12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Вера Петровна5435
педагогический стаж - 18 лет,учитель английского и немецкого языков; классный руководитель
Россия, Ростовская обл., Сальск
8

Родительское собрание "Профилактика употребления ПАВ в подростковой среде"



 

Родительское собрание «Профилактика употребления ПАВ в подростковой среде»

«Люди победили чуму, малярию, тиф…Но пьянство, наркомания,

СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы

в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту

бездну рано или поздно пришлось бы заглянуть»

(Ч.Айтматов)

 

Цели: создание условий для восприятия присутствующими на собрании родителями остроты заявленной проблемы для общества, конкретной семьи и конкретного человека и обозначения активной воспитательной позиции в отношении подрастающего поколения.

Задачи: 1. Получение достоверной фактической информации по данной проблеме, которая заставляет размышлять и анализировать, осуществлять самоанализ собственной жизненной практики и воспитательного опыта. 2. Выработка собственной воспитательной позиции в отношении своего ребенка. 3. Обретение опыта поведения в сложных ситуациях и распространение этого опыта на ситуации в будущем.

В ходе собрания родители смогут:

осознать ответственность за формирование у детей способности противостоять отрицательному влиянию социального окружения;

сформулировать главные принципы поддержки детей в борьбе с вредными привычками;

выработать рекомендации семейной профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков.

Адресная группа: классный руководитель, родители обучающихся.

План проведения

Вступительное слово классного руководителя.

Упражнение-активатор «ответственный родитель».

Что такое ПАВ?

Ролевая игра «Сумей сказать «нет».

Ролевая игра «Ситуации».

Как помочь ребёнку избежать соблазна?

Обращение к родителям.

Ознакомление с памятками для родителей.

Ответы на вопросы родителей.

Подведение итогов.

1.Вступительное слово:

- Уважаемые родители! Еще вчера ваш ребёнок был совсем маленьким, и вы носили его на руках, называли малышом. Для него не существовало никого, кроме вас, и самой главной вашей проблемой было вовремя поменять ребенку пеленки. Еще вчера... А сегодня он уже почти взрослый, ваш ребенок-подросток. он такого же роста как и вы, слушает бессмысленную музыку, приходит домой поздно и разговаривает на непонятном вам языке. У него свой взгляд на многие вещи, он пытается быть независимым. Попытки эти чаще всего приводят к конфликтам, непониманию и растущему отчуждению между вами. Порой у вас просто опускаются руки, и вы не знаете, что делать дальше. Как понять почти взрослого ребенка? Как вести себя с ним? Как уберечь от ошибок, ведь он еще совсем неопытный? Вы хотите для него только добра, но почему же все чаще он уходит, хлопнув дверью? Откуда все эти конфликты буквально “на ровном месте”, ведь еще так недавно вам казалось, что вы прекрасно знаете и понимаете своего ребенка? Вопросы, вопросы, вопросы... А среди них извечно-главные: что делать, и кто виноват. Не спешите отчаиваться, с подобными проблемами сталкиваются очень многие родители! Лучше попытаемся вместе найти выход из этой ситуации. Вам надо научиться жить под одной крышей с подростком, слышать и понимать его. Задумайтесь для начала: все ли в порядке в вашей семье? Уютно ли себя в ней чувствует ребенок? Доверяете ли вы ему? Может показаться, что, вступая в подростковый возраст, ребенок отдаляется от родителей и живет только своими интересами. Это не так! Семья была, есть и остается наиболее важным фактором, влияющим на его развитие, на формирование личности и мировоззрения. Именно в семье ребенок получает свой первый опыт социального взаимодействия, общаясь с родителями, с братьями и сестрами. Именно неблагоприятная семейная ситуация является источником множества конфликтов между родителями и ребенком в подростковом возрасте. Очень важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброжелательности, взаимоуважения, чтобы контроль со стороны родителей не был избыточным и не мешал развитию самостоятельности и ответственности детей. С подростками нельзя обращаться, как с детьми: они не терпят снисходительности и приказного тона. А вот дружеское общение, искренний интерес к делам и чувствам подростков помогут родителям установить с ними тесный контакт, наладить и укрепить отношения.

2.Предлагаю вам продолжить следующие предложения: (участники собрания выполняют упражнение-активатор)

"Быть ответственным по отношению к ребенку для меня означает…"

"Свою ответственность по отношению к ребенку я проявляю через…"

"Я несу ответственность за…"

(высказывания родителей фиксируются на доске.)

Задание родителям – сформулировать определение понятия "ответственные родители".

