12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дзгоева Фатима Михайловна45
педагог дополнительного образования МКУ ДО ДДТ
Россия, Северная Осетия-Алания респ., с.Эльхотово
1

Сценарий интеллектуальной игры по этнографическому очерку К.Л.Хетагурова "Особа"

Сценарий интеллектуальной игры брэйн-ринг по этнографическому очерку Коста Левановича Хетагурова «Особа»


t1645900992aa.jpg

Цели

1. Знакомство с этнографическим очерком К.Л. Хетагурова «Особа»

2. Погружение в историю традиционной культуры осетинского народа изучаемого периода)

3. Развивать культуру общения и речи.


Оборудование:

Игровые столы с сигнальной системой.

Компьютер.

Экран или интерактивная доска.

Ход игры.

На экране портрет К.Л. Хетагурова и эпиграф к игре: «Не считай Себя осетином (аланом) пока не усвоишь языка, обычаев, песенного и танцевального искусства своего народа.» ( Кодекс Аланской чести).


В игре участвует две команды по 6 человек.



Краткий рассказ об истории написания очерка «Особа».


Ведущий: По всей вероятности, к написанию очерка «Особа» Коста Леванович Хетагуров- осетинский поэт, прозаик, драматург, публицист, общественный деятель и первый национальный художник, приступил после высылки за пределы Терской области (1891 г.). Он находился у своего престарелого отца, который по его просьбе писал заметки о быте, нравах и исторических событиях начала века. Очерк частично был опубликован в 1894 году в газе «Северный Кавказ», затем в 1902 г. в дополненном и несколько переработанном виде появился в журнале «Кавказский вестник» (№7).

В очерке отражаются быт, нравы, хозяйство осетин, в нем вся история осетинского народа . Коста хорошо понимал, что пройдет еще несколько десятков лет – и заглянуть в прошлое туземцев Кавказа будет совершенно невозможно. Автор в своем очерке на примере Нарской котловины, откуда он был родом , пишет об этой «отсталой» жизни, характеризуя все аспекты повседневности горцев.

Этнографический очерк К.Л.Хетагурова «Особа» является неоценимым даром осетинской литературы, т. к. в нем с простой и в тоже время красочностью описываются все стороны жизни предков осетин.

2.ИГРА

- Знакомство с правилами игры.

- Знакомство с командами. Капитан оглашает название команды.

- игроки поочередно представляются.

- Капитаны команд обмениваются пожеланиями.

- Игру судит жюри.

- Игра проходит в 3 тура по восемь вопросов.

- По окончании каждого тура жюри оглашает результаты игры команд.

- После завершения игры –награждение победителя.



ТУР


Вопрос 1.

Как объясняется смысл названия этнографического очерка Коста Левановича Хетагурова «Особа» ( ударение на первом слоге)?


Ответ: По словопроизводству особа грузинского происхождения и может быть переведено выражением осетинщина.


Вопрос 2.

Что из себя представляли поселения жителей Нартской котловины?


Ответ: Каменные постройки в один и несколько этажей с плоскими крышами, живописно гнездящиеся на скалистой крутизне.


Вопрос 3.

«…вместо повязки носила шапочку из разноцветных лоскутков и ровно подстриженный чуб вместо локонов». Кого описывает Коста Хетагуров в своем очерке?


Ответ: Это описание девушки, т.к у женщины на голове бывала черная повязка, из-под которой по щекам падали два вьющихся локона. Поверх повязки –

белый коленкоровый платок

Вопрос 4.


Известно, что хадзар (сакля) осетина делилась на мужскую и женскую части. Что представляла из себя женская часть хадзара?


Ответ: Вся стена, замыкающая женскую половину, увешана мелкою утварью: деревянные чашки, блюда, ковши, ложки, воловьи рога, столик о трех низеньких ножках, каменная тонкая плита в железной оправе в виде стремени, небольшое с крышечкой деревянное ведерко и т. п. На полу вдоль той же стены расположены разной формы и размера медные котлы, глиняные кувшины, плетушки, выдолбленные из обрубков ясеня и березы корыта, ведра, кадушки и пр.



Вопрос 5


Представители каких сословий проживали в Нартской котловине?


