Урок литературы в 6 классе «Нет на земле ответственней призванья…» (Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Урок литературы в 6 классе
«Нет на земле ответственней призванья…»
(Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Из опыта работы учителя
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ с.Субханкулово
Бакиевой Елены Валерьевны
2016 г.
Ход урока
Почему мы так же, как и перед родителями,
всякий раз чувствуем свою вину перед учителями?
И не за то вовсе, что было в школе, − нет,
а за то, что сталось с нами после.
В.Г.Распутин
Орг. момент
Здр-те, уважаемые ребята и коллеги.
Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать
И урок наш начинать.
1. Вступительное слово
Выбор будущей профессии – это очень сложный, но, в то же время, интересный момент в жизни человека. И сейчас в нашем районе проходит фестиваль «Азбука профессий», цель которого знакомство с многообразием различных профессий.
Мы сегодня поговорим об одной важной, необходимой, благородной профессии… Это профессия учителя. Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Учитель – это обычная профессия или призвание? Легко ли быть учителем?
На все эти вопросы ищет ответ Валентин Григорьевич Распутин в своём рассказе «Уроки французского». На прошлых занятиях мы рассмотрели, как нелегко жилось главному герою, подростку, в голодное послевоенное время, вдали от родных, и увидели, как в этом ребёнке уже так рано проявились такие важные качества личности, как самостоятельность, умение постоять за себя, желание учиться, неординарность. Но кто знает, сохранились бы в его характере такие черты, как доброта и порядочность, если бы рядом не оказалось вовремя надёжного друга и наставника в лице его учительницы французского языка и классного руководителя Лидии Михайловны.
Как вы думаете, какой станет тема нашего урока?
Правильно. Образу этой учительницы будет посвящён наш сегодняшний урок, тема которого – «Нет на земле ответственней призванья…». Запишите в тетрадь тему.
Сформулируйте цель нашего урока. (раскрыть неповторимость образа учительницы из рассказа) Правильно, путем работы по рядам, выполнения творческого задания, составления синквейна мы раскроем образ учительницы французского языка Лидии Михайловны.
Обратите внимание на эпиграф к уроку: «Почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после» (В.Г.Распутин). На этот вопрос мы с вами попробуем ответить в конце нашего урока.
Рассказ В.Распутина автобиографичный. В предисловии мы узнаем, что посвящено произведение учительнице, отдавшей детям всю свою жизнь, матери драматурга Александра Вампилова Анастасии Прокопьевне Копыловой.
А прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова.
Найдите значение этого слова в толковых словарях и в сети Интернет. (Прототип - первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ)
Послушаем сообщение о Лидии Михайловне Молоковой.
2. Сообщение учащегося
В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков Лидия Михайловна Молокова, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились.
Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость.
Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах.
В интервью газете «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ними не играла.
Интересно, что после Забайкалья эта женщина жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете французский язык. Потом работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Учила русскому языку тех, кто владел французским.
В Париже в одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила книгу своего бывшего ученика и узнала, что стала книжной героиней.
- Посмотрите на портреты Лидии Михайловны Молоковой. Такой ли вы представляли Лидию Михайловну из рассказа?
- Итак, Лидия Михайловна, это первый этап при составлении синквейна. (Запись на доске: Лидия Михайловна)
3. Работа по рядам
Следующий этап нашего урока – это работа по рядам. Наша задача – словесно нарисовать образ Лидии Михайловны, определить, какую роль она сыграла в жизни мальчика, раскрыть всю глубину и неповторимость образа этой учительницы. Первый ряд представляет внешний облик учительницы, её поведение и речь, второй – взаимоотношения Лидии Михайловны с мальчиком, третий ряд должен оценить решение учительницы играть с учеником в «замеряшки» и ответить на проблемный вопрос: «Поступок это со стороны учительницы или преступление?» Каждому ряду предлагаются карточки с вопросами для работы. На данное задание вам дается 5 минут.
1 ряд
1) Опишите внешность Лидии Михайловны. Найдите описание в тексте. («Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…»)
Индивидуальное задание
- Какой художественный прием использует автор в портретных описаниях героев? Покажите это на тексте. (Это прием антитезы: аккуратная вся, умная и красивая, в своей женской молодой поре учительница загадочного французского языка и тощий, диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери, в старом, застиранном пиджачишке… (!) «… и в одежде…» - что значит: не в обносках, не в перешитых с чужого плеча вещах, как у него)
2) Какова её манера держаться? Как она характеризует учительницу? (Держалась Лидия Михайловна спокойно, уверенно, это говорит о том, что она чувствовала, что профессия учителя – это её призвание)
3) Каковы особенности речи Лидии Михайловны? (Говорила она немного, правильно, задавала вопросы, так как всегда пыталась разобраться в ситуации. Учительница показана необычной, умной)
(Учащиеся должны отметить, что портрет учительницы дан через восприятие главного героя)
- Обращаемся к нашему синквейну. Вспомните и назовите два прилагательных, характеризующих нашу героиню. (Запись на доске: любящая, добрая, чуткая…)
2 ряд
1) Как герой относился к учительнице? (Вначале герой настороженно относился к учительнице, так как не предполагал, что между учителем и учеником могут быть доверительные отношения. Затем он понял, что Лидия Михайловна хочет ему помочь)
2) Как Лидия Михайловна относилась к мальчику? (Учительница выделяла героя среди других учеников за его способности, за склонность и интерес к учёбе, она видела самодостаточность мальчика и чувство собственного достоинства, которое рано в нём развилось. «Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чём ничего не соображают…, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя». Она искала разные способы, как выручить мальчика, не уязвив его чувство собственного достоинства.)
