Сценарий форум-театра «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья»
Форум-театр "Погружение"
Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь.
К.Станиславский
Форум-театр был разработан Августо Боалом в XX веке как новая интерактивная театральная форма, направленная на разрешение различных социальных и личных проблем. Боал считал, что каждый человек рано или поздно сталкивается с ситуациями, когда он чувствует себя подавленным и лишённым права голоса. Сегодня такие случаи встречаются повсеместно. Форум-театр ставит спектакли, основанные на реальных событиях, акцентируя внимание на сложных вопросах и конфликтах. Основной темой выступает несправедливость и угнетение, вызывающие стремление зрителей изменить сложившуюся ситуацию. Именно зрителям предлагается найти решения, вступив в игру на сцене. Весь процесс контролируется ведущим, а зрители становятся главными действующими лицами, переставая быть лишь пассивными наблюдателями. Спектакль начинается с показа одной или нескольких сцен, содержащих конфликт. После этого сцена повторяется несколько раз, давая возможность зрителям остановить действие в любой момент. Когда кто-то из зрителей произносит «стоп», игра прекращается, и актёр, которого выбрал зритель, замещается самим зрителем, который пытается изменить развитие событий. Таким образом, зрители активно участвуют в развитии сюжета. При разработке сценария определяется, каких персонажей можно заменять, а каких нельзя. Согласно концепции Боала, актёры делятся на три категории: угнетатели, угнетённые и наблюдатели. Угнетатели создают проблемные ситуации, угнетённые страдают от их действий, а наблюдатели находятся рядом, но не вмешиваются. Замена угнетателей невозможна, поскольку они играют ключевую роль в создании конфликта. Однако остальные персонажи могут меняться, и остальная команда должна реалистично реагировать на изменения, предложенные зрителями. Главное правило состоит в том, что предлагаемые решения должны быть выполнимыми в реальной жизни, ведь задача форума — моделирование жизненных ситуаций и поиска путей их разрешения.
Сценарий форум-театра
«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья»
Эпизод 1 – «ЗАВТРАК»Действие происходит на кухне.
Действующие лица: мать, отец, бабушка, младший ребенок (ребенок с ОВЗ), старший ребенок (здоровый ребенок).
Старший ребенок завтракает, «залипает» в телефоне. Бабушка кормит с ложки младшего ребенка. Заходит мать.
МАТЬ: Татьяна Петровна, но мы же с Вами договаривались, что Петя должен кушать и пить самостоятельно. Он может, не очень аккуратно, но может. Он уже большой. Нужно, чтобы он хоть что-то делал самостоятельно.
БАБУШКА: Совсем не жалеешь внучка моего, кто кроме бабушки его накормит, совсем заморила ребенка голодом.
МАТЬ: Ну что Вы такое говорите? Как Вам не стыдно?
БАБУШКА: Это мне-то не стыдно? Я одна и беспокоюсь о моем внучке. А ты не МАТЬ, ты – МАЧЕХА!!! Дома беспорядок, дитя бедного, несчастного заставляешь что-то делать…
(Мать беспомощно обращается к мужу, неожиданно зашедшему на кухню).
МАТЬ: Вить, ну хоть объясни своей маме…
ОТЕЦ: Ты вообще обнаглела?! Как с матерью разговариваешь?!
(Пытается уйти, но муж хватает её за руку.)
ОТЕЦ: А ну, постой! Это как понимать?! Ты совсем свихнулась со своим сыночком!!! Дрянь такая! Я Вас кормлю, пою, одеваю… Спасибо бы сказала, что мать возиться с ним…
(Мать вырывается, выбегает из комнаты).
Эпизод 2 – «УРОК» Действие происходит в школе.
Действующие лица:мать, младший ребенок (ребенок с ОВЗ), два одноклассника, учитель, заместитель директора.
(Звенит звонок на урок.
Мама вкатывает инвалидную коляску с ребенком в кабинет, запинается,
с трудом провозит к парте.)
УЧИТЕЛЬ (недовольно): Опять опаздываете? Ну сколько можно? Не успеваете – сидите дома!
МАТЬ (виновато): Извините, пожалуйста, это в последний раз!
(Оставляет ребенка возле парты и выходит из кабинета. Не успела еще закрыть дверь)
УЧЕНИК: Мария Ивановна, я не хочу сидеть с этим дебилом!?
УЧИТЕЛЬ: Петров, успокойся!
