Сценарий конкурса чтецов, посвященного 75-летию со дня Великой Победы
Сценарий конкурса чтецов, посвященного 75-летию со дня Великой Победы.
Разработчик сценария: учитель-логопед Кочерба Анжела Павловна МАДОУ детский сад № 5 г. Верхняя Пышма
Цель: Формирование у детей представлений о Великой Отечественной войне, воспитание патриотических чувств, гордости и любви к России, малой Родине.
Задачи:
- привлечение внимания к истории страны;
- ознакомление с литературными произведениями, посвященными этому событию;
- развитие памяти, художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений;
- вызывание чувства эмпатии и сострадания;
- воспитание уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
(выходят двое ведущих)
- Здравствуйте дорогие гости, здравствуйте юные конкурсанты, здравствуйте уважаемое жюри. Разрешите открыть наш конкурс чтецов «Поэзия Победы», посвященный 75- летию со дня Победы в Великой Отечественной Войне.
Раз это конкурс, то мы будем выбирать лучшего чтеца. А в этом нам поможет компетентное жюри, представим его.
На нашем празднике присутствуют и гости. У них серьёзная задача – внимательно слушать участников и самое главное, поддерживать их громкими аплодисментами.
Немного осталось из тех, кто в боях прошли до Победы, полсвета -
в мороз и пургу, через горе и страх. Пусть помнят все люди про это.
Так было: внезапно настала война. Пришли небывалые беды. И всё, что могла, отдавала страна для фронта, для славной победы.
Нельзя про такое забыть никогда, что может быть лучше на свете,
чем мирное небо, в огнях города и наши прекрасные дети…
Для нас война – история, и наши воспитанники еще слишком малы, чтобы понять всю значимость событий тех времен, но стихи и песни о войне тронули их маленькие сердца. А то, как каждый из финалистов по-своему «проживал» свое стихотворение, судить вам.
Вед. Уже не висят на стенах портреты родных, погибших на войне, но в каждом доме живет память о событиях военных лет…
Вед. Предлагаем вам побывать свидетелями одного интересного диалога, который состоялся между бабушкой и внучкой.
Бабушка (Б) сидит на стуле как обычный зритель.
Внучка (В) вбегает в зал с чемоданом: - Бабушка, смотри, что я нашла! Какой-то старый чемодан. Что там? Можно открыть?
Б: Это военный чемодан твоей прабабушки. В нем собраны вещи, хранящие память о тех годах. Пойдем к столу и посмотрим. (Идут к столу, садятся на диван, открывают чемодан. В чемодане лежат предметы, с помощью которых представляют каждое стихотворение).
В.: Ой, какая старая фотография! Дом разрушен, тетенька плачет. (на экране фото) Б: Да, внученька, это все война! Помнишь, мы учили с тобой стихотворение?
Вед. Давайте послушаем 1 чтеца ... (Мальчик из села Поповки. С. Я. Маршак)
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребенок -
Последний гражданин села.
Испуганный котенок белый,
Обломки печки и трубы -
И это все, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слез,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенес!
При нем избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребенка на снегу.
Б. хвалит: - Умница ты у меня! Много бед принесла война девчонкам и мальчишкам. Трудно было всем, а детям особенно. Смотри, здесь лежит бантик. Точно такой же , как у одной сестры из следующего стихотворения.
Вед. Приглашаем 2 участника конкурса ...(С.Сухонин «2 сестры бежали от войны»)
Две сестры бежали от войны –
Свете восемь, Кате три всего лишь…
Вот чуть-чуть еще, и спасены,
За холмом свои, а значит – воля. Но рванула мина, сея смерть
Позади идущих дымно, гадко.
И один осколок долетел
И ударил младшей под лопатку. Словно скрыть хотел преступный след
Миллиграмм горячего металла –
Ватник цел, и крови тоже нет,
Только сердце биться перестало. Старшая сказала: «Хватит, Кать,
Ведь и мне приходится несладко.
