Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А. Заболоцкого

27
20
Материал опубликован 9 July в группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Название: литературно-музыкальная композиция, посвящённая творчеству Н.А. Заболоцкого

Автор: Суслопарова Л.Ю., учитель русского языка и литературы

ОО: КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»

Цель мероприятия: создание условий для духовно-нравственного воспитания обучающихся

Задачи

Воспитательные: формирование  нравственных ценностей на примерах лучших образцов поэзии, уважения к истории, культуре, людям родного края.

Развивающие: развитие творческих способностей гимназистов,  ответственности, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат, мотивации к нравственному поведению и самосознанию.

Участники: обучающиеся гимназии г. Уржума (выступающие и зрители), гости – писатели и поэты регионального отделения Союза писателей России.

Описание. Ежегодно в мае в г. Уржуме состоится областной литературный праздник «О, я недаром в этом мире жил!», посвящённый поэту-классику Н. А. Заболоцкому. Он приурочен к дню рождения поэта - 7 мая 1913 г.  В нашем городе прошли годы детства, юности Заболоцкого. Здесь в здании нашей гимназии, бывшего реального училища, учился будущий поэт в период с 1913 по 1920 годы. Обязательное условие встречи – чтение стихов Заболоцкого гимназистами и гостями, погружение в поэзию. Этой традиции уже более 30 лет. Мероприятие является системообразующим КТД во внеклассной деятельности гимназии. Встречи начинаются в гимназии и продолжаются в течение всего дня в культурных учреждениях города, завершаясь вручением литературной премии лауреатам муниципального уровня.

Нужен компьютер (ноутбук), проектор, экран, цветы для гостей.

Чтение стихотворений сопровождается демонстрацией слайдов презентации


СЦЕНАРИЙ

литературно-музыкальной композиции

«Повсюду жизнь и я»

Слайд 1

m1720515825.png

- Вед.1.Добрый день, дорогие гости нашего праздника, уважаемые учителя, ребята! На белом свете опять весна, и мы рады открыть в нашей гимназии традиционный литературный праздник имени большого русского поэта Н. А. Заболоцкого «Повсюду жизнь и я». Именно отсюда, из Уржумского реального училища, выйдет в 1920 году в большую жизнь очарованный тайнами мироздания Николай ЗАболотский, чтобы познавать мир и себя в этом мире.

- Вед. 2. Сегодня мы вновь  читаем стихи нашего великого земляка-поэта. Большинство стихов Н. А. Заболоцкого носят философский характер. Они глубоки, серьёзны и адресованы читателю вдумчивому, взрослому. Однако мы в Год семьи решили представить вам стихи Заболоцкого о детях и детстве. Их не так много, они своеобразны. В них слышится назидательный, мудрый голос автора и одновременно его юмор и ирония, игра слов и настроений. В этих стихах – простой деревенский быт и жажда познания, родная природа и жизненные впечатления, в них – единение детской души и окружающей действительности.

На сцене – интерьер деревенской избы: окно с занавеской, стол с самоваром и чашками, накрытый скатертью. Рядом – скамья. На полу половики. Дети пьют чай с баранками и разговаривают

Слайд 2

1.
В поле ветер-великан
Ломит дерево-сосну.
Во хлеву ревет баран,
А я чашки сполосну.
А я чашки вытираю,
Тихим гласом напеваю (поёт):

Ветер, ветер, белый конь.
Нашу горницу не тронь.
       

                                 Слайд 3

2.
Самовар, владыка брюха,
Драгоценный комнат поп!
В твоей грудке вижу ухо,
В твоей ножке вижу лоб!

Император белых чашек,
Чайников архимандрит,
Твой глубокий ропот тяжек
Тем, кто миру зло дарит.

Я же — дева неповинна,
Как нетронутый цветок.
Льется в чашку длинный-длинный,
Тонкий, стройный кипяток.

И вся комнатка-малютка
Расцветает вдалеке,
Словно цветик-незабудка
На высоком стебельке.

3. Слушайте, а давайте рассказывать интересные истории! Согласны?

4. Конечно! Слушайте!

Слайд 4


Жил-был кот,
Ростом он был с комод,
Усищи — с аршин,
Глазищи — с кувшин,
Хвост трубой,
Сам рябой.
Ай да кот!

Пришел тот кот
К нам в огород,
Залез кот на лукошко,
С лукошка прыгнул в окошко,
Углы в кухне обнюхал,
Хвостом по полу постукал.
— Эге, — говорит, — пахнет мышами!
Поживу-ка я с недельку с вами!

