Сценарий урока математики «Число и цифра 5» (1 класс)
Математика.
Число и цифра 5
Цели деятельности |
Научить правильно писать цифру 5; соотносить цифру и число предметов; совершенствовать навыки счета предметов; продолжить формирование умений работать по образцу; развивать внимание и воображение. |
Тип, вид урока |
Изучение нового материала |
Планируемые |
Обучающийся устанавливает место числа «пять» в числовом ряду, различает понятия «число пять», «цифра пять»; называет числа в порядке их следования при счёте; графически изображает изученную цифру. |
Универсальные |
Регулятивные: организовывать рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. |
Личностные |
Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез – составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Личностные: проявлять положительный интерес к предмету |
Формы и методы |
Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический |
Основное содержание темы, понятия |
Число, цифра. |
Образовательные (цифровые) ресурсы |
Учебник, тетрадь для самостоятельной работы; счетный материал; сюжетные картинки; магнитная доска, фланелёграф, геометрические фигуры; цветные карандаши |
Сценарий урока
Этап |
Методи- |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Текущий контроль |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организационный момент |
Приветствует учащихся. – Ребята, вам тепло? В классе светло? Прозвенел для вас звонок? Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться? Значит, можно садиться! – Проверим готовность к уроку |
Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте |
Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность |
Наблю- |
|
АМО «Я хочу научиться» |
Учитель ставит песочные часы и спрашивает у ребят: «Скажи, чему ты хочешь научиться на уроке» |
В течение 2-3 минут дети формулируют свои ожидания |
Положительный настрой на урок, вовлечение в учебную деятельность |
Поддержка диалога |
|
II. Устный |
Фронтальная работа по иллюстрациям |
– Выделите лишний рисунок. Объясните свой выбор. |
Выделение необходимого объекта. Обоснование своей точки зрения. |
Анализ, синтез предоставленной информации, развитие речи. |
Наблю- |
Назовите каждую группу одним словом. Какой признак объединяет предметы каждой группы? |
рассматривают иллюстрации |
Участвуют в диалоге на уроке Выполняют универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирают основания для сравнения, сериации, классификации объектов; устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; выстраивают логическую цепочку рассуждений; умеют относить объекты к известным понятиям |
Развернутые ответы на во-просы |
III. Сообщение темы урока
Эвристи-ческая
беседа
Он визжит, пищит, кричит, Маме с папой он дерзит. С розоватым пятачком, Хвост закручен крендельком. (Поросенок.) Пятерка братьев неразлучна. Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором. (Пальцы.) На лесенке-стремянке Развешаны баранки. Щелк да щелк – пять да пять. Так мы учимся считать. (Счеты.) На пяти проводах Отдыхает стая птах. (Ноты - Какое число используется в загадках? - Что вы можете о нём сказать? ( следует после числа 4, стоит перед числом 6, нечётное) |
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Отгадывают загадки.и отвечают
на вопросы учителя
Осуществляют предварительный отбор источников информации:
самостоятельно
предполагают,
какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Развернутые ответы на во-просы
IV. Изучение нового материала.
Фронтальная работа по учеб-
нику
Организует работу по учебнику.
Задание № 1. В данном задании в качестве характеристики местоположения предмета необходимо использовать соответствующие предлоги: «над», «на», «под», обращая при этом внимание учащихся на их смысл.
Рассматривают иллюстрации в учебнике и отвечают
на вопросы учителя
Выполняют
анализ объектов
с целью выделения признаков;
осуществляют
Работа по учеб-нику.
Развернутые отве-
Работа по учебнику (с. 9)
Задание № 2.
Знакомые уже термины «слева» и «справа» заменяются терминами «левее» и «правее». Отличие этих понятий проявляется в том случае, когда описывается некоторое изменение местоположения. Фраза «отойди
левее» нам понятна, а вот фраза «отойди слева»
лишена смысла
синтез – составляют целое из частей; выбор оснований и критериев для сравнения,
сериации, классификации объектов; подводят под понятие анализируемые объекты, выводят следствия
ты на во-просы
Физкультминутка
Декламирует стихотворение, выполняя движения.
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда,
Делай «раз» и делай «два».
Исходное положение – ноги на ширине плеч. выполняют упражнение
за учителем
Осуществляют
профилактику утомления
Наблюдение учителя
V. Продолжение работы по теме урока
Фронтальная работа по учебнику, игровой момент
Задание № 1.