Ручку дай, пора уже вставать,
Час еще, и будет все в порядке». Но, увидев Катин взгляд пустой,
Света на мгновение застыла,
И, котомку выбросив с едой,
На плечо сестру свою взвалила. И откуда силы в ней взялись,
Но она бежала и бежала…
Лишь когда увидела своих,
Пошатнулась и на снег упала. Подошла к детишкам медсестра,
Маленькую Катю осмотрела
И сказала горестно: «Мертва»…
Света сразу в голос заревела. «Нет, не надо, – разносился крик,-
Люди, люди, разве так бывает?…
Старший брат, Иван, в бою погиб…
Папу с мамой немцы расстреляли… Почему так много в мире зла?…
Разве жизнь сестры моей – игрушка?»…
Медсестра за плечи увела
С поля восьмилетнюю старушку. Ну, а Катю на руки поднял
Пожилой солдат из третьей роты.
«Внученька, – он только лишь сказал,-
Как же я тебя не уберег-то?»… В небесах закаты жгут костры,
И ветра свои роняют вздохи,
Словно тихо плачут две сестры —
Искорки безжалостной эпохи.
В.: Ой, мишка. Что он тут делает?
Б: А дети и на войне оставались детьми, не смотря на все испытания, выпавшие на их долю. Они любили свои игрушки, очень берегли и делили с ними все невзгоды.
Вед. В подтверждение этих слов прозвучит стихотворение «Дети войны», которое читает 3 участник нашего конкурса ... «Дети войны». Лора Тасси
Оборванного мишку утешала девчушка в изувеченной избе: "Не плачь, не плачь... Сама недоедала, полсухаря оставила тебе...Снаряды пролетали и взрывались, смешалась с кровью черная земля...Была семья, был дом. Теперь остались совсем одни на свете - ты и я..." ... А за деревней рощица дымилась, поражена чудовищным огнём, и Смерть вокруг летала злою птицей, бедой нежданной приходила в дом.. "Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу, и мне дадут на фронте автомат. Я отомщу за то, что слезы прячу, за то, что наши сосенки горят..." Но в тишине свистели пули звонко, зловещий отблеск полыхнул в окне... И выбежала из дому девчонка: "Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!.." Молчание. Ни голоса не слышно. Победу нынче празднует страна... А сколько их, девчонок и мальчишек, осиротила подлая война?!..
Б.: Смотри, внученька, как ты думаешь, что это такое?
В.: Какой-то треугольник (пожимает плечами).
Б.: Это письмо с войны - единственная ниточка, которая связывала солдат с родными. Как их ждали! Письма с фронта... Эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат жив-здоров, а значит, есть надежда, что он вернется.
Вед. И солдаты очень ждали вестей из дома. Про одно такое письмо и расскажет
4 конкурсант ... (С.Я. Маршак «Письмо отцу»)
Сын письмо писал отцу и поставил точку.
Дочка тоже к письмецу приписала строчку.
Пишет мальчик: «Извини, что пишу печатно.
Ты фашистов прогони и езжай обратно.
Напиши подробно мне о делах военных.
Где живёшь ты на войне? Сколько взял ты пленных?
Много пушек или нет в нашей батарее?
Если это не секрет, напиши скорее.
Дома радио у нас слушают все вместе.
Я люблю последний час больше всех известий.
Нам сказали, что на днях немцы дали драпа.
Я уверен: в тех боях был и ты, мой папа!
Есть боец один в кино, на тебя похожий.
Снег идёт у нас давно. А на фронте – тоже?
Я не плакал целый год.
Плачет только мама, чуть письмо твоё придёт или телеграмма.
Ты не ранен, не убит,
Плакать ей не надо.
– Нет, я плачу, – говорит, – оттого, что рада!
Ну, прощай. Кончать пора.
Приезжай обратно.
Что прибавила сестра – просто непонятно.
Б.: А это - уже современное письмо. Сколько таких писем было отправлено родными с надеждой узнать хоть что-то о пропавших без вести. Имена некоторых героев мы узнаем даже в наши дни.
