Краткосрочный план по русскому языку и литературе «Рассказ В.Распутина «Уроки французского»»
Цель профессионального развития: «Использование методов критического мышления для развития у учащихся навыков анализа и синтеза».
Краткосрочный план урока
Раздел долгосрочного плана: «Мир труда». | Школа: | ||||||||||||||||||||||||||
Дата: 5 ноября 2019 г. | ФИО учителей: | ||||||||||||||||||||||||||
Класс: 8 «А» | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||||||||||||||||||||||
Тема урока: 5-6 уроки | Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского». | ||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 8.С3. понимать содержание небольших прозаических и поэтических произведений/ фрагментов, определяя их сюжетную линию и настроение стихотворения. 8.Ч3. формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, предположения, и отвечать на вопросы, приводя аргументы, связывать информацию текста с другими фактами из реальной жизни. 8.П2. сжато излагать содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала. | ||||||||||||||||||||||||||
Цели урока | Учащийся сможет: - определить жанр, тему и основную мысль прослушанного отрывка; - ответить на вопросы; - написать письмо герою рассказа. | ||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания | Учащийся достиг ЦО, если: - понимает содержание небольшого отрывка из рассказа, определяя его сюжетную линию; - отвечает на вопросы, приводя аргументы, связывает информацию текста с другими фактами из реальной жизни; - составляет краткий текст письма на основе прослушанного, прочитанного материала. | ||||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей/ идей мультикультурализма/ интернационализма/ глобального гражданства. | Сотрудничество, уважение, глобальное гражданство. Воспитание любви и уважения к родителям. | ||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | Урок опирается на знания по предметам: «История», «География». | ||||||||||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ | Использование электронных викисловарей и энциклопедий для приобретения дополнительных знаний и применения их на уроках. | ||||||||||||||||||||||||||
Предварительные знания | Уроки данного раздела, построены на знаниях и навыках, приобретенных учащимися на предыдущих уроках, рассчитаны на определение новых слов текста, на основе, которой формулируется основная мысль текста, а также рассчитан на обогащение активного словарного запаса и развитие языковых навыков в рамках темы «Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского». | ||||||||||||||||||||||||||
Ход урока | | ||||||||||||||||||||||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||||||||||||||||||||||
Начало урока
5 мин. 3 мин. 10 мин. 10 мин. 2 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 10 мин. 10 мин. 10 мин. | 1. Организационный момент. Игра-разминка «Подарок». 2. Опрос домашнего задания. Учащиеся должны были составить текст объявления о приеме на работу. Работа в паре Взаимооценивание. Стратегия «Две звезды, одно пожелание». 3. Постановка темы и целей урока. Работа с эпиграфом. «Я написал этот рассказ в надежде, что данные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека». В.Распутин Беседа Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в небольшой приангарской деревне. Окончил Иркутский государственный университет, а затем стал работать журналистом. Известность приходит к писателю после опубликования его повести «Деньги для Марии». Затем были написаны повести «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар», каждая из которых стала значительным явлением в литературе наших дней. Выступление подготовленного ученика Вот что пишет сам писатель: «…Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что работа иссушает учителей, что очень трудно учителю сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокофьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Беседа Рассказ «Уроки французского» был впервые опубликован в 1973 году в иркутской комсомольской газете «Советская молодежь», в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокофьевна – его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той, и с другой»*. – О чем говорит название рассказа? (О школе, об уроках, сверстниках.) – От чьего лица ведется повествование? Почему? В рассказе описано тяжелое послевоенное время: карточная система снабжения продуктами, голод, обязательные для населения государственные займы, тяготы колхозного труда; место действия – Сибирь, родина писателя, глухая сибирская деревушка, в которой даже садов нет, так как зимой деревья вымерзают. – Какие факты, детали рисуют нам образ трудного послевоенного времени? – В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь? – Какие испытания ожидали его? (Не только постоянный голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, с матерью, но и острое переживание несправедливости, горечь обмана. Жизнь преподносит герою жестокие уроки. И ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться – или расстроить мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть.) – Почему мальчик начинает играть на деньги? Почему это осуждают взрослые? – Обратите внимание на описание природы в тот момент, когда мальчик впервые выиграл. (Природа как бы соответствует настроению героя: она передает его радость и удовольствие, и вместе с тем автор отдельными штрихами настораживает читателя, словно предупреждает его, что что-то должно случиться (зачитать «Осень стояла теплая и сухая…»). Дифференциация по способностям Почему Валентин Григорьевич Распутин назвал свой рассказ «Уроки французского?»