Сценарий конкурса чтецов «Я лиру посвятил народу своему...», посвящённого 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова
ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными
потребностями г. Смоленска»
Конкурс чтецов
«Я лиру посвятил народу своему…»,
посвящённый 200-летию со дня рождения
Н.А. Некрасова
2021г.
Цели конкурса: систематизация и расширение знаний о Н.А.Некрасове, воспитание интереса обучающихся к литературе, пропаганда чтения среди обучающихся, поддержка и сопровождение талантливых детей.
Задачи конкурса:
Образовательная: познакомить обучающихся с интересными фактами творческой биографии Н.А. Некрасова, расширять читательский кругозор обучающихся
Развивающие: развивать интерес к чтению и изучению лирических произведений, формировать навыки выразительного чтения художественной литературы
Коррекционная: улучшать дикцию, правильную интонацию, добиваться яркости и правильности речи; корригировать и развивать личностные качества обучающихся, эмоционально-волевую сферу
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к литературному наследию своей Родины.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация PowerPoint, выставка иллюстраций к произведениям Н. Некрасова, оценочные листы для членов жюри.
Участники конкурса: обучающиеся 5 – 11 классов
Планируемые результаты:
Предметные:
Формировать целостное представление о творчестве Н.А.Некрасова; приобщать к духовно-нравственным ценностям русской литературы, формировать умение понимать пафос литературного произведения.
Метапредметные:
познавательные УУД: развивать умение извлекать информацию из прослушанного текста, проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.
коммуникативные УУД: формировать умение строить монологическое высказывание, слушать и слышать, строить диалог.
регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, самостоятельно оценивать свою деятельность.
Личностные:
формировать мотивацию изучения русской литературы, формировать чувство гордости за культурное наследие своей страны.
Ход мероприятия:
Слайд 1.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о творчестве замечательного русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, 200 лет со дня рождения которого отмечается в этом году, 10 декабря. Николай Алексеевич писал:
«Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен».
Действительно, поэт всю жизнь служил народу, большинство своих стихотворений он написал о народе и для народа.
Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в местечке Немирове (Винницкий уезд Подольской губернии) в семье небогатого дворянина. Отец его — Алексей Сергеевич Некрасов, армейский офицер, через три года после рождения сына, выйдя в отставку, навсегда переселился в свое родовое поместье в Ярославском имении Грешневе. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство.
Слайд 2. Сообщение обучающегося
«Дружба Н. Некрасова с крестьянскими детьми»
В Грешнёве Николай подружился с детьми крепостных крестьян, но отец, довольно строгий человек, не разрешал сыну играть с ними.
При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" — как дети исчезали. Николай тоже часто тайком убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Эта дружба, непосредственное общение с крестьянскими детьми оказали большое влияние на его творчество. Немало стихотворений Некрасов посвятит крестьянским детям.
Слайд 3.
Учитель:
- Ещё одно впечатление оставило след в душе будущего поэта. Много времени Николай проводил на Волге. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и вслед увидел бурлаков, которые брели вдоль реки…Николай начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.
Слайд 4.
Ещё одно горе постоянно было рядом с Николаем в родной семье. Его мать, Елена Андреевна, кроткая женщина, была человеком высокой культуры, а ее муж, отец Николая, был человеком грубым, жестоким, невежественным. Мать нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он накидывался на нее с кулаками. Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Мать стала первой учительницей для Некрасова.
Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Николай овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Однако пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова; учителя требовали бессмысленной зубрёжки. Четыре года обучения мало что дали. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии.
Слайд 5.
В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца. В Петербург юный Некрасов явился с рекомендательным письмом к генералу Д. П. Полозову. Генерал одобрил гуманитарные планы юноши и отписал о них его отцу. Ответом было грубое письмо с угрозой оставить без материальной поддержки, которая и была выполнена.
Слайд 6.
Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. Поэт рассказывал, что «бывали такие тяжелые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь, и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения». «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным, — говорил Некрасов незадолго до смерти критику А. М. Скабичевскому. — Приходилось есть не только плохо, но и не каждый день».
По совету одного из знакомых Некрасов решил собрать свои стихотворения и издать их отдельной книжкой под названием «Мечты и звуки». Однако эта первая книга Некрасова не имела успеха.
Слайд 7.
В 1843 году поэт встречается с известным критиком В.Г.Белинским. Создание стихотворения «В дороге»(1845) вызвало восторженную оценку Белинского: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?» Общение с Белинским Некрасов считал решающим, поворотным моментом в своей судьбе. Белинский помог Николаю Некрасову устроиться в ведущий журнал «Современник».
Слайд 8.
В период 1843-1846 г.г. Некрасов издал несколько сборников. В 1847 вместе с Панаевым приобрел журнал «Современник», собравший вокруг себя лучших писателей того времени: И. С. Тургенев опубликовал здесь «Записки охотника», И. А. Гончаров — роман «Обыкновенная история», В. Г. Белинский — поздние критические статьи.
