Сценарий тренингового занятия на тему: «Профилактика агрессивного поведения» (автор О.Л. Гончарова)

17
0
Материал опубликован 30 December 2016 в группе

СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

(автор О.Л. Гончарова)

Агрессия может привести человека

к необратимым последствиям.

О.Л. Гончарова

Цель занятия: предупреждение возможных отклонений в поведении обучающихся, регуляция эмоциональной сферы.

Задачи занятия:

сформировать у обучающихся необходимые знания по тематике занятия;

сформировать у обучающихся умения применять полученные психологические знания для саморазвития;

способствовать формированию у обучающихся адекватных реакций в различных жизненных ситуациях;

способствовать регуляции эмоциональной сферы у обучающихся;

способствовать развитию у обучающихся навыков рефлексии.

Приемы и методы работы: упражнения, лекция по тематике занятия, анкетирование, рефлексивная технология.

Форма проведения занятия: групповая.

Необходимое оборудование: тренинговое пространство, стулья (по количеству участников), столы, ручки, цветные карандаши, писчая бумага, наглядный материал, раздаточный материал.

Время проведения занятия: 1час 30 минут.

Ход тренингового занятия

Упражнение «Имя и жест»

Цель: знакомство друг с другом, снятие напряжения, сплочение группы.

Инструкция: «Участники садятся в круг так, чтобы хорошо видеть друг друга. Каждый участник представляет предыдущих выступающих и себя, называя их имена и повторяя (демонстрируя) жесты, которыми сопровождались имена.

Начинает ведущий, который называет свое имя, сопровождая его каким-либо жестом. Следующий участник называет имя ведущего и показывает жест, затем свое имя и жест. Так продолжается до последнего участника, которому соответственно необходимо назвать имена и продемонстрировать жесты всех участников взаимодействия».

Время проведения: 10 минут.

Лекция «Агрессия. Агрессивное поведение»

Цель: формирование знаний по тематике занятия.

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия», употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями, и с негативными

мотивами, а также с негативными установками и разрушительными действиями.

В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других или доминировать над ними. Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение.

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания 9вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура и Р. Уолтерс называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу.

Агрессия принимает разнообразные формы – явные и латентные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях.

Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрыты формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке усиления интенсивности и глубины), раздражение. Зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность агрессивных аффектов коррелирует с их психологической функцией. Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. При этом агрессия может частично или полностью не осознаваться человеком.

Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии.

Агрессивное поведение специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения.

Агрессивное поведение может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений («вербальная агрессия») и применения грубой физической силы («физическая агрессия»).

Агрессивное поведение может быть прямым, когда человек не скрывает свою агрессию от окружающих. Проявляется это различными способами, начиная от высказывания угроз в сторону собеседника и заканчивая непосредственными агрессивными действиями. Также агрессивное поведение может быть косвенным, когда агрессия скрывается под неприязнью, ехидством или иронией. Косвенной агрессией человек давит на «жертву».

Становление агрессивного поведения - сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Подростки учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Что касается семьи, на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства.

Время проведения: 25 минут.

Упражнение «Если, то…»

(автор О.Л. Гончарова)

Цель: оценка и анализ поведения в ситуациях, формирование адекватных реакций в ситуациях.

Инструкция: «Участникам предлагается продолжить предложения:

Если меня сильно разозлить, то я могу…

Если меня кто-нибудь раздражает, то я могу…

Если меня кто-нибудь ударит, то я могу…

Если на меня кто-нибудь будет кричать, то я могу…

Если кто-нибудь будет шутить надо мной, то я могу…

Оцените и проанализируйте, те предложения, в которых выражено ваше агрессивное поведение».

Время проведения: 10 минут.

Анкетирование

Заполните анкету.

АНКЕТА «АГРЕССИВЕН ЛИ Я?»

(автор О.Л. Гончарова)

Инструкция: ответьте на следующие вопросы.

Часто ли вы раздражаетесь? ___________________________________

Быстро ли вы успокаиваетесь? _________________________________

Способны ли вы ударить обидчика? _____________________________

Как вы отнесётесь к тому, кто вас обидел? ________________________

Как вы отнесётесь к тому, кто над вами зло пошутил? ______________

Когда на вас кричат, что вы делаете в ответ? ______________________

Часто ли вы конфликтуете с окружающими людьми? ______________

Срываете ли вы зло на окружающих людях? ______________________

Вы считаете себя неуравновешенным человеком? Почему? __________

Вы считаете себя вспыльчивым человеком? Почему? _______________

Проявляются ли у вас вспышки гнева? Если да, то, как часто? _________

Ваше поведение по отношению к окружающим можно назвать агрессивным? Если да, то почему? _______________________________

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

Время проведения: 10 минут.

Упражнение «Передача эмоций»

Цель: регуляция эмоциональной сферы.

Инструкция: «Участники рассаживаются в круг. Первому предлагается вызвать в себе максимум отрицательных эмоций и, называя их, перебросить мяч другому участнику, постаравшись передать отрицательные эмоции. И так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого участника. Затем первый участник, бросавший мяч, переходит на положительные эмоции и делится ими с другим участником, перебрасывая ему мяч и подбирая теплые слова. После этого происходит групповое обсуждение».

Время проведения: 10 минут.

Анкетирование

Заполните анкету.

АНКЕТА «МОЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА»

(автор О.Л. Гончарова)

Инструкция: ответьте на следующие вопросы.

1. Раздражают ли вас окружающие люди? Почему? _______________ ______________________________________________________________

2. Как часто вы срываетесь на них? ____________________________

3. Считаете ли вы себя раздражительным человеком?­____________

4. Считаете ли вас окружающие люди раздражительным человеком?___________________________________________________

5. Как вы реагируете на замечания окружающих людей? __________

6. Владеете ли вы своими эмоциями независимо от ситуации?______

7. Трудно ли вам сдерживать свои эмоции? ______________________

8. Как часто вы переживаете за свою несдержанность? ____________

9. Как часто у вас возникают конфликты? Почему? _______________

______________________________________________________________

10. Легко ли вам контролировать свои эмоции в конфликте? ________

11. Как вы думаете вы эмоциональный человек? ___________________

12. Хотели бы вы научиться контролировать свои эмоции? __________

_______________________________________________________________

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

Время проведения: 10 минут.

Рефлексивная технология «Передай свое впечатление»

(автор О.Л. Гончарова)

Цель: подведения итогов занятия, рефлексия.

Инструкция: «Участникам предлагается передать свое впечатление, нарисовав его на листе бумаги. Затем ведущий прикрепляет рисунки на доску и просит прокомментировать каждого участника свой рисунок».

Алгоритм рефлексивной деятельности следующий:

обсуждение результатов;

обмен мнениями;

анализ проведенного занятия.

Время проведения: 15 минут.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации