Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А. Заболоцкого
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Название: литературно-музыкальная композиция, посвящённая творчеству Н.А. Заболоцкого
Автор: Суслопарова Л.Ю., учитель русского языка и литературы
ОО: КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»
Цель мероприятия: создание условий для духовно-нравственного воспитания обучающихся
Задачи
Воспитательные: формирование нравственных ценностей на примерах лучших образцов поэзии, уважения к истории, культуре, людям родного края.
Развивающие: развитие творческих способностей гимназистов, ответственности, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат, мотивации к нравственному поведению и самосознанию.
Участники: обучающиеся гимназии г. Уржума (выступающие и зрители), гости – писатели и поэты регионального отделения Союза писателей России.
Описание. Ежегодно в мае в г. Уржуме состоится областной литературный праздник «О, я недаром в этом мире жил!», посвящённый поэту-классику Н. А. Заболоцкому. Он приурочен к дню рождения поэта - 7 мая 1913 г. В нашем городе прошли годы детства, юности Заболоцкого. Здесь в здании нашей гимназии, бывшего реального училища, учился будущий поэт в период с 1913 по 1920 годы. Обязательное условие встречи – чтение стихов Заболоцкого гимназистами и гостями, погружение в поэзию. Этой традиции уже более 30 лет. Мероприятие является системообразующим КТД во внеклассной деятельности гимназии. Встречи начинаются в гимназии и продолжаются в течение всего дня в культурных учреждениях города, завершаясь вручением литературной премии лауреатам муниципального уровня.
Нужен компьютер (ноутбук), проектор, экран, цветы для гостей.
Чтение стихотворений сопровождается демонстрацией слайдов презентации
СЦЕНАРИЙ
литературно-музыкальной композиции
«Повсюду жизнь и я»
Слайд 1
- Вед.1.Добрый день, дорогие гости нашего праздника, уважаемые учителя, ребята! На белом свете опять весна, и мы рады открыть в нашей гимназии традиционный литературный праздник имени большого русского поэта Н. А. Заболоцкого «Повсюду жизнь и я». Именно отсюда, из Уржумского реального училища, выйдет в 1920 году в большую жизнь очарованный тайнами мироздания Николай ЗАболотский, чтобы познавать мир и себя в этом мире.
- Вед. 2. Сегодня мы вновь читаем стихи нашего великого земляка-поэта. Большинство стихов Н. А. Заболоцкого носят философский характер. Они глубоки, серьёзны и адресованы читателю вдумчивому, взрослому. Однако мы в Год семьи решили представить вам стихи Заболоцкого о детях и детстве. Их не так много, они своеобразны. В них слышится назидательный, мудрый голос автора и одновременно его юмор и ирония, игра слов и настроений. В этих стихах – простой деревенский быт и жажда познания, родная природа и жизненные впечатления, в них – единение детской души и окружающей действительности.
На сцене – интерьер деревенской избы: окно с занавеской, стол с самоваром и чашками, накрытый скатертью. Рядом – скамья. На полу половики. Дети пьют чай с баранками и разговаривают
Слайд 2
1.
В поле ветер-великан
Ломит дерево-сосну.
Во хлеву ревет баран,
А я чашки сполосну.
А я чашки вытираю,
Тихим гласом напеваю (поёт):
Ветер, ветер, белый конь.
Нашу горницу не тронь.
Слайд 3
2.
Самовар, владыка брюха,
Драгоценный комнат поп!
В твоей грудке вижу ухо,
В твоей ножке вижу лоб!
Император белых чашек,
Чайников архимандрит,
Твой глубокий ропот тяжек
Тем, кто миру зло дарит.
Я же — дева неповинна,
Как нетронутый цветок.
Льется в чашку длинный-длинный,
Тонкий, стройный кипяток.
И вся комнатка-малютка
Расцветает вдалеке,
Словно цветик-незабудка
На высоком стебельке.
