Сценарий занятия-тренинга по профилактике буллинга среди обучающихся для проведения совместного родительского собрания

0
0
Материал опубликован 8 April

Сценарий занятия-тренинга по профилактике буллинга среди обучающихся для проведения совместного родительского собрания


Актуальность:


Актуальность профилактики и борьбы с буллингом подтверждается множеством исследований. Согласно исследованию ЮНЕСКО, по всему миру почти каждый третий ребенок в возрасте от 9 до 15 лет хотя бы раз за последний месяц сталкивался с травлей в школе.


Ситуация в России хуже, чем в среднем по миру. ЮНЕСКО пишет, что буллингу подвергались 42,5% российских школьников в возрасте 9—15 лет. А компания «Михайлов и партнеры. Аналитика», которая проводила опрос в 2019 году, заявила, что 52% детей в возрасте от 10 до 18 лет когда-либо сталкивались с агрессией в школе. В России первые публикации на тему буллинга появились только в 2005 году.


Цель:


Профилактика буллинга в школьной среде, усвоение и активизация знаний обучающихся и их родителей по данной теме, развитие чувства терпимости и уважения к различиям других, формирование доброжелательного отношения друг к другу, сплочённости и развитие навыков межличностного взаимодействия.


Дополнительной целью данного тренинга является распространение ценностей взаимоуважения, гуманности, равноправия и нетерпимости к проявлению буллинга, чему также способствует распространение раздаточного материала.


Задачи:


Повышение толерантности и эмпатии


Профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся


Снижение агрессии и враждебных реакций


Распространение идей взаимоуважения среди подростков и их родителей


Налаживание диалога между детьми и взрослыми в вопросах эмоциональной безопасности


Материально-техническое обеспечение:


стулья по количеству участников

столы (по группам: родитель+ребёнок)

листы а4

шариковые ручки

стикеры

проектор, ноутбук, экран

аудиоколонки

теннисный мяч (либо другой предмет для передачи слова)

раздаточный материал (листовки, памятки)


Ход собрания-тренинга:


1. Приветствие и знакомство. (5 мин)


Организатор (учитель, педагог, тренер, ведущий тренинга) приветствует участников и представляет формат тренинга.


Знакомство в формате "семья" (родитель+ребенок):


Каждая пара представляет друг друга и называет интересный факт: например, любимый фильм, хобби или то, что их объединяет. Слово передаётся по эстафете с помощью предмета (мяч, игрушка и т.п.).

Также участникам предлагается приклеить к одежде стикеры с именами.


2. Краткое введение в тему занятия-тренинга. (5 мин)


Педагог (учитель, ведущий, тренер):

Тема нашего занятия — буллинг.

Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей и родителей — по очереди, по кругу)


Обобщение:

Буллинг — это форма психологического насилия, которая проявляется в виде умышленного причинения физической или моральной боли другому человеку. Это агрессивное преследование одного человека другим (другими), которое может выражаться в разных формах: от оскорблений до избиений.


Обсуждение:

Как вы думаете, зачем люди травят других? Чего добиваются буллеры?


(Ответы участников — формулировка целей буллинга: самоутверждение, доминирование, материальная выгода, «выпуск пара» и пр.)


3. Определение актуальности проблемы. (5 мин)


Педагог (учитель, ведущий) приводит факты (см. выше, в разделе "Актуальность").


Обсуждение:

А вы лично (или ваши дети) сталкивались с буллингом? (Анонимный опрос стикерами: "Да / Нет / Свидетель")


Как вы думаете, почему именно эти дети становятся жертвами травли?

(Результаты исследования: внешность — 43,8%; религия — 33,6%; бедность — 40,4%)



4. Работа с видеороликом №1 (5 мин)


Просмотр короткометражного фильма «Буллинг»:

https://www.youtube.com/watch?v=tRYeZsga6Ps


Обсуждение (в группах родитель + ребёнок):


Что вы почувствовали при просмотре?


Могло ли это произойти у вас в классе?


Как мог бы поступить родитель? Как — ученик?



Общий вывод: каждый может быть участником или свидетелем буллинга. От всех зависит, как быстро ситуация изменится.


5. Виды буллинга (4 мин)


Педагог (учитель, ведущий, тренер) объясняет 4 основные формы буллинга:


физически

вербальный

социальный

кибербуллинг


Обсуждение: С каким из видов буллинга вы сталкивались или слышали? Что чувствовали вы или ваш ребёнок?


6. Упражнение «Лист бумаги» (5 мин)


Каждому участнику выдаётся лист бумаги.

Инструкция: смять его как можно сильнее, затем попытаться разгладить до исходного состояния.


Вопросы:


Стал ли лист снова таким же, как был?

Что происходит с человеком после словесной/эмоциональной травли?

Можно ли всё "вернуть назад", просто извинившись?


Вывод: даже извинения не всегда исцеляют нанесённый вред. Осторожность в словах и поступках — ключ к уважению.



7. Работа с видеороликом №2 (2 мин)


Просмотр видео «Травле НЕТ!»

https://www.youtube.com/watch?v=k1n4HIVcaTY


Обсуждение:

Как понять, что в классе происходит травля?

Что вы сделаете как родитель, если об этом узнаете?

А что ты сделаешь как одноклассник?


8. Роли в буллинге (15 мин)


Педагог (учитель, ведущий, тренер) рассказывает:

В каждой ситуации буллинга есть несколько ролей:


агрессор

жертва

наблюдатель

защитник


Работа по группам: Группы (по 3-4 пары "родитель + ребенок") получают стикеры с ролями и обсуждают:


1. Какие чувства испытывает человек в этой роли?

2. Какие последствия для его жизни возможны?


Презентация выводов:


Жертва: тревога, страх, изоляция. Последствия: депрессия, суицидальные мысли, сложности в социализации.


Агрессор: самоуверенность, агрессия, модель насилия, возможные проблемы с законом.


Наблюдатель: равнодушие, чувство вины, отстранённость.


Защитник: лидерство, эмпатия, доверие.


9. Подведение итогов (5 мин)


Что такое буллинг?

Какие его формы вы знаете?

Какие роли в нем играют люди?


Общий вывод:

Буллинг — это серьёзная социальная проблема. Каждый несёт ответственность за то, чтобы не быть её частью.

Создание безопасной среды в классе и дома возможно только при сотрудничестве детей, родителей и школы.


10. Раздача памяток (Приложение №1)


«Как распознать буллинг?»

«Что делать, если ваш ребёнок — жертва / агрессор / наблюдатель?»

«Алгоритм действий в случае буллинга»


Ожидаемые результаты:


Повышение уровня информированности о проблеме буллинга.

Повышение эмпатии и терпимости.

Укрепление взаимодействия «ребёнок – родитель – школа».

Формирование личной ответственности каждого участника группы за атмосферу в коллективе.

Снижение числа конфликтов в школьной среде.




Ссылка на презентацию к тренингу-собранию:

https://docs.google.com/presentation/d/1DpFusVRbEY7IkVXYzuEENj1reDc8jwHS/edit?usp=sharing&ouid=107013733252743869821&rtpof=true&sd=true

















Приложение №1


t1744118740aa.jpg

t1744118740ab.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.