12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Борзова Надежда Ивановна40
Отличник народного просвещения, высшая квалификационная категория, стаж педагогической работы 39 лет
Россия, Ульяновская обл., Барышский район рабочий посёлок Измайлово

Урок мира в 6 классе (2019-2020 уч.год)

Классный руководитель Борзова Н.И.


Цели:

    формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории своей страны;

    сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

    создание ситуации, способствующей осознанию школьниками  важности таких  понятий, как любовь к Родине, чувство сопричастности к судьбе народа,  духовность, нравственные ценности.

 Задачи:

    способствовать углублению знаний обучающихся по истории Великой Отечественной войны;

    способствовать воспитанию чувства благодарности ветеранам за Победу в Великой Отечественной войне;

    способствовать воспитанию мужества, чувства патриотизма у обучающихся.

Оборудование: музыкальное сопровождение, использование ИКТ, презентация

Не забывай
Кровавые закаты,
Когда в руинах был родимый край,
И как на землю падали солдаты
Убитыми…
Живой, не забывай!
М. Михайлов

Оборудование: выставка книг о Великой Отечественной войне, компьютер, интерактивная доска

. Сценарий классного часа

А знаете ли вы, ребята, что не все дети мира идут в школу 1 сентября, так, как вы?

В Голландии, Норвегии и Швеции дети проучились уже целый месяц – они пошли в школу 1 августа.

• В Индии учебный год в самом разгаре. Он начался 1 апреля.

• В Австралии ученики вновь садятся за парты 1 января.

• В республике Коста-Рика вчера, т.е. 31 августа в школах прозвенел последний, а не первый, звонок.


Сегодня – наш первый урок и говорить мы будем об очень серьезных и важных вещах, послушайте стихотворение:


Нас мир удивительный всех окружает:

Дождинки стучат и солнце сияет,

Мяукает кошка, собака рычит,

Кто-то хохочет, а кто-то ворчит.

Листва на деревьях от ветра шуршит,

Птичка чирикает, потом замолчит.

Как мир наш прекрасен, его береги,

Его охраняй, цени и люби!

– Определите тему урока, о чём мы будем говорить? (высказывания детей).

-Тема нашего урока Урок мира. (карточка с словом МИР на доску) !” и пройдет он под девизом “Мир без насилия, без тревог и слез».

-Ребята, а как вы понимаете, что такое мир? - Вы правы, мир это то, что нас окружает: трава, солнце, небо, деревья, птицы, жучки, паучки. Он так прекрасен этот мир: живой и неживой природы.

Дорогие ребята. Мы любим свой край, свою Родину и хотим, чтобы цвели сады, росли леса, дети ходили в школы и были счастливы, чтобы у взрослых не было неприятностей. Но не всегда наши мечты сбываются.

Мы живем в тревожное время, когда зловещая тень войны ползет по земле, пытаясь навсегда закрыть от нас мирное небо. В новостях мы каждый день слышим о взрывах, пожарах, терактах, вооруженных столкновениях, ДТП.

– Ребята, а почему первый урок нового учебного года посвящен борьбе за мир? (ответы детей)

-Кто мне скажет, что произошло 1 сентября 1939 года? (2 мировая война)

-А что является символом мира? (голубь)

Правильно: голубь мира. -И не просто голубь, а белый голубь. Почему? 

Изображение голубя, несущего в клюве оливковую ветвь- послужило эмблемой первого Всемирного конгресса сторонников мира, который проходил в 1949 году в Париже  и  Праге. Нарисовал её Пабло Пикассо.

- А какое слово противоположно по смыслу слову мир? (война) А что такое война?

(Война́ — конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами), происходящий в форме военных действий).

В 2020 году мы отмечаем славную дату – 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Как это было?


Тихое летнее утро 22 июня 1941 года. Над нашей мирной землёй внезапно грянул гром немецких пушек, сея смерть и разрушения. Немецкие лётчики с бреющего полёта хладнокровно расстреливали толпы женщин и детей.

Мирная жизнь людей была прервана. 4 года упорной борьбы, лишений, крови и стонов по погибшим.


Степан Щипачёв 22 июня 1941 года

Казалось. Было холодно цветам,

И от росы они едва поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.


Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.


Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!



Ведущий: Согласно плану «Барбаросса», гитлеровская Германия хотела покорить Советский Союз за 3 месяца. В планы входило уничтожение «недостойных»: евреев и славян как «низшей» расы. На месте Москвы фашисты мечтали увидеть озеро.

С первых дней войны на фронт уходили эшелоны с бойцами.


Булат Окуджава. Ах война, что ж ты сделала, подлая…

Ах война, что ж ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад


Война… Страшное слово… 1418 дней и ночей битвы с фашизмом.

900 дней и ночей блокадного Ленинграда. 125 граммов хлеба в сутки. Тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. 
Многим воинам было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100!
1725 разрушенных и сожженных дотла городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.
Бесчинства немцев в усадьбе Л. Толстого, разгромленный музей Чайковского, разграбленный Петродворец. Это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. 


Виселицы и душегубки. Лагеря смерти. Бабий Яр (100 тысяч жертв), Майданек (1,5 миллиона человек), Освенцим (4 миллиона), Бухенвальд (56 тыс.), Дахау (70 тыс.), Треблинка (около 800 тыс. человек), Равенсбрюк (132 тысяч женщин и несколько сот детей), Маутхаузен (122 тыс. человек)…

О лагерях смерти на фронте слышали, но представить себе масштабов ужаса, что творился в них, было нельзя. Эсесовцы устраивали пытки над пленными, проводили медицинские эксперименты над детьми. Жертвы заживо сжигались в печах, а прах сожжённых узников развеивался над полями в качестве удобрения. За каждого убитого эсэсовцы получали вознаграждение. Ужасает количество жертв. Их точное количество точно не установлено: миллионы замученных и убитых...


Была целая сеть таких лагерей… В наши дни ежегодно 11 апреля отмечается Международный день памяти узников фашистских лагерей.


Наше население насильственно угонялось на каторжные работы в Германию.

Длинные вереницы эшелонов, гружённых хлебом, говядиной, салом, сахаром, шли в Германию, а сотни тысяч русских граждан на оккупированной немцами территории умирали от голода.

Зверства фашистов приводили в ужас!!!

А.Сурков «Человек склонился над водой»

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьём он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить.
Если будет он в бою жесток.

1941, Западный фронт



Мы не можем забыть и о трагической судьбе Хатыни. (Презентация, рассказ о Хатыни)

Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года.

Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому исполнился только один год. В сарай пригнали Веру Яскевич с семинедельным сыном Толиком. Леночка Яскевич вначале спряталась во дворе, а затем решила надежно укрыться в лесу. Пули фашистов не смогли догнать бегущую девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней, догнав, расстрелял ее на глазах у обезумевшего от горя отца. Вместе с жителями Хатыни в сарай пригнали жителя деревни Юрковичи Антона Кункевича и жительницу деревни Камено Кристину Слонскую, которые оказались в это время в деревне Хатынь.

Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне Яскевич и Саше Желобковичу — удалось скрыться от гитлеровцев. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Две девушки из семей Климовичей и Федоровичей — Мария Федорович и Юлия Климович — чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса. Обгоревших, чуть живых их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Но и эта деревня вскоре была сожжена фашистами и обе девушки погибли.

Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы — семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого. 
Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме г.п. Плещеницы.

Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь»— «Непокоренный человек».

Трагедия Хатыни — один из тысяч фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида по отношению к населению Белоруссии, которую осуществляли нацисты на протяжении всего периода оккупации. Сотни подобных трагедий произошли за три года оккупации (1941-1944гг) на белорусской земле.

Суровые фронтовые будни… Минуты затишья прерывались боями не на жизнь, а на смерть… И каждый понимал, что завтра может наступить его очередь...


Владимир Высоцкий. Только он не вернулся из боя


Почему все не так? Вроде все как всегда:
То же небо опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, - не про то разговор.
Вдруг заметил я - нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась, будто из плена, весна.
По ошибке окликнул его я:
"Друг, оставь покурить". А в ответ - тишина:
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло - для обоих.
Все теперь одному. Только кажется мне:
Это я не вернулся из боя.


На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками.

