Сценарий конкурса чтецов «Я лиру посвятил народу своему...», посвящённого 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова

1
0
Материал опубликован 27 September 2022



ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными

потребностями г. Смоленска»



Конкурс чтецов

«Я лиру посвятил народу своему…»,

посвящённый 200-летию со дня рождения

Н.А. Некрасова



2021г.

Цели конкурса: систематизация и расширение знаний о Н.А.Некрасове, воспитание интереса обучающихся к литературе, пропаганда чтения среди обучающихся, поддержка и сопровождение талантливых детей.

Задачи конкурса:

Образовательная: познакомить обучающихся с интересными фактами творческой биографии Н.А. Некрасова, расширять читательский кругозор обучающихся

Развивающие: развивать интерес к чтению и изучению лирических произведений, формировать навыки выразительного чтения художественной литературы

Коррекционная: улучшать дикцию, правильную интонацию, добиваться яркости и правильности речи; корригировать и развивать личностные качества обучающихся, эмоционально-волевую сферу

Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к литературному наследию своей Родины.



Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация PowerPoint, выставка иллюстраций к произведениям Н. Некрасова, оценочные листы для членов жюри.

Участники конкурса: обучающиеся 5 – 11 классов

Планируемые результаты:

Предметные:

Формировать целостное представление о творчестве Н.А.Некрасова; приобщать к духовно-нравственным ценностям русской литературы, формировать умение понимать пафос литературного произведения.

Метапредметные:

познавательные УУД: развивать умение извлекать информацию из прослушанного текста, проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.

коммуникативные УУД: формировать умение строить монологическое высказывание, слушать и слышать, строить диалог.

регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, самостоятельно оценивать свою деятельность.

Личностные:

формировать мотивацию изучения русской литературы, формировать чувство гордости за культурное наследие своей страны.

Ход мероприятия:

Слайд 1.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о творчестве замечательного русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, 200 лет со дня рождения которого отмечается в этом году, 10 декабря. Николай Алексеевич писал:

«Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен».

Действительно, поэт всю жизнь служил народу, большинство своих стихотворений он написал о народе и для народа.

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в местечке Немирове (Винницкий уезд Подольской губернии) в семье небогатого дворянина. Отец его — Алексей Сергеевич Некрасов, армейский офицер, через три года после рождения сына, выйдя в отставку, навсегда переселился в свое родовое поместье в Ярославском имении Грешневе. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство.

Слайд 2. Сообщение обучающегося

«Дружба Н. Некрасова с крестьянскими детьми»

t1664301297aa.png

В Грешнёве Николай подружился с детьми крепостных крестьян, но отец, довольно строгий человек, не разрешал сыну играть с ними.

При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" — как дети исчезали. Николай тоже часто тайком убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Эта дружба, непосредственное общение с крестьянскими детьми оказали большое влияние на его творчество. Немало стихотворений Некрасов посвятит крестьянским детям.

Слайд 3.

t1664301297ab.png

Учитель:

- Ещё одно впечатление оставило след в душе будущего поэта. Много времени Николай проводил на Волге. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и вслед увидел бурлаков, которые брели вдоль реки…Николай начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.






Слайд 4.

t1664301297ac.png



Ещё одно горе постоянно было рядом с Николаем в родной семье. Его мать, Елена Андреевна, кроткая женщина, была человеком высокой культуры, а ее муж, отец Николая, был человеком грубым, жестоким, невежественным. Мать нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он накидывался на нее с кулаками. Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Мать стала первой учительницей для Некрасова.

Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Николай овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Однако пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова; учителя требовали бессмысленной зубрёжки. Четыре года обучения мало что дали. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии.

Слайд 5.

t1664301297ad.png

В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца. В Петербург юный Некрасов явился с рекомендательным письмом к генералу Д. П. Полозову. Генерал одобрил гуманитарные планы юноши и отписал о них его отцу. Ответом было грубое письмо с угрозой оставить без материальной поддержки, которая и была выполнена.

Слайд 6.

t1664301297ae.png

Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. Поэт рассказывал, что «бывали такие тяжелые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь, и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения». «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным, — говорил Некрасов незадолго до смерти критику А. М. Скабичевскому. — Приходилось есть не только плохо, но и не каждый день».

По совету одного из знакомых Некрасов решил собрать свои стихотворения и издать их отдельной книжкой под названием «Мечты и звуки». Однако эта первая книга Некрасова не имела успеха.

Слайд 7.

t1664301297af.png

В 1843 году поэт встречается с известным критиком В.Г.Белинским. Создание стихотворения «В дороге»(1845) вызвало восторженную оценку Белинского: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?» Общение с Белинским Некрасов считал решающим, поворотным моментом в своей судьбе. Белинский помог Николаю Некрасову устроиться в ведущий журнал «Современник».

Слайд 8.

В период 1843-1846 г.г. Некрасов издал несколько сборников. В 1847 вместе с Панаевым приобрел журнал «Современник», собравший вокруг себя лучших писателей того времени: И. С. Тургенев опубликовал здесь «Записки охотника», И. А. Гончаров — роман «Обыкновенная история», В. Г. Белинский — поздние критические статьи.

