Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе на тему «Милей всего Чувашия моя»
Воспитатель
Блиняева Татьяна Николаевна
Казакова Надежда Константиновна
Сценарий развлечения
в подготовительной к школе группе
на тему
«Милей всего Чувашия моя»
Цель:
Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю.
Задачи:
Формировать у ребенка мотивационно - ценностное отношение к родному краю.
Развивать ценностное отношение к государственной символике, познакомить с символикой городов Чувашии.
Обогащать представления детей о знаменитых людях, прославивших наш край, вызвать чувство восхищения и гордости.
Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми и песнями.
Материалы и оборудование:
Мультимедийное оборудование,
слайд–презентация по ходу развлечения;
видеоролик «Мы в Чувашии живем»,
карта Чувашской республики с выделенными районными территориями республики;
карта Чувашской республики, поделенная на пазлы – районы,
фишки с изображением гербов 9 городов республики;
слайд–презентация с изображением знаменитых людей Чувашской Республики;
слайды с изображением памятника К. Иванову,
репродукции картины Н. Овчинникова «Моя Родина»;
чувашские костюмы для детей.
Предварительная работа с детьми:
Проведение беседы о празднике День семьи, чтение и разучивание стихотворений о семье, разучивание песни «Моя семья» на музыкальном занятии; рассматривание семейных фотографий и создание родителями стенда с мини – плакатами «Моя семья и наши увлечения»; проведение НОД по рисованию на тему «Семейная фотография».
Методические рекомендации:
Занятие рассчитано на детей 6-7 лет, проводится педагогами в музыкальном зале. Продолжительность развлечения 30 мин.
Обязательно проведение запланированной предварительной работы. В предварительных беседах объясняется, что такое «древо жизни», «родословная».
Методы и приемы:
словесные методы: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово;
наглядные методы: показ иллюстративного материала;
практические методы: моделирование (создание предметно-схематической модели семьи), лепка;
метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.
метод музыкального сопровождения.
ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ:
Под чувашскую народную красивую музыку дети входят в музыкальный зал, садятся на стульчики.
1 ведущий:
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете — есть Родина своя.
А там, где мы родились, где радостно живем,
Края свои родные мы Родиной зовем.
2 ведущий:
Славлю я мой край красивый,
Славлю край приволжский, милый.
Славлю песни птичьих стай,
Славлю мой чувашский край.
1 ведущий:
Сегодня у нас праздник и разговор мы поведем о Чувашской Республике.
2 ведущий:
Живет в самом сердце России, среди вековых дубов, полей и озер, небольшой, но удивительно самобытный народ – чуваши.
Чувашия – край звучных песен, поэтических легенд и героических сказаний. В них вся душа народа – доброго, трудолюбивого, искусного.
1 ведущий:
Трудолюбив чувашский народ. Недаром он любит повторять: «Этем тени еспе паха» - «Человек славен своим трудом».
2 ведущий:
«Эс вал – пурнас илеме» - «Работа – это красота жизни».
1 ведущий:
- Ребята, еще раз повторите, как называется наша Родина?
Дети: Чувашия
2 ведущий:
Верно. Хочу напомнить, что в июне Чувашия празднует свой главный национальный праздник — День Республики, а в 2020 году наш народ отметил большой юбилей — 100 лет со дня образования Чувашской Республики.
1 ведущий:
В нашей республике живут не только чуваши, но и люди других национальностей: татары, марийцы, мордва, русские и многие другие.
Все они живут в мире, в дружбе и в согласии. Вместе все работают, вместе и отдыхают, песни поют и весело танцуют.
Видеоролик «Мы в Чувашии живем»
2 ведущий:
Как у каждого народа, у Чувашской Республики есть своя символика: свой герб, флаг и свой гимн.
- Ребята, посмотрите, что мы видим на экране? (На слайде герб и флаг Чувашской республики).
Ответы детей.
Что означают символы и узоры на гербе? (Ответы детей)
1 ведущий:
Государственный герб Чувашской республики представляет собой щит с изображением Древа жизни и мудрости.
Основание щита обрамляет красная лента с надписью: «Чувашская республика». В верхней части лента заканчивается изображением хмеля. Щит увенчан тремя Солнцами.
Красный цвет символизирует стремление народа к свободе. Жёлтый — цвет солнца, дарующий жизнь всему на Земле. Хмель — богатство чувашского народа.
«Древом жизни» у чувашского народа служит дерево дуб, могучий и долговечный.
1 ребенок
Чувашия - мой край родной!
Горжусь и радуюсь тобой!
Твои долины, реки и поля –
всё это ты, любимая земля!
2 ребенок
Есть, возможно, уголок красивей,
есть богаче, шире есть края.
Только мне, из всей моей России,
милей всего Чувашия моя!
1 ведущий: Ребята, Россия – великая страна, которая объединила многие народы, всего в России почти 100 различных республик и областей. Сможете ли вы найти и показать на карте России нашу республику?
Дети подходят к карте России и находят на ней очертания Чувашской Республики.
Подводим детей к столу, на котором разложена карта Чувашии с ярко обозначенными на ней районными территориальными зонами.
2 ведущий:
Вот карта нашей республики.
Ребята, а как называется главный город Чувашской Республики? (Ответы детей) Да, столица Чувашии – город Чебоксары.
1 ребенок
Чебоксары – город мой любимый!
Ты красивый, очень молодой.
Возрождаешься и хорошеешь всем на диво.
Чебоксары – город мой родной.