Им было трудно. Им было страшно…


Ю. Друнина» Я только раз видала рукопашный…»

Я только раз видала рукопашный…

Раз наяву и тысячи – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне

Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки. Женщины разделяли с солдатами-мужчинами все тяготы войны. Назначение женщины – растить детей и хранить тепло домашнего очага, а не воевать, не стрелять, не убивать и не погибать…


Ю. Друнина «Зинка» (Памяти герою-однополчанке Зинаиде Самсоновой)


Около 40 миллионов советских людей погибло в этой войне. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб. Имена многих погибших неизвестны до сих пор. Многие похоронены в братских могилах.


В. Высоцкий «На братских могилах» З/з Братские могилы 


На братских могилах не ставят крестов, 
И вдовы на них не рыдают. 
К ним кто-то приносит букетик цветов 
И Вечный огонь зажигает.
Здесь раньше вставала земля на дыбы, 
А нынче гранитные плиты. 
Здесь нет ни одной 
персональной судьбы – 
Все судьбы в единую слиты. 
А в Вечном огне видишь


вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов – 
Сюда ходят люди покрепче. 
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?

(В. Высоцкий)


По сей день ведётся поиск без вести пропавших солдат, погибших на полях сражений. В поисковом движении неоднократно участвовали обучающиеся нашей школы.


И. Кобзон З/з «Баллада о неизвестном солдате»  Музыка: А. Морозов Слова: Б. Горбовский 


В годы войны не было равнодушных. Воевали все от мала до велика. На фронте и в тылу. Зоя Космодемьянская была зверски замучена немцами в деревне Петрищево. Александр Матросов собственной грудью закрыл амбразуру вражеского дзота. А юные пионеры-герои? Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Александр Чекалин и многие другие. Вместо того, чтобы играть, любить, они воевали и умирали от пули врага

«Две строчки» Александр Твардовский (Отрывок).

Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал,
Да лед за полу придержал…

Многие из них были удостоены звания Героя Советского Союза…

Война не обошла стороной и наш край. Мужчины, юноши ушли на фронт. В рабочем посёлке Измайлово фабрика была переведена на выработку шинельного сукна. Выпускалась продукция, столь необходимая для фронта. Работать приходилось в неимоверно тяжёлых условиях: не хватало людей, машин, топлива. Все заботы ложатся на хрупкие женские плечи.

Женщины и подростки заменили на производстве ушедших на фронт мужчин. Люди не щадили себя. У всех находившихся в тылу было чувство долга перед теми, кто воюет под смертельным огнем врага. Хотелось помочь защитникам. Все работали под девизом: « Все для фронта, все для победы!» Всего в годы войны было выпущено 2 миллиона 817 тысяч метров шинельного сукна, из которого пошито более 1 миллион 120 тысяч шинелей.

На третий день войны в Измайлово на базе земской больницы, отрытой в 1920 году, был развёрнут военный госпиталь №3281 на 45 мест. Но раненых оказывалось гораздо больше, поэтому при помощи жителей посёлка госпиталь был переоборудован на 150 мест. Условия работы были трудными, не хватало перевязочного материала, медикаментов, обслуживающего персонала. Медсёстры работали по 12-14 часов, а иногда и круглосуточно. Активно помогали учащиеся старших классов: они стирали и гладили бинты, мыли полы, посуду, организовывали концерты.

Благодаря заботливым рукам медицинских работников 75 % раненых поправляли свое здоровье, многие снова уходили на фронт.

Умерших от ран солдат хоронили в лесу, недалеко от больницы. На этом месте было открыто Братское кладбище, шефство над которым организовали учащиеся школы.


Русская женщина – жена, мать. Благословляла мужа, сына, провожая их защищать родину. Дрожащей рукой брала письмо-конверт – весточку с фронта. До срока поседела, постарела. Ждала, молилась – не только за своего, родного – за всех, сейчас ставших своими, дорогими! Женщина - Ярославна! Звала, заклинала: вернуться живыми!

