12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степанова Ольга Олеговна156
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа № 8 с углубленным изучением иностранных языков"

города Смоленска










Сценарий интеллектуальной игры «Экологическая Одиссея»





Автор:

Степанова Ольга Олеговна,

учитель географии

















Смоленск, 2021

Пояснительная записка


Данная интеллектуальная игра разработана для проведения в старших классах (9 – 11 классы) средней школы и может быть использована на заключительных уроках географии, биологии, основ безопасности жизнедеятельности или на внеурочных мероприятиях.

Актуальность игры: В настоящее время вопросы сохранения и охраны окружающей среды все активнее охватывает все сферы жизни человека. Информация экологического содержания встречается в средствах массовой информации практически ежедневно, что заставляет каждого человека задумываться над ней. Не являются исключением и современные школьники, активно путешествующие, общающиеся при помощи современных средств связи с людьми, живущими в разных уголках планеты, обучающиеся при помощи дистанционных технологий в разных образовательных организациях, имеющие доступ к обширным информационным ресурсам. Все перечисленное характерно и для обучающихся нашей школы – школы с углубленным изучением иностранных языков. Но, несмотря на все имеющиеся возможности, кругозор школьников достаточно ограничен, в том числе в области экологии. На уроках часто преподносится информация, не представляющая интереса для современных старшеклассников и не способствующая расширению их кругозора. Преодолеть данное затруднение позволяет использование в работе интеллектуальных игр, разработку одной из которых я представляю на данный конкурс.

Цель игры: расширение кругозора старшеклассников в области экологии и экологической безопасности.

Задачи игры:

обобщение, закрепление и углубление материала, изученного в курсах географии, биологии и ОБЖ;

расширение представлений обучающихся о видах и способах организации интеллектуальных игр;

формирование мировоззрения;

развитие коммуникационной компетентности обучающихся, умения работать в команде, использовать предметные и метапредметные знания в новой ситуации.

Ожидаемые результаты

Результат-продукт – сценарий интеллектуальной игры «Экологическая Одиссея».

Результаты-эффекты – привлечение внимания обучающихся к вопросам сохранения окружающей среды, побуждение их к расширению собственного кругозора, формирование представлений о подготовке и особенностях проведения интеллектуальных игр.
















Ход игры


Фанфары


Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья!


Ведущий 2:Мы рады приветствовать вас сегодня в нашем зале!


Ведущий 1: А сейчас мы начинаем игру! Мы назвали игру «Экологическая Одиссея», потому что познание – это всегда путешествие. Романтическое, полное приключений и даже опасностей, не позволяющее остановиться на достигнутом и влекущее вдаль. А без соответствующего состояния окружающей среды, путешествовать будет просто негде.


Ведущий 2: В интеллектуальные игры принято играть вшестером, в таком составе и никто не останется не услышанным, и без дела никто не сидит. Поэтому мы и пригласили вас группами по шесть человек – командами. Как говорил капитан Врунгель, «Как вы яхту назовёте, так она и поплывет». Поэтому первое задание на сегодняшнюю игру - придумать название вашей команды. (собрать названия команд)


Ведущий 1: А теперь - внимание, правила игры «Экологическая Одиссея»!


Ведущий 2: Наша игра состоит из 3-х этапов. На 1 этапе вам будет предложено выполнить задания письменно командной «Своей игры». Затем все присутствующие команды смогут немного развлечься, путешествуя по музыкальным волнам в викторине «Угадай мелодию». И, наконец, вы сможете попробовать свои силы, играя в спортивную версию всем известной игры «Что? Где? Когда?».


Ведущий 1: Победителя и призеров сегодняшней игры мы определим по сумме баллов, которую команды наберут во всех 3-х турах.


Ведущий 2: Итак, начинаем первый тур нашей «Экологической Одиссеи»!


Ведущий 1: Первый раунд – письменная командная версия «Своей игры». Как вы знаете, в этой игре разыгрываются вопросы, объединенные в группы – темы. Так как наша игра называется «Экологическая Одиссея» и посвящена путешествиям и экологии, вам будут предложены темы, связанные с водными путешествиями и экологией. Стоимость вопросов в каждой теме различается в зависимости от сложности вопроса – от 1 до 5 баллов. При правильном ответе на вопрос команда получает указанное количество баллов, при неправильном ответе или отсутствии ответа остаётся без них.


