12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алексеева Елена Владимировна71
Учитель ИЗО, педагог дополнительного образования в области ИЗО
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

Государственное казенное образовательное оздоровительное учреждение санаторная школа-интернат «Надежда»






Конспект праздника «Русской игрушки»,

презентацией

для педагогического совета и фото-видео

монтажом.



Составила:

Педагог дополнительного

образования в области ИЗО

ГКООУ санаторная школа-

-интернат «Надежда»,

руководитель ИЗО студии

«Былина» - Алексеева Е.В.





Г.Волгоград


Конспект внеклассного мероприятия для обучающихся начальной школы «Праздник русской игрушки».

Автор:

Алексеева Елена Владимировна.

Место работы:

Государственное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Волгоградская санаторная школа – интернат «Надежда».

Предмет:

ДПИ- прорезная резьба и роспись по дереву, ИЗО студия «Былина».

Тема:

итоговое внекласное мероприятие для обучающихся начальной школы

«Праздник русской игрушки»

Продолжительность:

- Организационный период – 1.5месяца.

- Собственно праздник – 1,5 часа, два занятия по 45мин.

Технологии: метод проекта , Мультимедийные технологии: видео- и фотосъемка, музыкальное сопровождение; информационное обеспечение, визуализация наглядных материалов – интернет;


Содержание.

Общие сведенья: Мероприятие разработано и проводилось в интернате в рамках «Недели начальной школы» как итоговое после освоения обучающимися блока занятий по ДПИ по дополнительной программе, блоки занятий по прорезной резьбе и росписи по дереву, с освоением первичной обработки древесины, а также включались блоки занятий по лепке. Итоговое мероприятие в форме праздника проводилось в марте 2011 года.

Ответственным за проведение праздника назначен педагог дополнительного образования в области ИЗО, руководитель ИЗО студии «Былина» - Алексеева Е.В.

Мероприятие решила проводить по технологии проекта, используя для его осуществления как можно больше учащихся, студийцев и ее выпускников(5кл.) с тем, чтобы на практике использовать полученные в ИЗО студии умения и навыки. Срок обучения в ИЗО студии «Былина» - три года (2-й,3-й,4-й кл., соответственно). Специализация студии – ДПИ русского народа, прорезная резьба и роспись по дереву.

Мероприятие делится на две составляющие: - Организационный период;(1 месяц), - Собственно праздник; (1,5часа- два занятия по 45мин.)


Цели и задачи мероприятия:

Обучающие – научить использовать полученные на занятиях в ИЗОстудии «Былина» знания, умения и навыки в конкретной жизненной ситуации – организации, оформлению и проведению увлекательного, патриотичного и познавательного мероприятия своими силами для всей начальной школы и родителей.

Развивающие – развить инициативность, исполнительность, ответственность, способность работать в команде.

Воспитывающие – воспитать чувство патриотизма и любви к родине, ее истории, народному искусству.


Организационный период.

Мероприятие «Праздник русской игрушки» планировался и осуществлялся в рамках «Недели начальной школы» ГООУ санаторная школа-интернат «Надежда» в творческом содружестве педагогов дополнительного образования – руководителя ИЗО студии «Былина», - Алексеевой Е.В., руководителя ансамбля «Школьные годы», - обучающихся в этих коллективах учащихся 2-х,3-х,4-х и 5-х классов.

Проект состоял из большой творческой подготовительной работы и самого праздника-спектакля и ярмарки.

Подготовительная работа состояла:

  1. Написания сценария праздника педагогом дополнительного образования Алексеевой Е.В.

  2. Поиска необходимого материала из интернета, распечатка текстовых и фото материалов совместно: учащимися 5-х классов и педагогом.

  3. Подбор музыкального сопровождения для сценок-картинок через интернет, запись музыки на диски учащимися 5-го класса совместно с педагогом ;

репетиции совместно с танцорами от 2-х, 3-х, 4-х классов.

  1. Изготовление художественных тематических работ (по видам народных промыслов) учащимися ИЗО студии «Былина»(1,5 мес.) на текущих занятиях, согласно расписания.

  2. Привлекались родители для обеспечения изготовления в домашних условиях, совместно с детьми «сладких сувениров» для ярмарки.

  3. Проводились в этот подготовительный период систематические репетиции по сценарию: как музыкальных номеров, так и танцевальных и текстовых.

  4. На занятиях подготовительного периода детьми старшей группы обучения (4-й кл.) были изготовлены декорации : домики ( изДВП,обои,роспись),заборчики(дерево,рейки,окраска),бутофорская хохломская Матреша, демонстрационные планшеты .

