Сценарий литературной гостиной, посвящённой Дню поэзии (21 марта)

19
12
Материал опубликован 20 March 2021 в группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Форма проведения: внеклассное мероприятие

Аудитория: обучающиеся 9 - 11 классов

Цель мероприятия: создание условий для духовно-нравственного, эстетического воспитания обучающихся

Задачи

Воспитательные: формирование  нравственных ценностей на примерах лучших образцов поэзии; постижение глубинного смысла поэтических произведений

Развивающие: развитие эстетического вкуса и  идеала, творческих способностей гимназистов, потребности личного участия во внеклассных мероприятиях, мотивации к нравственному поведению и самосознанию

Формирование УУД

Личностныеформирование ответственности за порученное дело, инициативы и самостоятельности; приобщение обучающихся к духовно - нравственным  и  эстетическим  ценностям.

Коммуникативные: осуществление совместной деятельности с учётом конкретных учебно-познавательных задач; умение строить монологические высказывания, определять общую цель и пути её достижения.

Регулятивные: развитие умения  контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания, умение давать оценку своим действиям.

Познавательные: приобщение к поэтическому наследию, развитие интереса к стихам русских поэтов, к участию во внеклассной деятельности и творчеству.

Описание. Литературная гостиная проводится в вечернее время, при свечах, в красиво оформленном кабинете литературы. Обязательное условие встречи – чтение стихов, погружение в поэзию. Оформляется выставка книг поэтов-классиков и новых авторов.

Нужен компьютер (ноутбук), проектор, экран.

Источники:

http://parnasse.ru/prazdniki/vsemirnyi-den-poyezi-21-marta/pozdravlenija-s-vsemirnym-dnem-poyezi-v-stihah.html

Ссылка на видео

https://youtu.be/TnZ2H0OGlpQ

https://youtu.be/LVc50Ac7vbo

https://youtu.be/N-LFhVdnXCo

Аудиозапись: https://muzyao.com/track/123003692930245/

Изображения:

https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2018/12/lolk-1024x724.jpg

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1Rkf5ZnHD68AU_fLNE3AdMeA6aKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Сценарий

литературной гостиной, посвящённой Дню поэзии (21 марта)

  1. Актуализация и целеполагание.

Учитель:

- Добрый вечер! Рада видеть вас всех в нашей литературной гостиной. Давайте определим тему нашей встречи. Я прочитаю отрывок из ст-я, а вы подумайте и постарайтесь ответить, о чём идёт речь.

Это — круто налившийся свист,

Это — щелканье сдавленных льдинок.

Это — ночь, леденящая лист,

Это — двух соловьев поединок.


Это — сладкий заглохший горох,

Это — слезы вселенной в лопатках,

Это — с пультов и с флейт — Figaro

Низвергается градом на грядку.


Всё, что ночи так важно сыскать

На глубоких купаленных доньях,

И звезду донести до садка

На трепещущих мокрых ладонях…

                                                     Ответы обучающихся

Учитель (в случае неверных ответов, т. к. задание довольно трудное):

- Ребята, я дам вам подсказку. Это отрывок из ст-я Б. Л. Пастернака, которое называется «Определение поэзии». Итак, какова же тема нашей встречи сегодня?

Правильно, мы будем говорить о ПОЭЗИИ, о стихах. Мы будем читать стихи, потому что 21 марта отмечается Всемирный день поэзии. Это праздник не только тех, кто пишет стихи, но и тех, кто далёк от стихосложения, но  влюблён в поэтическое искусство.


l1616259201.jpg

  Ребята, поднимите руку те, кто любит стихи. А какое определение поэзии, стихам дали бы вы?

Блиц - опрос тех, кто поднял руку

Учитель:

- Спасибо! А я не представляю свою жизнь без стихов. Они всегда рядом: в горе, и в радости. Они помогают жить. И не только потому, что я учитель русского языка и литературы. Так было всегда, сколько я себя помню. Пожалуйста, давайте вместе посмотрим видеосюжет.

Просмотр видеосюжета «Поэзия – это…»

https://youtu.be/TnZ2H0OGlpQ

  1. Основная часть. Вечер поэзии.

Учитель:

Что такое стихи? Это дождь проливной,

Что на строчку стекает слезами.

Это ветер, шуршащий весенней листвой,

И звенящий живыми ручьями…


Яркий солнечный свет в мире тонких теней…

Лунный отблеск на бархате неба…

Непокорные гривы шальных лошадей…

Брызги пены на волнах свирепых…


Что такое стихи? Память прожитых лет:

Дом, где детство и юность остались,

Мамин взгляд, что хранит живописный портрет,

Школьный мир, где учились, влюблялись…


Что такое стихи? Это ниточки строк

В кружевном и искусном узоре.

Бесконечного чистого счастья поток,

И минуты безмерного горя.


Это то, чем наполнена нынче душа -

Одинокая вольная птица…

Ускользающий миг, что ловлю не дыша…

Это то, чем хочу поделиться.

                                       Елена Тиллоева

      Поэзия возвышает нас над миром повседневности. Поэзия - язык, который понятен жителю любого уголка мира, она объединяет народы и культуру, помогает каждому человеку стать ближе друг к другу. Это великая загадка, которую, однако, никто не хочет разгадывать - просто одни хотят писать стихи, а другие их читать и находить в них отклик своим чувствам.

      Всемирный День Поэзии отмечается 21 марта. Первый праздник отмечался в Париже. Традиционно в этот день проходят литературные вечера, различные фестивали, вручение премий молодым поэтам.

     Дата — 21 марта, день весеннего равноденствия в северном полушарии, была выбрана как символ обновления природы и творческого характера человеческого духа.


Просмотр видеосюжета «В чём волшебство поэзии?»

https://youtu.be/N-LFhVdnXCo

Учитель:

- Поэт Евгений Винокуров однажды сказал: «Когда поэзия есть, она может некоторыми не замечаться. Но когда её нет, люди задыхаются». Что ж, давайте читать стихи!

Ученик 1:

Поэзия -

Не профессия,

Поэзия как любовь:

Если уж есть,

Так есть она,

А нет -

И не суесловь.


Ах, поэты,

Проказники,

Как вам строчить не лень!

Поэзия - это праздники,

А праздник

Не каждый день.


В. Фёдоров


Ученик 2:


Творчество

Стихи являются внезапно.

Они приходят поутру.

Не скажешь им, что лучше завтра,

Поскольку лень вступать в игру.


И ни гарантий нет, ни правил.

Все поначалу наугад.

Как на дорогу сыплют гравий,

Так и слова в строку летят.


Но вот игра ума и чувства

Меня захватывает вдруг.

И каждый звук я слышу чутко,

Как сердца собственного стук.


Во мне и радость, и тревога —

Осилен первый перевал…

Строка, что горная дорога:

Неверный камень – и обвал.


Но всё кончается внезапно.

Стихи уходят, как пришли.

Мое перо застыло цаплей

Над тихой заводью души.

                          А. Дементьев


Ученик 3:


Читая стихи

Любопытно, забавно и тонко:

Стих, почти непохожий на стих.

Бормотанье сверчка и ребенка

В совершенстве писатель постиг.


И в бессмыслице скомканной речи

Изощренность известная есть.

Но возможно ль мечты человечьи

В жертву этим забавам принесть?


И возможно ли русское слово

Превратить в щебетанье щегла,

Чтобы смысла живая основа

Сквозь него прозвучать не могла?


Нет! Поэзия ставит преграды

Нашим выдумкам, ибо она

Не для тех, кто, играя в шарады,

Надевает колпак колдуна.


Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

                            Н. Заболоцкий

Ученик 4:


Стихи ни к чему недотёпам и нудным.

Сердец им не вылечит рифма сквозная.

Поэзию любят красивые люди,

Я это по личному опыту знаю.


Вздыхает над Блоком учёный-ракетчик.

И Пушкина шепчет весёлый полярник.

И к звёздам дорога становится легче.

И строчки, как кони, летят над полями.


Багрицкий девчонку вихрастую будит.

Шаги Маяковского слышит Россия…

Поэзию любят красивые люди.

Поэзия делает землю красивой.

                                 Борис Куняев

Учитель:

 А сейчас я хочу предложить вам видеосюжет, в котором читает стихотворение современного автора из Ярославля Глеба Дебольского моя ученица, выпускница гимназии 2015 года Надежда Заболотская. Надя – очень творческий, увлечённый человек, и при желании можно послушать другие стихи разных авторов в её прочтении на Ютубе.

