Сценарий театрализованной постановки (спектакля) по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области в д. Васильевка
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший сценарий детской театрализованной постановки
Сценарий театрализованной постановки (спектакля)
по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»
Работу выполнила: Петрушенко Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы высшая квалификационная категория
|
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Валентин, главный герой рассказа
Мальчишки, ровесники Валентина
Федька, сын тёти Нади
Птаха, второгодник
Вадик, семиклассник
Тишкин, одноклассник Валентина
Лидия Михайловна, учительница французского языка
Василий Андреевич, директор школы
СЦЕНА 1. ПРОЛОГ
Валентин один
Валентин: Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после.
Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году в райцентре, за пятьдесят километров от дома. Учился я хорошо. Только с французским у меня не ладилось из-за произношения. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза.
Когда я приходил из школы, наваливалась тоска — по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи. Ещё я постоянно недоедал и сильно похудел.
И вот однажды в сентябре Федька спросил у меня.
СЦЕНА 2. ИГРА
На заднем плане на пустыре мальчишки играют в «чику». Среди них Вадик, Птаха
Федька: Ты в «чику» играть не боишься?
Валентин: (недоумённо): В какую «чику»?
Федька: Игра такая. На деньги. Если деньги есть, пойдем, сыграем.
Валентин: Нету.
Федька: И у меня нету. Пойдем так, хоть посмотрим. Увидишь, как здорово.
Подходят к играющим.
Вадик (Федьке, недовольно): Этого ещё зачем привел?
Федька (оправдываясь): Он свой, Вадик, свой. Он у нас живет.
Вадик (Валентину): Играть будешь?
Валентин: Денег нету.
Вадик (грозно): Гляди не вякни кому, что мы здесь.
Валентин: (обидчиво): Вот еще!
Валентин отходит в сторону и наблюдает за играющими, а потом присоединяется к ним.
Играют. Валентин выигрывает. Спустя некоторое время собирается уходить.
Вадик: Ты что это — загреб кассу и драть? Ишь шустрый какой! Играй.
Валентин(просительно): Мне уроки надо, Вадик, делать.
Вадик: Кому надо делать уроки, тот сюда не ходит.
Птаха (подыгрывая Вадику): Кто тебе сказал, что так играют на деньги? За это, хочешь знать, бьют маленько. Понял?
Игра продолжается
Вадик: Не в склад!
Валентин замечает жульничество Вадика.
Валентин: Ты перевернул ее. Она была на орле, я видел.
Вадик (показывает кулак): А этого ты не видел? Понюхай, чем пахнет.
Продолжают играть, и вдруг Валентина сзади толкают, он падает. Птаха улыбается.
Валентин: Чего-о ты?!
Птаха (отпираясь): Кто тебе сказал, что это я? Приснилось, что ли?
Вадик (протягивая руку за шайбой): Давай сюда! (требовательно) Давай сюда!
Валентин не отдает.
Валентин: (кричит): Ты перевернул ту монетку! Я видел, что перевернул. Видел.
Вадик (грозно): Ну-ка, повтори (надвигается на Валентина).
Валентин: (тише): Ты перевернул ее.
Птаха и Вадик бьют Валентина по очереди.
Валентин: (отчаянно): Перевернул! Перевернул! Перевернул!
Все присутствующие набрасываются на Валентина.
Вадик (командным голосом): Иди отсюда, пока живой! Быстро!
Валентин уходит.
Вадик (вслед, предупреждающе): Только вякни кому — убьем!
Валентин (оборачиваясь, кричит): Переверну-у-ул!
Птаха кидается за Валентином, но Вадик его останавливает.
СЦЕНА 3. В ШКОЛЕ
Класс. Валентин юркает на свое место и опускает голову.
Лидия Михайловна (открывает журнал): Ну вот, сегодня среди нас есть раненые.
Все смеются. Лидия Михайловна смотрит на Валентина.