  5. Разработка костюмов заняла четыре занятия по 45мин.,из нескольких вариантов эскизов были отобраны совместно с инициатвной группой детей наиболее соответствующие образам выбранных народных промыслов и доступные по средствам в изготовлении.

  6. Изготовление костюмов к Картинкам 1,2,3,4 на основе принятых эскизов.(4-5кл.)

  7. Проведено две репетиции в костюмах,с музыкальным сопровождением и в декорациях.



Сценарий праздника «Русская игрушка»

(конспект мероприятия)

Вступление:

Праздник состоит из предварительного «заигрыша», приглашения скоморохами детей начальной школы на выставку игрушек и художественных газет, а, затем в комнату отдыха на представление. Когда учащиеся 1-х - 3-х классов, а также те дети, которые не заняты в представлении рассядутся, включается музыка(«…Я люблю тебя, Россия…») и выходят ведущие.

Ведущие в русских народных костюмах, в кокошниках, кланяются на четыре стороны и говорят вступительные реплики.

Рассказывают о значении игрушки в жизни народа (уч. 5 кл.). Затем, они плавно отдаляются на задний план, где присаживаются на стулья и ждут своего дальнейшего выхода.

Действие продолжается девочками - «сказительницами» (уч.4кл.),также одетыми в русские народные костюмы, в платочках. Сказительницы сидят в домиках-декорациях и рассказывают в поэтической форме о каждом народном промысле (картинки 1,2,3,4) ,в каждом из которых есть место русской народной игрушке.

Сказительницы повествуют-рассказывают по очереди, по каждой картинке-промыслу народных игрушек интересные исторические сведенья, затем все это обыгрывается в отдельных сценах - картинках. Все действие происходит под народную музыку. Обыгрывается каждая «картинка», каждый народный промысел. Вначале ведущие объявляют картинку и название промысла, затем сказительницы говорят свои реплики, а потом каждая картинка представляется артистически.





Картинка 1:

Представляется народный промысел Полховский - Майдан.

1-я ведущая: Полх -Майда́нская ро́спись, Полхов-Майданская  — это производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское Нижегородской области.

2-я ведущая: Токарные изделия мастеров этого промысла — матрёшки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее

часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.

Все слова сопровождаются показом изделий, находящихся здесь же в зале на выставочных столах. Показ происходит в сочетании со словесными комментариями.

Открываются окошки в домиках и в разговор двух ведущих вступают две сказительницы

1-я сказительница: Ой, люди добрые, дети разумные! Так давным-давно это было ,так давно, что быльем поросло! Да только придумали люди в селе Полх-Майдан производить некрашеную токарную деревянную посуду и игрушки, которые продавали потом на ярмарках весенних и осенних . И было это в середине 19 века.И прославились села Полховский Майдан и Крутец своими красочными игрушками.

2-я сказительница: А и пришел век 20,век больших перемен. И порешили люди сельские, люди мастеровитые, создать артель, где и стали работать над игрушками. Украшать игрушки выжженным рисунком.

1-я сказительница: А вскоре придумали они лучше прежнего: Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Разрисовывать игрушки «цветами с наводкой» да каемочками и орнаментами с листочками- цветочками украшать, ох, и красота и лепота получилась.

2 - я сказительница: В 1960 году артель преобразуется в Полх-Майданскую фабрику игрушек.И вскоре , в 1972 году на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства.

1-я сказительница: Мужчины занимались изготовлением токарного «белья» (это белые, и еще не раскрашенные игрушки), а женщины выполняли роспись. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

Раздается звон колоколец и трещеток, бубнов и в круг выходят пары детей третьего класса(это второй год обучения в ИЗО студии «Былина») они «красуются» друг перед другом, а с первыми аккордами музыки, которая идет в записи( можно и под баян), пары пускаются в пляс. Исполняется «Русский танец».Дети одеты в русские костюмы, стилизованные по отделке, узорам, цвету под Полховский- Майдан.Младшие дети – это 1-й, 2-й классы участвуют подыгрывая на ложках, трещотками, просто хлопают в такт, заразившись русскими наиграшами и ритмом, можно и протопывать и приплясывать, и вставать. Картинка №1: Полхов-Майдан заканчивается. Помошники-скоморохи в длинных цветных рубахах приглашают всех усесться и увидеть следующее чудо и диво- дивное.

Праздник продолжают ведущие и сказительницы. Объявляется следующая картинка. Вносится и ставится следующий демонстрационный планшет.

Картинка №2:

Представляется народный промысел Дымковская игрушка.

