Сценарий классного часа на тему «Вред курения» (8–11 классы)

3
0
Материал опубликован 22 November 2016

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА

НА ТЕМУ:

«ВРЕД КУРЕНИЯ»

Автор: Гончарова О.Л., к.п.н., педагог-психолог, преподаватель психологии высшей квалификационной категории

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «ВРЕД КУРЕНИЯ»

(автор О.Л. Гончарова)

Курение – не привычка, а властная

потребность, которая командует

человеком.

С. Тормозов

Цель занятия: предупреждение возможных отклонений в здоровье студентов, ориентация студентов на здоровый образ жизни.

Ход классного часа

Лекция «Никотин, или курить – здоровью вредить»

Наиболее распространенный наркотик на сегодняшний день – никотин. Да, да – сигареты. Именно они являются первым наркотиком для 99,9% наркоманов. Сигареты в меньшей степени, чем сильные психотропные вещества, но все-таки повышают в крови уровень «гормона радости» и, таким образом, вызывают привыкание: сначала психологическое, затем на уровне физиологии.

По статистике, дети пробуют свою первую сигарету уже в 10-11 лет и по большей части становятся постоянными курильщиками. Во всем мире идет активная и достаточно успешная пропаганда здорового образа жизни, в первую очередь, направленная на курильщиков. Большая часть населения Европы и Америки отказалась от сигарет, и только в России число любителей табака с каждым годом стремительно увеличивается. Поскольку негативные последствия курения достаточно хорошо известны, поговорим о них совсем кратко. Важно помнить о том, что любая зависимость отражается на всех сферах жизни человека. И никотиновая – далеко не исключение.

Во-первых, курение негативно влияет на весь организм: сигареты служат причиной повышенной утомляемости, тяжелых просыпаний по утрам, ухудшают цвет кожи. Значительно увеличивается риск приобретения таких заболеваний, как стенокардия, инфаркт миокарда, язва желудка, рак легких, болезнь кровеносных сосудов. При длительном употреблении никотина развивается физическая зависимость – одна из самых сильных среди известных наркотиков.

Во-вторых, никотин деструктивно влияет на психику: человек без сигареты не может пережить на увольнение с работы, ни дождливую погоду, ни оторвавшуюся пуговицу. Он становится нервным и раздражительным, легко поддается приступам гнева.

В третьих, никотиновая зависимость негативно влияет на отношение человека с родными и близкими. Кстати, это пристрастие изначально бывает вызвано социальными факторами: курильщики в семье, мода, стремление «стать взрослым», подражание и т.д.

 

Справка

Никотин – один из сильных ядов растительного происхождения. Птицы погибают, если к их клюву поднести стеклянную палочку, смоченную никотином; кролик погибает от ¼ капли, собака от 4. Для человека смертельная доза – 2-3 капли; это примерно 20-25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что эта доза никотина вводится постепенно ( в течение суток), а не в один прием, а также в результате частичной нейтрализации яда формальдегидом табачных смол.

Факты для обсуждения

Наши знаменитости, умершие от курения:

Лев Яшин – легендарный вратарь, скончавшийся от рака легких;

Иван Трегубов – легендарный хоккеист, скончавшийся от рака легких;

Олег Ефремов – актер, театральный режиссер, скончавшийся от рака легких;

Борис Пастернак – писатель, поэт, скончавшийся от рака легких;

Михаил Светлов – поэт, скончавшийся от рака легких;

Ролан Быков – актер, скончавшийся от рака легких.

Диагностика никотиновой зависимости

ТЕСТ КАРЛА ФАГЕРСТРОМА

«СТЕПЕНЬ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ»

Инструкция: ответьте на вопросы, выбрав один вариант ответа.

1. Через сколько минут после пробуждения Вы закуриваете первую сигарету?

а) Через 30 минут

б) В течение первого получаса

2. Вам трудно удержаться от сигарет в местах, где курение запрещено?

а) Да

б) Нет

3. Сколько сигарет Вы выкуриваете в день?
а) 15 или менее

б)16-25

в) 25 и более

4. Вы курите утром значительно больше, чем в другое время суток?

а) Да

б) Нет

5. Вы курите, даже когда больны и вынуждены лежать в постели?

а) Да

б) Нет

6. Каково содержание никотина, в сигаретах которые Вы обычно курите?

а) 0,9 мг или менее

б) 1,2 мг

в) 1,3 мг и более

7. Вы вдыхаете дым во время курения?

а) Никогда

б) Иногда

в) Всегда

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте количество баллов по ключу.

Ключ

1. а 0 2. а 1 3. а 0 4. а 1 5. а 1 6. а 0 7. а 0

б 1 б 0 б 1 б 0 б 0 б 1 б 1

в 2 в 2 в 2

Категория А

1 – 5 баллов: вы слабо зависите от никотина.

Категория Б

6 – 8 баллов: вашу зависимость от никотина можно оценивать как среднюю.

Категория В

8 – 11 баллов: вы очень сильно зависите от никотина.

СОВЕТЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ БРОСИТЬ КУРИТЬ

Поверьте в себя. Поверьте, что Вы можете бросить курить.

Создайте свой собственный план, как бросить курить, в соответствии с Вашими чертами характера и особенностями.

Изложите на бумаге причины, по которым Вы хотите бросить курить.

Попросите свою семью и друзей поддержать Вас в Вашем решении бросить курить.

