Кто нас впервые знакомит с Печориным? (Максим Максисыч).

- Прочитайте, что говорит Максим Максимыч о внешности Печорина? (молодой человек лет 25; он был такой тоненький, беленький).

- Это молодой человек, офицер, который приехал служить на Кавказ.

- А что же в нем необычно, что удивляет Максим Максимыча?

- Так каким же видит Печорина Максим Максимы?

(сильный –слабый, странный- славный, замкнутый - веселый)

- А о чем говорят эти странности в характере? (он одинаковый, одинаково ли ведет себя Печорин в ситуациях?) (противоречивость в характере).


 


 

Краткий пересказ

- Как же развивались события в этой повести

- Вашим домашним заданием было подготовить план событий

- Расположите пункты плана по порядку

Встреча повествователя и Максим Максимыча

Максим Максимыч рассказывает историю знакомства с Печориным

Приезд Печорина в крепость

Приглашение на свадьбу к князю

Встреча с Бэлой

Ссора Азамата и Казбича

Сговор Печорина с Азаматом

Кража Бэлы в обмен на коня Карагеза

Печорин ухаживает за Бэлой, дарит ей подарки, одевает как куколку

Бэла влюбляется в Печорина

Печорин вскоре привыкает к Бэле, ему становится скучно, он целыми днями на охоте

Неожиданное появление Казбича

Максим Максимыч и Печорин уезжают на охоту

Месть Казбича: кража Бэлы и ее ранение

Смерть Бэлы

Отъезд Печорина в Грузию.


 

Итог урока

- Сегодня мы познакомились с необычным героем, с его противоречивым характером

- Вам понравился этот герой? Почему?

- Д/з подготовить пересказ взаимоотношений Бэлы и Печорина


 


 


 


 


 


 


 

2 урок

Актуализация (просмотр эпизода из к/ф)

Беседа по содержанию

Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?

Как Бэла оказывается у Печорина?

Почему Печорин решается на похищение Бэлы?

Почему любовь Печорина к Бэле обречена?

Как Печорин добивается любви Бэлы?

Любит ли Печорин Бэлу?

Почему Печорин разлюбил Бэлу?

Введение нового понятия «самоанализ»

- Подтвердите свой ответ на последний вопрос словами из текста

- В этом отрывке Печорин рассказывает о своей жизни, пытается оценивать свои поступки, стремиться понять самого себя. Этот прием называется самоанализ. Он используется в психологии.

- Что мы узнаем о Печорине?

«у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив… я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, — но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я стал читать, учиться — науки также надоели... Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления…»

- На какого литературного героя похож Печорин? (Евгений Онегин)

- Что у них общего? (Воспитание, род занятий, скучная однообразная жизнь)

Составление сравнительной таблицы

- Попробуем сравнить наших героев

 

Евгений Онегин

Григорий Печорин

Возраст

26 лет: «…Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов…»

25 лет: «...молодой человек лет двадцати пяти...»

Внешность

Следит за модой: «...Острижен по последней моде; / Как dandy лондонский одет...»

Хорош собой: «...он был вообще очень недурен...»

Глаза героев

«...Как только вспомню взгляд холодный...»

«...карие глаза <...> они не смеялись, когда он смеялся!..»

Происхождение и занятие героев

Происхождение

Дворянин

Дворянин

Оба выросли в роскоши

«... Забав и роскоши дитя...» «... Среди вседневных наслаждений...»

«...я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги...»

Характеры героев

Оба странные

«...Неподражательная странность...»

«только немножко странен.»

Оба устали от красавиц

«...Красавицы не долго были / Предмет его привычных дум...»

«...влюблялся в светских красавиц и был любим – но <...> сердце осталось пусто...»

Оба устали от наук

«... Читал, читал, а всё без толку [...] / Как женщин, он оставил книги...»

«...Я стал читать, учиться – науки также надоели...»

Оба несчастны

«…Но был ли счастлив мой Евгений […]? Нет: рано чувства в нем остыли…»

«...если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив...»


 

- Заполните таблицу

 

Евгений Онегин

Григорий Печорин

Возраст

26 лет: «…Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов…»

 

Внешность

Следит за модой: «...Острижен по последней моде; / Как dandy лондонский одет...»

Хорош собой: «...он был вообще очень недурен...»

Глаза героев

   

Происхождение и занятие героев

Происхождение

   

Оба выросли в роскоши

«... Забав и роскоши дитя...» «... Среди вседневных наслаждений...»

 

Характеры героев

Оба странные

 

«только немножко странен.»

Оба устали от красавиц

«...Красавицы не долго были / Предмет его привычных дум...»

«...влюблялся в светских красавиц и был любим – но <...> сердце осталось пусто...»

Оба устали от наук

«... Читал, читал, а всё без толку [...] / Как женщин, он оставил книги...»

 

Оба несчастны

 

«...если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив...»


 

Подведение итогов

- В чем проблема наших героев? (вопрос с открытым ответом)

У героев противоречивый характер, они избалованы высшим светом, у них нет цели в жизни, они насытились всеми удовольствиями. Им все достается легко, поэтому они быстро теряют интерес.

анализ повести Бэла
PPTX / 46.1 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.