(на фоне музыки «Кадриль»)

1-я ведущая: Дымковская игрушка - самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Дымку часто называют визитной карточкой Вятского края.

2-я ведущая: В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.

1-я ведущая: Взяв нарядную барыню со столика на выставке, демонстрируя ее, подходя к зрителям, рассказывает выразительно:

- Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет.

В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, весёлых каруселях продолжают жить многовековые традиции дымковского искусства (дымковский промысел возник в XV веке), бережно сохраняется архаика древних образцов.

2-я ведущая: Активно подхватывает повествование о характере промысла –« Дымка»: Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства. У дымки есть свой товарный знак, а особая красочность и нарядность дополняются ромбиками сусального золота, который присущ только ей. Вступают в сценку сказительницы из домиков-декораций.

1-я сказительница: - Ой, вы, люди добрые, дети любознательные, дети разумные! А послушайте ли да и посмотрите как все это дело-то 2деялось!

2-я сказительница: А деялось-то это в заречной слободе Дымково близ г.Вятка(ныне Киров град), а деялось-то из глины местной красной, да белилось белилами, да расписывалось ярко красками.И нету на всей земле другого такого чуда. Аналог дымковской игрушки отсутствует. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.

1-я сказительница: Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

2-я сказительница: Возрождение промысла произошло в советское время.Была организована артель "Вятская игрушка. В игрушке появились новые бытовых и сказочные сюжеты. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.

1-я ведущая: Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

2-я ведущая: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятка.

Играет музыка «Кадриль» и ведущие произносят фразу:

- Посмотрите лучше сами!

Выходят чинно пары, ставится зонт- карусель и начинается танец- гулянье под бересту и ложки( ложкари – ребята 2-го класса)


Картинка 3:

Ведущий 1:

- Преставляется народный промысел Золотая Хохлома и Семеново!

Заносится демонстрационный планшет

Ведущая 2:

После вступительного слова ведущих и сказительниц начинается показ композиции на тему «Семеновская Матрешка».

Композиция и танец:

Две девочки в костюмах цыганок с бубнами выходят с приплясом на середину импровизированной сцены исполняют переделанную песню на мотив «Гадалки» из кинофильма «Ах, водевиль, водевиль!»

Слова песни :

  1. Ежедневно меняется мода,

Но покуда стоит белый свет,

У семеновской русской Матрешки

Есть один необычный секрет!

В ожиданьи чудес невозможных,

Прикоснемся лишь только мы к ней!

И откроет она и покажет

Распрекрасных своих дочерей!

Ведущие поднимают и относя выдвинувшихся на передний план во время песни деревянную матрешку назад, где опирают на стулья. Сами продолжают, встав по обеим сторонам, пританцовывать и подпевать выступающим матрешкам, которые как бы вышли из-за деревянной, встали в линию и исполняют частушки.

Частушки:

  1. Мы - Матрешки, 2. Мы- Матрешки,

Куклы мы – хорошки, Куклы мы- хорошки,

Куклы деревянные, Не только красивые,

Красиво убранные. Но и трудолюбивые!

Ох! Ох!

  1. Мы матрешки, 4. Мы – Матрешки,

В мире мы известные, Куклы сувенирные,

Славимся сарафанами Мы игрушки добрые

Очень интересными! И, конечно, - мирные!

Ох! Вот и все!


Картинка 4:

Представляется народный промысел Гжель. (громко объявляют обе ведущие вместе).

Они расступаются, и на первый план выступает мальчик с картинкой-планшетом, посвященной Гжели. Он одет в русскую синюю рубашку с кушаком, в руках плакат- картинка, которую он демонстрирует, обходя по полукругу импровизированную сцену, звучит вступление к мелодии «гляжу в озера синие..».

Мальчик останавливается, опирая плакат на лавку.

Неожиданно открываются оба окошка и в них появляются две головки в ярких голубых плоточках под Гжель (дев. 4-кл.), они поочереди повествуют в художественно- театральной форме об истории этого промысла.

1-я сказительница (4 кл): - Здравствуйте, люди добрые, дети любознательные, дети умные!(кланяются вместе из окошек).

2-я сказительница (4 кл.): - А не рассказать ли нам вам об игрушках необычных, игрушках сувенирных , голубым по белому расписанных-разукрашенных!

1-я ведущая (5 кл.): Гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы, связанные с изготовлением керамических изделий, сохраняют свою известность и сегодня. Одно из первых мест занимает Гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства.

2-я ведущая (5кл.): Под Москвой, в городке Гжель, ещё с XVI века изготовлялись из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Они изготавливаются из белых глин. Роспись – сочная, широким мазком, бело – синий узор, воспроизводящий сценки народной жизни или цветочные композиции, выполнен в русской национальной манере.

