12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шокаева Алия Жакиякызы20
0

Краткосрочный план по русскому языку и литературе "Рассказ В.Распутина "Уроки французского".


Цель профессионального развития: «Использование методов критического мышления для развития у учащихся навыков анализа и синтеза».

Краткосрочный план урока

Раздел долгосрочного плана: «Мир труда».

Школа:


Дата: 5 ноября 2019 г.

ФИО учителей:

Класс: 8 «А»


Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

5-6 уроки

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского».

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

8.С3. понимать содержание небольших прозаических и поэтических произведений/ фрагментов, определяя их сюжетную линию и настроение стихотворения.


8.Ч3. формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, предположения, и отвечать на вопросы, приводя аргументы, связывать информацию текста с другими фактами из реальной жизни.


8.П2. сжато излагать содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала.

Цели урока

Учащийся сможет:

- определить жанр, тему и основную мысль прослушанного отрывка;

- ответить на вопросы;

- написать письмо герою рассказа.

Критерии оценивания

Учащийся достиг ЦО, если:

- понимает содержание небольшого отрывка из рассказа, определяя его сюжетную линию;

- отвечает на вопросы, приводя аргументы, связывает информацию текста с другими фактами из реальной жизни;

- составляет краткий текст письма на основе прослушанного, прочитанного материала.

Привитие ценностей/ идей мультикультурализма/ интернационализма/ глобального гражданства.



Сотрудничество, уважение, глобальное гражданство.


Воспитание любви и уважения к родителям.

Межпредметные связи

Урок опирается на знания по предметам: «История», «География».

Навыки использования ИКТ

Использование электронных викисловарей и энциклопедий для приобретения дополнительных знаний и применения их на уроках.

Предварительные знания


Уроки данного раздела, построены на знаниях и навыках, приобретенных учащимися на предыдущих уроках, рассчитаны на определение новых слов текста, на основе, которой формулируется основная мысль текста, а также рассчитан на обогащение активного словарного запаса и развитие языковых навыков в рамках темы «Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского».

Ход урока


Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока


5 мин.






3 мин.








10 мин.

































10 мин.






































2 мин.









5 мин.








5 мин.















5 мин.






10 мин.






























10 мин.



























10 мин.
























1. Организационный момент.

Игра-разминка «Подарок».


2. Опрос домашнего задания.

Учащиеся должны были составить текст объявления о приеме на работу.

Работа в паре

Взаимооценивание.

Стратегия «Две звезды, одно пожелание».


3. Постановка темы и целей урока.


Работа с эпиграфом.

«Я написал этот рассказ в надежде, что данные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека». В.Распутин



Беседа

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в небольшой приангарской деревне. Окончил Иркутский государственный университет, а затем стал работать журналистом. Известность приходит к писателю после опубликования его повести «Деньги для Марии». Затем были написаны повести «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар», каждая из которых стала значительным явлением в литературе наших дней.

Выступление подготовленного ученика

 Вот что пишет сам писатель: «…Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что работа иссушает учителей, что очень трудно учителю сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокофьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора.


Беседа

Рассказ «Уроки французского» был впервые опубликован в 1973 году в иркутской комсомольской газете «Советская молодежь», в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокофьевна – его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той, и с другой»*.

О чем говорит название рассказа? (О школе, об уроках, сверстниках.)

От чьего лица ведется повествование? Почему?


 В рассказе описано тяжелое послевоенное время: карточная система снабжения продуктами, голод, обязательные для населения государственные займы, тяготы колхозного труда; место действия – Сибирь, родина писателя, глухая сибирская деревушка, в которой даже садов нет, так как зимой деревья вымерзают.

Какие факты, детали рисуют нам образ трудного послевоенного времени?

В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь?

Какие испытания ожидали его? (Не только постоянный голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, с матерью, но и острое переживание несправедливости, горечь обмана. Жизнь преподносит герою жестокие уроки. И ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться – или расстроить мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть.)

Почему мальчик начинает играть на деньги? Почему это осуждают взрослые?

Обратите внимание на описание природы в тот момент, когда мальчик впервые выиграл. (Природа как бы соответствует настроению героя: она передает его радость и удовольствие, и вместе с тем автор отдельными штрихами настораживает читателя, словно предупреждает его, что что-то должно случиться (зачитать «Осень стояла теплая и сухая…»).

Дифференциация по способностям

Почему Валентин Григорьевич Распутин назвал свой рассказ «Уроки французского?»?

«Подмостки»

«Справочная» (распечатанный лист с ответом на столе).

Словарная работа

Урок – это:

1) учебный час, посвященный отдельному предмету;

2) нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. (словарь С.И.Ожегова)


Каким признанием открывается произведение?

О чем мы догадываемся из этого признания?


Теоретическая минутка

РАССКА́З

Мужской род

1.

Словесное изложение каких-нибудь. событий.

"Р. очевидца"

2.Художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.

И


Словарная работа

Одной из особенностей языка рассказа является наличие областных слов и устаревшей лексики, характерной для времени действия рассказа. Например:

Квартировать — снимать квартиру.
Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.
Чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски.
Пошвыркать — похлебать.
Гольный кипяточек — чистый, без примесей.
Вякать — болтать, говорить.
Тюкать — несильно ударять.
Хлюзда — плут, обманщик, шулер.
Притайка — то, что спрятано.


