12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна43851
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
24

Урок «Стихи и песни о Великой Отечественной войне, их призывно-воодушевляющий характер»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

 

Стихи и песни о Великой Отечественной войне,

их призывно-воодушевляющий характер

подготовила

учитель русского языка и литературы

Радькова Юлия Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

Брянск-2018

 Цели урока: познакомить со значением поэзии в годы Великой Отечественной войны; продолжить формирование умений школьников анализировать и интерпретировать художественный текст; воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, чувство патриотизма.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

- Война... Страшное, жестокое время. Война и песня… Что может быть общего между ними? До песен ли в военные годы? Но оказывается, что поэзия, песня жизненно необходимы и на войне.

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне, -

писал в 1943 году известный поэт В. Лебедев-Кумач. Песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

О стихах и песнях о ВОв и пойдёт речь сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

- Песни военных лет занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжёлых испытаний, разные по своей манере, они наполняли жизнь русского человека, звали весь народ к борьбе во имя победы. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи В.Лебедева-Кумача “Священная война”, выражающая всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны, боль, горе, тревогу, надежду. (Запись.)

- Конечно, в первые дни войны нужны были именно такие песни – призывные, торжественные, но большинство песен военных лет – это песни о любви. Одним из самых известных поэтов-песенников был Михаил Васильевич Исаковский, которого называли «соловьиным чудом России», «смоленским соловьём России», «человеком–песней». Тяжелая болезнь глаз не позволила Исаковскому надеть солдатскую шинель, и поэт горько переживал невозможность с оружием в руках сражаться на фронте. Зато миллионы людей пели песни «Дан приказ ему на запад…», «В лесу прифронтовом…», «Враги сожгли родную хату…», часто не зная, что их автор – Исаковский.

Самой популярной песней поэта стала «Катюша». Музыку на стихи Исаковского написал наш земляк, композитор Матвей Блантер. Созданная в 1938 году песня посвящена переживаниям девушки, разлученной со своим возлюбленным, военнослужащим-пограничником. Исаковский вспоминал: «Время тогда было тревожное. Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти. Впрочем, мы не только предчувствовали, что война будет, но в известной мере уже переживали ее: ведь в 1938 году еще пылало пламя войны в Испании; в том же году Красная Армия вынуждена была вести и вела тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан: не очень спокойно было и на западных наших границах.

По этим причинам тема родины, тема защиты ее от посягательств врага была темой самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне».

Осенью 1938 года «Катюша» была исполнена впервые и понравилась всем. Песня быстро стала самой популярной из всех советских песен, а через год (а может быть, и раньше) перешагнула границы Советского Союза. Во всяком случае, уже в сентябре 1939 года население Западной Украины и Западной Белоруссии, находившееся под властью польских панов, встречало нашу армию пением "Катюши". (Запись.)

Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. В подмосковных лесах суровой военной зимой сорок первого года мирную, ласковую песню М.Исаковского пели с такими словами:

Все мы любим милую «Катюшу»,

Любим слушать, как она «поет»:

Из врага выматывает душу,

А друзьям отваги придает...

Ласковым песенным именем назвали советские солдаты грозное оружие - гвардейские реактивные минометы.

Складывались все новые и новые варианты песни, в них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше-бойце («С автоматом девушка простая»), Катюше - медицинской сестре («Раны Катя крепко перевяжет»). С «Катюшей» связывали воины свои мечты о доме, о любимых.

В Италии «Катюша» была боевым гимном партизан, в Болгарии она не раз даже принималась в качестве партизанского пароля, во Франции ее пели участники Сопротивления.

Нашу «Катюшу» и сейчас знают во всем мире. В Японии, например, «Катюша» - самая любимая песня в репертуаре массовой музыкальной организации «Поющие голоса». Когда Блантер прилетел в Токио, тысяча маленьких девочек в национальных костюмах приветствовала его в аэропорту «Катюшей»!

А на родине М.Исаковского, стоит сегодня оригинальный памятник песне "Катюша": на прикрепленной к большому камню медной табличке высечены слова из песни, а рядом беседка с бревенчатыми скамейками под навесом.

Самый широкий отклик у миллионов современников получило и стихотворение М.Исаковского «Враги сожгли родную хату», также ставшее песней (музыку написал М.Блантер). (Запись.)

- О чём эта песня? Почему она получила широкий отклик у современников?

Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село, но пафос песни трагический: прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы... Потрясение воина-победителя огромно. И вместе с солдатом слушатели смахивали слезу, потому что боль от утрат, от потери близких, самых дорогих людей была всеобщей.

- Как поэт-песенник получил известность в годы ВОв и Алексей Фатьянов, на стихи которого композитор В.Соловьёв-Седой создал песню «Соловьи», названную маршалом Жуковым одной из лучших песен военной эпохи. (Запись.)

- «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат...» Сколько уже раз — и до войны, и еще много-много раньше — люди в песнях обращались к соловью-соловушке, мечтая о любви, о счастье. И вот теперь, весной сорок пятого, это случилось снова. Коротки, томительны сновидения весны этой — последней военной... И несмотря на то, что сегодня «пушки бьют», а «завтра снова будет бой», у каждого солдата весна ох как разбередила душу...