1-я ведущая (5кл): Узор украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, пепельницы, чайные сервизы. Роспись сосудов производится от руки. Особенно большим спросом пользуются гжельская посуда, настольная скульптура и игрушки (всё сопровождается показом изделий с гжельской росписью). Ведущие расступаются на две стороны и выходят два мальчика 2-го кл. в голубых русских рубахах с красивыми шарфами с аппликацией под Гжель. Они читают стихи о Гжели.

Ученик 1 (2 кл.) : Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!

Ученик2 (2кл.) : Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Её трава шелковая, её цветы весенние –
И мастерство волшебное достойны восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!

Далее звучит мелодия и из-за импровизированных кулис – домиков с заборчиками появляется хоровод девочек 2-го кл. ( с куклами и платочками).Исполняется танец-хоровод. Мальчики стоят по краям, любуясь девочками, а в конце танца все вместе делают посной поклон .


Гжель является последней « картинкой».Ведущие , все участники поднимаются со стульев, где сидели после выступления , дружно кланяются поясным поклоном, а затем обе ведущие и две сказительницы приглашают всех на ярмарку, говоря такие слова :

- Мы вам пели и плясали , все про русские игрушки рассказали, приглашаем походить, нашу ярмарку и выставку посетить! Добро пожаловать! Ждут, когда зрители выйдут, затем выходят сами.

На ярмарке.

Распорядитель ярмарки: отвечает за порядок на ярмарке. Следит ,чтобы бойко шла торговля, хорошо работали зазывалы-скоморохи, а продавцы хвалили свой товар. Чтобы всем было хорошо и весело.

Шесть продавцов от каждого класса: (2кл..4кл.,5кл.)

Продавцы нахваливают и выгодно продают свой товар – сувениры и сладости выполненные учащимися самостоятельно или с помощью родителей.. Ведут учет и контроль проданной продукции, ведут запись в журнале. Правильно считают деньги. Отчитываются за проданный товар перед распорядителем и руководителем праздника. Все доходы – на кисти, краски, материалы для ИЗО студии и костюмы.

Скоморохи – зазывалы : два мальчика 4 кл

Веселят детский народ на ярмарке. Исполняют веселые частушки, шутки-прибаутки, пританцовывают, посвистывают в свистульки, стучат в бубен и барабан.

Действие на ярмарке продолжается 20 минут.

Затем скоморохи и распорядитель ярмарки встают посреди детей и звонко оглашают конец мероприятия:

- Мы вам пели и плясали,и на ярмарке- выставке свою щедрость и красоту-лепоту показали ! Пора праздник и ярмарку закрывать , а честному народу – честь знать! Вот и все!(дружно кланяются)

Звучит мелодия песни « Я люблю тебя, Россия!»

Приложения:

  1. Презентация

  2. Видео

  3. Фото


Подготовительная работа состояла :


1. Написания сценария праздника педагогом дополнительного образования Алексеевой Е.В.

2. Поиска необходимого материала из интернета, распечатка текстовых и фото материалов совместно: учащимися 5-х классов и педагогом.

3. Подбор музыкального сопровождения для сценок-картинок через интернет, запись музыки на диски учащимися 5-го класса совместно с педагогом ;

репетиции совместно с танцорами от 2-х, 3-х, 4-х классов.



4. Изготовление художественных тематических работ (по видам народных промыслов) учащимися ИЗО студии «Былина»(1,5 мес.) на текущих занятиях, согласно расписания.


5. Привлекались родители для обеспечения изготовления в домашних условиях, совместно с детьми «сладких сувениров» для ярмарки.


6. Проводились в этот подготовительный период систематические репетиции по сценарию: как музыкальных номеров, так и танцевальных и текстовых.


7. На занятиях подготовительного периода детьми старшей группы обучения (4-й кл.) были изготовлены декорации : домики ( изДВП,обои,роспись),заборчики(дерево,рейки,окраска),бутофорская хохломская Матреша, демонстрационные планшеты .


8. Разработка костюмов заняла четыре занятия по 45мин.,из нескольких вариантов эскизов были отобраны совместно с инициатвной группой детей наиболее соответствующие образам выбранных народных промыслов и доступные по средствам в изготовлении.


9. Изготовление костюмов к Картинкам 1,2,3,4 на основе принятых эскизов.(4-5кл.)


10. Проведено две репетиции в костюмах,с музыкальным сопровождением и в декорациях.


Презентация праздника "Русская игрушка"
PPT / 8.79 Мб






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.