Консультация для родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Консультация для родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», « дети с особыми нуждами», « нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», « исключительные дети». В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидов, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Важно!!! Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья происходит с отставанием. При чем дети с замедленным умственным развитием физически развиваются медленнее. Физические недостатки детей также затрудняют и замедляют развитие интеллекта, то есть физический недостаток может привести к умственному и наоборот, умственный к физическому, если не принять специальные меры, чтобы помочь наиболее полному развитию ребенка как в физическом, так и в умственном отношении.
Очень важно уделять внимание в течение жизни ребенка с особыми потребностями не только лечению, но его психическому развитию, формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде с учетом специфики имеющего дефекта).
Практика показывает, что чем младше ребёнок, тем пластичнее его мозг. Он легче обучается, быстрее «зализывает» следы от перенесённых болезней. И если несколько месяцев могут не сделать погоды в развитии ребёнка, несколько лет отсрочки адекватного вмешательства в патологически развивающийся процесс могут быть критическими. Именно у заинтересованных в успехе родителей есть шансы достичь гармоничного развития своих детей. К сожалению, не всем родителям нужна информация о сути проблемы их ребёнка. Для многих семей характерны педагогическая некомпетентность, безразличие, гипоопека, гиперопека. Можно также выделить три модели реагирования на проблему детей: положительная, отрицательная, адинамичная. Очень важно, чтобы родители стали самым надёжным помощником для своего ребёнка. Поэтому для специалистов важна работа с родителями, направленная на включение их в коррекционный процесс.
Дайте ответы на вопросы домашнего обследования (анкеты), чтобы очертить круг ваших проблем:
утомляем;
капризен, плаксив;
плохой аппетит;
нарушения сна;
беспричинные боли;
частые простуды;
страхи (боится оставаться один, боится незнакомых людей);
сосёт пальцы, грызёт ногти;
многократно повторяет одни и те же действия (какие?);
неуклюжесть, неловкость движений;
путает левую и правую руку;
находится в постоянном движении;
с трудом подбирает слова;
отвечает на вопрос не задумываясь, не дослушав;
теряет вещи;
обидчив, раздражителен;
замечен в краже игрушек;
неряшлив, неопрятен;
вспыльчив, непредсказуем;
сознательно ломает и портит вещи
стеснителен, не может постоять за себя.
Теперь, когда мы чётко понимаете проблемы своего ребёнка, займите активную позицию, станьте ему опорой. Решающую роль в развитии и раннем обучении любого ребенка играют родители и другие члены семьи. Детям, отстающим в развитии, необходимо стимулирование- разговоры, музыка, игры, яркие впечатления, также они нуждаются в большой помощи и систематических занятиях во всех областях, чем здоровые дети.
Общие рекомендации по оказанию помощи ребенку с особыми потребностями в развитии.
Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается.
Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
Использует подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка-важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте только в той мере, в какой это необходимо. Это- «золотое правило реабилитации».
Старайтесь больше времени проводить с ребенком.
Научитесь помогать ему в том, чего он пока не умеет( кормить его, одевайте, купайте) или участвуйте в этом процессе вместе.
Не срывайте свой гнев на ребенка, если он не справляется с каким –либо заданием или не умеет чего-либо делать. Покажите ему, как это нужно делать, подумайте, ка можно его этому научить, посоветуйтесь или ознакомьтесь с рекомендациями специалистов.
Вносите в общение с ребенком больше позитивной энергии, задора и радости; пусть ваше присутствие всегда будет связано в сознании ребенка с радостью, счастьем, уверенностью в будущем- ему необходимо именно это, а вы это можете.
Общайтесь с семьями, где есть дети с такими же проблемами в развитии. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
Не изводите себя упреками, в том, что у вас «особый» ребенок, вы не виноваты.
Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней больше.
Социальный педагог ГКОУ РА «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»- Меретукова Аида Каплановна.