Сценарий тренингового занятия «Успешность в профессиональной деятельности — моё будущее» (автор О.Л. Гончарова)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 31 СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «УСПЕШНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - МОЁ БУДУЩЕЕ » АВТОР: ГОНЧАРОВА ОЛЕСЯ ЛЕОНИДОВНА |
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………..3-4
Содержательная часть……………………………………………………5-10
Список литературы……………………………………………………….11
Приложения………………………………………………………………..12
Приложение 1
Приложение 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы профессиональной ориентации учащейся молодёжи в современных условиях обусловлена постоянно изменяющимися социально-политическими, экономическими и психологическими факторами общественного развития. На современном этапе развития общества для достижения результативности и успешности в профессиональной деятельности, будущим специалистам, необходимо обладать не только высокими знаниями, умениями, навыками, но и также быть готовыми осознать значение мобильности профессиональных качеств, адекватно самоопределиться в жизненном, личностном и профессиональной плане.
Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что 20% поступающих в профессиональные учебные заведения оказываются непригодными к избранной профессии, до 25% учащихся начального профессионального образования прерывают учебу, так и не получив профессию. Около 80% обладателей дипломов о профессиональном образовании работают не по специальности, указанной в дипломе, а 42% «изменяют» своей профессии уже в первые два года после окончания учебного заведения (А.М. Новиков).
Проведенный опрос студентов Политехнического колледжа № 31 показал следующее: у 50% – не было уверенности в выборе профессии; у 25% – после окончания школы была выбрана будущая профессия; у 10% – при выборе профессии роль сыграли родные, знакомые, друзья; у 15% – выбор профессии произошел под влиянием случайных факторов.
На основе выше приведенных данных и практического опыта работы можно сделать вывод о том, что у учащейся молодёжи не сформировано профессиональное самоопределение по причине отсутствия осознанного, самостоятельного выбора будущей профессии ещё со школы. Не сформированность профессионального самоопределения ведёт к тому, что после окончания школы у учащейся молодёжи возникают трудности при выборе дальнейшей сферы обучения.
Полученные данные свидетельствуют о том, что с учащейся молодёжью необходимо постоянно проводить профориентационную работу. Так в колледже на протяжении многих лет постоянно проводится профориентационная работа (профинформирование, профконсультации, профориентационные занятия) со студентами колледжа, а также со старшеклассниками общеобразовательных школ Москвы. Проводимая профориентационная работа помогает старшеклассникам сделать правильный выбор профессии, а студентам, обучающимся колледжа успешно реализовать себя в жизненном, личностном, профессиональном плане.
Разработанное автором Гончаровой О.Л. тренинговое занятие на тему: «Успешность в профессиональной деятельности – моё будущее» позволяет учащимся школ, студентам, обучающимся колледжей понять важность выбираемой (выбранной профессии, специальности), спроектировать свое профессиональное развитие, успешно реализовать себя в профессиональной деятельности в будущем.
Тренинговое занятия предназначено для учащихся школ, студентов, обучающихся колледжа в возрасте от 14-19 лет. Продолжительность занятия 1,5 часа. При проведении тренингового занятия предусматривается групповая форма работы (12-15 чел). На занятии используются следующие приемы и методы работы: упражнения, мини-лекция по тематике занятия, рефлексивная технология. В процессе проведения тренингового занятия используются технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Имеется положительный опыт проведения тренинговое занятие не только со студентами, обучающимися Политехнического колледжа № 31, но и с учащимися общеобразовательных школ ЮАО г. Москвы. Таким образом, тренинговое занятие можно применять в системе начального, среднего профессионального образования, а также в системе школьного образования для профессиональной ориентации учащейся молодёжи.
Чтобы люди находили счастье в своей
работе необходимы три условия:
работа должна быть им по силам,
она не должна быть изнуряющей,
и ей должен сопутствовать успех.
Дж. Рескин
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Цель занятия: осознание и развитие положительных черт характера, способствующих успешной самореализации в профессиональной деятельности в будущем.
Задачи занятия:
сформировать необходимые знания по тематике занятия;
способствовать развитию положительных черт характера;
сформировать ориентацию на успешность в профессиональной деятельности;
сформировать позитивные ценности и установки относительно своего профессионального будущего;
сформировать умения применять полученные знания для самореализации в личностном и профессиональном плане;
способствовать развитию навыков общения, рефлексии.
Форма проведения занятия: групповая (12-15 чел.).
Целевая группа: учащиеся школ, студенты, обучающиеся колледжей в возрасте от 14-19 лет.
