Статья «Профессиональная ориентация подростков с ограниченными возможностями здоровья»

5
0
Материал опубликован 2 October 2016

Профессиональная ориентация подростков с ограниченными возможностями здоровья

Гончарова Олеся Леонидовна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры дизайна и

педагогики

АОУ ВПО ЛГУ им. А.С. Пушкина Московский филиал

С каждым годом растет число лиц с ограниченными возможностями здоровья, поэтому актуальным остается и будет оставаться вопрос профессиональной ориентации такой категории.

Профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) несмотря на то, что основывается на общих принципах профориентационной работы имеет свою специфику и особенности.

Пряжников Н.С. выделяет следующие особенности профориентационной работы с детьми и подростками с ОВЗ:

формирование у них оптимистического отношения к своему будущему;

учет своих реальных ограничений, формирование реальной самооценки, поскольку такие дети часто считают, что им доступны многие профессии;

исключительно доброе отношение, недопустимость любых проявлений пренебрежения, равнодушия и даже усталости;

в работе с этими подростками можно обозначить для них такую перспективу профессионального развития, когда физические недостатки могут рассматриваться как условие для духовного роста и невиданного творчества, поскольку немалая часть этих ребят видит мир иначе, чем обычные дети. Это позволяет предполагать, что они обладают огромным творческим потенциалом. Иногда, кажется, что именно среди них следует искать настоящих гениев. Ведь замечено, что часто люди проявляют чудеса творчества не от хорошей жизни, а вследствие компенсации своих проблем и недостатков (это видно на примере анализа автобиографий многих выдающихся людей, жизнь которых часто не была радостной). Возможно, кто-то из них увидит в своих недостатках особые преимущества (потенциалы развития). Лишь бы реально оценивали себя;

опыт показывает, что такими ребятами не следует сюсюкать, т.е. приукрашивать реальность. *

Из-за ограничений в познании окружающего мира у подростков с ОВЗ недостаточно сформированы представления о видах профессиональной деятельности, поэтому одной из важных задач профессиональной ориентации является формирование у них профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям. Подростки должны четко оценивать свои потенциальные возможности в профессиональной сфере.

Основные требования, которые необходимо учитывать при проведении профориентационной работы с детьми и подростками с ОВЗ:

профориентационную работу с детьми, имеющими ОВЗ, следует начинать проводить со старшего дошкольного возраста: детей необходимо информировать о мире профессий через сюжетно-ролевые игры;

с детьми младшего школьного возраста возможно профориентационную работу проводить во время проведения классных часов;

методики, опросники, тесты, используемые в профориентационной работе, должны быть адаптированы к возможностям подростка с ОВЗ;

профессиональную ориентацию детей с ОВЗ нужно осуществлять целенаправленно, совместно с различными специалистами и родителями;

важно составить профессиональный план для каждого подростка с ОВЗ;

на протяжении всего периода профориентации следует корректировать профессиональные планы каждого подростка с ОВЗ в соответствии с его текущими возможностями.

________________________________

* Пряжников Н.С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами: методич. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – С. 213-214.

Важным условием профессиональной ориентации подростков с ОВЗ является их желание взаимодействовать с психологом (профориентологом), получать квалифицированную помощь в решении вопросов, связанных с выбором профессии, а также готовностью принять ответственность за свое профессиональное будущее.

Перечень колледжей, где подростки с ОВЗ могут получить профессию:

Московский политехнический колледж № 39 (слесарь механосборочных работ, укладчик-упаковщик, швея, повар, кондитер);

Московский многопрофильный техникум им. Л.Б. Красина (переплетчик, пошивщик изделий);

Политехнический колледж № 50 (маляр, столяр строительный, облицовщик-плиточник, повар);

Колледж малого бизнеса № 4 (рабочий зеленого хозяйства, сборщик обуви, обувщик по ремонту обуви, швея);

Технологический колледж № 21 (автомеханик, мастер столярного и мебельного производства);

Технологический колледж № 24 (швея, оператор швейного оборудования);

Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26 (маляр, штукатур, швея);

Строительный колледж № 30 (штукатур, маляр, столяр строительный);

Колледж легкой промышленности № 5 (швея);

Техникум малого бизнеса № 67 (повар, швея);

Железнодорожный колледж № 52 (слесарь механосборочных работ, столяр);

Медицинский колледж № 6 (медицинская сестра по массажу/ медицинский брат по массажу).

Таким образом, своевременная, целенаправленная профессиональная ориентация подростков с ограниченными возможностями здоровья, позволяет им оказать помощь в выборе профессии в соответствии с их склонностями, возможностями и планировать профессиональное развитие в будущем.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации