Сценарий спортивно-стрелковой игры-эстафеты «Гонка за лидером», посвящённой Дню народного единства
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом пионеров и школьников им. Н. И. Филоненко г. Сальска
СЦЕНАРИЙ
стрелковой игры-эстафеты
«ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»,
посвящённой Дню народного единства
Разработчик:
Артюшина Н.Н., методист МБУ ДО
ДПШ им. Н.И.Филоненко г.Сальска
2019 г.
Дата проведения:
02.11.2019 г. в 10.00 час.
Место проведения: спортивная площадка МБУ ДО ДПШ.
Состав игровой команды: к участию в игре-эстафете приглашаются сборные команды учащихся спортивно-стрелковых объединений МБУ ДО ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска на базе МБОУ СОШ № 3, № 4, № 27, № 42, № 51, № 59, № 80, № 81 г. Сальска и Сальского района, в составе 4 чел.
Форма одежды: спортивная (закрытая).
Содержание и условия проведения игры – эстафеты
Цель: Гражданско – патриотическое воспитание подростков.
Задачи: Содействовать
1.систематизации знаний учащихся о празднование Дня народного единства в РФ;
2.популяризации военно – прикладных видов спорта;
3.повышению спортивного мастерства участников;
4.пропаганде здорового образа жизни;
5. воспитанию командного духа, взаимовыручке, сплочённости и коллективизма
Методы:
Словесные: развёрнутый рассказ (исторический экскурс, беседа, инструктаж, релика);
Игровые (соревновательные);
Практические (по отработке спортивно-стрелковых навыков, элементов ОФП);
Контроля и самоконтроля;
Рефлексии (саморефлексии);
Поисковые (тестовые вопросы);
Стимулирования и поощрения (наградной материал).
Оборудование
Мишени 2-х цветов (4х2) – 8 шт.
Растяжки «Старт», «Финиш»
Сигнальные флажки двух цветов – 2 шт.
Мелкокалиберные винтовки – 8 шт. ( по 2 на каждом этапе)
Спортивные маты – 4-5 шт. (для выполнения физических упражнений и стрельбы из положения лежа)
Столы – 2 шт, стулья – 2 шт. ( для стрельбы из положения сидя, для судей)
Таблички с указанием положения стрельбы (сидя, стоя, лежа, с колена др.)- 4 шт.
СОДЕРЖАНИЕ игры-эстафеты
ПРАВИЛА: в эстафете участвует одновременно 2 команды. Первая команда-«лидер», стартует первой. С интервалом в 30 сек. выпускается вторая команда. Задача второй команды состоит в том, чтобы догнать и перегнать «лидера», лидер соответственно стремится оставить преимущество за собой.
«Лидер» определяется жребием.
СУДЬИ:
1.На каждом этапе эстафетной полосы находится по 1 судье, которые следят за ходом эстафеты и правильностью выполнения этапа.
2.На «старте» находится судья, выпускающий участников обеих команд. Он следит за сигнальными флажками на «финише», которые поднимают участники, завершившие эстафету.
3. Два судьи засекают на секундомерах начало и окончание всей эстафеты. Сняв контрольный «старт» первых участников в обеих командах, они переходят на «финиш» и снимают контрольное время последнего игрока. Таким образом получается общий результат команды.
ХОД ИГРЫ:
На экране заставочный слайд с темой мероприятия.
1 часть воспитательного мероприятия – «исторический экскурс» проводится в актовом зале.
Звучит позывной фанфар, на экране демонстрируется видеоролик на песню «Русские идут» в исполнении Жанны Бичевской, в котором ярко и правдиво показана военная миссия славян и народов населяющих территорию Руси во все времена российской истории.
На фоне патриотической песни на музыку Михаила Глинки «Славься» (из заключительной сцены оперы «Жизнь за царя (Иван Сусанин)» на сцену выходят двое ведущих в русских костюмах (читают текст в былинном стиле):
Ведущий: - Не всегда народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось её единство, когда в стране царили вражда и голод.
На экране демонстрируются слайды – портреты царей.
Ведущая: - Поведать хочу вам о смутных временах, что на Руси 400 лет назад были, русскую землю разорили. После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, - неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия: Годунов Борис Фёдорович! Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!
И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.
На экране демонстрируется слайд – портрет Г.Отрепьева.
Ведущий: - Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско - отвоевать "отцовский" престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь. В Москве воцарился Самозванец.
Ведущая: - Этот Самозванец остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого - ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием. А потом надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: "Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!" Тогда и наступил конец терпению народа. На экране демонстрируются слайды по содержанию текста. Ведущие читают по ролям диалоги.
Ведущая: - Рязанец Прокопий Ляпунов (дворянин) собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре - предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: Ведущий: - "Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!" Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Но призыв патриарха облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство.
Слайды - «портреты К.Минина и Д.Пожарского»
Ведущая: - Собрали жители Нижнего большое войско. Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха:
Ведущий: - "Прикажи ополчению, пусть разойдется!" - "Да будет над ними милость Божья и наше благословление! - ответил Гермоген. - Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем". Так и случилось!
Ведущая: - Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, 4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов. Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы и победили, продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
Демонстрация слайда – портрет царя Алексея Михайловича
Ведущий: - И назван был день тот - Днём народного единства, учреждённый в 1649 году указом царя Алексея Михайловича, да приобрёл он статус государственного. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - на самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде. (Приложение № 1)
Демонстрация слайдов - памятники в г. Нижний Новгород и в г. Москва
Выходит третий ведущий (педагог): - Через исторический экскурс вы сейчас попали в события 400-летней давности, перед вами на экране предстали личности государственной важности и поступки их благовидные. Хочу проверить, насколько события те вам хорошо известны и о праздновании Дня народного единства вы не по наслышке знаете, а знаниями владеете.
