Сценарий классного часа по окружающему миру «Зимующие птицы» (2 класс)
Сорокина А.П., учитель начальных классов МБОУ «Заволжская СОШ» г. Чебоксары Чувашской Республики
Разделы: Классное руководство
Цели:
Знакомить учащихся с окружающим миром, посредством информации и художественного слова.
Формировать представления о том, как зимуют птицы.
Расширять кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к птицам, к природе.
Формировать доброту, милосердие, отзывчивость.
Привлекать детей к исследовательской работе.
Оборудование:
демонстрационный материал: «Зимующие птицы», «Покормите птиц зимой»;
сообщения детей по теме: «Зимующие птицы»;
выставка книг;
аудиозапись «Голоса птиц»;
рисунки и образцы кормушек;
Подготовительная работа:
подготовка детьми сообщений по теме: «Зимующие птицы»;
рисунки и образцы кормушек.
Ход классного часа
1. Организационный момент.
Введение.
Учитель:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
(С.Есенин)
-Сегодня приглашаю вас в путешествие по зимнему лесу. Сказочно красив лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «ягоды ».
Это… птицы зимнего леса.
Сообщение темы классного часа.
Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
Да, классный час будет посвящено птицам, которые проводят с нами зиму.
-Как называют эти птиц? (Зимующими)
-Ребята, а для чего нужны птицы в природе?
(Создают красоту природы. Являются санитарами леса.)
- Как бы не было трудно зимой,но все-таки наши зимние друзья поют. Давайте сейчас послушаем голоса птиц и попробуем узнать пернатых.
3. Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
- Кого вы услышали, узнали? (Кукушка, воробьи, синица, ворон, глухарь, сорока и т. д.)
4. Выборочное чтение ранее изученных произведений.
- А сейчас давайте вспомним, как известные писатели рассказывают о жизни птиц зимой, как им бывает трудно.
- Например, Г. Х. Андерсен в сказке «Гадкий утенок».
- «Зима настала холодная-прехолодная. Утенок должен был плавать по воде без отдыха, чтобы не дать ей замерзнуть совсем, но с каждой ночью полынья, в которой он плавал, становилась все меньше и меньше. Морозило так, что даже лед потрескивал. Утенок без устали работал лапками, но под конец совсем выбился из сил, растянулся и примерз ко льду».
- Вспомните сказку Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка».
- «Да, чудно, хорошо было кругом; а бедная Серая Шейка знала только одно, что эта красота не для нее, и трепетала при одной мысли, что ее полынья вот-вот замерзнет и ей некуда будет деться».
- А разве, кто не читал замечательную сказку Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».
- «Крылышки мертвой птички были крепко прижаты к телу, ножки и голова спрятаны в перышки. Бедная ласточка, наверно, умерла от холода».
- А как жалко ворону из стихотворения Н. Рубцова.
Вот ворона сидит на заборе,
Все амбары давно на запоре,
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе,
Горе ей. Настоящее горе.
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
- Как вы думаете, только ли холод был страшен для всех этих птичек?
- Да ребята, зима птицам страшна не холодом, а голодом. У них одна забота успеть за короткий день пищу отыскать. Сыта птица и тепло ей под пухом и перьями, а оперенье защищает птиц от потери тепла.
5. Сообщения детей – «Узнай птицу».
- А сейчас давайте попробуем узнать зимующих птиц по описанию. Слушайте
внимательно.
Синицы.
- Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте.
- Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках.
Клесты.
- Замечательны эти птицы тем, что вьют свои гнезда зимою. А в лютую январскую и февральскую стужу выводят в этих гнездах птенцов. Их гнезда трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев.
- Единственный корм этих птиц – еловые и сосновые семена, которые они ловко добывают своим крестообразным клювом. Сидит себе самка в гнезде и высиживает яйца. Появляются клестята. А самка положения не меняет – самец ее кормит.
- А вы знаете о том, что эти птицы считаются святыми. Они прилетели и выдернули своими клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. Так гласит старинная легенда. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью стали красными.
Дятлы.
- В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. В расщепах деревьев они устраивают зимние столовые. Принесенные еловые шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена.
- Оказывается, в голове у дятла есть амортизатор. Поэтому его мозг защищен от сотрясений, возникающих при ударах клювом.
Снегири.