Слайд 9.

t1664301297ag.jpg

Здесь же стали регулярно появляться стихи самого Некрасова. Влияние «Современника» росло с каждым годом, на страницах «Современника» увидели свет первые произведения Л. Н. Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские рассказы».

Слайд 10.

1868-1878г.г. – Некрасов – редактор «Отечественных записок».     В эти годы он работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-76), оставшейся незавершённой, создаёт поэму о декабристах и их жёнах («Дедушка», 1870, «Русские женщины» 1871-72) и др.  

Слайд 11.

t1664301297ah.png

В журнале вместе с Некрасовым работала писательница – Авдотья Яковлевна Панаева. Совместная работа сблизила поэта с А. Я. Панаевой, которую он уже давно любил. Вскоре она стала его гражданской женой. Наивысший расцвет творчества Некрасова начался в середине 1850-х годов. Сборник «Стихотворения» (многие из стихов, вошедших в сборник, были посвящены А. Я. Панаевой), увидевший свет в 1856, был встречен с необыкновенным восторгом.

Слайды 12,13.

t1664301297ai.png

t1664301297aj.png

В середине 1870-х годов Некрасов тяжело заболел. Он жаловался на недомогание, вялость, на боли в спине. Врачи долго не могли поставить диагноз. Лекарства не помогали. Поэту была сделана операция, но она только на несколько месяцев отсрочила смерть. С трогательной заботой и нежностью ухаживала за больным Некрасовым его жена Зинаида Николаевна, которая стала для поэта верным другом и помощником.

Когда в печати появились первые стихи из цикла “Последние песни”, из которых читатели узнали о тяжелой болезни поэта, со всех концов страны к нему стали приходить письма с выражением сочувствия.

Слайд 14.

До самой смерти Некрасов работал над главным произведением своей жизни — поэмой “Кому на Руси жить хорошо”. Поэт рассказывал журналисту П. Безобразову: “Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял “Кому на Руси жить хорошо”. Это будет эпопея современной крестьянской жизни”.

Вот такая нелёгкая судьба была у поэта Николая Алексеевича Некрасова. Однако несмотря на все трудности жизни поэт оставил нам большое творческое наследие – свои замечательные стихи, поэмы.

Ребята, давайте же перейдём к выразительному чтению произведений Некрасова.

Конкурс на лучшее прочтение стихотворения Н. Некрасова

Наиболее значимые темы творчества Некрасова (Слайд 15):

тема Родины и народа,

тема природы,

тема любви

- Порядок выступления чтецов будет соответствовать порядку перечисленных тем.

Критерии, по которым вас будет оценивать жюри, следующие:

Знание текста, безошибочность прочтения

Выразительность чтения (расстановка логического ударения, логических пауз, выбор интонации, темпа чтения, силы голоса)

Чёткое и правильное произношение

Проникновение в идейно-художественное содержание произведения

Артистизм

По каждому критерию член жюри может поставить от 0 до 2 баллов. Наибольшее количество баллов по всем критериям – 10.

Чтение стихотворений

Участники конкурса выступают с заранее подготовленными стихотворениями, слушают других участников, учатся оценивать себя и товарищей. Каждое выступление сопровождает слайд с иллюстрацией к произведению (Слайды 16 – 25).

Объявляется блок «Народ в произведениях Н. Некрасова»

Стихотворения, подготовленные обучающимися для прочтения:

«Однажды в студёную зимнюю пору…» (отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»)

«Опять я в деревне, хожу на охоту…» (отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»)

Отрывок из поэмы «Саша»

«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз – красный нос»)

Объявляется блок «Картины природы в стихотворениях Н. Некрасова»

Обучающиеся выступают со стихотворениями:

«Снежок»

«Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз – красный нос»)

«Славная осень…» (отрывок из стихотворения «Железная дорога»)

«После дождя»

Объявляется блок «Сатирические стихотворения Н. Некрасова», в котором прозвучит стихотворение

«Нравственный человек»

Объявляется блок «Тема любви в лирике Н. Некрасова»

«Признание»

Подведение итогов

- Огромное спасибо всем участникам! Сейчас в течение нескольких минут наше жюри подсчитает баллы и подведёт итоги конкурса чтецов.


Рефлексия

- Пока жюри подводит итоги, предлагаю вам оценить сегодняшнее мероприятие, ответить на вопросы анкеты (каждому раздаются листочки с вопросами анкеты):

1

Что больше всего вам понравилось в конкурсе?



2

Кого вы считаете лучшим чтецом?



3

Как вы оцениваете своё выступление?



4

Что учтёте на будущее?



Обучающиеся анализируют свою работу, оценивают других участников.

Слово предоставляется жюри.

Награждение победителей и участников конкурса.

- Спасибо всем за участие! Желаю вам дальнейших успехов!

Источники

http://studydoc.ru/doc/886612/konkurs-chtecov-nekrasov

http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2013/02/16/prezentatsiya-zhizn-i-tvorchestvo-na-nekrasova

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://rupoem.ru/nekrasov/all.aspx






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.