? «Подмостки» «Справочная» (распечатанный лист с ответом на столе). Словарная работа Урок – это: 1) учебный час, посвященный отдельному предмету; 2) нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. (словарь С.И.Ожегова) Каким признанием открывается произведение? О чем мы догадываемся из этого признания? Теоретическая минутка РАССКА́З Мужской род 1. Словесное изложение каких-нибудь. событий. "Р. очевидца" 2.Художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера. И Словарная работа Одной из особенностей языка рассказа является наличие областных слов и устаревшей лексики, характерной для времени действия рассказа. Например: Словарный диктант Французский язык, райцентр, макароны, Кубань, приангарская деревня, Сибирь. Самооценивание по образцу. Работа в группе Распределение на группы Прослушивание фрагмента фильма «Уроки французского» (45.11-45.46) Задание: составить по два вопроса высокого порядка. Ответы-вопросы. Комментирование. Взаимооценивание. Вопросы и задания по изучаемому произведению на основе таксономии Блума: 1 группа Какие поступки героя (героев) Вам не понравились? Почему? С какой проблемой сталкивается один из героев и как он ее решает? Перечислите имена и опишите героев рассказа В.Распутина «Уроки французского». 2 группа Подумайте, как бы можно было изменить конец рассказа «Уроки французского». Объясните, почему? Предположим, эта история из рассказа «Уроки французского» произошла давным-давно. Проведите сравнение того времени и сегодняшнего. Если бы эта история случилась в наше время, сравните его с прошлым. Каковы были бы различия? Найдите пять сходств главного героя рассказа В.Распутина «Уроки французского» с собой. Какой урок Вы извлекли из прочитанного произведения? 3 группа Если бы Вы могли спасти из трудного положения одного героя из рассказа В.Распутина «Уроки французского», кто бы это был и почему? Придумайте свой короткий рассказ о героях рассказа «Уроки французского». Нарисуйте плакат по рассказу В.Распутина «Уроки французского» (Какой отрывок рассказа Вам понравился больше всего? Почему?).
Выступление групп Взаимооценивание Комментирование Ф (критерии оценивания, наблюдение учителя) Физминутка для глаз. И Задание: написать письмо главному герою рассказа Валентина Распутина «Уроки французского».
Ф (критерии оценивания, наблюдение учителя) Работа в паре. Взаимооценивание. Стратегия «Авторский стул» Лучшие работы читают вслух. Комментирование. Вывод: сегодня на уроке мы познакомились с рассказом Валентина Распутина «Уроки французского». Мы с вами получили уроки доброты, человечности от учительницы Лидии Михайловны. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг — моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я для нее был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель — учитель жизни». Возвращаясь к эпиграфу урока: «Я написал этот рассказ в надежде, что данные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека». Думаю, автор справился с поставленной задачей. Рассказ тронул нас до глубины души. | http://tak-to-ent.net/load/219-1-0-3126 («Уроки французского»). http://www.myshared.ru/slide/786714/ (презентация) http://www.serann.ru/text/uroki-frantsuzskogo-9306 Текст «Уроки французского» http://lit-helper.com/p_Analiz_proizvedeniya_Uroki_francuzskogo_Rasputina_V_G https://www.youtube.com/watch?v=6VKAhN0xE7A фильм «Уроки французского» (45.11-45.46) https://www.youtube.com/watch?v=6VKAhN0xE7A фильм «Уроки французского» (45.11-45.46) | |||||||||||||||||||||||||
Конец урока 5 мин. | Рефлексия На уроке мы узнали… Чему научились… Назови три лучших момента на уроке. Домашнее задание: придумайте свой короткий рассказ о героях произведения В.Распутина «Уроки французского». | | |||||||||||||||||||||||||
Дифференциация. Каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание. Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||||||||||||||||||||||
Дифференцированные задания на основе таксономии Блума. | Используйте данный раздел для записи методов, которые вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. Метод наблюдения. Вопрос и ответ. (целевые и случайные). Самооценивание. Взаимооценивание. | Здоровьесберегающие технологии. Здоровье и безопасность: физминутка для глаз. | |||||||||||||||||||||||||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? | Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. | ||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? |