Приемы и методы работы: упражнения, мини-лекция по тематике занятия, рефлексивная технология.
Необходимое оборудование: тренинговое пространство, стулья (по количеству участников), столы, бейджики, ручки, цветные карандаши, писчая бумага, наглядный материал, раздаточный материал.
Материально-техническое оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор.
Время проведения занятия: 1 час 30 минут.
Ход занятия
Упражнение «Знакомство»
Цель: знакомство друг с другом, снятие напряжения, сплочение группы.
Инструкция: «Нам предстоит большая совместная работа, и поэтому нужно познакомиться друг с другом. Наше знакомство будет организовано так: каждый из вас должен назвать свое имя, а затем – какое-либо черту характера, начинающеюся с любой буквы, которая есть в его имени. Знакомство начинает ведущий».
В это время ведущий подписывает каждому его имя на бейджике.
Время проведения: 10 минут.
Мини-лекция «Индивидуально-психологические особенности личности как залог успешности в профессиональной деятельности».
Цель: формирование знаний по тематике занятия.
Успешность в профессиональной деятельности имеет значение для каждого. Это определенные достижения в личностном, профессиональном плане от которых зависит будущее человека. Направленность на успех, успешность зависит во многом от самого человека, его установок, поведения.
Направленность на успех – осознанное и целенаправленное поведение, ориентированное на реализацию общечеловеческих ценностей. Существенную роль в возникновении мотивации успеха играют ценностные структуры личности и оценка достигнутого.
Уровень успешности поведения личности зависит от многих ее индивидуально-психологических особенностей: характерологических особенностей, самооценки, степени развития эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, уровня саморегуляции, отношения к своему «образу Я», меры доверия к себе и миру, уровня притязаний, мотивации достижения, системы ценностной ориентаций, коммуникативных способностей, уверенности в себе, способности к самоутверждению.
Остановимся более подробно на характерологических особенностях.
Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер представляет собой неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных особенностей личности, именно характер дает основание для суждения о том, хороший ли это человек или нет. Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.
Черты характера – это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности.
Черты характера являются приобретенными и закрепленными свойствами личности, физиологическую основу характера составляют изменившиеся в процессе индивидуальной жизни особенности нервной системы.
В структуре характера выделяют две группы черт:
первая группа – черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки склонности, идеалы, цели) и систему отношений к окружающей действительности;
вторая группа – интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
Каждый человек обладает положительными и отрицательными чертами характера. Перечислим черты характера. Рассмотрим каждую из них.
Отрицательные черты характера: неорганизованность, недисциплинированность, неуверенность, раздражительность, упрямство, несдержанность, черствость, грубость, замкнутость, инертность, леность, эгоизм, расточительность, неряшливость, консерватизм, вспыльчивость.
Положительные черты характера: организованность, дисциплинированность, уверенность, пунктуальность, чуткость, самостоятельность, добросовестность, отзывчивость, общительность, трудолюбие, инициативность, скромность, аккуратность, бережливость.
Многообразие черт характера обеспечивает направленность личности на всестороннее познание, на преобразование себя и окружающего мира. Положительные черты характера помогают человеку реализовать себя в личностном и профессиональном плане.
Время проведения: 15 минут.
Упражнение «Мои положительные и отрицательные черты характера»
Цель: исследование положительных и отрицательных черт характера, установка позитивного образа своего «Я».
Инструкция: «Выпишите на листе бумаги со знаком «плюс» те черты характера, за которые вы себя любите, которые вам помогают в жизни, со знаком «минус» – те черты, которые мешают вам в жизни, от которых вы хотели бы избавиться. Подсчитайте количество положительных и отрицательных черт характера».
Проанализируйте такое положение: если вы начинаете это описание с положительных черт характера и у вас их оказалось больше, чем отрицательных, то у вас наличие подсознательной позитивной установки; если же с отрицательных и у вас их больше, чем положительных – то налицо подсознательная негативная установка.
Позитивная установка дает возможность создать ситуацию успеха и реализовать себя в личностном и профессиональном плане.
Негативная установка создает трудности для создания ситуации успешности и реализации себя в личностном и профессиональном плане.
Если у вас негативная установка, надо знать, что: «не бывает плохих и хороших людей, каждый человек обладает положительными и отрицательными чертами характера, самое главное, чтобы ваши положительные черты характера доминировали над отрицательными чертами».
Время проведения: 15 минут.
Упражнение «Мои черты характера в профессиональной деятельности» Цель: исследование черт характера, способствующих успешности в профессиональной деятельности.