Просмотр видеосюжета «Если можно, то мне эспрессо…» (Стихи Г. Дебольского читает Н. Заболотская)

https://youtu.be/LVc50Ac7vbo

Учитель:

- Ребята, а стихи каких поэтов вам нравятся больше всего? Я просила вас вспомнить ваши любимые стихотворения, чтобы сегодня их прочесть. Пожалуйста, мы с удовольствием вас послушаем

 Обучающиеся читают свои любимые стихи, называя их авторов.

Заранее нужно обговорить, кто и что будет читать, чтобы не было никаких заминок.

Учитель:

- Я тоже хочу прочесть одно из своих любимых стихотворений А. А. Ахматовой

Чтение ст-я А. А. Ахматовой «21. Ночь. Понедельник…»



Аудиозапись, А. А. Ахматова, читает учитель
M4A / 1.22 Мб


  1. Заключение. Рефлексия.


     Представьте нашу жизнь без поэзии... Без поздравлений к праздникам, без песен, без Пушкина, Лермонтова, Шекспира, современных авторов…. Это будет скучная жизнь без эмоций, выраженных простыми буквами на бумаге, без той небольшой мистики, когда одни и те же слова, но написанные в определенном порядке, могут тронуть до слез или оставить абсолютно равнодушным. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение. 

    Я предлагаю вам акростих – это стихотворение, начальные буквы которого составляют слово или фразу.

                                        Акторстих. Автор - Татьяна Мершукова

Пиши, поэт, о жизни, о судьбе,
Играя фразами, как музыкант на скрипке.
Широким росчерком пиши нам о себе,
И радуй всех заманчивой улыбкой.

Пиши, поэт. Ты призван вдохновлять,
Отдав себя во власть пера с бумагой.
Энергией своею управлять
Ты можешь так, как фехтовальщик шпагой.

Пиши, поэт...


Учитель:

- А сейчас я тоже хочу вам предложить написать свой «акростих», только в прозе. Попробуйте подобрать слова-ассоциации к слову «ПОЭЗИЯ»


П
О
Э
З
И
Я


Работа с рефлексивными листами (по желанию) под музыку с последующим чтением 2-3 человек


М. Ортега, инструментальная музыка
MP3 / 2.96 Мб

Пример приёма «Индуктор»:


ПОИСК
ОТКРОВЕНИЕ
ЭЛЕГИЯ
ЗАВЕТ
ИСКРЕННОСТЬ
ЯВЛЕНИЕ


Учитель: Наш поэтический вечер подходит к концу. Спасибо, что мы были вместе. Пусть чаще вас посещает желание взять в руки томик со стихами и почитать их. Старайтесь видеть красивое в жизни, поэзию жизни в каждом дне! А для тех, кому это интересно, предлагаю на досуге поразгадывать кроссворд "В мире поэзии", он тоже посвящён сегодняшнему празднику.

            Интерактивный кроссворд "В мире поэзии" (для желающих)

- Удачи всем и добра! 


m1616259125.jpg


Комментарии

Благодарю за интересную работу!

20 March 2021

Спасибо, Марина Юрьевна!

20 March 2021

И я бы это стихотворение А.Ахматовой прочла. Одно из самых любимых!

20 March 2021

Люблю Ахматову.

20 March 2021

Прекрасная работа!

20 March 2021

Спасибо, Юлия Васильевна!

20 March 2021

Проникновенно, открыто, познавательно, молодец, Людмила Юрьевна! Благодарю за прекрасные минуты отдыха!

11 April 2021

Очень приятно читать Ваш отзыв, Ирина Михайловна! Спасибо! Рада, что Вам это близко!

11 April 2021

Как будто побывала в вашей литературной гостиной. Спасибо за интересный сценарий

24 April 2021

Раиса Ивановна, Вам спасибо за внимание к моей работе!

24 April 2021

Роскошный ресурс, Людмила Юрьевна! Очень профессионально и самобытно написан сценарий мероприятия! Аплодирую Вам стоя! Спасибо!!!

4 October 2021

Елена Владимировна, спасибо Вам огромное за такие приятные слова! От Вас, человека увлечённого, их слышать приятно втройне!

4 October 2021