Ожидаемый результат. В ходе обсуждения родители должны прийти к выводу о том, что ответственные родители передают ответственность своему ребенку за его поступки и собственное поведение, учат ребенка предвидеть последствия своих действий и определять совместимость поступков с собственными ценностями. Воспитать ответственного человека могут только ответственные родители.

3.Испокон веков молодое поколение вызывало у взрослых негодование и шокировало своим грубым поведением. Нынешняя молодёжь также любит красивую жизнь, имеет дурные манеры и не уважает старших. С одной стороны, нет повода для волнения - всё происходит точно так же, как и много веков назад. Но с другой стороны наших детей окружает сейчас море соблазнов, среди них алкоголь, наркотики, токсикомания, которые могут разрушить их молодые жизни. И проблема зависимости подростков от ПАВ стала проблемой №1 как для школы, так и для родителей, и всего общества в целом. (предлагаю родителям ответить на вопросы):

Что такое ПАВ (психоактивные вещества)?

Что можно отнести к психоактивным веществам?

Ожидаемый результат: Психоактивными называются вещества растительного и химического происхождения, непосредственно влияющие на психическое состояние человека, изменяющие его сознание. К психоактивным веществам относятся:

наркотики, наркотические вещества (в т. ч. конопля);

алкоголь (в т. ч. пиво);

некоторые лекарственные средства;

токсические вещества (в т. ч. клей, бензин, газ и др.);

психостимуляторы (в т. ч. кофе, чай, табак, кофеин).

Понятно, что употребление ПАВ - сложное и противоречивое явление современной массовой культуры. С одной стороны, употребление ПАВ поощряется рекламой в коммерческих целях. С другой стороны, употребление ПАВ является риском возникновения сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний, а также это причина несчастных случаев и преступлений. Для взрослых людей курение и употребление алкоголя – их личное дело, в том случае, если это не приносит вред окружающим.

Как родители могут повлиять на выбор детей? Предлагаю вам послушать притчу.

«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел тонущих в реке детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь. Но тот, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели. А путник ответил: «Я вижу, что вы вдвоём пока справляетесь. А я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в воду и постараюсь это предотвратить.»

Эта притча говорит о том, что к решению проблемы «тонущих» детей существует 2 подхода:

предотвратить

спасать

Задача родителей и педагогов - «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», т.е. заниматься профилактикой.

В любом случае родителям, со своей стороны, необходимо выполнять следующие функции:

Прививать сыну или дочери самостоятельность в поступках

Формировать убеждение о вреде наркотиков, алкоголя, сигарет, опасности их употребления и фатальной закономерности расплаты.

Осуществлять текущий контроль

И самое главное, нужно рассказать и показать детям альтернативу этим веществам. Такой альтернативой может быть ваша любовь к ребёнку, добрые отношения в семье.

Отсутствие внимания, поддержки и одобрения ведёт к формированию у ребёнка таких черт личности, как незащищённость, отсутствие ощущения безопасности, неуверенность и тревожность. А это, в свою очередь, может толкнуть его к поиску способов обретения уверенности в себе, снятия стресса путём употребления ПАВ за компанию и в одиночку. Да, мы не можем, оберегая детей от невзгод жизни, поместить их под стеклянный купол. Но мы можем и должны позаботиться о том, что их окружает. Мы можем создать свою маленькую и очень добрую вселенную в семье, в своём доме. И пусть хотя бы здесь их окружает любовь! Ваше влияние на детей огромно, дети являются зеркалом ваших действий и мыслей. Будьте примером для своих детей во всём, и тогда нам не нужно будет их «спасать из реки дурных привычек»!


 

4.Я предлагаю вам разбиться на пары и провести ролевую игру:

«Сумей сказать "нет"».

Предложите другу попробовать сигарету, наркотик и др., а собеседник должен привести свои аргументы отказа.

(возможные аргументы для отказа от предложения попробовать ПАВ)

слабое здоровье ("Нет, спасибо. У меня на табачный дым аллергия. Может, лучше покатаемся на велосипеде?");

желание сохранить голову светлой ("Я не буду. У меня завтра контрольная. Ты уже все уроки сделал?");

уже существующий отрицательный опыт ("Я пробовал. Мне не понравилось. А ты можешь подтянуться на турнике 7 раз?");

желание отодвинуть этот эксперимент на неопределенный срок ("Нет, спасибо. Не сегодня и не сейчас, я очень спешу, срочные дела. Давай встретимся завтра.");

ссылка на уже имеющиеся проблемы ("Нет, не буду. У меня и так вагон неприятностей. Ты не хочешь сходить в спортивный зал?");

стремление казаться "крутым" ("Эта дрянь не для меня. Есть увлечения покруче. Приходи, посидим за компьютером: у меня есть новая игра.");

встречное предложение (переводит разговор на другую тему и исключает насмешки, возможные в случае отказа закурить. Таким образом, ваш ребенок достойно выходит из данной ситуации).