Вед. Приглашаем 5 чтеца ... (Сергей Погореловский «Имя»)
К разбитому доту приходят ребята, приносят цветы на могилу солдата. Он выполнил долг перед нашим народом. Но как его имя? Откуда он родом? В атаке убит он? Погиб в обороне? Могила ни слова о том не проронит. Ведь надписи нет. Безответна могила. Знать, в грозный тот час не до надписей было. К окрестным старушкам заходят ребята - узнать, расспросить их. Что было когда-то. - Что было?! Ой, милые!.. Грохот, сраженье! Солдатик остался один в окруженье. Один – а не сдался фашистскому войску. Геройски сражался и умер геройски. Один – а сдержал, поди, целую роту!.. Был молод, черняв, невысокого росту. Попить перед боем в село забегал он, Так сказывал, вроде, что родом с Урала. Мы сами сердечного тут схоронили - У старой сосны, в безымянной могиле. На сельскую почту приходят ребята. Письмо заказное найдёт адресата. В столицу доставят его почтальоны. Письмо прочитает министр обороны. Вновь списки просмотрят, за записью запись… И вот они - имя, фамилия, адрес! И станет в колонну героев несметных, ещё один станет - посмертно, бессмертно. Старушку с Урала обнимут ребята. Сведут её к сыну, к могиле солдата, Чьё светлое имя цветами увито…Никто не забыт, и ничто не забыто!
В.: А это что? (достает пленку с диафильмом из коробочки)
Б.: Это кинопленка с фильмом о войне. Раньше на таких пленках снимали кино и документальные фильмы возили для показа по всей стране.
Вед. Была реальная история - в маленьком селе показывали кадры военной кинохроники, и мать увидела на экране своего не вернувшегося с войны сына.
Вед. Приглашаем 6 участника ....(А. Дементьев Баллада о матери)
Постарела мать за тридцать лет, а вестей от сына нет и нет. Но она всё продолжает ждать, Потому что верит, потому что мать. И на что надеется она? Много лет, как кончилась война. Много лет, как все пришли назад. Кроме мертвых, что в земле лежат. Сколько их в то дальнее село, мальчиков безусых, не пришло! … Раз в село прислали по весне фильм документальный о войне. Все пришли в кино — и стар и мал, кто познал войну и кто не знал. Перед горькой памятью людской разливалась ненависть рекой. Трудно было это вспоминать… Вдруг с экрана сын взглянул на мать. Мать узнала сына в тот же миг, и пронёсся материнский крик: Алексей! Алёшенька! Сынок! Словно сын её услышать мог. Он рванулся из траншеи в бой. Встала мать прикрыть его собой. Все боялась, вдруг он упадёт, Но сквозь годы мчался сын вперёд. — Алексей! — кричали земляки, — Алексей, — просили, — Добеги… Кадр сменился. сын остался жить. Просит мать о сыне повторить. Просит мать о сыне повторить. И опять в атаку он бежит, жив-здоров, не ранен, не убит. Алексей, Алёшенька, сынок. Словно сын её услышать мог. Дома всё ей чудилось кино. Всё ждала — вот-вот сейчас в окно, посреди тревожной тишины постучится сын её с войны.
В.: А зачем очки здесь? (примеряет на себя)
Б: Эти очки я храню в память об одном человеке, который был участником войны и воевал с твоим прадедушкой.
Вед. Давайте послушаем историю, которую расскажет 7. юный артист ... (Г. Граубин "Обыкновенный старичок")
Обыкновенный старичок живёт у нас в дому. Детей в его квартире нет, не ходим мы к нему. Он одиноко под окном на лавочке сидит, Как будто в прошлое своё, закрыв глаза, глядит. Кричит над ухом детвора: — Дедуля, удружи! Мы будем в салочки играть, пальто посторожи. Коляску женщина везёт: - Товарищ гражданин! Вы присмотрите за мальцом, я мигом в магазин. А там старушка норовит к нему приковылять: — Не затруднитесь ли мою собачку прогулять? Обыкновенный старичок готов помочь всегда. Оденет молча пиджачок, покорно скажет: «Да». Про всё на свете он молчок. Привыкли мы к тому, что просто добрый старичок живёт у нас в дому. Но вот однажды у него был скромный юбилей. В его квартире старички сошлись с округи всей. Их бравым видом детвора была поражена: у старичков на пиджаках сияли ордена! А у соседа больше всех — их было ровно шесть. Медалей разных и значков и вообще не счесть. И стали эти старички такое вспоминать, о чем мы только из кино да книг могли узнать. Они сражались за народ в гражданскую войну. кто на Амуре, кто в Крыму, а кто и на Дону. Магнитку строили они и город Комсомольск. и наконец вошли в Берлин в составе наших войск. А скромный старичок-сосед имел особый счёт: Пятнадцать танков он подбил и даже самолёт! Приходом этих старичков мы были смущены, Ведь вместе с ними в дом вошла история страны. А мы сидели за столом, краснея от того, что о соседе-старичке не знали ничего. И повторяли каждый день:— Дедуля, удружи: Мы будем в салочки играть, пальто посторожи!