Страшно было смотреть на мать, получившую похоронку… Верить не хотелось…


З/з «Баллада о матери». А. Дементьев. Композитор Е. Мартынов


Ведущий: Сегодня, говоря о Великой Отечественной войне, мы не можем не вспомнить о блокадном Ленинграде. В течение нескольких лет находился город в кольце блокады фашистских захватчиков. Люди остались в городе без еды, тепла, электричества и водопровода. (Презентация)

8 сентября 1941 года Ленинград был взят в блокадное кольцо. Оно было прорвано через 872 дня, в январе 1943 года. К началу блокады в Ленинграде не было достаточного количества запасов еды и топлива. Единственным путем сообщения с городом было Ладожское озеро. Именно через Ладогу пролегла Дорога жизни, по которой в город доставлялись грузы с продовольствием. По озеру было сложно провезти количество еды, необходимое для всего населения города. В первую блокадную зиму в городе начался голод, появились проблемы с отоплением и транспортом. Зимой 1941 года умерли сотни тысяч ленинградцев.

За время блокады от голода и лишений погибло свыше 630 тысяч ленинградцев.

Служащие, иждивенцы и дети получали в период с 20 ноября по 25 декабря только 125 граммов хлеба в день. Рабочим полагалось 250 граммов хлеба, а личному составу пожарных команд, военизированной охраны и ремесленных училищ – 300 граммов. В блокаду хлеб готовили из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха и нефильтрованного солода. Хлеб получался практически черным по цвету и горьким на вкус.

Не шумите вокруг – он дышит.

Он живой ещё, он всё слышит…

Как из недр его вопли: «Хлеба!» -

До седьмого доходят неба…

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон – смерть, - писала А.А. Ахматова.

Мертвые тела, лежащие на улицах города, воспринимались прохожими как обыденное явление. Большинство погибших в блокаду похоронены на Пискаревском мемориальном кладбище.

1,5 миллиона человек – почти половина всего населения города были эвакуированы.

Доля оповещения ленинградцев о вражеских атаках на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей. Кроме того, сообщения транслировались через городскую радиосеть. Сигналом тревоги стал звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный – отбой. Радиовещание в блокадном городе было круглосуточным. А стук метронома называли живым биением сердца Ленинграда.

Первая зима в осажденном Ленинграде была суровой. Столбик термометра падал до отметки - 32,1 °C. Средняя температура месяца была – 18,7 °C. В городе даже не зафиксировали привычных зимних оттепелей. В апреле 1942 года снежный покров в городе достигал 52 см. Отрицательная температура воздуха стояла в Ленинграде более полугода, продержавшись до мая включительно. Отопление не поступало в дома, были отключены канализация и водопровод. Прекратилась работа на заводах и фабриках. Главным источником тепла в домах стала печка-«буржуйка». В ней сжигали все, что горело, в том числе книги и мебель.

Даже после снятия блокады немецкие и финские войска в течение полугода осаждали Ленинград.

Во время блокады Ленинград постоянно подвергался артобстрелам, которых было особенно много в сентябре и октябре 1941 года. Авиация совершала по несколько налетов в день - в начале и в конце рабочего дня. Всего за время блокады на Ленинград было выпущено 150 тысяч снарядов и сброшено больше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Снарядами было разрушено 3 тысячи зданий, а повреждено больше 7 тысяч. Около тысячи предприятий были выведены из строя. Для защиты от артобстрелов ленинградцы возводили оборонительные сооружения. Жители города построили больше 4 тысяч дотов и дзотов, оборудовали в зданиях 22 тысяч огневых точек, возвели на улицах 35 километров баррикад и противотанковых препятствий.

В январе 1943 года в только что освобожденный город прибыло четыре вагона дымчатых кошек (именно дымчатые кошки считались лучшими крысоловами) для борьбы с грызунами, уничтожавшими запасы продовольствия). За привезенными кошками сразу же выстроилась длинная очередь. Город был спасен: крысы исчезли. Уже в современном Петербурге в знак благодарности животным-избавителям на карнизе домов на Малой Садовой улице появились памятники коту Елисею и кошке Василисе. Как напоминание о тех трагических событиях – стихотворение Роберта Рождественского:

Р. Рождественского  На Невском замерло движение...

На Невском замерло движение...
Не ночью, нет-средь бела дня .
На мостовой, как изваянье,
Фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне,
Седая женщина стояла-
В её протянутых руках
Горбушка чёрная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок,
Обезображенный бездушьем,
Размятый множеством машин
И всё забывшим равнодушьем...