Инструкция: «Подчеркните какие по-вашему мнению черты характера, способствуют успешному продвижению в профессиональной деятельности. Проанализируйте есть ли у вас такие черты».
Общительность, упрямство, самостоятельность, организованность, уверенность, решительность, заносчивость, настойчивость, выдержанность, неряшливость, безответственность, трудолюбие, леность, дисциплинированность, инициативность, скромность, нерешительность, аккуратность, внимательность, самообладание, импульсивность, прямолинейность, выдержка, уравновешенность, медлительность, черствость, высокомерность, целеустремленность, самокритичность, эгоизм, креативность, пунктуальность.
Время проведения: 15 минут.
Упражнение «Моё профессиональное будущее»
Цель: ориентация на успешность в профессиональной деятельности, установка позитивных ценностей относительно своего профессионального будущего.
Инструкция: «Представьте, что вы перенеслись на несколько лет вперед. Каким вы представляете себе свое профессиональное будущее? Где и кем вы работаете? Опишите свой рабочий день. Какие у вас отношения сложились с коллегами? Всё ли вас устраивает? Какие трудности вам пришлось преодолеть и каким образом? Кто и как помогал вам в осуществлении ваших планов? Какие черты характера помогли вам реализовать свои профессиональные планы?
Если вам удалось хотя бы мысленно ответить на эти вопросы, подумайте:
Осуществим ли этот образ будущего?
Стоит ли тратить время на его осуществление?
Действительно ли вы хотите его осуществить?
Запишите, каким вы хотите видеть ваше профессиональное будущее – реалистично, позитивно. Подготовьте выступление на тему: «Моё профессиональное будущее. Постарайтесь сделать своё выступление эмоциональным и образным».
Время проведения: 25 минут.
Рефлексивная технология «Солнце и туча»
Цель: подведение итогов занятия, рефлексия.
Инструкция: « Если вам понравилось занятие нарисуйте солнце и напишите, чем вам понравилось занятие, если занятие вам не понравилось нарисуйте тучу и напишите, почему вам не понравилось занятие».
Подведение итогов. Анализ проведенного занятия. Рефлексия (обратная связь).
Время проведения: 10 минут.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.
Ефимова Н.С. Социальная психология: учебное пособие. – М. – ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 192 с.
Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. М.: Психотерапия, 2008. – 144 с.
Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – Изд. 22-е. Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 671 с.
Управленческая психология: учебное пособие / А.Ф. Шикун, И.М. Филинова – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 336 с.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
2. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/ С.Н. Чистякова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с.
3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. М.: ВАКО, 2008. – 288 с.
4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Издательство «Первое сентября», 2004. – 224 с.
5. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004. – 96 с.
Приложение 1
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ
Мини-лекция «Индивидуально-психологические особенности личности как залог успешности в профессиональной деятельности»
Перечислим черты характера. Рассмотрим каждую из них. Отрицательные черты характера: неорганизованность, недисциплинированность, неуверенность, раздражительность, упрямство, несдержанность, черствость, грубость, замкнутость, инертность, леность, эгоизм, расточительность, неряшливость, консерватизм, вспыльчивость. Положительные черты характера: организованность, дисциплинированность, уверенность, пунктуальность, чуткость, самостоятельность, добросовестность, отзывчивость, общительность, трудолюбие, инициативность, скромность, аккуратность, бережливость. |
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Упражнение «Мои черты характера в профессиональной деятельности»
Подчеркните какие по-вашему мнению черты характера, способствуют успешному продвижению в профессиональной деятельности. Проанализируйте есть ли у вас такие черты. ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, УПРЯМСТВО, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ОРГАНИЗОВАННОСТЬ, УВЕРЕННОСТЬ, РЕШИТЕЛЬНОСТЬ, ЗАНОСЧИВОСТЬ, НАСТОЙЧИВОСТЬ, ВЫДЕРЖАННОСТЬ, НЕРЯШЛИВОСТЬ, БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ, ЛЕНОСТЬ, ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ, ИНИЦИАТИВНОСТЬ, СКРОМНОСТЬ, НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ, АККУРАТНОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, САМООБЛАДАНИЕ, ИМПУЛЬСИВНОСТЬ, ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ, ВЫДЕРЖКА, УРАВНОВЕШЕННОСТЬ, МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ, ЧЕРСТВОСТЬ, ВЫСОКОМЕРНОСТЬ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ, САМОКРИТИЧНОСТЬ, ЭГОИЗМ, КРЕАТИВНОСТЬ, ПУНКТУАЛЬНОСТЬ |
Приложение 2
МАТЕРИАЛЫ РЕФЛЕКСИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «СОЛНЦЕ И ТУЧА»