Б: Каждый год в нашей стране проходит Парад Победы. А когда, ты знаешь? (обращается к внучке)
На самом первом таком параде в 45 году принимал участие твой прадедушка.
Вед. Приглашаем 8 чтеца ....(С. Викулов «Парад Победы»)
Такое Площадь знала лишь однажды, однажды только видела Земля:
Солдаты волокли знамена вражьи, чтоб бросить их к подножию Кремля.
Они, свисая, пыль мели с брусчатки. А воины, в сиянии погон,
Все били, били в черные их складки надраенным кирзовым сапогом.
Молчала Площадь. Только барабаны гремели. И еще — шаги, шаги…
Вот что такое русские Иваны — Взгляните и запомните, враги!
Вы в них стреляли? Да, вы в них стреляли! И жгли в печах? Да, вы их жгли в печах!
Да только зря: они не умирали, Лишь молний прибавлялось в их очах!
«На-а-пра-во!» — и с размаху о брусчатку и свастику, и хищного орла.
Вот так! России бросили перчатку — Россия ту перчатку подняла!
И видели, кто был в тот день в столице, На Площади: она, лицом строга,
Подняв венец и меч зажав в деснице, прошла по стягам брошенным врага!
В.: А что это за цветы?
Б: Это гвоздики. Такие цветы чаще всего возлагают к обелискам и вечному огню в память о погибших.
Вед. Встречайте еще одного чтеца ... («Имя» С. Погореловский)
В.: Бабушка, а это дедушкины медали?
Б: Да, внученька. Некоторые медали носили на георгиевской ленте. Сейчас её мы прикрепляем на груди в знак благодарности ветеранам за победу и как память погибшим в войне. (Бабушка прикрепляет ленточку внучке) Носи ее достойно и с уважением.
Вед. Мы всегда должны помнить о тех, кто погиб в этой страшной войне и выражаем нашу признательность всем ветеранам и защитникам Родины, которые и сегодня стоят на страже Отечества!
Вед. Приглашаем следующего артиста ... Р.Рождественский отр. из Реквиема «Помните»
Помните! Через века, через года,— помните! О тех, кто уже не придет никогда,— помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны! Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны! Люди! Покуда сердца стучатся,— помните! Какою ценой завоевано счастье,— пожалуйста, помните! Песню свою отправляя в полет, — помните! О тех, кто уже никогда не споет,— помните! Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили! Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,— о погибших помните! Встречайте трепетную весну, люди Земли. Убейте войну, прокляните войну, люди Земли! Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..Но о тех, кто уже не придет никогда,— заклинаю,— помните!
В. Бабушка, а ты тоже знаешь стихи о войне?
Б. Да, есть у меня любимое стихотворение. (читает стихотворение)
Вед. «Единственное письмо» из книги стихов верхнепышминского поэта Виталия Петровича Малозёмова, прочитала .....
Предлагаем почтить память павших МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ
Вед. Мы думаем, стихи, прозвучавшие сегодня, оставили у вас незабываемые чувства. А пока жюри подводит итоги, мы посмотрим небольшой концерт….
Победный май принес улыбки миру, улыбки счастья, радости, весны, И этот мир беречь должны мы, чтоб больше в мире не было войны.
Пусть на любом конце планеты и днем, и ночью, в час любой
Спокойны будут наши дети, И мирным небо над землей!
Награждение участников конкурса призами и грамотами.
(Ведущие читали строки из стихотворения В. Снегирева, Г. Кутковой)
Предметы в чемодане:
Старое фото, ленточка, игрушечный самодельный мишка, военный треугольник, современный конверт, кинопленка от диафильма, очки, фото парада, гвоздики, медаль