(Второй ученик: кривляется, цепляет на спину Ребенку листок с надписью «ЛОХ»)
УЧИТЕЛЬ: Все успокоились, начинаем урок. Открываем тетради, записываем дату и тему урока (начинает писать на доске).
(У Ребенка падает ручка, учитель с громким вздохом поднимает ее, он долго не может открыть тетрадку, учитель нервно открывает тетрадь и брезгливо вкладывает ему ручку в руку).
УЧИТЕЛЬ: Навязался на мою голову. Дома нужно сидеть!... Толку тебя учить..
(за дверью к маме подходит заместитель директора)
ЗАМЕСТИТЕЛЬ: Что Вы тут делаете во время урока?
МАТЬ: Наблюдаю, КАК учитель унижает моего ребенка!
ЗАМЕСТИТЕЛЬ: У ВАС педагогическое образование!? Откуда ВАМ знать, как правильно учить детей. Покиньте школу, не мешайте образовательному процессу. (толкает мать)
Эпизод 3 – «КВАРТИРА»Действие происходит в комнате.
Действующие лица: мать, отец, соседка, младший ребенок (ребенок с ОВЗ), старший ребенок (здоровый ребенок), представитель социальной службы.
Мать пытается поднять с кресла Ребенка, он падает на пол, кричит. Мать, с отчаянием в голосе, уговаривает его.
МАТЬ: Ну, помогай мне хоть немного, ты уже большой.
(Раздается стук в дверь.Без разрешения входит соседка)
СОСЕДКА: Как вы уже надоели с этими криками! Ни днем, ни ночью от вас покоя нет. Я вас неоднократно предупреждала, что сообщу куда следует!!! Все моё терпение лопнуло! Я опеке сообщила. Вы избиваете его? Не кормите? Издеваетесь над инвалидом!
Мать пытается оправдаться… Стук в дверь. Заходит представитель социальной службы:
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ: Здравствуйте! Я представитель социальной службы, и я, наверное, вовремя… На вас поступила жалоба. Из Вашей квартиры постоянные крики, шум… Что у Вас происходит? Не справляетесь? Значит собираем комиссию!
Мать пытается объяснить ситуацию. Заходит отец ребенка.
ОТЕЦ: Что тут происходит? (оценив ситуацию) Доигралась, говорил же тебе, оставь его в роддоме! Кому он такой нужен! Только одна морока! У тебя вообще-то еще один ребенок есть, здоровый, ты о нём-то хоть помнишь!? Все с этим дураком возишься!!! Ты послушай, что тебе умные люди говорят! Сдай его! Свою жизнь гробишь, а мою НЕ НАДО! Как я устал от этого бардака, криков. Я хочу пожить для себя. Надоело ВСЁ!!!
Мать пытается вставить хоть слово, но отец не утихает, соседка его поддерживает. Отец хватает сумку. Уходит… Следом за ним бежит старший ребенок, с криком: «Папа, я с тобой!»…
Мать медленно сползает по стене, держась рукой за сердце…
После того, как все три эпизода, ведущий предлагает зрителям дать характеристику каждого персонажа. Далее ведущий объявляет, что сейчас актеры будут проигрывать эпизод 1, а задача зрителей, если они знают каким образом один из героев может изменить проблемную ситуацию, то произносят слово «Стоп», актеры останавливаются. Зритель занимает позицию любого героя (кроме угнетенных: матери и ребенка с ОВЗ). Эпизод продолжается. В это время актеры должны пытаться сохранить проблемную ситуацию.
Так происходит со всеми эпизодами и несколькими заменами. Вывод: один человек не может изменить ситуацию, только все вместе.
Используемые источники
https://psychology.snauka.ru/2015/03/4538
Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика»
Чистякова Екатерина Владимировна
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Чек-лист «Подготовка к форум-театру»
Перед тем, как начать разрабатывать сценарий форум-театра стоит ответить на несколько вопросов:
1. «Что? Для чего? Для кого?» Что именно показывает и о чем рассказывает данная ситуация.
2. «Все дороги ведут…» Где это происходит? Определить место действия, условия, в которых происходит событие.
3. «Центр, центр, я звезда…» Кто участвует? Какие герои в данной ситуации.
4. Когда это происходит? Важно определить место и время действия, что происходит вокруг ситуации, кто за ней наблюдает.
5. «А кого возьмем с собой?». Что каждый участник хочет, чтобы произошло?