Сценарий первого урока математики в 5 классе
Сценарий первого урока математики в 5 классе.
Форма проведения: игра "Математическое путешествие".
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
-
повторение базовых понятий курса начальной школы (чтение и запись натуральных чисел, выполнение арифметических действий с натуральными числами).
развитие поисковой, творческой, познавательной деятельности;
развитие инициативы, самостоятельности принятия решений, уверенности в своих силах;
развитие математической культуры речи;
формирование эстетического наслаждения от выполненной работы;
формирование навыков само- и взаимоконтроля.
Оборудование:
компьютер, проектор;
презентация игры
2. Знакомство. Постановка цели урока.
Здравствуйте. Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в математическое путешествие. А путешествие помогут совершить наши знания, взаимовыручка, дружба и находчивость. Я желаю вам, чтобы на нашем уроке каждому из вас было так же тепло и уютно.
На флаге нашего корабля написаны слова: "Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым" У каждого из вас на парте есть визитная карточка, подпишите своё фамилию и имя (можно использовать бейджики).
3. Проверка снаряжения
Прежде чем отплыть, необходимо проверить исправность корабля и устранить все неполадки.
Запишите математическое выражение и вычислите его значение, ответьте на вопрос и тогда вы узнаете, что я хочу вам пожелать (ученики записывают в тетради выражения и считают его значение или отвечают на вопрос, далее самопроверка). Пожелать я вам хочу удачи.
Наше путешествие лежит через Историческую бухту, залив Натуральных чисел, озеро Смекалки к острову Математика-5
Уровень 2 – Выразительное чтение
Целью уровня является восстановление навыков чтения натуральных чисел в пределах сотен тысяч.
Форма деятельности на данном уровне: фронтальная работа с классом + работа в группах по 4 человека (по две парты, сидящие впереди ненадолго поворачиваются к сидящим позади).
Задание «Загадки в стихах»:
Прочитайте предложенные числа – фронтальная работа.
После это числа выстроятся в слова, которые Вы должны расшифровать. Внимание! Кодировка самая простая: буква – номер в алфавите.
Расшифровав текст, отгадайте загадку – работа в группах, для более динамичной работы распределить слова между группами, даже если не одной группе достанется расшифровывать одно и то же слово.
Зашифруйте отгадку.
Текст задания «Загадки в стихах». Учитель выбирает один из вариантов в зависимости от подготовки класса.
Вариант 1, который содержит 6 чисел для чтения и 3 слова в пословице.
1220 1604 1603 161810 201420 132501 - эти числа для чтения.
Так они далее на слайде (по щелчку) выстраиваются для расшифровки, каждому двузначному число сопоставлена буква в алфавите.
12 20 16
04 16 03 16 18 10 20
14 20 13 25 01
Должен получиться текст: кто говорит молча?
Ответ: книга. Зашифровав, ученики получат 1215100401, можно попробовать прочесть.
Вариант 2, который содержит 11 чисел для чтения и 3 слова в пословице.
170 105 3220 19030 62012 1009 161316 20290 61416 150620 1210 - эти числа для чтения.
Так они далее (по щелчку мыши) выстраиваются для расшифровки, каждому двузначному число сопоставлена буква в алфавите.
17 01 05 32 20
19
03 06 20 12 10
09 16 13 16 20 29 06
14 16 15 06 20
Должен получиться текст: падают с ветки золотые монетки.
Ответ: листья. Зашифровав, ученики получат 131019203033, можно попробовать прочесть или обязательно прочитывает учитель.
Уровень 3 – Чистописание
Целью уровня является восстановление навыков записи натуральных чисел в пределах десятков тысяч с помощью математического диктанта.
Форма деятельности на данном уровне: самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Диктант:
304, 840, 1200, 5002, 23000, 4708, 67003, 89089, 10025, 4784
Учащиеся под диктовку записывают числа, после этого меняются тетрадями с соседом по парте и проверяют записи, потом сверяют записи с правильным вариантом, который открывается на слайде презентации. Происходит разбор ошибок, если таковые есть.
