Сценарий занятия-тренинга по профилактике буллинга среди обучающихся для проведения совместного родительского собрания
Сценарий занятия-тренинга по профилактике буллинга среди обучающихся для проведения совместного родительского собрания
Актуальность:
Актуальность профилактики и борьбы с буллингом подтверждается множеством исследований. Согласно исследованию ЮНЕСКО, по всему миру почти каждый третий ребенок в возрасте от 9 до 15 лет хотя бы раз за последний месяц сталкивался с травлей в школе.
Ситуация в России хуже, чем в среднем по миру. ЮНЕСКО пишет, что буллингу подвергались 42,5% российских школьников в возрасте 9—15 лет. А компания «Михайлов и партнеры. Аналитика», которая проводила опрос в 2019 году, заявила, что 52% детей в возрасте от 10 до 18 лет когда-либо сталкивались с агрессией в школе. В России первые публикации на тему буллинга появились только в 2005 году.
Цель:
Профилактика буллинга в школьной среде, усвоение и активизация знаний обучающихся и их родителей по данной теме, развитие чувства терпимости и уважения к различиям других, формирование доброжелательного отношения друг к другу, сплочённости и развитие навыков межличностного взаимодействия.
Дополнительной целью данного тренинга является распространение ценностей взаимоуважения, гуманности, равноправия и нетерпимости к проявлению буллинга, чему также способствует распространение раздаточного материала.
Задачи:
Повышение толерантности и эмпатии
Профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся
Снижение агрессии и враждебных реакций
Распространение идей взаимоуважения среди подростков и их родителей
Налаживание диалога между детьми и взрослыми в вопросах эмоциональной безопасности
Материально-техническое обеспечение:
стулья по количеству участников
столы (по группам: родитель+ребёнок)
листы а4
шариковые ручки
стикеры
проектор, ноутбук, экран
аудиоколонки
теннисный мяч (либо другой предмет для передачи слова)
раздаточный материал (листовки, памятки)
Ход собрания-тренинга:
1. Приветствие и знакомство. (5 мин)
Организатор (учитель, педагог, тренер, ведущий тренинга) приветствует участников и представляет формат тренинга.
Знакомство в формате "семья" (родитель+ребенок):
Каждая пара представляет друг друга и называет интересный факт: например, любимый фильм, хобби или то, что их объединяет. Слово передаётся по эстафете с помощью предмета (мяч, игрушка и т.п.).
Также участникам предлагается приклеить к одежде стикеры с именами.
2. Краткое введение в тему занятия-тренинга. (5 мин)
Педагог (учитель, ведущий, тренер):
— Тема нашего занятия — буллинг.
— Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей и родителей — по очереди, по кругу)
Обобщение:
Буллинг — это форма психологического насилия, которая проявляется в виде умышленного причинения физической или моральной боли другому человеку. Это агрессивное преследование одного человека другим (другими), которое может выражаться в разных формах: от оскорблений до избиений.
Обсуждение:
— Как вы думаете, зачем люди травят других? Чего добиваются буллеры?
(Ответы участников — формулировка целей буллинга: самоутверждение, доминирование, материальная выгода, «выпуск пара» и пр.)
3. Определение актуальности проблемы. (5 мин)
Педагог (учитель, ведущий) приводит факты (см. выше, в разделе "Актуальность").
Обсуждение:
— А вы лично (или ваши дети) сталкивались с буллингом? (Анонимный опрос стикерами: "Да / Нет / Свидетель")
— Как вы думаете, почему именно эти дети становятся жертвами травли?
(Результаты исследования: внешность — 43,8%; религия — 33,6%; бедность — 40,4%)
4. Работа с видеороликом №1 (5 мин)
Просмотр короткометражного фильма «Буллинг»:
https://www.youtube.com/watch?v=tRYeZsga6Ps
Обсуждение (в группах родитель + ребёнок):
Что вы почувствовали при просмотре?
Могло ли это произойти у вас в классе?
Как мог бы поступить родитель? Как — ученик?
Общий вывод: каждый может быть участником или свидетелем буллинга. От всех зависит, как быстро ситуация изменится.
5. Виды буллинга (4 мин)
Педагог (учитель, ведущий, тренер) объясняет 4 основные формы буллинга:
физически
вербальный
социальный
кибербуллинг
Обсуждение: С каким из видов буллинга вы сталкивались или слышали? Что чувствовали вы или ваш ребёнок?
6. Упражнение «Лист бумаги» (5 мин)
Каждому участнику выдаётся лист бумаги.
Инструкция: смять его как можно сильнее, затем попытаться разгладить до исходного состояния.
Вопросы:
Стал ли лист снова таким же, как был?
Что происходит с человеком после словесной/эмоциональной травли?
Можно ли всё "вернуть назад", просто извинившись?
Вывод: даже извинения не всегда исцеляют нанесённый вред. Осторожность в словах и поступках — ключ к уважению.
7. Работа с видеороликом №2 (2 мин)
Просмотр видео «Травле НЕТ!»
https://www.youtube.com/watch?v=k1n4HIVcaTY
Обсуждение:
Как понять, что в классе происходит травля?
Что вы сделаете как родитель, если об этом узнаете?
А что ты сделаешь как одноклассник?
8. Роли в буллинге (15 мин)
Педагог (учитель, ведущий, тренер) рассказывает:
В каждой ситуации буллинга есть несколько ролей:
агрессор
жертва
наблюдатель
защитник
Работа по группам: Группы (по 3-4 пары "родитель + ребенок") получают стикеры с ролями и обсуждают:
1. Какие чувства испытывает человек в этой роли?
2. Какие последствия для его жизни возможны?
Презентация выводов:
Жертва: тревога, страх, изоляция. Последствия: депрессия, суицидальные мысли, сложности в социализации.
Агрессор: самоуверенность, агрессия, модель насилия, возможные проблемы с законом.
Наблюдатель: равнодушие, чувство вины, отстранённость.
Защитник: лидерство, эмпатия, доверие.
9. Подведение итогов (5 мин)
— Что такое буллинг?
— Какие его формы вы знаете?
— Какие роли в нем играют люди?
Общий вывод:
Буллинг — это серьёзная социальная проблема. Каждый несёт ответственность за то, чтобы не быть её частью.
Создание безопасной среды в классе и дома возможно только при сотрудничестве детей, родителей и школы.
10. Раздача памяток (Приложение №1)
— «Как распознать буллинг?»
— «Что делать, если ваш ребёнок — жертва / агрессор / наблюдатель?»
— «Алгоритм действий в случае буллинга»
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня информированности о проблеме буллинга.
Повышение эмпатии и терпимости.
Укрепление взаимодействия «ребёнок – родитель – школа».
Формирование личной ответственности каждого участника группы за атмосферу в коллективе.
Снижение числа конфликтов в школьной среде.
Ссылка на презентацию к тренингу-собранию:
Приложение №1