Лидия Михайловна: И что случилось?
Валентин: Упал.
Лидия Михайловна: Ой, как неудачно. Вчера упал или сегодня?
Валентин: Сегодня. Нет, вчера вечером, когда темно было.
Тишкин (радостно): Хи, упал! Это ему Вадик из седьмого класса поднес. Они на деньги играли, а он стал спорить и заработал, Я же видел. А говорит, упал.
Лидия Михайловна(спокойно, безразлично):Тебя, Тишкин, я хотела спросить совсем другое. Иди к доске, раз уж ты разговорился, и приготовься отвечать. (Валентину, тихо) После уроков останешься.
СЦЕНА 4. В ШКОЛЕ
Лидия Михайловна сидит за своим столом. Валентин хочет сеть подальше от нее, но она указывает на парту напротив.
Лидия Михайловна (строго, громко): Это правда, что ты играешь на деньги?
Валентин: (мямля): Правда.
Лидия Михайловна: Ну и как — выигрываешь или проигрываешь? Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверное?
Валентин: Вы… выигрываю.
Лидия Михайловна: Хорошо, хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами?
Валентин молчит.
Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?
Валентин: Нет, не много. Я только рубль выигрываю.
Лидия Михайловна: И больше не играешь?
Валентин: Нет.
Лидия Михайловна: А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?
Валентин: Покупаю молоко.
Лидия Михайловна: Молоко?(Пауза. Лидия Михайловна смотрит на Валентина, мальчик мнется от стеснения).И все-таки на деньги играть не надо. Обошелся бы ты как-нибудь без этого. Можно обойтись?
Валентин: (уверенно): Можно.
СЦЕНА 5. ОПЯТЬ ИГРА
Мальчишки на пустыре играют в «чику».
Валентин: Я честно пытался выполнить обещание, данное Лидии Михайловне, но голод был сильнее меня.
Подходит к ним.
Птаха: Чего пришел? Давно не били?
Валентин: (спокойно, глядя на Вадика): Играть пришел.
Птаха: Кто тебе сказал, что с тобой, будут тут играть?
Валентин: Никто.
Птаха: Что, Вадик, сразу будем бить или подождем немножко?
Вадик (щурясь на Валентина): Чего ты пристал к человеку, Птаха? Понял, человек играть пришел. Может, он у нас с тобой по десять рублей хочет выиграть?
Валентин: У вас нет по десять рублей.
Вадик (дружелюбно): У нас есть больше, чем тебе снилось. Ставь, не разговаривай, пока Птаха не рассердился. А то он человек горячий.
Птаха: Дать ему, Вадик?
Вадик: Не надо, пусть играет. (Подмигивает ребятам) Он здорово играет, мы ему в подметки не годимся.
Играют. Валентин выигрывает, и его снова бьют.
СЦЕНА 6. ПОСЫЛКА
Лидия Михайловна сидит за столом. На переднем плане Валентин, в руках он держит посылку.
Потом ставит посылку на стол перед Лидией Михайловной.
Лидия Михайловна (удивлённо): Что это? Что такое ты принес? Зачем?
Валентин: (дрожащим голосом): Это вы сделали.
Лидия Михайловна: Что я сделала? О чем ты?
Валентин: Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы.
Лидия Михайловна: Почему ты решил, что это я?
Валентин: Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.
Лидия Михайловна (изумлённо): Как! Совсем не бывает?!
Валентин: Совсем не бывает. Знать надо было.
Лидия Михайловна (пытается обнять Валентина, но он уворачивается): Действительно, надо было знать. Как же это я так?! (Задумывается) Но тут и догадаться трудно было — честное слово! Я же городской человек. Совсем, говоришь, не бывает? Что же у вас тогда бывает?
Валентин: Горох бывает. Редька бывает.
Лидия Михайловна: Горох… редька… А у нас на Кубани яблоки бывают (вздыхает). Не злись. А макароны эти ты возьми…
Валентин: (перебивая): Не возьму.