3. Слушайте, а давайте рассказывать интересные истории! Согласны?
4. Конечно! Слушайте!
Слайд 4
Жил-был кот,
Ростом он был с комод,
Усищи — с аршин,
Глазищи — с кувшин,
Хвост трубой,
Сам рябой.
Ай да кот!
Пришел тот кот
К нам в огород,
Залез кот на лукошко,
С лукошка прыгнул в окошко,
Углы в кухне обнюхал,
Хвостом по полу постукал.
— Эге, — говорит, — пахнет мышами!
Поживу-ка я с недельку с вами!
Испугались в подполье мыши —
От страха чуть дышат.
— Братцы, — говорят, — что же это такое?
Не будет теперь нам покоя.
Не пролезть нам теперь к пирогу,
Не пробраться теперь к творогу,
Не отведать теперь нам каши,
Пропали головушки наши!
А котище лежит на печке,
Глазищи горят как свечки.
Лапками брюхо поглаживает,
На кошачьем языке приговаривает:
— Здешние, — говорит, — мышата
Вкуснее, — говорит, — шоколада,
Поймать бы их мне штук двести —
Так бы и съел всех вместе!
5. Хорошо-хорошо! Молодец! А вот вы знаете, что такое а ля брасс?
6. Нет. А что это?
7. А ты послушай и догадайся!
Слайд 5
Раз сказал Никита басом:
– Надо плавать а ля брассом.
– Но, – спросил его Тарас, –
Что такое а ля брасс?
– А ля брасс, – сказал Никита, –
Раньше плавал знаменито.
Это был такой пловец,
Меж пловцами главный спец.
– Ерунда, – сказал Тарас, –
Это рыба – а ля брасс.
А ля брассы очень ходки,
Обгоняют даже лодки.
– Нет, – решил тогда Микеша, –
Это всё ребята брешут.
Двигай руки-ноги разом –
Вот и будет а ля брассом.
Рассуди, читатель, нас:
Что такое а ля брасс?
Вед.1. Ребята, а кто знает, что такое А ля брасс? (Ответы из зала) Это способ плавания, в переводе с французского означает «как лягушка», «по-лягУшечьи». Вот так-то!
Вед.2. Да, вот так, постепенно, Н. А. Заболоцкий уводит своего маленького читателя к раздумьям о большом, о вечном: о природе, о человеке, о нравственных ценностях, о красоте души и поступка.
Декорации убираются. На сцене появляются чтецы
Слайд 6
8.
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, —
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Вед.1. Стихи Заболоцкого – о прочной связи человека с природой, со всем живым на Земле, они о прекрасном и безобразном, о бессмертии разума и души.
Вед.2. Они – о прошлом, настоящем и будущем, о тайнах мироздания, о смысле бытия, о торжестве человеческого духа. Они – О ВЕЧНОМ.
Слайд 7
10.
Огромные глаза, как у нарядной куклы,
Раскрыты широко. Под стрелками ресниц,
Доверчиво ясны и правильно округлы,
Мерцают ободки младенческих зениц.
На что она глядит? И чем необычаен
И сельский этот дом, и сад, и огород,
Где, наклонясь к кустам, хлопочет их хозяин,
И что-то вяжет там, и режет, и поёт?
Два тощих петуха дерутся на заборе,
Шершавый хмель ползёт по столбику крыльца.
А девочка глядит. И в этом чистом взоре
Отображен весь мир до самого конца.
Он, этот дивный мир, поистине впервые
Очаровал её, как чудо из чудес,
И в глубь души её, как спутники живые,
Вошли и этот дом, и этот сад, и лес.
И много минет дней. И боль сердечной смуты
И счастье к ней придет. Но и жена, и мать,
Она блаженный смысл короткой той минуты
Вплоть до седых волос всё будет вспоминать.
Вед. 1.