С вашими детьми было предварительно проведено анкетирование. И одним из вопросов был следующий: «Назовите причины, по которым подросток может употреблять или не может употреблять ПАВ». В таблице приведены ответы, которые встречались чаще всего:

Причины употребления ПАВ

Причины, по которым не употребляют ПАВ

Чтобы было хорошо.

Для кайфа.

Так легче общаться.

Чтобы было весело танцевать.

Забыться от горя.

Чтобы быть взрослее и "круче".

Просто, чтобы испытать, что это такое.

Уйти от боли.

За компанию.

Чтобы расслабиться.

Для смелости.

Для повышения тонуса

Опасения за свою жизнь и здоровье.

Боязнь проблем, родителей, милиции.

Есть принципы и убеждения.

Отсутствие денег


 

5.Чтобы ещё глубже осознать обсуждаемую сегодня проблему, предлагаю провести ещё одну ролевую игру "Ситуации".

Задания для родителей:

прочитайте ситуации, приведенные ниже, коллективно проанализируйте их;

представьте вариант завершения ситуации в виде сценки.

1-я группа: Вы возвращаетесь домой после тяжелого трудового дня. А ваш ребенок сидит в своей комнате с одноклассником, и оттуда пахнет сигаретным дымом. Ваши действия?

2-я группа: Однажды, наводя порядок на столе своего ребенка, вы обнаружили, что ваш ребёнок вместе с другом вдыхал пары ацетона, и решили поговорить с ним об этом. Как вы будете это делать?

3-я группа: Ребенок вернулся домой, от него пахнет сигаретным дымом и состояние его какое-то необычное. Когда вы говорите ему об этом, он отрицает, что курил. Ваши действия?

Рефлексия ролевой игры. Родителям предлагается ответить на вопросы:

Было ли вам комфортно играть роль подростка?

Что вы чувствовали при этом?

Знакомы ли вам проигрываемые ситуации?

Ожидаемый результат. Ролевая игра даст возможность родителям почувствовать себя на месте подростка, осознать реальную возможность возникновения проблем употребления ПАВ в каждой семье и необходимость особого психологического подхода при общении с ребенком по этому поводу.

6.Далее я предлагаю каждому подумать и ответить на вопрос: (результаты фиксируются на доске)

Как можно помочь ребенку не поддаться этому соблазну?

Ожидаемый результат.

Предлагаются следующие меры профилактики употребления ПАВ и способы противостояния негативному влиянию со стороны социального окружения:

организация свободного времени детей, привлечение их к занятиям спортом, творчеством (кружки, секции, туризм, семейные хобби);

личный пример (не курить, постоянно демонстрировать свое негативное отношение к курению, бросить курить);

профилактические беседы о вреде ПАВ;

использование положительного примера известных личностей, звезд эстрады, кино;

поддержка ребенка в его начинаниях, уважение его взглядов;

организация семейного досуга (выезд на природу, дачу; участие в городских праздниках);

контроль учебы, поведения, изучение круга друзей ребенка;

введение ограничений, контроль расходования ребенком карманных денег;

обучение ребенка умению отказываться от предложения попробовать ПАВ.

Эффективность предложенных форм и методов профилактической работы зависит от соблюдения принципов семейной профилактики ПАВ. (заранее подготовлен наглядный материал)

Принципы семейной профилактики употребления ПАВ:

Системность.

Гибкий контроль.

Терпение и деликатность.

Индивидуальный подход.

Поддержка.

Наглядность.

(Обсуждение форм профилактики употребления ПАВ)

Почему именно этой форме отдали предпочтение?

Какие задачи она решает?

Перед каким выбором стоит ребенок?

Какой выбор ставят перед собой родители?

Какие принципы должны быть использованы для обеспечения эффективности выбранной формы профилактики?

Каков предполагаемый результат?

Ожидаемый результат.

Чтобы помочь ребенку избежать привычки курения, родителям нужно приложить немало усилий. Но самое главное – любить своего ребенка, понимать его и быть готовым всегда прийти на помощь. Только тогда все предложенные формы и методы будут действенны и эффективны.


 

Психологи советуют ребенку построить отказ от употребления ПАВ по схеме: отказ + аргумент + встречное предложение.

7.Обращение к родителям:

Если же ваш ребенок начал курить или попробовал употреблять психоактивные вещества, как должны вести себя родители?

Правильные советы

Неправильные советы

1.Не впадайте в панику.

2.Наблюдайте за ребенком: его поведением, внешним видом, состоянием здоровья и аппетита, с кем дружит, как одевается, как относится к учебе, с кем долго разговаривает по телефону, какую музыку слушает и т. д.