Назначьте дату окончания курения.

Поговорите с Вашим близкими по поводу отказа курить.

Начните делать зарядку.

Делайте глубокие дыхательные упражнения каждый день по 3-5 минут.

Отчетливо представьте себе, как Вы перестанете быть курильщиком, во время дыхательных упражнений.

Уменьшайте количество сигарет постепенно.

Попробуйте «завязать» – бросить курить раз и навсегда.

Найдите себе партнера – другого курильщика, который также хочет бросить курить.

Тщательно чистите зубы. Обращайте внимание на то, как быстро улучшается их состояние и как они белеют.

После того как Вы бросили курить, запланируйте отметить круглые даты на Вашем пути от курящего к некурящему.

Пейте много воды. Вода поможет «вымыть» никотин и другую химию из организма, к тому же она поможет снять тягу к сигаретам.

Осознайте, в какое время у Вас появляется желание курить. Постарайтесь избегать этих ситуаций.

Найдите что-нибудь, что можно держать в руке и во рту, чтобы заменить этим сигареты.

Напишите стих на тему «Бросаю курить», о сигаретах, и что для Вас значит расстаться с табаком. Читайте его каждый день.

Носите с собой фотографию своей семьи или того, кто Вам дорог. Напишите на листе бумаги: «Я бросаю для себя и для тебя» и прикрепите его к фотографии. Когда у Вас появится желание курить, посмотрите на фотографию и прочтите надпись.

Каждый раз, когда у Вас появится желание курить, вместо того чтобы закурить, запишите свои чувства или все, что у Вас на уме. Носите этот лист всегда с собой.

СИСТЕМА САМООГРАНИЧЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ ПОЛНОМУ ОТКАЗУ ОТ КУРЕНИЯ

Успешно используется система самоограничений, последовательное применение которой способствует полному отказу от курения, особенно пунктуальных людей.

Не курите натощак, старайтесь как можно дальше отодвинуть момент закуривания первой сигареты.

Не курите за полтора-два часа до приема пищи.

Не курите сразу после еды.

При возникновении желания закурить повремените с его
реализацией и постарайтесь чем-либо себя занять или отвлечь.

Постарайтесь заменить курение легкими физическими
упражнениями, прогулками.

Замените сигарету стаканом сока, минеральной воды, жевательной
резинкой, несладкими фруктами.

Всякий раз, беря сигарету, кладите пачку подальше от себя.

Не носите с собой зажигалку или спички.

9. После каждой затяжки опускайте руку с сигаретой вниз.
10. Перестаньте глубоко затягиваться.

11. Выкуривайте сигарету только до половины.
12. Прекращайте курить, как только в вашем присутствии кто-нибудь

закурит.

13. Покупайте каждый раз не больше одной пачки сигарет.

14. Покупайте сигареты разных марок, а не только свои любимые.

15. Старайтесь как можно дольше не открывать новую пачку сигарет.

16. Курите стоя или сидя на неудобном стуле.

17. Не курите, когда руки заняты каким-либо делом.

18. Перестаньте курить на работе.

19. Перестаньте курить в квартире.

20. Не курите на улице.

21. Не курите, когда ожидаете чего-то (телефонного звонка, автобуса на остановке и т.п.)

22. Не курите, когда смотрите телевизор, слушаете музыку, пьете кофе и т.д.

23. В часы отдыха выбирайте наиболее приятное для Вас занятие, но не
курите.

24. Когда у Вас кончились сигареты, ни у кого их не заимствуйте.

25. Отказывайтесь от каждой предложенной Вам сигареты.

В начале из этого списка выбираются 3-4 наиболее легких правила и они неукоснительно выполняются. Затем, по мере их соблюдения, прибавляют еще одно два самоограничения, и так до тех пор, пока они себя не исчерпают, а вы не бросите наконец курить.

Выбор первого дня воздержания следует сделать с учетом того, что в этот день практически не должно быть обстоятельств, побуждающих закурить. Предлагается об этом дне оповестить родственников, коллег, друзей, людей, с которыми приходиться часто встречаться, с тем, чтобы они всячески поддержали это начинание.

Групповое задание

Классный руководитель просит группу нарисовать плакат, изобразив на нем свое отрицательное отношение к курению.

Подведение итогов классного часа.

Список используемой литературы:

Богданчинкова В., Болдырев О., Сурайкина А. Энциклопедия независимости. – М.: Здоровая страна, 2008. – 159 с.

Большакова Е.А. Ваш ребенок – неформал. Родителям о молодежных субкультурах. – М.: Генезис, 2010. – 152 с.

Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.В. Змановаская. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

Ипатов А.В. Подросток: от саморазрушения к саморазвитию. Программа психологической помощи. Монография. – СПб.: Речь, 2011. – 112 с.

Казанская В. Подросток: социальная адаптация: книга для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Питер, 2011. – 288с.

Подростковый возраст – все ли в норме? Комплект диагностических методик для комплексного обследования учащихся средней школы. / Авт.-сост. В.И. Екимова, А.Г. Демидова. – М.: АРКТИ, 2008. – 72 с.

Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты / под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ, 2008. – 124 с.

Трудные подростки: практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения. / Авт.-сост. В.И. Екимова. – М.: АРКТИ, 2007. – 84 с.

Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.

Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов родителей. – СПб.: Речь, 2009. – 320 с.

Комментарии
Комментариев пока нет.