«Все мы родом из детства…» Знакомая фраза. Не правда ли? Именно в детстве, в школе формируется личность. На нас, молодых, увлечённых, энергичных, Н. А. Заболоцкий возлагает свои надежды, завещает нам вселенную. Его стихотворение «Зелёный луч» - романтическая новелла для сильных, молодых духом людей, идущих к своей мечте. Это завещание поэта тем, кому строить этот мир и нести за него ответственность.
Слайд 8
11.
Золотой светясь оправой
С синим морем наравне,
Дремлет город белоглавый,
Отраженный в глубине.
Он сложился из скопленья
Белой облачной гряды
Там, где солнце на мгновенье
Полыхает из воды.
Я отправлюсь в путь-дорогу,
В эти дальние края,
К белоглавому чертогу
Отыщу дорогу я.
Я открою все ворота
Этих облачных высот,
Заходящим оком кто-то
Луч зеленый мне метнет.
Луч, подобный изумруду,
Золотого счастья ключ –
Я его еще добуду,
Мой зеленый слабый луч.
Но бледнеют бастионы,
Башни падают вдали,
Угасает луч зеленый,
Отдаленный от земли.
Только тот, кто духом молод,
Телом жаден и могуч,
В белоглавый прянет город
И зеленый схватит луч!
Вед.2. Детство, Отрочество, Юность... Человек рождается, взрослеет, живёт... А рядом с ним явно или незримо идёт МАМА – Мадонна с ребёнком на руках, наш ангел-хранитель. Даже если этот ребёнок уже совсем НЕ ребёнок. Предлагаем вам послушать песню на стихи Н. А. Заболоцкого «На вокзале».
Слайд 9
12. «На вокзале». ПЕСНЯ. Семиглазов Д. (музык. сопровождение – гитара)
АУДИОФАЙЛ. А. ШЛЫЧКОВ. НА ВОКЗАЛЕMP3 / 2.86 Мб
В железном сумеречном зале,
Глотая паровозный дым,
Сидит Мадонна на вокзале
С ребенком маленьким своим.
Вокруг нее кульки, баулы,
Дорожной жизни суета.
В блестящих бляхах вельзевулы
Тележку гонят в ворота.
На башне радио играет,
Гудок за окнами гудит,
И лишь она одна не знает,
Который час она сидит.
Который час ребенка держит,
Который час! Который час!
Который час и дым и скрежет
С полузакрытых гонит глаз.
И сколько дней еще придется —
О, сколько дней! О, сколько дней!
Теперь, пока не улыбнется
Дитя у матери своей!
Над черной линией портала
Висит вечерняя звезда.
Несутся с Курского вокзала
По всей вселенной поезда.
Летят сквозь топи и туманы,
Сквозь перелески и пески,
И бьют им бездны в барабаны,
И рвут их пламя на куски.
И лишь на бедной той скамейке,
Превозмогая боль и страх,
Мадонна в шубке из цигейки
Молчит с ребенком на руках.
Вед.1. Спасибо за внимание!
Вед. 2. Берегите друг друга!
Слайд 1
Продолжение праздника: выступление гостей гимназии
Источники информации:
https://www.culture.ru/literature/poems/author-nikolai-zabolockii
https://biographe.ru/znamenitosti/nikolay-zabolotskiy/
https://muzrelax.org/tracks/С%20Андрей%20Шлычков%20Вятка
Примечание.
1. В публикации представлены 1 и 9 слайды. Вся презентация дана в приложении.
2. Песня под гитару исполнялась обучающимся, учеником 10 класса. Но оригинал исполнения добавляю для общего видения.
3. В презентации использованы картинки из открытых источников сети Интернет.
ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 8.63 Мб
Горбачёва Марина Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Шишкина Людмила Николаевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Суслопарова Людмила Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Юлия Васильевна Воробьева
Суслопарова Людмила Юрьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Тарасова Ирина Викторовна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Смоленцева Татьяна Григорьевна