– Рассмотрите рисунок. Что делают дети?
– Что значит фраза «дай пять»?
– Сколько пальцев на руке?
– Назовите другие предметы, у которых есть число «пять».
Рассматривают иллюстрации в учебнике и отвечают
на вопросы учителя
Выполняют
анализ объектов
с целью выделения признаков; осуществляет синтез – составляют целое из частей;
выбор оснований
и критериев для сравнения.
Работа по учебнику.
Развернутые ответы на вопросы
3 Учитель демонстрирует карточку с числом 5.
– Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число «пять».
– Найдите среди знаков цифру 5 и обведите ее.
– Сколько раз вам встретилась цифра 5? (Четыре раза.)
– Запишите ответ с помощью цифры.
– Сравните понятия «число» и «цифра».
Классификация, сравнение объектов;
подводят под по-нятие анализируемые объекты, выводят следствия
Работа по учеб
Задание № 3.
– Какие предметы изображены на рисунке?
– Назовите предметы или их части, которые похожи на цифру 5. (Крючок, часть ключа, часть рулетки, часть музыкального инструмента.)
– На что похожа цифра 5?
Классификация, сравнение объектов;
подводят под по-нятие анализируемые объекты, выводят следствия
Развернутые ответы на во
Физкультминутка
Декламирует стихотворение, выполняя движения.
Руки ставим все вразлет:
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда,
Делай «раз» и делай «два».
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз,
И на место все садись!
Исходное положе-ние – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя за учителем движения
Осуществляют
профилактику утомления
Осуществляют
анализ объектов. Строят рассужде-
ния в форме связи простых суждений об объекте. Оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи
Наблю-
дение
учителя
VI. Работа в рабочей тетради. Развитие моторики
Задание № 4.
Учитель демонстрирует таблицу написания цифр.
– Рассмотрите, как пишут цифру 5, обозначающую число «пять». Объясните, как правильно писать цифру 5.
Объяснение. Цифра 5 состоит из трех элементов: наклонной и горизонтальной палочек и правого полуовала. Начинаем писать наклонную палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее чуть наклонно, не доводя до середины клетки, затем пишем правый полуовал. Сверху от палочки пишем горизонтальную палочку и ведем ее вправо до вершины верхнего правого угла.
Учащиеся учатся писать цифру 5.
Выполняют письмо цифры по образцу
Удержание учебной задачи и письмо цифры в соответствии с алгоритмом.
Задание № 5.
В данном задании учащиеся продолжают знакомство со сказкой «про Козленка, который умел считать до десяти» с целью введения порядкового числительного «пятый» и формирования навыка счета.
Учитель читает следующий отрывок:
«По обочине дороги неторопливо прохаживался Конь и жевал траву. Услышав топот и увидев, как пыль поднялась столбом, он еще издали закричал:
– Что это за спешка?
– Мы гонимся за Козленком, – ответила Корова.
– Он нас считает, – заныл Теленок.
– А как же он это делает? – спросил Конь, увязываясь за остальными.
– Очень просто, – сказал Козленок. – Вот так! Один – это я, два – это Теленок, три – это Корова, четыре – это Бык, а пять – это Конь. Один, два, три, четыре, пять!»
Далее учитель проводит беседу:
– Кого Козленок посчитал пятым?
– Сколько животных теперь сосчитал Козленок?
– Запишите ответ с помощью цифры.
– Рассмотрите игральный кубик. Раскрасьте ту часть кубика, на которой обозначено 5 очков.
– Запишите в пустые «окошки» числа по порядку от самого маленького до самого большого.
– Назовите число, следующее сразу за числом 4.
Дети отвечают на вопросы учителя
Установление связи между событиями сказки и сюжетом, представленном на иллюстрации.
VII. Итог урока
АМО
«Лето – осень»
– Какие открытия сделали?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
– Где можно применить знания?
В завершении учитель предлагает приклеить листик к кроне дерева. Если ожидания сбылись, а опасения – нет, то лист зелёного цвета, с в противном случае – жёлтого.
Дети последовательно приклеивают листочки к кроне дерева.
Если дерево зелёное – цель достигнута, если жёлтое, то цель не получила своей реализации
Аргументация своего мнения.