Испугались в подполье мыши —
От страха чуть дышат.
— Братцы, — говорят, — что же это такое?
Не будет теперь нам покоя.
Не пролезть нам теперь к пирогу,
Не пробраться теперь к творогу,
Не отведать теперь нам каши,
Пропали головушки наши!

А котище лежит на печке,
Глазищи горят как свечки.
Лапками брюхо поглаживает,
На кошачьем языке приговаривает:
— Здешние, — говорит, — мышата
Вкуснее, — говорит, — шоколада,
Поймать бы их мне штук двести —
Так бы и съел всех вместе!

5. Хорошо-хорошо! Молодец!  А вот вы знаете, что такое а ля брасс?

6. Нет. А что это?

7. А ты послушай и догадайся!

Слайд 5


Раз сказал Никита басом:
– Надо плавать а ля брассом.
– Но, – спросил его Тарас, –
Что такое а ля брасс?

– А ля брасс, – сказал Никита, –
Раньше плавал знаменито.
Это был такой пловец,
Меж пловцами главный спец.

– Ерунда, – сказал Тарас, –
Это рыба – а ля брасс.
А ля брассы очень ходки,
Обгоняют даже лодки.

– Нет, – решил тогда Микеша, –
Это всё ребята брешут.
Двигай руки-ноги разом –
Вот и будет а ля брассом.

Рассуди, читатель, нас:
Что такое а ля брасс?

Вед.1. Ребята, а кто знает, что такое А ля брасс? (Ответы из зала) Это способ плавания, в переводе с французского означает «как лягушка», «по-лягУшечьи». Вот так-то!

Вед.2.  Да, вот так, постепенно, Н. А. Заболоцкий уводит своего маленького читателя к раздумьям о большом, о вечном: о природе, о человеке, о нравственных ценностях, о красоте души и поступка.

Декорации убираются. На сцене появляются чтецы

Слайд 6

8.

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, —
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Вед.1. Стихи Заболоцкого – о прочной связи человека с природой, со всем живым на Земле, они о прекрасном и безобразном, о бессмертии разума и души.

Вед.2.  Они – о прошлом, настоящем и будущем, о тайнах мироздания, о смысле бытия, о торжестве человеческого духа. Они – О ВЕЧНОМ.

Слайд 7

10.
Огромные глаза, как у нарядной куклы,
Раскрыты широко. Под стрелками ресниц,
Доверчиво ясны и правильно округлы,
Мерцают ободки младенческих зениц.
На что она глядит? И чем необычаен
И сельский этот дом, и сад, и огород,
Где, наклонясь к кустам, хлопочет их хозяин,
И что-то вяжет там, и режет, и поёт?
Два тощих петуха дерутся на заборе,
Шершавый хмель ползёт по столбику крыльца.
А девочка глядит. И в этом чистом взоре
Отображен весь мир до самого конца.
Он, этот дивный мир, поистине впервые
Очаровал её, как чудо из чудес,
И в глубь души её, как спутники живые,
Вошли и этот дом, и этот сад, и лес.
И много минет дней. И боль сердечной смуты
И счастье к ней придет. Но и жена, и мать,
Она блаженный смысл короткой той минуты
Вплоть до седых волос всё будет вспоминать.

Вед. 1.

«Все мы родом из детства…» Знакомая фраза. Не правда ли? Именно в детстве, в школе формируется личность. На нас, молодых, увлечённых, энергичных, Н. А. Заболоцкий возлагает свои надежды, завещает нам вселенную. Его стихотворение «Зелёный луч» - романтическая новелла для сильных, молодых духом людей, идущих к своей мечте. Это завещание поэта тем, кому строить этот мир и нести за него ответственность.

Слайд 8

11.

Золотой светясь оправой

С синим морем наравне,

Дремлет город белоглавый,

Отраженный в глубине.


Он сложился из скопленья

Белой облачной гряды

Там, где солнце на мгновенье

Полыхает из воды.


Я отправлюсь в путь-дорогу,

В эти дальние края,

К белоглавому чертогу

Отыщу дорогу я.


Я открою все ворота

Этих облачных высот,

Заходящим оком кто-то

Луч зеленый мне метнет.


Луч, подобный изумруду,

Золотого счастья ключ –

Я его еще добуду,

Мой зеленый слабый луч.


Но бледнеют бастионы,

Башни падают вдали,

Угасает луч зеленый,

Отдаленный от земли.


Только тот, кто духом молод,

Телом жаден и могуч,

 В белоглавый прянет город

 И зеленый схватит луч!


