Сценарий классного часа в начальной школе «В дружбе — сила!» (1 класс)
Работу выполнила Шушкевич Елена Ивановна,
учитель начальных классов МБОУ гимназия № 7
Цели и задачи:
1) Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.
2) Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека.
3) Способствовать формированию сплочённого классного коллектива.
4) Формировать нравственные качества учащихся: чувства доброжелательности, сопереживания, сочувствия, уважительное отношение к окружающим, вежливое обращение друг к другу.
5) Прививать любовь и интерес к чтению книг о дружбе через игровую форму;
расширять кругозор учащихся.
6) Обогащать словарный запас и развивать речь учащихся.
7) Развивать умение учащихся вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения.
8) Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о настоящей дружбе.
9) Вызвать положительный эмоциональный настрой.
Форма: классный час.
Методы: рассказ с элементами беседы и игры.
Подготовительная работа
Класс делится на группы. Продумать ситуации, вопросы для обсуждения в группах. Подобрать стихи, сценки, песни, подготовить выступления учащихся
Оборудование:
1) Пословицы о дружбе. Стихи, рассказы, песни русских авторов.
2) Плакат: "В дружбе – сила!»
3) Рисунки героев мультфильмов.
4) Для каждой группы «цветик-семицветик»; солнышко и лучики.
5) Выставка книг о дружбе.
6) Выставка творческих работ учащихся.
План:
1. Введение в тему. Составление слова «ДРУЖБА»
2. Беседа учителя.
1) Сообщение темы, цели классного часа.
2) Понятия «дружба», «друг».
3. Анализ ситуаций.
1) Инсценировка по рассказу Н.Чабаевского «Одинаковые».
2) Рассказ В.Сухомлинского «Как на свете жить?»
3) Отрывок из рассказа В.Осеевой «Добрая хозяюшка»
4) Басня Л.Толстого «Отец и сыновья»
4. Правила дружбы.
1) Черты характера настоящего друга
2) Законы дружбы
5. Подведение итогов классного часа.
Ход классного часа
1. Введение в тему. Составление слова «ДРУЖБА»
Учитель. Ребята, у вас на партах лежат чистые листы. Разгадывая загадки, вписывайте по одной букве на каждый листок. (Работа в группах)
Эта буква на морозе,
Как оса, ужалить может.
Ну а в мае на березе
Жук ее узнать поможет. Ж
Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит. Р
Эту букву паровоз
На свой трубе привез,
Губы вытяни в трубу
И получишь букву... У
Этой буквой – добрым другом –
Долгою дорогой в дом
День за днем назло недугам
Даже под дождем идем. Д
Стоит в начале алфавита. А
Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан,
И бодает буква букву,
Будто баловник баран. Б
Вот все буквы перед вами –
Каждый может их назвать.
Буквы в слово соберите,
Без которого в пути,
Люди вряд ли обойдутся,
Чтоб товарища спасти.
(Ребята работают в группах и составляют слово «Дружба»).
2. Беседа учителя.
-
Сообщение темы, цели классного часа.
– Ребята, о чём мы сегодня будем говорить на классном часе? (Ответы детей).
Да, мы сегодня поговорим о дружбе, узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг, и почему самый прекрасный подарок – дружба (эпиграф).
Мы будем учиться ценить и беречь дружбу и друзей.
-
Понятия «дружба», «друг».
– А как вы думаете, что же такое дружба? (Ответы детей).
Дружба – близкие и доверительные отношения между людьми, основанные на уважении и взаимопонимании. Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
– Как называют людей, которые дружат: дружно читают, дружно играют, дружно что-то мастерят? (Ответы детей).
Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом.
– Кого мы сейчас называем другом? (Ответы детей).
Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придет тебе на помощь.
– Кто может быть нашим другом? (Ответы детей).
Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней.
Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту.
Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.
Друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
Игра «Найди друга»
Дети получают карточки с изображениями (или именами) сказочных героев.
– Ребята, перед вами сказочные герои. Найдите того, с кем он дружит и возьмитесь за руки.
Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка)
Забавный Винни-Пух и … (Пятачок)
Добрый Малыш и … (Карлсон)
Добрая Белоснежка и … (семь гномов)
Забавный бурундук Чип и … (Дейл)
3. Анализ ситуаций.
– Послушайте ситуации и выскажите свое мнение.
Инсценировка по рассказу Н.Чабаевского «Одинаковые».
Автор. Жили две неразлучные подружки: Соня и Вера. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.
Девочки (гордо). Мы во всём, во всём одинаковые.
Автор. Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме:
Соня (радостно). Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Автор. Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:
Мама. Да, ты стала хуже…
Соня (удивлённо). Я? Но ведь тройку получила не я!
Мама. Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
Ответы детей на вопросы:
За что мама осудила Соню?
Хотели бы вы иметь такую подругу (друга)?
Что бы вы сказали Соне?
Как ей надо было поступить?
Вывод. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, а ещё хуже – радоваться этому. Говорят, что друг познаётся в беде. Он всегда успокоит, утешит, посочувствует другу. Нужно уметь сопереживать другу, поддерживать его.
Исполняется «Песня дружбы» (Слова М.Пляцковского, музыка Ю.Чичкова)
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!
Рассказ В.Сухомлинского «Как на свете жить?»
У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, лежал в больнице, перенес три операции. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровы и бодрый.
Встретила девочка во дворе своих одноклассников Петю и Гришу и поделилась радостью:
– Наш папа выздоровел!
Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.
Катя пошла к девочкам, игравшим в классики:
– Наш папа выздоровел! – сказала она.
Одна девочка с удивлением спросила:
– Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатился комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.
Ответы детей на вопросы:
1. Почему заплакала Катя?
2. Как бы поступили вы?
Вывод. Нужно внимательно, с пониманием относиться к своим друзьям и стараться каждый день творить добро. Другу можно рассказывать о своих переживаниях, поделиться с ним своими секретами. Нужно чаще улыбаться друзьям. Когда человек улыбается, он располагает к себе, поднимается настроение, и тоже в ответ хочется улыбнуться. Улыбаясь, мы проявляем симпатию, доверие, а именно с этого начинаются дружеские отношения.
Исполняется песня «Если с другом вышел в путь» (Слова М.Танича, музыка В.Шаинского)
Если с другом вышел в путь
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.
Припев (2 раза):
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.
Выйду без испуга.
Если с другом буду я,
А медведь без друга.
Припев (2 раза)
Там где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами.
Где чего то не пойму,
Разберем с друзьями.
Припев (2 раза)
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.
Припев (2 раза)
Отрывок из рассказа В.Осеевой «Добрая хозяюшка»
Проснулась девочка - никого у неё нет!
Ответы детей на вопросы: 1. Девочка была ласковая, не обижала животных, у неё было много друзей, почему же тогда она осталась одна?
2. Можем ли мы уважать девочку за её поступок?
3. Почему же В.Осеева назвала свою сказку «Добрая хозяюшка»?
4. Как бы поступили вы?
Вывод. В.Осеева нарочно назвала девочку доброй, чтобы заставить своих читателей задуматься над ее поступками.
Нужно ценить, уважать, понимать друг друга, проявлять внимание, чуткость. Дружба должна быть бескорыстной: нельзя за дружбу что-то выпрашивать. Дружбой надо дорожить. Дружбу надо беречь.
Исполняется песня «Настоящий друг» (Слова М.Пляцковского, музыка Б.Савельева)
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
"Не разлить водой" - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.
Басня Л.Толстого «Отец и сыновья»
– Ребята, наш классный час называется «В дружбе – сила!» Почему так говорят? (Ответы детей)
– Послушайте басню Л.Толстого «Отец и сыновья».
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; но они не слушались.
Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они ни бились, не могли сломать.
Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
«Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит».
Физкультминутка «Если в гости ты пришел».
Под музыку ведущий поет каждую строчку песни и одновременно показывает движения, которые дети повторяют:
I куплет
Если в гости ты пришел, это очень хорошо,
Если в гости ты пришел, то делай так (машет левой рукой).