Уровень 4 – Весь мир в движении
Целью уровня является восстановление навыков сравнения натуральных чисел.
Форма деятельности на данном уровне: самостоятельное осмысливание и физическая разминка «Сели-встали», как рефлексия задания.
Демонстрируются верно и неверно записанные выражения. Если выражение верно – ребята садятся, если неверно – встают.
Выражения:
0>45
234<243
1000>100
178>1178
679<670
345>340
1112<112
1003<1003
2040>2004
Уровень 5 – В мире растений и животных
Целью уровня является восстановление навыков действия с натуральными числами.
Форма деятельности на данном уровне: коллективная письменная работа, приглашение нескольких учащихся к доске для комментированных ответов.
«История» для задания:
Его называют «господином пустыни». Он является любимым лакомством слонов. Впервые его культивировали в Древнем Египте. Он бывает различной формы: шарообразной, удлиненной и даже кубической. Вес отдельных экземпляров достигает 78 кг. В нем содержится много витаминов и других полезных веществ.
Для того, чтобы узнать, что это такое, нужно выбрать буквы, соответствующие выражению с указанными свойствами. Из этих букв составить слово. Должно получиться слово: арбуз.
Результат вычисления больше 100
ы (168-68):2
д 45+55
у 73+37
р 178-17
Результат вычисления равен 0
т 48:8
н 45:45
а (34-34)·5
к (23+2):5
Результат вычисления меньше 100
я 873-733
в (56+14)·3
з (500-350):5
б (3+99):2
Уровень 6 – Внимание – прежде всего!
Целью уровня является развитие внимания при чтении, анализе условия и в ходе решения задач.
Форма деятельности на данном уровне: фронтальная работа с классом.
Учителю необходимо требовать от учащихся полный комментированный ответ.
Задачи и возможные варианты рассуждений.
Задача 1. В люстре горело пять лампочек. Две из них погасли. Сколько лампочек осталось в люстре?
Рассуждения: Осталось, конечно, пять. Или в задаче умолчали, что 2 перегоревшие вывернули?
Задача 2. У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки?
Рассуждения: Щенят как и сказано 4, да вот только кошка Мурка какая-то мутант?
Задача 3. Сели на воду три воробья. Один улетел. Сколько осталось?
Рассуждения: Если воробьи сели на воду, то остался тот , который улетел…, то есть один, остальные , наверное, все-таки утонули.
Задача 4. На дубе три ветки, на каждом по три яблока. Сколько всего яблок?
Рассуждения: Всего в мире яблок никто не считал, а если вопрос: сколько яблок на том дубе, то опять варианты. Если кто-то повесил яблоки, то 9, а если нет.., то 0.
Задача 5. На Машином платье были вышиты три вишни и два яблока. Съели одну вишню и два яблока. Сколько фруктов осталось?
Рассуждения: Вопрос, а вишня - фрукт? Если фрукт, то фруктов осталось на 3 меньше, чем было всего. А сколько фруктов осталось ВСЕГО – это от платья никак не зависит.
Подведение итогов урока. Рефлексия
Наше путешествие закончилось, но впереди нас ждёт много нового и интересного. В течение всего учебного года мы будем осваивать этот остров, вспоминать всё о натуральных числах, познакомимся с десятичными дробями, узнаем новое об обыкновенных дробях и геометрических фигурах.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Ребята, я прошу вас дать самооценку своей деятельности на уроке. (Каждому выдаётся лицо, ребятам необходимо нарисовать рот)
– Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно. |
– Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно. |
– У меня не было желания работать. Сегодня не мой день. |
Пожелание учителя. Выдача свидетельств. (Свидетельство об участии в путешествии к острову Математика-5, выдаётся каждому ученику).
Учебному году положили начало,
Желанье учить и учиться совпало.
Пусть радостным будет учение ваше,
И знаний полученных полная чаша.
6
Евгений Алексеевич