Ведущая проводит с командами спортивно-стрелковой направленности тестовую игру. Каждая команда получает по 3 таблички с тремя вариантами ответов «А», «Б», «В». После оглашения вопроса, участникам игры даётся 10 сек. на обдумывание ответа, после повторного чтения вопроса команды поднимают табличку с вариантом ответа.
Тест
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
К какой категории праздников относится День Народного единства?
А/ Международных праздников;
Б/ Европейских праздников;
В/ Российских праздников;
День Народного Единства был учрежден указом царя Алексея Михайловича:
А/ в 1645 году;
Б/ в 1649 году;
В/ в 1652 году.
3. Это был период назывался:
А/ периодом Нового времени на Руси;
Б/ периодом Смутного времени на Руси;
В/ периодом Расцвета Руси.
4. Народные ополченцы встали на защиту своей Родины против каких интервентов?
А/ Польско - немецких;
Б/ Польско-литовских;
В/ Польско - австрийских.
5. Где было собрано народное ополчение князем Дмитрием Пожарским и купцом Козьмой Мининым
А/ в г. Москве;
Б/ в г. Владимире;
В/ в г.Новгороде.
6. Это историческое событие произошло:
А/ в 1611 году;
Б/ в 1612 году;
В/ в1613 году.
7. Победа была ознаменована взятием какого городка?
А/ Китай – города;
Б/ Шанхай – города;
В/ Пекин – города.
8. Освобождение Москвы от иноземных захватчиков объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие. Однако с приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась. В каком году празднование этого события было восстановлено Госдумой? (современное время)
А/ 27 декабря 2003 года (а праздновать начали с 2004 года);
Б/ 27 декабря 2004 года (а праздновать начали с 2005 года);
В/ 27 декабря 2005 года (а праздновать начали с 2006 года).
Подводятся итоги тестовой викторины. Набранные баллы команд будут сложены с результатами игровой эстафеты «Гонка за лидером»
День наро́дного еди́нства — российский государственный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года.
Ведущий (педагог): - В трудные времена России проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью. Теперь мы празднуем День народного ополчения как свой заслуженный праздник. И мы с вами так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее.
- А сейчас я приглашаю все команды на спортивную площадку, где будет проходить игра – эстафета «Гонка за лидером», в которой от результата каждого игрока будет зависеть командный результат. Желаю всем командам честной бескомпромиссной борьбы.
2 часть мероприятия: проводится на спортивной площадке. Все команды выходят на спортивную площадку, построение
Главный судья игры: - Прошу всех участников стрелковой игры - эстафеты прослушать правила, по которым я объявляю «гонку за лидером». Каждый игрок проходит несколько этапов, которые состоят из бега, стрельбы по мишеням и физических упражнений: прыжки на скакалке, отжимание и кувырок. Все физические упражнения выполняются на спортивных матах. Обратите внимание на траекторию вашего движения, которая имеет зигзагообразную линию (с целью компактного размещения на площадке). Линия огня, таким образом, сконцентрирована на одной стороне поля (показывает). Сегодня вы будете поражать необычные мишени (мишень-заяц). Слева – мишени «лидеров», игроков, получивших стартовый № 1, справа – мишени команды игроков, получивших стартовый № 2. – Помните - это командная игра, поэтому надо держаться вместе, помогать и «болеть» друг за друга.
Судья представляет судей этапов и проводит жеребьёвку всех команд.
СХЕМА
игрового поля и движения игроков от этапа к этапу
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ:
1.Учитывается скорость и общее время прохождения эстафеты всеми игроками одной команды.
2.Подсчитывается количество попаданий в мишени. Каждое попадание даёт право на – 3 сек. от общего времени команды. Суммируются все попадания, получается общее время, которое вычитается из общего времени команды, как бонус за качественную игру. Таким образом, получается окончательное время команды.
3.Команды победительницы награждаются грамотами Управления образования Сальского района.
Главный судья подводит итоги проведённого мероприятия.
ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА
результатов районных стрелковой игры-эстафеты
«ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»,
посвященной Дню народного единства
01.11.2019 г.
Команда ОУ | Время прохождения дистанции | Штрафное время | Общее время | МЕСТО (баллы) |
МБОУ СОШ № 4 | 15.00,34 мин | 57 сек | 15.57,34 мин | III (3 балла) |
МБОУ СОШ № 3 | 14.00,15 мин | 45 сек | 14.45,15 мин | I ( 5 баллов) |
МБОУ СОШ № 42 | 14.59,00 мин | 63 сек | 16.02.00 мин | IY (2балла) |
МБОУ СОШ № 27 | 14.37,37 мин | 75 сек | 15.52,37 мин | II (4балла) |
МБОУ СОШ № 51 | 15.53,00 мин | 27 сек | 16.20,00 мин | Y (2 балла) |
МБОУ СОШ № 59 | 18.14,01 мин | 72 сек | 19.26,01 мин | YII (1 балл) |
МБОУ СОШ № 81 | 15.07,00 | 45 сек | 15.52,00 мин | II (4 балла) |
МБОУ Буденновская СОШ № 80 | 15.29,89 мин | 66 сек | 16.35,89 мин | YI (2 балла) |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Царь Иван Васильевич Грозный
Царь Годунов Борис Федорович
Григорий Отрепьев - Лжедмитрий 1 Прокопий Петрович Ляпунов
Патриарх Гермоген
(правление 1606 -1612 г.г.) Кузьма (Козьма) Минин
Князь Дмитрий Пожарский
Эрнест Лисснер «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля» (1908 год
Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому в г. Москва
«Победа народного ополчения над поляками».
Горельеф с памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому
Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Нижнем Новгороде
13