Ответ: В Нарской котловине существуют следующие сословия:

1. Стыр или тыхджын мыггаг 

2. Фарсаг.

3. Кавдасард 

4. Алхад, саулаг, цагъайраг 


Вопрос 6.

Что значит название представителей одного из сословий Нартской котловины «кавдасард»?


Ответ:  Кавдасард — рожденный в яслях или рожденный вне брака.


Вопрос 7

Какими полномочиями были наделены представители Стыр или тыхджын мыггаг ?


Ответ: Члены такой фамилии, будучи более обеспечены материально, пользовались в народе почетом. К ним обращались за советом, их приглашали судить и примирять враждующих. Поручительство их было надежно, покровительство прочно, ссориться с ними было опасно.


Вопрос 8

Почему К.Л. Хетагуров в очерке «Особа» писал: «Прежде чем оплакивать убитого, осетины оплакивают убийцу»


Ответ: Потому что за каждого убитого приходилось часто платить не только своей жизнью, но и жизнью всего рода, т. к. бытовал обычай кровной мести.



ꓲꓲ ТУР

Вопрос 1.

Кто такая номылус- «жена по имени» -?


Ответ:  По положению своему в семье номылус очень близко походила на наложницу, При всякой возможности сделаться чьей-либо законной женой ее всегда отпускали и при этом, обыкновенно наделяя ее приданым, зачастую еще помогали и родным ее получше справить свадьбу. Она являлась матерью кавдасардов.


Вопрос 2

Какова была участь мальчика- кавдасарда в случае, если ее мать выходила замуж?


Ответ : Мальчик оставался в доме своего отца, рос, работал, мужал, и если после совершеннолетия находил для себя лучшим отделиться и жить самостоятельно, то это ему разрешалось беспрепятственно. Ему могли выделить из общего имущества семьи небольшой пай земли. Но он обыкновенно предпочитал оставаться в доме отца.

В общественной жизни он не имел никакого значения. При всем том он пользовался полнейшей свободой.


Вопрос 3.

В очерке «Особа» Коста Леванович Хетагуров писал: «На стене мужской половины вы найдете шашку, пистолет или ружье в старом чехле, турьи рога, а иногда и фандыр». Что такое фандыр?


Ответ:  Фандыр- это струнный музыкальный инструмент. (род скрипки и арфы) . Длинные повествования под их аккомпанемент были исключительной привилегией наиболее даровитых мужчин.


Вопрос 4.


Осетины с древних времен славились гостеприимством. Гостю принятот былро накрывать щедрый стол. При особом доверии и расположении владелец сакли мог показать несколько серебряных вещей: тяжелый кованый пояс, кубок, ковш, старинные монеты и тому подобная «хазна». Но в каждом доме осетина была некая сокровенная вещь, которую не то что гостю, но и членам семьи не всегда показывали.

Что это за вещь?


Ответ: Это — цыкурайы фардыг (буса изобилия и счастья), который хранился за семью замками от всякого постороннего глаза. Это величайшая домашняя святыня, которую даже члены семья имеет право созерцать с благоговением и с молитвенными приношениями только один раз в году.


Вопрос 5.

В этнографическом очерке «Особа» Хетагуров так описывал одежду осетин: «Ермолка из грубого сукна, из такого же сукна черкеска до колен с несколькими газырями, надетая прямо на голое тело, суконные штаны, такие же ноговицы, арчъита; кинжал, шашка, винтовка и пика в 1,5 сажени длиной с железным заостренным наконечником.

Что такое, арчъита? 


Ответ: Арчъита  - кожаная обувь с ремешковым переплетом и пучком мягкой шелковистой травы вместо чулок.


Вопрос 6.

«Бурки были редки; короткий полушубок из овчин дополнял зимою наряд молодого осетина. Наиболее бедные и зимою и летом ходили в тулупах, за неимением другой одежды».

А кто из жителей Нарской котловины имел право носить длинный, до пят, широкий тулуп?


Ответ: Длинные до самых пят и широкие тулупы были исключительной принадлежностью стариков

Вопрос 7.

Кто является родоначальником фамилии Хетагуровых?