- Важная, красногрудая птица. Можно увидеть на рябине, на ясене, на клене. Самки не такие яркие, как самцы. У них грудка серовато-бурая.
- Неторопливо перелетают с дерева на дерево, неторопливо едят. Из рябиновых плодов извлекают только семена, а мякоть выбрасывают.
Поползень.
- Как проворно ползают эти птахи по стволам деревьев, нередко вниз головою. Зимою прибиваются к человеческому жилью, живут в парках, садах, возле протоптанных дорожек.
Синицы.
- Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте.
- Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках.
Воробьи.
Маленький мальчишка, в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи собирает.
- Все догадались, о ком идет речь? Конечно, о воробьях.
- Живут воробьи в многолюдных селениях и городах, рядом с человеком и на севере, и на юге. Они зимуют в тех местах, где родились и жили.
- Послушайте, как поэт Николай Рубцов в стихотворении «Воробей» пишет о том, как трудно воробью зимой и будьте готовы ответить на вопросы.
- В стихотворении вам встретятся слова - подвода и поклажа. Подвода – грузовая конная повозка. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Чуть живой, не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зернышком бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
От того, что так трудно ему.
- Каким представляется воробей в стихотворении? (Бедный, замерзший, голодный.)
- Какой урок может извлечь человек, прочитав это стихотворение? (Ответы детей.)
- Да, ребята, с какими бы трудностями вы не сталкивались, не надо быть вредными и злыми. Ведь трудности бывают у всех. Их нужно преодолевать, а не бояться.
6. Беседа: «Забота о зимующих птицах».
- Холодно и голодно птицам зимой, многие держаться возле жилья человека, где могут прокормиться. Это воробьи, синицы, вороны, галки, бывает и снегири. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек? (Подкармливать птиц, развешивать кормушки.)
- Наблюдались случаи, что при регулярной подкормке даже перелетные птицы задерживаются. Как вы думаете, почему? (Для птиц страшнее голод, чем холод.)
- Что главное в кормушке? (Корм.)
- Правильно надо, чтобы в кормушке был корм. А как устроена кормушка дело второстепенное. Необходимо, чтобы корм был укрыт от дождя и снега, а кормушка устроена и расположена так, что ее не боятся птицы. Если в каком-то месте птицы зимой находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда и приносить огромную пользу. Кто знает об этой пользе? (Птицы уничтожают насекомых-вредителей.)
7. Советы орнитолога.
- Давайте послушаем советы орнитолога. Орнитология – раздел по зоологии, изучающий птиц. Это слово произошло от двух греческих слов: орнитос (птица), логос (учение).
1 учащийся: Подойдут для кормушки и пакеты из-под молока или сока. Нужно только прорезать 2-3 отверстия, насыпать корм и подвесить пакет к дереву.
2 учащийся: Можно использовать пластмассовые бутылки. Закрепляют кормовой столик с бортиками, а бутылку наполняют кормом и подвешивают почти вплотную к нему. Бутылку можно облепить корой, сухими листьями, мхом.
3 учащийся: Воробьев можно угостить крошками хлеба, крупой, различными семенами. Щеглы любят семена репейника, подсолнечника. Снегири и свиристели не прочь полакомиться плодами рябины, калины, бузины, шиповника, клена, ясеня, липы.
4 учащийся: А вот синичек можно угостить кусочком не соленого сала, которое подвешивают на веревочку. Еще можно повесить кусочки мяса. Любят синички сливочное масло, творог. Однообразный зерновой корм им не по вкусу. Нужна и животная пища.
8.Заключение.
- Согласитесь, ребята, что птицы очень интересные существа. Давайте вспомним, что мы сегодня о них узнали? (Научились различать зимующих птиц, говорили о том, как они зимуют, какие трудности преодолевают зимой, как им нужно помогать и чем подкармливать.)
- И я думаю, что после этой беседы, вы будете по-другому относиться к нашим маленьким, беззащитным, пернатым друзьям.
- В заключении, послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение М. Глазкова «Поделитесь с птицами едой!».
Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнуться.
Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.
Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.
Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить то интересней,
До ста лет все будешь молодой…
Поделитесь с птицами едой! (Учитель предлагает участвовать в городской акции «Птичья столовая!
9. Задание на дом.
За время каникул приготовить и развесить кормушки. В течении зимы наблюдать и подкармливать птиц.
(Презентация отчет прилагается).
Нигириш Светлана Владимировна