Ведущий 2: Сейчас каждая команда получит бланк ответов. На этом бланке вы будете записывать ответы на задаваемые нами вопросы. Обратите внимание, что повторять вопросы мы не будем, поэтому просим вас быть внимательными и вести себя тихо. На обдумывание и запись ответа вам отдается не более 20 секунд. Итак, начинаем!


Ведущий 1: Морская тема

1. Это самое большое бессточное озеро умирает под гнетом нефтяных вышек и барж, что неудивительно, ведь концентрация фенола здесь в 6 раз выше допустимых норм

2. Это море считается самым соленым в мире. Концентрация загрязняющих веществ только увеличивается (пластиковые бутылки, пакеты, упаковки от конфет), а водоем «измельчается» из-за испарения. По отдельным сведениям, количество вылавливаемой рыбы здесь снизилось на 70%.

3. Именно это море Росси является самым грязным. Его состояние характеризуется как «экологически неблагоприятное». По словам Президента Крымской академии наук Виктора Тарасенко оно – самое грязное море в мире, а не только в России

4. Именно этот залив Атлантического океана можно считать целой «химической лабораторией. Реки Кубы, США, Мексики несут сюда остатки сельскохозяйственных удобрений и стоки канализации. Но не это самое страшное, а периодические разливы нефти, взрывы на буровых установках и танкерах

5. Еще Жак Ив Кусто называл воды этого моря «свалкой мусора», и сегодня на площади мало что изменилось. За год в него выкидывают до 1 млн т нефти и нефтепродуктов. ВОЗ еще в 1990-х годах начала бить тревогу, ведь в акватории сбрасывали по 12 000 тонн фенолов, 800 000 т. азота, 3 800 тонн свинца

Ответы

1. Каспийское море

2. Красное море

3. Черное море

4. Мексиканский залив

5. Средиземное море



Ведущий 2: Речная тема

1. Эта река уже не первый год занимает первое место в списке самых грязных рек России, и это не голословное утверждение, а мнение экспертов из Министерства природных ресурсов и экологии. В нее попадает около 38% всех российских загрязненных стоков


2. Эту главную реку самой большой речной системы Северной Америки ученые называют одной из самых загрязненных экосистем на планете. Ежегодно в её воды попадает более 5,7 миллиона килограмм ядовитых химических веществ, основными из которых являются бензол, ртуть и мышьяк

3. Эта река, чьи воды имеют желтоватый оттенок, является местом, куда многие китайские предприятия сливают отходы, поэтому она является слишком токсичной даже для сельского хозяйства

4. Эта священная река в Индии является и одной из самых грязных на планете. При этом она является основным источником воды для 40% населения страны (а это свыше 500 миллионов человек)

5. Эта великая сибирская река в 2017 году потеряла питьевое значение, чем обязана заводам Бийска, Барнаула, Новосибирска, Нижневартовска, Нефтеюганска, расположенным на её берегах

Ответы

1. Волга

2. Миссисипи

3. Хуанхэ

4. Ганг

5. Обь


Ведущий 1: Экологические катастрофы

1. Эта крупнейшая экологическая катастрофа, связанная с использованием мирного атома, произошла 26 апреля 1986 года

2. Авария на этой АЭС произошла после трагического землетрясения и цунами 11 марта 2011 года и вызвала значительный выброс радиоактивных веществ. Она стала крупнейшая катастрофой в Японии со времен Второй мировой войны. Как называлась эта АЭС?

3. Это бывшее бессточное солёное озеро в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана. С 1960-х годов уровень моря стал быстро снижаться и в 1989 году море распалось на два водоёма, соединенных сузившимся проливом

4. Эта экологическая катастрофа была вызвана войной 1991 года. Выйдя из Кувейта, иракская армия преднамеренно подожгла месторождения этого полезного ископаемого, что привело к экологической катастрофе в беспрецедентных масштабах. А что это за полезное ископаемое?

5. 3 декабря 1984 года завод по производству пестицидов в Бхопале, штат Мадхья-Прадеш, случайно выпустил смертельный химический туман, в результате которого погибли более 5000 человек. Они стали жертвами смертельного отравления изоцианатным (пестицидным) газом. В какой стране произошла эта трагедия?