Слайд 9.
Здесь же стали регулярно появляться стихи самого Некрасова. Влияние «Современника» росло с каждым годом, на страницах «Современника» увидели свет первые произведения Л. Н. Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские рассказы».
Слайд 10.
1868-1878г.г. – Некрасов – редактор «Отечественных записок». В эти годы он работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-76), оставшейся незавершённой, создаёт поэму о декабристах и их жёнах («Дедушка», 1870, «Русские женщины» 1871-72) и др.
Слайд 11.
В журнале вместе с Некрасовым работала писательница – Авдотья Яковлевна Панаева. Совместная работа сблизила поэта с А. Я. Панаевой, которую он уже давно любил. Вскоре она стала его гражданской женой. Наивысший расцвет творчества Некрасова начался в середине 1850-х годов. Сборник «Стихотворения» (многие из стихов, вошедших в сборник, были посвящены А. Я. Панаевой), увидевший свет в 1856, был встречен с необыкновенным восторгом.
Слайды 12,13.
| |
В середине 1870-х годов Некрасов тяжело заболел. Он жаловался на недомогание, вялость, на боли в спине. Врачи долго не могли поставить диагноз. Лекарства не помогали. Поэту была сделана операция, но она только на несколько месяцев отсрочила смерть. С трогательной заботой и нежностью ухаживала за больным Некрасовым его жена Зинаида Николаевна, которая стала для поэта верным другом и помощником.
Когда в печати появились первые стихи из цикла “Последние песни”, из которых читатели узнали о тяжелой болезни поэта, со всех концов страны к нему стали приходить письма с выражением сочувствия.
Слайд 14.
До самой смерти Некрасов работал над главным произведением своей жизни — поэмой “Кому на Руси жить хорошо”. Поэт рассказывал журналисту П. Безобразову: “Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял “Кому на Руси жить хорошо”. Это будет эпопея современной крестьянской жизни”.
Вот такая нелёгкая судьба была у поэта Николая Алексеевича Некрасова. Однако несмотря на все трудности жизни поэт оставил нам большое творческое наследие – свои замечательные стихи, поэмы.
Ребята, давайте же перейдём к выразительному чтению произведений Некрасова.
Конкурс на лучшее прочтение стихотворения Н. Некрасова
Наиболее значимые темы творчества Некрасова (Слайд 15):
тема Родины и народа,
тема природы,
тема любви
- Порядок выступления чтецов будет соответствовать порядку перечисленных тем.
Критерии, по которым вас будет оценивать жюри, следующие:
Знание текста, безошибочность прочтения
Выразительность чтения (расстановка логического ударения, логических пауз, выбор интонации, темпа чтения, силы голоса)
Чёткое и правильное произношение
Проникновение в идейно-художественное содержание произведения
Артистизм
По каждому критерию член жюри может поставить от 0 до 2 баллов. Наибольшее количество баллов по всем критериям – 10.
Чтение стихотворений
Участники конкурса выступают с заранее подготовленными стихотворениями, слушают других участников, учатся оценивать себя и товарищей. Каждое выступление сопровождает слайд с иллюстрацией к произведению (Слайды 16 – 25).
Объявляется блок «Народ в произведениях Н. Некрасова»
Стихотворения, подготовленные обучающимися для прочтения:
«Однажды в студёную зимнюю пору…» (отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»)
«Опять я в деревне, хожу на охоту…» (отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»)
Отрывок из поэмы «Саша»
«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз – красный нос»)
Объявляется блок «Картины природы в стихотворениях Н. Некрасова»
Обучающиеся выступают со стихотворениями:
«Снежок»
«Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз – красный нос»)
«Славная осень…» (отрывок из стихотворения «Железная дорога»)
«После дождя»
Объявляется блок «Сатирические стихотворения Н. Некрасова», в котором прозвучит стихотворение
«Нравственный человек»
Объявляется блок «Тема любви в лирике Н. Некрасова»
«Признание»
Подведение итогов
- Огромное спасибо всем участникам! Сейчас в течение нескольких минут наше жюри подсчитает баллы и подведёт итоги конкурса чтецов.
Рефлексия
- Пока жюри подводит итоги, предлагаю вам оценить сегодняшнее мероприятие, ответить на вопросы анкеты (каждому раздаются листочки с вопросами анкеты):
1 | Что больше всего вам понравилось в конкурсе? | |
2 | Кого вы считаете лучшим чтецом? | |
3 | Как вы оцениваете своё выступление? | |
4 | Что учтёте на будущее? | |
Обучающиеся анализируют свою работу, оценивают других участников.
Слово предоставляется жюри.
Награждение победителей и участников конкурса.
- Спасибо всем за участие! Желаю вам дальнейших успехов!
Источники
http://studydoc.ru/doc/886612/konkurs-chtecov-nekrasov
http://rupoem.ru/nekrasov/all.aspx