II куплет
Если в гости ты пришел, это очень хорошо,
Если в гости ты пришел, то делай так (воздушный поцелуй).
III куплет
Если в гости ты пришел, это очень хорошо,
Если в гости ты пришел, то делай так (поклон).
IV куплет
Если в гости ты пришел, это очень хорошо,
Если в гости ты пришел, то делай так (кричим «привет»).
V куплет
Если в гости ты пришел, это очень хорошо,
Если в гости ты пришел, то делай все (все движения).
4. Правила дружбы.
Черты характера настоящего друга
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Солнышко – тоже наш друг. Оно радуется всему живому и прекрасному на Земле.
Запишите самые лучшие качества настоящих друзей на «лучах солнышка» и прикрепите к доске.
Ребята работают в группах. Каждая группа получает карточку, в которой записаны как положительные, так и отрицательные качества человека. На лучики они записывают только положительные качества)
1. Добрый, верный, жадный, честный, справедливый, дружелюбный.
2. Отзывчивый, понимающий, сочувствующий, грубый, правдивый.
3. Уважающий, бескорыстный, внимательный, откровенный, грубый, жизнерадостный.
Творческая деятельность «Пожелания друзьям»
(На лепестках цветика-семицветика дети пишут пожелания друг другу и отдают цветки друзьям).
Игра «Не урони шарик»
Каждая группа ребят получает воздушный шарик. Они должны дружно дуть на него, не касаясь руками, чтобы шарик не упал на пол. У кого шарик дольше продержится в воздухе, тот умеет играть дружно, слаженно.
-
Законы дружбы
– Приходилось ли вам приходить другу на помощь?
– Много мы с вами говорили о дружбе, дружеских отношениях. Давайте попробуем сформулировать правила дружбы. Обсудите в группах и выскажите свои предложения.
1) Будь с другом честен..
2) Будь постоянным в дружбе.
3) Помогай другу в беде. Умей разделить с ним радость.
4) Умей принять помощь, совет.
5) Умей признавать свои ошибки и просить прощение.
6) Умей сам прощать.
7) Останови друга, если он делает что-то плохое.
8) Не обманывай, не предавай, не унижай друга, не жадничай.
9) Не ссорься с товарищами; старайся работать и играть с ними дружно.
10) Умей дружно играть и дружно работать. Соблюдай правила.
11) Будь вежлив, чтобы другим было приятно с тобой.
12) Будь всегда приветлив.
– Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно!
Игра «Собери пословицу»
– Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.
Вот мы с вами и поиграем в пословицы. У каждого из вас карточка, на которой написана только половина пословицы: у одних «начало», у других «конец». Вы должны найти две половинки одной пословицы и взяться за руки.
Дерево живет корнями, (а человек друзьями).
Нет друга – ищи, (а найдёшь – береги).
Друг за друга стой, (выиграешь бой).
Доброе братство, (лучше богатства).
Друг лучше старый, (а платье новое).
Старый друг – (лучше новых двух).
Дружба не гриб, (в лесу не найдёшь).
Дружба – как стекло, (разобьёшь – не сложишь).
Без друга на душе вьюга.
С другом веселее при удаче, легче в беде.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
5. Подведение итогов классного часа.
– Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?
Настоящий друг всегда честен, надежен, верен, доброжелателен, готов прийти на помощь. Крепкая дружба способна объединить людей на долгие годы, а иногда и на целую жизнь. Важно уметь беречь и ценить хороших и верных друзей.
Лучистое солнце не делится на части.
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.
Исполняется песня «Совершите чудо» (Слова Е.Головиной, муз. Е.Птичкина)
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зелёных рек.
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.
Игра «Круг друзей»
Шире круг, шире круг!
Музыка зовет.
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод.
– Встаньте в круг. Посмотрите в глаза своему друг слева, затем справа. Улыбнитесь другу слева, затем справа. Возьмите за руку друга слева и справа. Посмотрите в глаза своему другу слева через одного, затем справа. Улыбнитесь…Возьмите за руки…