Словарный диктант

Французский язык, райцентр, макароны, Кубань, приангарская деревня, Сибирь.


Самооценивание по образцу.


Работа в группе

Распределение на группы


Прослушивание фрагмента фильма «Уроки французского» (45.11-45.46)


Задание: составить по два вопроса высокого порядка.


Ответы-вопросы.

Комментирование.

Взаимооценивание.


Вопросы и задания по изучаемому произведению на основе таксономии Блума:

1 группа


Какие поступки героя (героев) Вам не понравились? Почему?


С какой проблемой сталкивается один из героев и как он ее решает?


Перечислите имена и опишите

героев рассказа В.Распутина «Уроки французского».


2 группа


Подумайте, как бы можно было изменить конец рассказа «Уроки французского». Объясните, почему?


Предположим, эта история из рассказа «Уроки французского» произошла давным-давно. Проведите сравнение того времени и сегодняшнего. Если бы эта история случилась в наше время, сравните его с прошлым. Каковы были бы различия?


Найдите пять сходств главного героя рассказа В.Распутина «Уроки французского» с собой.


Какой урок Вы извлекли из прочитанного произведения?



3 группа


Если бы Вы могли спасти из трудного положения одного героя из рассказа В.Распутина «Уроки французского», кто бы это был и почему?


Придумайте свой короткий рассказ о героях рассказа «Уроки французского».


Нарисуйте плакат по рассказу В.Распутина «Уроки французского» (Какой отрывок рассказа Вам понравился больше всего? Почему?).


Критерии оценивания


Дескрипторы

учащийся достиг цели, если:

Балл

8.Ч3.

Отвечает на вопросы, приводя аргументы, связывает информацию текста с другими фактами из реальной жизни.


- дает ответы на вопросы;

- приводит аргументы;

- связывает информацию текста с другими фактами из реальной жизни.

1


1



1


Итого:

3



Выступление групп

Взаимооценивание

Комментирование

Ф (критерии оценивания, наблюдение учителя)


Физминутка для глаз.


И

Задание: написать письмо главному герою рассказа Валентина Распутина «Уроки французского».


Критерии оценивания


Дескрипторы

учащийся достиг цели, если:

Балл

8. П2.

Составляет краткий текст письма на основе прослушанного, прочитанного материала.


- начинает письмо с приветствия;

-выражает свое отношение к поступкам Валика;

- пишет пожелание мальчику;

- соблюдает орфографические и лексические нормы языка (допускает не более двух ошибок);

-соблюдает пунктуационные нормы языка (допускает не более двух ошибок);

-письмо написано аккуратным почерком.

1



1


1


1





1





1



Итого:

6


Ф (критерии оценивания, наблюдение учителя)


Работа в паре.

Взаимооценивание.

Стратегия «Авторский стул»

Лучшие работы читают вслух.

Комментирование.


Вывод: сегодня на уроке мы познакомились с рассказом Валентина Распутина «Уроки французского». Мы с вами получили уроки доброты, человечности от учительницы Лидии Михайловны.

«Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг — моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я для нее был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель — учитель жизни».


Возвращаясь к эпиграфу урока:

«Я написал этот рассказ в надежде, что данные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека».



Думаю, автор справился с поставленной задачей. Рассказ тронул нас до глубины души.

http://tak-to-ent.net/load/219-1-0-3126


(«Уроки французского»).


http://www.myshared.ru/slide/786714/

(презентация)



http://www.serann.ru/text/uroki-frantsuzskogo-9306

Текст «Уроки французского»





http://lit-helper.com/p_Analiz_proizvedeniya_Uroki_francuzskogo_Rasputina_V_G





https://www.youtube.com/watch?v=6VKAhN0xE7A


фильм «Уроки французского» (45.11-45.46)































































































https://www.youtube.com/watch?v=6VKAhN0xE7A


фильм «Уроки французского» (45.11-45.46)






Конец урока

5 мин.


Рефлексия

На уроке мы узнали…

Чему научились…

Назови три лучших момента на уроке.

Домашнее задание: придумайте свой короткий рассказ о героях произведения В.Распутина «Уроки французского».



Дифференциация.

Каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание.

Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


«Подмостки»: предложить словари, онлайн-словари крылатых слов, словосочетаний.

Дифференциация по способностям

Почему Валентин Григорьевич Распутин назвал свой рассказ «Уроки французского?»?

«Подмостки»

«Справочная» (распечатанный лист с ответом на столе).

Дифференцированные задания на основе таксономии Блума.



Используйте данный раздел для записи методов, которые вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Метод наблюдения.

Вопрос и ответ. (целевые и случайные).

Самооценивание.

Взаимооценивание.

Здоровьесберегающие технологии.

Здоровье и безопасность: физминутка для глаз.
Связь с ИКТ.
Сотрудничество, уважение, глобальное гражданство.


Рефлексия по уроку


Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.


Общая оценка



Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:


2:


Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:


2:


Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.