12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Суслопарова Людмила Юрьевна46549 Учитель русского языка и литературы КОГОАУ "Гимназия г. Уржума" высшей квалификационной категории. Отличник просвещения (2023). Россия, Кировская обл., Уржум Материал размещён в группе «ОТДЫХАЕМ ВМЕСТЕ!» |
Сценарий литературной гостиной, посвящённой Дню поэзии (21 марта)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Форма проведения: внеклассное мероприятие
Аудитория: обучающиеся 9 - 11 классов
Цель мероприятия: создание условий для духовно-нравственного, эстетического воспитания обучающихся
Задачи
Воспитательные: формирование нравственных ценностей на примерах лучших образцов поэзии; постижение глубинного смысла поэтических произведений
Развивающие: развитие эстетического вкуса и идеала, творческих способностей гимназистов, потребности личного участия во внеклассных мероприятиях, мотивации к нравственному поведению и самосознанию
Формирование УУД
Личностные: формирование ответственности за порученное дело, инициативы и самостоятельности; приобщение обучающихся к духовно - нравственным и эстетическим ценностям.
Коммуникативные: осуществление совместной деятельности с учётом конкретных учебно-познавательных задач; умение строить монологические высказывания, определять общую цель и пути её достижения.
Регулятивные: развитие умения контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания, умение давать оценку своим действиям.
Познавательные: приобщение к поэтическому наследию, развитие интереса к стихам русских поэтов, к участию во внеклассной деятельности и творчеству.
Описание. Литературная гостиная проводится в вечернее время, при свечах, в красиво оформленном кабинете литературы. Обязательное условие встречи – чтение стихов, погружение в поэзию. Оформляется выставка книг поэтов-классиков и новых авторов.
Нужен компьютер (ноутбук), проектор, экран.
Источники:
Ссылка на видео
Аудиозапись:
Изображения:
http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1Rkf5ZnHD68AU_fLNE3AdMeA6aKTM5SRkZCeTgDn6uOyic
Сценарий
литературной гостиной, посвящённой Дню поэзии (21 марта)
- Актуализация и целеполагание.
Учитель:
- Добрый вечер! Рада видеть вас всех в нашей литературной гостиной. Давайте определим тему нашей встречи. Я прочитаю отрывок из ст-я, а вы подумайте и постарайтесь ответить, о чём идёт речь.
Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок.
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.
Это — сладкий заглохший горох,
Это — слезы вселенной в лопатках,
Это — с пультов и с флейт — Figaro
Низвергается градом на грядку.
Всё, что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях…
Ответы обучающихся
Учитель (в случае неверных ответов, т. к. задание довольно трудное):
- Ребята, я дам вам подсказку. Это отрывок из ст-я Б. Л. Пастернака, которое называется «Определение поэзии». Итак, какова же тема нашей встречи сегодня?
Правильно, мы будем говорить о ПОЭЗИИ, о стихах. Мы будем читать стихи, потому что 21 марта отмечается Всемирный день поэзии. Это праздник не только тех, кто пишет стихи, но и тех, кто далёк от стихосложения, но влюблён в поэтическое искусство.
Ребята, поднимите руку те, кто любит стихи. А какое определение поэзии, стихам дали бы вы?
Блиц - опрос тех, кто поднял руку
Учитель:
- Спасибо! А я не представляю свою жизнь без стихов. Они всегда рядом: в горе, и в радости. Они помогают жить. И не только потому, что я учитель русского языка и литературы. Так было всегда, сколько я себя помню. Пожалуйста, давайте вместе посмотрим видеосюжет.
Просмотр видеосюжета «Поэзия – это…»
- Основная часть. Вечер поэзии.
Учитель:
Что такое стихи? Это дождь проливной,
Что на строчку стекает слезами.
Это ветер, шуршащий весенней листвой,
И звенящий живыми ручьями…
Яркий солнечный свет в мире тонких теней…
Лунный отблеск на бархате неба…
Непокорные гривы шальных лошадей…
Брызги пены на волнах свирепых…
Что такое стихи? Память прожитых лет:
Дом, где детство и юность остались,
Мамин взгляд, что хранит живописный портрет,
Школьный мир, где учились, влюблялись…
Что такое стихи? Это ниточки строк
В кружевном и искусном узоре.
Бесконечного чистого счастья поток,
И минуты безмерного горя.
Это то, чем наполнена нынче душа -
Одинокая вольная птица…
Ускользающий миг, что ловлю не дыша…
Это то, чем хочу поделиться.
Поэзия возвышает нас над миром повседневности. Поэзия - язык, который понятен жителю любого уголка мира, она объединяет народы и культуру, помогает каждому человеку стать ближе друг к другу. Это великая загадка, которую, однако, никто не хочет разгадывать - просто одни хотят писать стихи, а другие их читать и находить в них отклик своим чувствам.
Всемирный День Поэзии отмечается 21 марта. Первый праздник отмечался в Париже. Традиционно в этот день проходят литературные вечера, различные фестивали, вручение премий молодым поэтам.
Дата — 21 марта, день весеннего равноденствия в северном полушарии, была выбрана как символ обновления природы и творческого характера человеческого духа.