Вед.2. Детство, Отрочество, Юность... Человек рождается, взрослеет, живёт... А рядом с ним явно или незримо идёт МАМА – Мадонна с ребёнком на руках, наш ангел-хранитель.  Даже если этот ребёнок уже совсем НЕ ребёнок. Предлагаем вам послушать песню на стихи Н. А. Заболоцкого «На вокзале».

Слайд 9

z1720515922.png

12. «На вокзале». ПЕСНЯ. Семиглазов Д. (музык. сопровождение – гитара)



АУДИОФАЙЛ. А. ШЛЫЧКОВ. НА ВОКЗАЛЕMP3 / 2.86 Мб

В железном сумеречном зале,
Глотая паровозный дым,
Сидит Мадонна на вокзале
С ребенком маленьким своим.

Вокруг нее кульки, баулы,
Дорожной жизни суета.
В блестящих бляхах вельзевулы
Тележку гонят в ворота.

На башне радио играет,
Гудок за окнами гудит,
И лишь она одна не знает,
Который час она сидит.

Который час ребенка держит,
Который час! Который час!
Который час и дым и скрежет
С полузакрытых гонит глаз.

И сколько дней еще придется —
О, сколько дней! О, сколько дней!
Теперь, пока не улыбнется
Дитя у матери своей!

Над черной линией портала
Висит вечерняя звезда.
Несутся с Курского вокзала
По всей вселенной поезда.

Летят сквозь топи и туманы,
Сквозь перелески и пески,
И бьют им бездны в барабаны,
И рвут их пламя на куски.

И лишь на бедной той скамейке,
Превозмогая боль и страх,
Мадонна в шубке из цигейки
Молчит с ребенком на руках.

Вед.1. Спасибо за внимание!

Вед. 2. Берегите друг друга!

Слайд 1

Продолжение праздника: выступление гостей гимназии

Источники информации:

https://www.culture.ru/literature/poems/author-nikolai-zabolockii

https://biographe.ru/znamenitosti/nikolay-zabolotskiy/

https://muzrelax.org/tracks/С%20Андрей%20Шлычков%20Вятка


Примечание.

1. В публикации представлены 1 и 9 слайды. Вся презентация дана в приложении.

2. Песня под гитару исполнялась обучающимся, учеником 10 класса. Но оригинал исполнения добавляю для общего видения.

3. В презентации использованы картинки из открытых источников сети Интернет.

​​​​​​​


ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 8.63 Мб
Комментарии

Благодарю за интересную работу!

9 July

Спасибо, Марина Юрьевна, за добрый отзыв!

9 July

Людмила Юрьевна! Спасибо за интересную и познавательную публикацию!

9 July

Благодарю Вас за внимание к моей работе, Людмила Николаевна!

9 July

Замечательный сценарий литературного мероприятия! Спасибо за творчество, Людмила Юрьевна!

9 July

Благодарю Вас за оценку и добрые слова, Елена Владимировна!

9 July

Работа очень интересная. И земляк ваш интересный автор. В этом году городской конкурс "Серебряное слово" был посвящен творчеству Н. Заболоцкого. Соприкоснулись близко, стихотворения достойные

9 July

Благодарю за позитивную оценку публикации, Ирина Геннадьевна!

9 July

Рада, что стихи Н. Заболоцкого читают, знают и ценят!

9 July

Людмила Юрьевна, спасибо за новинку!

9 July

Вам спасибо за внимание к публикации, Ирина Владимировна!

9 July

Замечательный и интересный ресурс!

9 July

Спасибо, Наталья Федоровна! Очень приятна Ваша похвала!

9 July

Спасибо, Людмила Юрьевна, за интересную литературно - музыкальную композицию! Хорошие традиции в вашей гимназии! ::smile2::

9 July

Благодарю, Юлия Васильевна, за добрые слова!

9 July

Спасибо за Ваш труд!

9 July

Благодарю Вас за поддержку, Наталья Алексеевна!

9 July

Обожаю произведения Н.Заболоцкого. В моём детстве метафоры из его стихотворений позволяли открывать, по-взрослому, мир всего, что меня окружало. Сейчас встречаюсь с творчеством поэта, к сожалению, редко. Благодарна Вам, Людмила Юрьевна, за новую встречу с Н.Заболоцким!

10 July

Признательна Вам за душевный комментарий, Ирина Викторовна! Приятно, что Вам близка поэзия нашего земляка!

10 July

Людмила Юрьевна, как всегда, очень глубоко, содержательно и проникновенно познакомили с творчеством замечательного поэта! Спасибо за творчество!

11 July

Похожие публикации