Урок «Образ Печорина сквозь призму героев. Повесть «Бэла»» (Для уроков литературы)
Пояснительная записка к презентации
Тема урока (серия, 2 урока)
Образ Печорина сквозь призму героев. Повесть «Бэла».
Цель:
Получить первое представление о Печорине, разобраться в его поступках, составить портрет героя, опираясь на повесть «Бэла», найти в повести «Бэла» причины трагедии Григория Печорина.
Актуализация
- Мы продолжаем работать над психологическим романом.
- Как он называется? Кто автор этого эпического произведения?
- Сколько частей в этом романе?
Введение в тему
- Перед нами «Бэла» - «восточная повесть»
- Где происходит событие повести?
- Кто является главным героем?
- Кто рассказывает историю Бэлы?
Работа с толковым словарем (ссылка)
- Прочитав первую главу, вы успели заметить много незнакомых слов.
- Обратимся к толковому словарю, найдите значение некоторых слов
1. Ущелье
2. Сакля
3. Бешмет
4. Бурка
Работа с таблицей
- Подберите описание каждому герою
Печорин |
Маским Максимыч |
Азамат |
Бэла |
Казбич |
На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду. |
офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. |
рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий. |
меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати. она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу. |
мальчик лет пятнадцати. был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги. |
Образ Печорина
- Кто нас впервые знакомит с Печориным? (Максим Максисыч).
- Прочитайте, что говорит Максим Максимыч о внешности Печорина? (молодой человек лет 25; он был такой тоненький, беленький).
- Это молодой человек, офицер, который приехал служить на Кавказ.
- А что же в нем необычно, что удивляет Максим Максимыча?
- Так каким же видит Печорина Максим Максимы?
(сильный –слабый, странный- славный, замкнутый - веселый)
- А о чем говорят эти странности в характере? (он одинаковый, одинаково ли ведет себя Печорин в ситуациях?) (противоречивость в характере).
Краткий пересказ
- Как же развивались события в этой повести
- Вашим домашним заданием было подготовить план событий
- Расположите пункты плана по порядку
Встреча повествователя и Максим Максимыча
Максим Максимыч рассказывает историю знакомства с Печориным
Приезд Печорина в крепость
Приглашение на свадьбу к князю
Встреча с Бэлой
Ссора Азамата и Казбича
Сговор Печорина с Азаматом
Кража Бэлы в обмен на коня Карагеза
Печорин ухаживает за Бэлой, дарит ей подарки, одевает как куколку
Бэла влюбляется в Печорина
Печорин вскоре привыкает к Бэле, ему становится скучно, он целыми днями на охоте
Неожиданное появление Казбича
Максим Максимыч и Печорин уезжают на охоту
Месть Казбича: кража Бэлы и ее ранение
Смерть Бэлы
Отъезд Печорина в Грузию.
Итог урока
- Сегодня мы познакомились с необычным героем, с его противоречивым характером
- Вам понравился этот герой? Почему?
- Д/з подготовить пересказ взаимоотношений Бэлы и Печорина
2 урок
Актуализация (просмотр эпизода из к/ф)
Беседа по содержанию
Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?
Как Бэла оказывается у Печорина?
Почему Печорин решается на похищение Бэлы?
Почему любовь Печорина к Бэле обречена?
Как Печорин добивается любви Бэлы?
Любит ли Печорин Бэлу?
Почему Печорин разлюбил Бэлу?
Введение нового понятия «самоанализ»
- Подтвердите свой ответ на последний вопрос словами из текста
- В этом отрывке Печорин рассказывает о своей жизни, пытается оценивать свои поступки, стремиться понять самого себя. Этот прием называется самоанализ. Он используется в психологии.
- Что мы узнаем о Печорине?
«у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив… я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, — но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я стал читать, учиться — науки также надоели... Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления…»
- На какого литературного героя похож Печорин? (Евгений Онегин)
- Что у них общего? (Воспитание, род занятий, скучная однообразная жизнь)
Составление сравнительной таблицы
- Попробуем сравнить наших героев
Евгений Онегин |
Григорий Печорин |
|
Возраст |
26 лет: «…Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов…» |
25 лет: «...молодой человек лет двадцати пяти...» |
Внешность |
Следит за модой: «...Острижен по последней моде; / Как dandy лондонский одет...» |
Хорош собой: «...он был вообще очень недурен...» |
Глаза героев |
«...Как только вспомню взгляд холодный...» |
«...карие глаза <...> они не смеялись, когда он смеялся!..» |
Происхождение и занятие героев |
||
Происхождение |
Дворянин |
Дворянин |
Оба выросли в роскоши |
«... Забав и роскоши дитя...» «... Среди вседневных наслаждений...» |
«...я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги...» |
Характеры героев |
||
Оба странные |
«...Неподражательная странность...» |
«только немножко странен.» |
Оба устали от красавиц |
«...Красавицы не долго были / Предмет его привычных дум...» |
«...влюблялся в светских красавиц и был любим – но <...> сердце осталось пусто...» |
Оба устали от наук |
«... Читал, читал, а всё без толку [...] / Как женщин, он оставил книги...» |
«...Я стал читать, учиться – науки также надоели...» |
Оба несчастны |
«…Но был ли счастлив мой Евгений […]? Нет: рано чувства в нем остыли…» |
«...если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив...» |
- Заполните таблицу
Евгений Онегин |
Григорий Печорин |
|
Возраст |
26 лет: «…Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов…» |
|
Внешность |
Следит за модой: «...Острижен по последней моде; / Как dandy лондонский одет...» |
Хорош собой: «...он был вообще очень недурен...» |
Глаза героев |
||
Происхождение и занятие героев |
||
Происхождение |
||
Оба выросли в роскоши |
«... Забав и роскоши дитя...» «... Среди вседневных наслаждений...» |
|
Характеры героев |
||
Оба странные |
«только немножко странен.» |
|
Оба устали от красавиц |
«...Красавицы не долго были / Предмет его привычных дум...» |
«...влюблялся в светских красавиц и был любим – но <...> сердце осталось пусто...» |
Оба устали от наук |
«... Читал, читал, а всё без толку [...] / Как женщин, он оставил книги...» |
|
Оба несчастны |
«...если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив...» |
Подведение итогов
- В чем проблема наших героев? (вопрос с открытым ответом)
У героев противоречивый характер, они избалованы высшим светом, у них нет цели в жизни, они насытились всеми удовольствиями. Им все достается легко, поэтому они быстро теряют интерес.