Просмотр видеосюжета «В чём волшебство поэзии?»
Учитель:
- Поэт Евгений Винокуров однажды сказал: «Когда поэзия есть, она может некоторыми не замечаться. Но когда её нет, люди задыхаются». Что ж, давайте читать стихи!
Ученик 1:
Поэзия -
Не профессия,
Поэзия как любовь:
Если уж есть,
Так есть она,
А нет -
И не суесловь.
Ах, поэты,
Проказники,
Как вам строчить не лень!
Поэзия - это праздники,
А праздник
Не каждый день.
В. Фёдоров
Ученик 2:
Творчество
Стихи являются внезапно.
Они приходят поутру.
Не скажешь им, что лучше завтра,
Поскольку лень вступать в игру.
И ни гарантий нет, ни правил.
Все поначалу наугад.
Как на дорогу сыплют гравий,
Так и слова в строку летят.
Но вот игра ума и чувства
Меня захватывает вдруг.
И каждый звук я слышу чутко,
Как сердца собственного стук.
Во мне и радость, и тревога —
Осилен первый перевал…
Строка, что горная дорога:
Неверный камень – и обвал.
Но всё кончается внезапно.
Стихи уходят, как пришли.
Мое перо застыло цаплей
Над тихой заводью души.
А. Дементьев
Ученик 3:
Читая стихи
Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.
И в бессмыслице скомканной речи
Изощренность известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?
Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
Н. Заболоцкий
Ученик 4:
Стихи ни к чему недотёпам и нудным.
Сердец им не вылечит рифма сквозная.
Поэзию любят красивые люди,
Я это по личному опыту знаю.
Вздыхает над Блоком учёный-ракетчик.
И Пушкина шепчет весёлый полярник.
И к звёздам дорога становится легче.
И строчки, как кони, летят над полями.
Багрицкий девчонку вихрастую будит.
Шаги Маяковского слышит Россия…
Поэзию любят красивые люди.
Поэзия делает землю красивой.
Борис Куняев
Учитель:
А сейчас я хочу предложить вам видеосюжет, в котором читает стихотворение современного автора из Ярославля Глеба Дебольского моя ученица, выпускница гимназии 2015 года Надежда Заболотская. Надя – очень творческий, увлечённый человек, и при желании можно послушать другие стихи разных авторов в её прочтении на Ютубе.
Просмотр видеосюжета «Если можно, то мне эспрессо…» (Стихи Г. Дебольского читает Н. Заболотская)
Учитель:
- Ребята, а стихи каких поэтов вам нравятся больше всего? Я просила вас вспомнить ваши любимые стихотворения, чтобы сегодня их прочесть. Пожалуйста, мы с удовольствием вас послушаем
Обучающиеся читают свои любимые стихи, называя их авторов.
Заранее нужно обговорить, кто и что будет читать, чтобы не было никаких заминок.
Учитель:
- Я тоже хочу прочесть одно из своих любимых стихотворений А. А. Ахматовой
Чтение ст-я А. А. Ахматовой «21. Ночь. Понедельник…»
Аудиозапись, А. А. Ахматова, читает учитель
M4A / 1.22 Мб
- Заключение. Рефлексия.
Представьте нашу жизнь без поэзии... Без поздравлений к праздникам, без песен, без Пушкина, Лермонтова, Шекспира, современных авторов…. Это будет скучная жизнь без эмоций, выраженных простыми буквами на бумаге, без той небольшой мистики, когда одни и те же слова, но написанные в определенном порядке, могут тронуть до слез или оставить абсолютно равнодушным. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение.
Я предлагаю вам акростих – это стихотворение, начальные буквы которого составляют слово или фразу.
Акторстих. Автор - Т
Пиши, поэт, о жизни, о судьбе,
Играя фразами, как музыкант на скрипке.
Широким росчерком пиши нам о себе,
И радуй всех заманчивой улыбкой.
Пиши, поэт. Ты призван вдохновлять,
Отдав себя во власть пера с бумагой.
Энергией своею управлять
Ты можешь так, как фехтовальщик шпагой.
Пиши, поэт...
Учитель:
- А сейчас я тоже хочу вам предложить написать свой «акростих», только в прозе. Попробуйте подобрать слова-ассоциации к слову «ПОЭЗИЯ»
П
О
Э
З
И
Я
Работа с рефлексивными листами (по желанию) под музыку с последующим чтением 2-3 человек
М. Ортега, инструментальная музыка
MP3 / 2.96 Мб
Пример приёма «Индуктор»:
ПОИСК
ОТКРОВЕНИЕ
ЭЛЕГИЯ
ЗАВЕТ
ИСКРЕННОСТЬ
ЯВЛЕНИЕ
Учитель: Наш поэтический вечер подходит к концу. Спасибо, что мы были вместе. Пусть чаще вас посещает желание взять в руки томик со стихами и почитать их. Старайтесь видеть красивое в жизни, поэзию жизни в каждом дне! А для тех, кому это интересно, предлагаю на досуге поразгадывать кроссворд "В мире поэзии", он тоже посвящён сегодняшнему празднику.
- Удачи всем и добра!