А женщина держала хлеб
И с дрожью в голосе шептала:
-Кусочек этот бы тогда-
И сына б я не потеряла.

-Кусочек этот бы тогда...
Кусочек этот бы тогда...
Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года...

Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом, в слезах...

А Пискарёвку кто забыл?
Там персональных нет могил...
Там вечный молчаливый стон
Терзает память тех времён.

Им не достался тот кусок.
Лежащий здесь...у ваших ног.
Кусок, не подаривший жизнь...
Кто бросил Хлеб-тот отнял жизнь.

Кто предал Хлеб?
Его вину суду погибших предаю.
Священный ленинградский Хлеб-
Сто двадцать пять священных граммов-

Лежит в музее под стеклом,
Свидетель мужества поправу...
На Невском замерло движенье...
Седая мать, печаль храня,
Кусок израненного Хлеба
В руках натруженных несла

Суть одного из пунктов плана Барбаросса заключалась в том, чтобы натравить друг на друга людей нашей многонациональной страны. Но и здесь разработчик плана просчитался. Не было наций: был единый народ, который ненавидел рабство, любил свою страну и не собирался отдавать её на поругание завоевателя.


Трагична судьба татарского поэта Мусы Джалиля. (Портрет)

Уйдя на фронт, он писал вдохновляющие бойцов стихи. Будучи тяжело раненным, лишённым возможности сопротивляться. Он попал в плен. В фашистском концлагере он создал подпольную антифашистскую организацию, члены которой распространяли листовки, вели пропаганду среди заключённых, устраивали их побеги. Патриота выдал предатель. Джалиль был переведён в берлинскую тюрьму Маобит и приговорён к смертной казни. Но и в каменном мешке смертника, когда дни его были сочтены, поэт продолжал думать не о себе – о Родине:


Мой друг, ведь наша жизнь – она лишь искра

Всей нашей Родины – страны побед.

Пусть мы погаснем – от бесстрашной смерти

В отчизне нашей ярче вспыхнет свет!


Стихи Джалиля, созданные в неволе – свидетельство высокого гражданского мужества. Он был казнён незадолго до нашей победы. Но его товарищи по камере уберегли стихи поэта. Они были изданы под названием «Маобитская тетрадь». Одно из стихотворений -


«Варварство».


Война коснулась и моей семьи. (Выступления учащихся о родственниках, участниках войны, показ портретов)


З/з Акт о капитуляции Германии


Мы не должны, не имеем права предать забвению то, что было. Всё прошло, но оставило глубокие раны.

Всё меньше остаётся ветеранов – участников войны.


Песня «Ты же выжил, солдат» (В исполнении И.Дубцовой)


Им не дают покоя воспоминания о тех страшных днях и старые раны. Их души наполнены болью и тревогой за жизнь своих внуков и правнуков. Это повториться не должно!


З/з Р.Гамзатов. Мне кажется порою, что солдаты…

 Синонимами войны являются слова: зло, вражда, ненависть, жестокость, бесчеловечность. Мы должны всегда помнить об этом, не ссориться, не злиться, не ругаться, а быть добрыми, иметь много друзей. Давайте заменим антонимами эти «тёмные» слова.

Работа с учащимися: Дети называют антонимы


Зло - доброта

Вражда- дружелюбие

Ненависть- любовь

Жестокость- милосердие

Бесчеловечность- великодушие

Безразличие – отзывчивость


Эти прекрасные человеческие качества не даются человеку от рождения. Они развиваются, когда человек учится быть лучше, делать добрые дела. Если бы все люди имели эти прекрасные качества, тогда над нашими головами всегда было мирное небо.


Работа в группах «Собери пословицы о мире и Родине». (Собрать пословицы, оъяснить их смысл)

-Мир строит, а война разрушает.
-Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. (род)
-Мир на планете счастливы дети

-Одна у человека мать одна и Родина (род)

-Дружно за мир стоять войне не бывать.

-Худой мир лучше любой ссоры.


-Какие еще пословицы вы знаете о Родине?

Ребята, мир и будущее страны – в ваших руках.


М. Дудин. Берегите землю

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.