Ответы

1. Авария на Чернобыльской АЭС

2. «Фукусима I» (зачет по слову Фукусима)

3. Аральское море

4. Нефть

5. Индия

Сбор бланков


Ведущий 2: Пока счётная комиссия подводит итоги «Своей игры», мы приступим ко 2 туру – игре «Угадай мелодию».

Ведущий 1: Вам будет предложено 12 песен, последовательно выбирая которые, вам надо будет указать название песни и исполнителя, или хотя бы одно из двух. За каждый правильный ответ команда получит 1 балл, т.е. 1 балл – за название песни и 1 балл – за указание исполнителя. Каждая команда получит бланк, на котором и будет записывать ответы. В бланк записывайте номера мелодий в том порядке, в котором они будут проигрываться. Т.е., например, если первой будет выбрана мелодии №12, то первым вы и запишите номер 12. Всем понятны правила тура?


Ведущий 2: Тогда начинаем! Команда №1, выбирайте мелодию.

Растения

1

Во поле береза стояла

2

Тополиный пух

3

Маленькой елочке холодно зимой

4

Белые розы

(«Ласковый май»)

Животные

6

В траве сидел кузнечик

7

Два веселых гуся

8

Песня про следы (из мультфильма «Маша и медведь»)

9

Ежик резиновый

Города и страны

11

Песенка Красной Шапочки

12

Подмосковные вечера

13

Гимн Смоленска

14

Лондон-Париж (Иракли)



Поочередно проигрываются мелодии, команды записывают ответы.


Ведущий 1: Судя по вашей реакции, музыку вы знаете хорошо! Мы просим вас сдать бланки с ответами.


Ведущий 2: А пока мы готовы объявить результаты первого тура.


Ведущий 1: А теперь переходим к 3 туру – спортивной версии игры «Что? Где? Когда?». Прослушайте внимательно правила игры. Всем командам будет задан вопрос и дана 1 минута для поиска ответа. После истечения 50 секунд обсуждения, о чем мы вам сообщим, вы должны сформулировать ответ, записать его на ответной карточке и сдать её. На карточке также должны быть указаны номер или название команды и номер вопроса.

Вопрос 1. На одном рекламном плакате изображена яичница в птичьем гнезде, на другом - поп-корн, выросший на початке кукурузы. Назовите двумя словами проблему, борьбе с которой посвящены эти плакаты.

Ответ: Глобальное потепление.

Зачет: Парниковый эффект.

Источники:

1.http://www.adme.ru/paedia/prints/2007/09/21/10457255/resizes/1024/ae82409eb513bb62a21ec35b29288ce1b20325fa /

2.http://www.adme.ru/paedia/prints/2007/09/21/10457355/resizes/1024/4964af20a65259a3bd645f84c8478cb9b32bdffe /

Автор: Денис Гончар (Одесса, Украина)


Вопрос 2: Социальный плакат одной всемирной организации разделен на две половины. Левая подписана словом "Ужасно", и там на фоне моря виден плавник акулы. Правая половина подписана словами "Еще ужаснее", и там на фоне такого же моря... Закончите описание как можно точнее.

Ответ: Нет ничего.

Зачёт: По смыслу.

Комментарий: Это плакат Всемирного фонда дикой природы (WWF).

Источник(и): https://adsoftheworld.com/media/print/wwf_shark_0

Автор: Дана Яковенко (Львов)


Вопрос 3: Блиц.

Острословы из "Литературной газеты" утверждают, что, в зависимости от профессии, женщинам и цветы надо дарить соответствующие: писательнице — тысячелистник, поварихе - душистый горошек.

1. Какие цветы надо дарить дрессировщице?

2. Какие цветы надо дарить женщине-легкоатлетке?

3. Какие цветы надо дарить женщине-окулисту?

Ответ:

1. Львиный зев.

2. Бегония.

3. Анютины глазки.

Источник(и): Е. Гоголева. Ваш год рождения — 1978. — М.: Анаграмма, 2008. — С. 28-29.

Автор: Дмитрий Башук (Харьков)


Вопрос 4: В Италии в 1987 и 2011 годах были проведены референдумы, на которых по одному и тому же вопросу были получены отрицательные ответы. Какие объекты так и не появились в Италии по результатам референдумов?

Ответ: АЭС.

Комментарий: В 1987 году на результаты повлияла авария на ЧАЭС, в 2011 — авария на Фукусиме.

