Интеллектуальная игра по обществознанию «Живая диаграмма (8–11 классы)

5
2
Материал опубликован 23 November 2018

Правовая игра «Живая диаграмма»

Аудитория: учащиеся 8-11 классов

Цели игры:

повышение общего уровня правовой культуры,

профилактика правонарушений среди учащихся.

Условия игры: принимают участие 5 команд по 6 человек, каждая команда придумывает название.

Оформление игры: на полу чертится большой круг, делится на 3 сектора: «Да», «Иногда», «Нет». Готовятся жетоны одного цвета.

Ход игры:

Вступительное слово ведущего. Представление команд, капитанов.

 

Разминка. Каждая команда получает высказывание, дается время на обдумывание – 5 минут, затем капитан высказывает мнение команды по поводу изложенных в высказывании мыслей.

Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков”.

(Лао Цзы, философ)

“ Обязанность без права есть рабство, право без обязанности – анархия”.  (Г. Галине, философ)

 “Чтоб быть свободным, нужно подчиняться законам”

(античная мудрость)

“Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой” (М.М. Пришвин, писатель)

«Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином» (В.А. Сухомлинский, педагог)

Подведение итогов разминки: команда, наиболее полно объяснившая смысл высказывания, получает 1 жетон.

Основная часть. Ведущий объявляет тему. Задает 5 вопросов по теме. Каждый игрок выбирает вариант ответа и встает в соответствующий его ответу сектор. После того как все игроки заняли место в секторах, ведущий называет правильный ответ, вручает жетон каждому, вставшему в «правильный» сектор, предлагает объяснить свою позицию. Ответивший наиболее полно получает дополнительный жетон. На каждый последний вопрос темы команда отвечает сообща после минутного обсуждения, в сектор встает только капитан. Жетон за правильный ответ в этом случае выдается 1 на команду, правильно ответившую на вопрос.

Темы:

Имею право

С 13 лет ребенок может самостоятельно трудоустроиться. (Нет)

Пояснение: Самостоятельно трудоустроиться можно начиная с 16 лет. С 14 лет можно сделать это с согласия одного из родителей. До 14 лет труд в РФ запрещен, за исключением в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, участвуя в создании и (или) исполнении произведений без ущерба их здоровью и нравственному развитию.

Дети имеют право на объединение в детские организации. (Иногда)

Пояснение: Можно объединяться в различные организации, если деятельность этих организаций не противоречит законодательству и не ущемляются права других людей.

Правоспособность наступает с совершеннолетием. (Нет)

Пояснение: Правоспособность наступает с рождения и заканчивается со смертью человека. То есть, любой ребенок – это правоспособный гражданин.

Ребенок может свободно посещать кружки, которые ему нравятся. (Да)

Пояснение: У ребенка есть право на образование. Кружки – это часть образовательного процесса.

С 16 лет можно обучаться вождению автомобиля. (Нет)

Пояснение: Обучаться вождению автомобиля можно начиная с 17 лет.

Семья и я

Государство может разлучить ребенка с одним или обоими родителями. (Иногда)

Пояснение: Государство может разлучить ребенка с одним или обоими родителями, если это необходимо в интересах ребенка, например, существует угроза жизни и здоровью ребенка по вине родителей.

Ребенка можно бить. (Нет)

Пояснение: В Уголовном кодексе РФ предусмотрена статья за жестокое обращение с детьми. Судом может быть назначено наказание родителям – лишение свободы до 2 лет. Ребенок, с которым жестоко обращаются, может обратиться в полицию.

11-летнего ребенка можно усыновить без его согласия. (Нет)

Пояснение: С 10 лет мнение ребенка учитывается в суде.

Брак можно заключать с 16 лет. (Иногда)

Пояснение: 16-летний гражданин имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.

Совершеннолетние дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. (Иногда)

Пояснение: Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию их нетрудоспособных родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей.

Преступление и наказание

Уголовная ответственность наступает с 14 лет. (Иногда)

Пояснение: Уголовная ответственность в РФ наступает с 16 лет. С 14 лет – за особо тяжкие преступления: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или средней тяжести; похищение человека; убийство; изнасилование или насильственные действия сексуального характера; вымогательство; кража; грабеж/разбой; умышленное уничтожение или повреждение имущества (при отягчающих обстоятельствах); неправомерное завладение автомобилем или иным средством без цели хищения; захват заложника / террористический акт / заведомо ложное сообщение об акте терроризма; хулиганство (с отягчающим обстоятельством) / вандализм; хищение/вымогательство наркотических средств или психотропных веществ / оружия/ взрывчатых веществ или устройств/боеприпасов и другие.

За преступления, совершенные детьми до 14 лет ответственность несут их родители. (Да)

Пояснение: Лица, не достигшие возраста 14 лет, не несут уголовной ответственности, поскольку законодатель считает, что в таком возрасте человек не способен осознавать последствий своих деяний.

Человека можно лишать жизни. (Нет)

Пояснение: Применение смертной казни в стране невозможно, поскольку Россия подписала протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека, приняв на себя обязательство отменить этот вид уголовного наказания. Мораторий на смертную казнь был введён 16 апреля 1997 года. Он истекал 1 января 2010 года, однако в ноябре 2009 года Конституционный суд продлил его до того момента, как Госдума ратифицирует протокол об отмене смертной казни.

Ученик, достигший 15 лет, может быть исключен из школы за проступок. (Иногда)

Пояснение: Ни при каких условиях не могут отчислить из школы учащихся, не достигших возраста 15 лет или учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья. применить эту меру взыскания могут за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Отчисление – это крайняя мера, которая применяется в исключительных случаях.

Состояние алкогольного опьянения во время совершения преступления смягчает вину. (Нет)

Пояснение: Судья (суд), назначающий наказание, в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ.

Протокол игры «Живая диаграмма»

Класс _______________________________

Ф.И. участника

Кол-во жетонов

1

   

2

   

3

   

4

   

5

   

6

   
 

Итого жетонов в команде

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересная игра!

8 December 2018

Спасибо, Татьяна!

9 December 2018