Ответ: От имени младшего сына князя Инала , жившего за Кубанью. Приняв христианство, Хетаг бежал от преследования своих братьев в горную Осетию. Ои ,якобы, и является родоначальником рода Хетагуровых


Вопрос 8.


Какой подарок от родителей получала девушка в день своей свадьбы?


Ответ: «…в чем твоя дочь станет греть воду, чтобы мыть себе голову?» Вслед за этим вопросом шафера девушке дарили медный котел. Это был некий обряд.


ꓲꓲꓲ ТУР

.

Вопрос1.

Жизнь в Нарской котловине была очень тяжелой.

 За отсутствием дорог и за полнейшей невозможностью, благодаря очень крутым подъемам, пользоваться телегой навоз на посевные участки в большинстве приходится доставлять из аулов, используя  таскъ. Объясните смысл слова таскъ.


Ответ: Таскъ-это плетенка особого рода. В них жители котловины на спинах носили навоз на труднодоступные земельные наделыю


Вопрос 2.


«По окончании жатвы хлеб обыкновенно свозили с крутых склон на санях (колес раньше совсем не применяли), редко на арбах из-за очень ограниченного пространстве по долинам некоторых рек. Чаще использовали для транспортировки урожая — махъита.

А что же такое махъи?


Ответ: Махъи)- особые плетенки (в виде китайского веера, из березового хвороста). На них урожай стягивался в снопах к аулу, на гумно. 


Вопрос 3.


 В Нарской котловине времен особа совершенно не было другого более удобного, изолированного помещения для этого величайшего акта природы- рождения ребенка. Назовите место, где должен был появиться на свет новороженный?


Ответ: «Этим местом был хлев. Вот что писал К.Хетагуров о рождении детей в Нарской котловине: «Несмотря на то, что отец и мать мои принадлежали к «сильным» и «большим» фамилиям в Нарской котловине, а отец, помимо того, был офицером русской службы, я все-таки родился в «яслях», в хлеве. И навряд ли во всей Нарской котловине найдется кто-либо, кто до меня, да и много позднее меня, родился не в хлеве».


Вопрос 4

«В начале июля каждая семья, которая в продолжение года имела приращение мужского пола, считает своей обязанностью отпраздновать обильно и угостить наибольшее число родственников и соседей, это называется «справлять миску». Каким словом до нгаших дней называется праздник , устраиваемый в честь годовщины мальчика?


Ответ:  Кахцганан («справлять миску». Название такое праздник этот получил, вероятно, потому, что мать новорожденного обходила всех своих по отцу и по матери родственников с чашей (миской), собирая всевозможные подарки, и припасы для этого праздника.


Вопрос 5


В очерке «Особа» мы можем прочитать: «Если мать занята и не может покормить и унять своего ребенка, то предоставляется всем, кому угодно, возиться с ним, покачать колыбель, подержать малютку на руках и пр. Лишает этого права осетинский этикет только ЭТОТ ЧЕЛОВЕК. Кто лишался права присмотра за ребенком в те времена?


Ответ: Этот человек -отец малютки. Только в самом интимном кругу (жены и детей), или с глазу на глаз, позволительно было отцу дать волю своим чувствам и понянчить, приласкать детей. 


Вопрос 6:

Счастливая пора детства в Нарской долине была сокращена была до минимума и лишена к тому же и сколько-нибудь интересных игр и развлечений. Кроме неизменной, кажется, у всех народов, куклы — чындз (невестка), девушки могли развлекаться еще чуть ли не единственной женской игрой в пять камешков. Как называлась эта игра?


Ответ: Дыччыта.


Вопрос 7

 «Длинный бешмет, рубаха платье, застежки на груди и на рукавах, пояс, серьги, шапочка из красного сукна, отделанная галуном, шелковый платок поверх шапочки, красные штаны, чулки и чувяки» Чей наряд описан в этнографическом очерке?


Ответ:

Это наряд невесты.


Вопрос 8

Цитата: «Перед гостями ставятся круглые столы, на каждом из них по три прожаренных в масле пирога с сыром, к ним подаются шампуры с шашлыком из внутренностей бычка и барашка». Это частичное описание свадебного стола. Вспомните, как называются осетинские пироги с сыром?


Ответ:

 Уаливах ( уалибах)


3.Подведение итогов игры и награждение

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.