3.Постарайтесь обсудить возникшую ситуацию, когда ребенок не находится под воздействием алкоголя или наркотика.

4.Постарайтесь объяснить ребенку, что вы понимаете, как сложно и нелегко ему, и несмотря ни на что, вы продолжаете любить его и готовы помочь.

5.К серьезному разговору с ребенком надо хорошо подготовиться самому: продумайте убедительные контраргументы на его аргументы.

6.Ведите разговор с ребенком в спокойной манере.

7.Старайтесь избегать угроз, морализаторства.

8.Устройте семейный ужин и поговорите о предстоящем совместном отдыхе летом.

9.Соберите информацию о службах, которые оказывают помощь детям, не спешите идти к первому попавшемуся лекарю.

1.Разрешите смотреть телевизор, "гулять по Интернету" сколько хочет, чтобы только не ходил на улицу.

2.Устройте скандал, пригрозите каким-нибудь наказанием.

3.Никому не рассказывайте, ни к кому не обращайтесь за помощью, "не выносите сор из избы".

4.Каждый раз после прогулки демонстративно осматривайте ребенка, понюхайте его одежду, прокомментируйте ваши замечания.

5.Как только в доме появились друзья ребенка, немедленно поставьте условие: чтобы духу их здесь не было.

6.Принесите в дом как можно больше книг, брошюр, журналов, где все рассказывается о наркотиках.

7.Пригласите в дом своих друзей и вместе с ребенком в их присутствии и при их участии обсудите возникшую проблему.

8.Чтобы не вызвать гнев и бунтарство со стороны ребенка, ежедневно отпускайте его гулять, пусть все свободное время проводит на улице.

9.Запретите ему слушать музыку, которая ему нравится.

10.Всегда отпускайте ребенка на дискотеку, ему необходимо общение со своими сверстниками в неформальной обстановке.

8. Ознакомление с памятками для родителей. (см. приложение)

9. Ответы на вопросы родителей.

10. Подведение итогов.

Я попрошу вас для себя продолжить фразы:

"Сегодня я понял(а), что…"

"После этого разговора мне стало ясно…"

"Это собрание помогло мне разобраться…"

И заканчивая сегодняшнее родительское собрание, мне бы хотелось сказать следующее:

1. По мнению ученых, каждый ребенок обладает большими защитными возможностями психического и физического здоровья. Эти защитные возможности называют защитными факторами, благодаря которым ребенок сможет противостоять формированию вредным привычкам, быть здоровым полноценным человеком и настоящим гражданином, невзирая ни на какие неблагоприятные обстоятельства.

2. Защитные факторы подразделяют на внешние, которые поддерживают ребенка в жизни, ставят его в необходимые рамки, очерчивают границы приемлемого поведения, и внутренние, связанные с его личностными качествами, определяющими стиль поведения ребенка.

Внешние защитные факторы

Внутренние защитные качества

Поддержка семьи

Родители, которые являются образцом социальных связей.

Общение с родителями.

Общение с другими взрослыми.

Участие родителей в жизни школы.

Положительный школьный микроклимат.

Воспитание ребенка по единым правилам обоими родителями.

Контроль со стороны родителей.

Организация домашнего досуга.

Хорошие друзья.

Занятия музыкой.

Дополнительное образование.

Участие в общественной жизни по месту жительства

Стремление к успеху.

Стремление к учению.

Хорошая успеваемость в школе.

Выполнение работы по дому.

Стремление помогать людям.

Умение сопереживать людям.

Сексуальная сдержанность.

Навыки умеренного отстаивания своего мнения.

Навыки принятия решений.

Умение находить друзей.

Навыки планирования.

Реалистичная самооценка.

Оптимизм

Вы спросите: "Сколько же защитных факторов у моего сына или дочери?" Ответ прост. Обычно дети располагают примерно 16 защитными факторами. Найдите время и вместе с детьми прочитайте и обсудите их. Таким образом, вы узнаете, какими защитными качествами уже обладает ваш ребенок и какие защитные ресурсы ему необходимы. Помогите ему в этом!

 


 

Приложение

Памятка для родителей


Памятка для родителей
DOCX / 1.44 Мб

    /data/files/a1484151226.pptx (презентация Профилактика ПАВ в подростковой среде)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Шумская Алла Владимировна
Комментарий был удалён пользователем 09 фев 2017 в 10:44
Кравченко Лариса Юрьевна, 15.02.17 в 21:29 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень понравилась разработка!
Кныш Анна Юрьевна, 04.07.19 в 07:55 0Ответить Пожаловаться
Очень интересная тема, большое спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.