Источник(и): Газета "Вечерний Брест", 17.11.2011 г. Автор: Денис Рыбачук (Брест)


Вопрос 5: В 2003 году два десятка активистов "Гринпис" устроили пробег протеста. Они пробежали знаменитые 800 метров за несколько дней до того, как их пробегут тысячи людей. Кого при помощи масок и прочей атрибутики изображали при этом гринписовцы?

Ответ: Быков.

Комментарий: Имеется в виду знаменитый прогон быков по улицам Памплоны.

Источник(и): http://www.gazeta.ru/2003/07/07/kz_m91384.shtml

Автор: Михаил Перлин (Кельн)


Вопрос 6: Недавно в Китае была построена солнечная электростанция в форме НЕЕ. В создании фильма 2008 года про НЕЕ принимал участие Джейси Чан. Назовите ЕЕ.

Ответ: Большая панда.

Зачёт: Панда.

Комментарий: Сверху станция выглядит как изображение большой панды — гордости и символа Китая. Журавля в мультфильме "Кунг-фу Панда" озвучивал сын Джеки Чана, признанного мастера восточных единоборств.

Источник(и):

1. https://lenta.ru/news/2017/07/05/melanoleuca /

2. https://www.kinopoisk.ru/film/kung-fu-panda-2008-103734 /

3. http://lachinova.ru/informatsiya-o-kitae-2/panda-gordost-kitaya

Авторы: Ольга Айдакова, Вадим Бондаренко (Владивосток)

Ссылки: Ольга Бондаренко


Вопрос 7: В 2005 году в зоопарке Загреба были оборудованы два вольера для таких особей. Один предназначался для хорошей особи, второй — для плохой. В 2007 году в зоопарке Аделаиды в вольер поместили группу таких особей. Стоит заметить, что до 1930-х годов такие особи содержались не менее чем в 15 зоопарках всего мира. Что гласили надписи на вольерах в Загребе?

Ответ: Homo sapiens.

Зачёт: Человек разумный.

Комментарий: В 2005 и 2007 годах это были экологические акции, а в начале XX века в зоопарках содержали коренных жителей европейских колоний. Возможно, Homo sapiens упоминался не только на табличках в Загребе, но достоверных фактов автор больше не нашел.

Источник(и):

1. http://www.utro.ru/articles/2005/09/20/478504.shtml

2. http://lenta.ru/news/2007/01/09/zoo /

3. http://ribalych.ru/2011/07/14/lyudi-v-zooparkax /

Автор: Максим Кудрин

Вопрос 8: Один азиатский питомник специализируется на выращивании молодых животных одного вида, подготавливая их к выживанию в условиях дикой природы. Сотрудники этого питомника ДЕЛАЮТ ЭТО, для чего надевают специальные костюмы. Для какой организации сэр Питер Скотт СДЕЛАЛ ЭТО в 1961 году?

Ответ: Всемирный фонд природы

Зачёт: Всемирный фонд дикой природы, World Wide Fund for Nature, World Wildlife Fund, WWF.

Комментарий: Этот питомник специализируется на выращивании больших панд, которые считаются одним из символов Китая. Для того, чтобы малыши не привыкали к помощи человека, сотрудники зоопарка сами изображают панд, облачаясь в соответствующие костюмы. Сэр Питер Скотт — один из основателей Всемирного Фонда Дикой Природы — изобразил панду на логотипе этой организации.

Источник(и):

1. http://bigpicture.ru /?p=503810

2. http://www.wwf.ru /

Автор: Эраст Куненков (Узловая)


Вопрос 9: Министерство экологии Южной Кореи запретило пользоваться этим предметом в южнокорейских ресторанах. Сделано это было после многочисленных жалоб фермеров, выращивающих свиней, множество из которых гибли, наевшись отходов из этих ресторанов. Что это за предметы?

Ответ: Зубочистки.

Автор: Андрей Кузьма (Санкт-Петербург, Россия)


Вопрос 10:

Продолжите лозунг "Гринпис": "Лучше быть сейчас активным, чем завтра..."

Ответ: "... радиоактивным".

Автор: Сергей Виватенко


Подведение итогов, награждение победителей.


Ведущий 1: Спасибо за игру!


Ведущий 2: До новых встреч!



Список использованных источников:

https://basetop.ru

https://www.kommersant.ru/doc/4548601

https://ru.wikipedia.org/wiki

https://db.chgk.info /


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.