2 ребенок
Хороша чувашская столица!
Много песен сложено о ней.
И она, счастливая, гордится
Славною историей своей.
О. Сергеева
Дети поют песню «В Чебоксарах мы живем» (автор неизвестен)
- Ребята, в свою очередь, в самой Чувашии есть 17 районов со своими районными центрами. Посмотрите.
Дети рассматривают карту с ярко выделенными районными территориями.
- Ребята, а вот на соседнем столе карта Чувашии разделена на пазлы, и все районы перепутались. Помогите, пожалуйста, собрать карту республики.
Проводится игра «Собери пазлы - районы в карту Чувашии»
Дети вместе с воспитателем раскладывают пазлы с изображением районов в единое целое.
Ведущий: Кроме города Чебоксары в Чувашии всего 9 городов. (Ведущий на карте по ходу рассказа указывает на эти города).
Среди них самый крупный город в республике – это столица Чувашии город Чебоксары,
большой город Новочебоксарск,
средние города – Канаш, Алатырь, Шумерля
и малые города – Цивильск, Ядрин, Мариинский Посад и Козловка.
- Ребята, мы знаем, у каждого города тоже есть свой герб. Каждый по-своему интересен и по изображению на гербе можно узнать, чем знаменит город и чем он славится.
- Помогите мне правильно расположить фишки с гербами городов на карте.
Проводится игра «Каждый герб – на свое место».
Ведущие вместе с детьми находят город на карте и выкладывают соответствующую фишку.
- Молодцы. Мы справились со сложным заданием.
1 ведущий:
После тяжелой работы в поле чувашские парни и девушки выходили за околицу, на луг, рядом с деревней, где пели песни да водили хороводы,
Ребенок:
Мы в Чувашии живем
В краю озер и пашен.
По - чувашски мы поем,
По - чувашски пляшем.
Дети исполняют чувашский народный танец
(Танцевальная композиция «Таша кевви» Ф. Лукина.)
2 ведущий:
А еще за околицей деревенская молодежь устраивала веселые игры. Игры любят все, любят взрослые и дети. Их не просто сочиняют, чтобы позабавиться. У каждой игры есть смысл.
1 ведущий:
На празднике особенно парни старались показать себя. Устраивали «Бой петухов». Кто хочет посоревноваться?
Игра «Бой петухов»
2 ведущий:
Каждый песнею сердечной
С кем- то делится порою:
Травы с полем, ива с речкой,
человек с Родной Землею.
Песня в исполнении педагога детского сада.
(Песня Нарспи из одноименной оперы Г. Хирбю)
1 ведущий:
Сейчас вы услышали прекрасную песню чувашской девушки Нарспи из одноименной поэмы «Нарспи», которую написал наш знаменитый земляк – поэт …
Ребята, как зовут поэта, написавшего поэму «Нарспи»? (Ответы детей)
2 ведущий:
Да, это чуашский поэт Константин Иванов. Памятник К. Иванову мы можем увидеть перед Чувашским драматическим театром на Заливе.
(На экране изображение памятника К. Иванову)
1 ведущий:
Наша республика по размеру небольшая, но о ней знают во всем мире. Прославляли ее наши выдающиеся, знаменитые земляки.
2 ведущий:
А кого из них вы знаете?
Проводится игра «Назови и расскажи»
(На экране идут слайды с изображением знаменитых людей чувашского края.)
Дети называют их по ходу презентации:
Иван Яковлевич Яковлев – чувашский просветитель и создатель чувашского алфавита и первого чувашского букваря;
Василий Иванович Чапаев - легендарный герой Гражданской войны;
Андриян Николаев – космонавт № 3, два раза побывавший в космосе;
Надежда Павлова – знаменитая на весь мир балерина;
Николай Овчинников – заслуженный художник Чувашской республики.
1 ведущий:
Одна из знаменитых картин художника Николая Овчинникова называется «Моя Родина». Полюбуйтесь на нее.
(На экране картина Н. Овчинникова «Моя Родина»)
2 ведущий:
Написана она художником в родном ему марпосадском районе. Что за величавая река в центре картины? Вы догадались? (Ответы детей)
Столица Чувашии город Чебоксары, город Марпосад и город Козловка расположены на живописных берегах великой русской реки Волги.
Ребенок:
Мы на волжском берегу крутом,
Как семья единая живем.
Край чувашский устремлен вперед,
славен доблестным трудом своим народ.
Все дети вместе:
В светлый праздник как к друзьям
Приезжайте в гости к нам!
1 ведущий:
Хлебосольством да радушием
Знаменит чувашский край,
Для гостей и песнь чувашская,
С нами в хоровод вставай!
Дети за ведущими идут по залу в хороводе змейкой под чувашскую песню в исполнении группы «Сарби».
Список литературы
Данилов В. Д., Павлов Б. И. История и культура Чувашской Республики: Учебное пособие. Чебоксары. 1996. Ч. 1.
Орлова, Л. И. Воспитание детей на традициях и обычаях чувашского народа / Л. И. Орлова // Ашмаринские чтения. – Чебоксары, 2008.
«Салкус. Родник: хрестоматия». – Чебоксары: ЧРИО, 2006
Трифонова, Зоя Алексеевна.
З. А. Трифонова. Города Чуваши [книга-альбом] / - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2007.
http://nasledie.nbchr.ru/culture/hozyaistvo/vyshivka/vyshivalshhitsy Культурное наследие Чувашии.
12