Много песен о войне у Б.Окуджавы. Он ушёл на фронт добровольцем, прямо из-за школьной парты. Был ранен, затем мобилизован. Свои песни бард начал писать в 1950 году, одна из них - «Песенка о пехоте». (Запись.)

- Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны, в 1970 году, Булат Окуджава написал песню «Здесь птицы не поют…». Кинофильм «Белорусский вокзал», где впервые прозвучала и откуда вошла в нашу жизнь эта песня, безоговорочно относят к фильмам о Великой Отечественной войне, хотя нет в нем ни одного военного кадра. Это фильм о мирных днях, и все-таки война незримо присутствует в нем, ощущается в атмосфере действия, происходящего на экране.

Кульминационным в фильме является эпизод, когда четверка главных героев приходит в гости к бывшей медсестре своего десантного батальона и, помянув боевого товарища, припомнив былые бои, просят хозяйку спеть любимую песню их «десятого непромокаемого батальона».

Самой этой батальонной песни поначалу не было – была только ремарка в сценарии о необходи-мости и желательности таковой. Режиссер фильма Андрей Смирнов считал, что это должна быть песня, которую как бы сложил участник войны, сложил в те далекие военные годы, пусть и не очень умело, но искренне. Именно это оказалось весьма трудной задачей. Один за другим отвергались предлагаемые варианты песенных текстов и музыки.

Шло время. Уже была отснята добрая половина будущего фильма, а песню все никак не могли подобрать. И тогда решено было обратиться к поэту-фронтовику Булату Шалвовичу Окуджаве. Но Окуджава отказался, и режиссёр пошел на отчаянный шаг – решил показать ему отснятый к тому времени материал. Привез на «Мосфильм», усадил в просмотровом зале…То, что поэт увидел на экране, и вдохновило его на песню. Её первой и пока непревзойденной исполнительницей являлась Н.Ургант, сыгравшая в фильме медсестру Раю. От неё требовалось только одно: спеть и не заплакать. Плачут только мужчины. Дубли шли один за другим, и она убегала с площадки в слезах. А потом пошел тот, единственный, который мы все знаем. Очень тихий голос. Очень ровный. Сила в нем разгорается – как пожар, как набат, как беда! Плачет Леонов, по-ребячьи, взахлеб, кусает губы Сафонов, по суровому лицу Глазырина сквозь сомкнутые веки текут слезы.

А женский голос звенит такой мощью, такой сокровенной клятвой…

В самом конце войны родилась песня «Эх, дороги…». (Запись.)

- Казалось бы – вот уж настоящая военная песня. Фронтовая, солдатская, народная. Но… появилась она после окончания Великой Отечественной. И была написана по заказу, для театрализованной программы «Весна победная», которую задумал и осуществил режиссер Сергей Юткевич. Все песни в ней, по замыслу постановщика, должны были связываться определенной сюжетной канвой. И потому их темы и даже характер были заранее намечены и оговорены. Будущим авторам «Дорог» — композитору Анатолию Новикову и поэту Льву Ошанину был вручен длинный их список, отпечатанный на машинке, и они приступили к работе. «Тогда казалось, что все, что можно написать о войне, уже написано, — вспоминает о времени создания песни Л.Ошанин, — И мы с Новиковым, в частности, написали немало военных песен. Может быть, поэтому и увлекла нас тема, которая была сформулирована скупо: «Под стук колес», а в скобках стояло — «Солдаты едут на фронт». Такой песни еще не было…Нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня, думалось нам, может быть написана только в 1945 году с позиций знания всего, что произошло на войне».

4.Итоги.

- По мнению К.М. Симонова, «писать о войне трудно». Писать о ней как только о чем-то парадном, торжественном и легком нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжелых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови - это тоже значит лгать, ибо все это есть, но писать только об этом - значит забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».

5. Домашнее задание:

1. Прочитать статью учебника «В.П. Астафьев» (с. 239-240), ответить на вопросы.

2. Прочитать рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Использованная литература:

1. Литература 8 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин – М.: Просвещение, 2012

2.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс – М.: ВАКО, 2012

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (7)

сменить сортировку
Дементьева Ирина Михайловна, 05.05.18 в 09:24 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Вера Сергеевна. Многое узнала впервые!!!!!!!!!!!!!!!

Отредактировано 05-05-2018 09:52

Лихина Елена Викторовна, 06.05.18 в 02:57 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Вера Сергеевна, взяла материал для фестиваля патриотической песни на следующий год.
Медведева Татьяна Петровна, 06.05.18 в 09:08 2Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, прекрасная публикация для патриотического воспитания. Спасибо
Михайлюк Лариса Викторовна, 02.07.18 в 12:39 2Ответить Пожаловаться
Публикация великолепная! Браво!!
Дёмшина Ирина Петровна, 12.08.18 в 15:44 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за публикацию, обязательно пригодится в работе!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.