Лидия Михайловна: Ну, зачем ты так? Я знаю, что ты голодаешь.
Валентин: Я совсем не голодаю.
Лидия Михайловна: Не спорь, пожалуйста, со мной, я знаю. Что плохого, если ты возьмешь сейчас эти макароны и сваришь себе сегодня хороший обед. Почему я не могу тебе помочь единственный раз в жизни?Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться.
Валентин, мотая головой и бормоча что-то, убегает.
СЦЕНА 7. У ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ
Комната Лидии Михайловны.Сидят за столом.
Лидия Михайловна(улыбаясь): Ну а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете?
Валентин: (удивлённо): Как же сейчас играть?! Ведь зима.
Лидия Михайловна: А что это была за игра? В чем она заключается?
Валентин: (настороженно): Зачем вам?
Лидия Михайловна: Интересно. Мы в детстве тоже играли, только в «пристенок». Знаешь, что это такое?
Валентин: Нет.
Лидия Михайловна: Вот смотри (показывает и объясняет правила игры). Сыграем?Валентин: Как же я с вами буду играть?
Лидия Михайловна: А что такого?
Валентин: Вы же учительница!
Лидия Михайловна: Ну и что? Учительница — так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Ну что — попробуем? Не понравится — бросим.
Валентин: (нерешительно): Давайте.
Лидия Михайловна: Начинай.
Играют.
Лидия Михайловна: Нет, так неинтересно. Играть — так по-настоящему, а то что мы с тобой как трехлетние малыши.
Валентин: (несмело): Но тогда это будет игра на деньги.
Лидия Михайловна: Конечно. Мы можем договориться о совсем маленькой ставке. (Задорно) Неужели боишься?
Валентин: Вот еще! Ничего я не боюсь.
Играют.
Валентин: Нет, так я не играю. Зачем вы мне подыгрываете? Это нечестно.
Играют.
Валентин: (возмущённо): Что вы делаете?
Лидия Михайловна: Я? А что я делаю?
Валентин: Зачем вы ее подвинули?
Лидия Михайловна(радостно): Да нет же, она тут и лежала.
Играют. Потом Валентин встает и поворачивается к зрителям.
Валентин: И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко. Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш. Знать бы нам, чем это все кончится…
СЦЕНА 8. У ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ
Валентин и Лидия Михайловна стоят на коленях друг напротив друга, спорят о счете после игры.
Лидия Михайловна: Пойми ты, голова садовая, зачем мне тебя обманывать? Я трижды подряд проиграла, а перед тем была «чика».
Валентин: «Чика» не считово.
Лидия Михайловна: Почему это не считово?
Внезапно появляется директор школы
Директор(удивлённо):Лидия Михайловна! Лидия Михайловна, что с вами? Что здесь происходит?
Лидия Михайловна: Я, Василий Андреевич, надеялась, что вы постучите, прежде чем входить сюда.
Директор: Я стучал. Мне никто не ответил. Что здесь происходит? Объясните, пожалуйста. Я имею право знать как директор.
Лидия Михайловна (спокойно): Играем в «пристенок».
Директор: Вы играете на деньги с этим? (тычет пальцем в Валентина) Играете с учеником?! Я правильно вас понял?
Лидия Михайловна: Правильно.
Директор (задыхаясь): Ну, знаете… Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…(Уходит, подняв над головой руки)
СЦЕНА 9. ЭПИЛОГ
Валентин и Лидия Михайловна стоят напротив друг друга
Лидия Михайловна: Ну, что, давай прощаться. Поеду к себе на Кубань. А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись… (Треплет Валентина по голове и уходит)
Валентин: Через три дня Лидия Михайловна уехала. И больше я ее никогда не видел. Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока. Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они.
ЗАНАВЕС
Литература
1.Распутин В. Г. Уроки французского / В. Распутин. – М.: Панорама, 2011. – с.14.