3) Почему она предложила ему дополнительные занятия на дому? (Хотела отвлечь его от игры на деньги, спасти от издевательств и избиений)
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ
(«Когда я бочком влез с посылкой в дверь… я, мотая головой и бормоча что-то, выскочил за дверь. »)
- С какой целью учительница отправила посылку своему ученику? (Чтобы хоть как-то накормить его)
-Продолжаем работу над синквейном и переходим к следующему этапу. Назовите три глагола, относящихся к учительнице. (Запись на доске: учит, помогает, сопереживает…)
- У нашего героя с «французским никак не ладилось». Давайте проверим наши знания по французскому и выполним физминутку.
Физминутка на французском языке
3 ряд
-Прежде чем начнет давать ответы третий ряд, давайте просмотрим небольшой эпизод из кинофильма Евгения Ташкова «Уроки французского»
ПРОСМОТР ЭПИЗОДА «ИГРА В ЗАМЕРЯШКИ»
1) Почему учительница предложила ребёнку игру на деньги? (Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги)
2) Как ведет себя учительница во время игры? (Она подыгрывает ученику для того, чтобы тот выиграл)
3)Разве может учитель играть на деньги? (Нет, но Лидия Михайловна сделала это из добрых намерений)
4)Как ведёт себя учительница во время прихода директора? (Распутин показывает два разных типа учителей, потому что всё познаётся в сравнении.)
5)Согласны ли вы со словами директора, что это «преступление, растление, совращение»? (Конечно, можно согласиться с мнением директора, что поступок учительницы – «…преступление. Растление. Совращение. И ещё, ещё…». Но если знать, что учительница решилась на это не ради забавы, а ради спасения жизни ребенка, то ее поступок выглядит совсем по-другому. В нем - желание помочь голодному ученику выжить в прямом смысле этого слова. Стремление помочь очень способному ученику не скатиться на дно, не опуститься до воровской жизни, а, наоборот, помочь ему раскрыть свои способности. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Василий Андреевич не захотел увидеть этого.)
6) Что происходит с Лидией Михайловной в дальнейшем? (Л.М. пришлось уехать из города. Она принесла себя в жертву, ради помощи своему воспитаннику)
- А теперь составьте предложение из 4-х слов о нашей героине. (Запись на доске: Любит детей всей душой.)
4. Составление пазла «Душевные качества Лидии Михайловны»
- А сейчас, ребята, мы с вами соберем пазл по теме «Душевные качества учительницы». Обратите внимание на экран и среди пазлов выберете те, которые характеризуют Лидию Михайловну.
СОСТАВЛЕНИЕ ПАЗЛА (интернет-ресурс)
5. Работа с эпиграфом
-Вернёмся к эпиграфу. Как вы ответите на вопрос, который поставил В.Распутин в предисловие к рассказу? (Эти мысли принадлежат зрелому человеку, а не мальчишке; если учитель настоящий, стыдно его подвести).
-Последний этап нашего синквейна – подбор синонима к первому слову. (Запись на доске: Душевная доброта, Настоящий учитель…)
6. Домашнее задание (разноуровневое), оценивание
- Письменно ответить на вопрос «Какие уроки преподала Лидия Михайловна мальчику и всем нам?»
- Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и его делах.
- Нарисовать обложку книги В.Г.Распутина «Уроки французского» (по желанию)
- На последующих уроках, ребята, мы с вами продолжим изучение образа учителя в произведении Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
7. Подведение итогов
– Проходят годы, постоянно изменяется наша жизнь, изменяются и учителя. Но неизменными остаются их доброта и любовь к ученикам, которыми они делятся с вами на каждом уроке, занятии или в неформальном общении. Даже если когда-нибудь вы забудете их имена, помните ту доброту, которую вы от них получили и не забывайте «возвращать ее миру». Ведь, как говорил В.П. Астафьев «Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «Учитель» в вашей душе».
-Каким же должен быть настоящим учитель?
Да, настоящий учитель – это тот, кто помогает стать своим ученикам людьми, просто людьми. Настоящий учитель – это такой, которого помнят всю жизнь.
- Обратите внимание на выставку ваших работ, на которых вы изобразили своих любимых учителей. Дома вы писали сочинение об учителе. Прочитайте некоторые эпизоды из них, соотнося к своему рисунку.
(я читаю стихотворение под музыку)
Учитель - это тонкая работа
Он - скульптор, он - художник, он - творец
Не должен ошибаться ни на йоту,
Ведь человек - труда его венец.
Любить работу в наше время сложно
И труд подобный увлечёт немногих,
Но отказаться просто невозможно
От выбранной судьбою нам дороги.
А у работы нашей, без сомненья
Поверьте, не изменится названье.
И это - главное, пожалуй, увлеченье,
Всё потому, что нет ответственней призванья.
8.Рефлексия
– А теперь вспомните, ребята, какой подарок получил от Лидии Михайловны наш герой? На самом деле это яблоки! У вас на партах находятся те же фрукты, которыми вам нужно заполнить дерево на доске. Но, прикрепляя свое яблоко, подумайте и скажите, что вы нового узнали или взяли для себя из нашего урока. (учащиеся подходят к доске, крепят яблоко и высказываются)
И еще помните, что стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. (Платон) Спасибо за урок! Удачи!