Стихотворения отечественных поэтов XX - XXI вв.: М.И. Цветаевой, Б.А. Ахмадулиной.

0
0
Материал опубликован 16 November

Урок литературы -7 класс

Тема урока: Стихотворения отечественных поэтов XX - XXI вв.:

М.И. Цветаевой, Б.А. Ахмадулиной. Тематика, проблематика стихотворений.

Тип урока: освоение новых знаний.

Задачи:

Образовательные:

формировать навык чтения стихотворных текстов;

совершенствовать и развивать выразительное чтение;

усиливать словарный запас;

формировать логическое мышление.

Развивающие:

развивать навыки работы с поэтическим текстом, навыки связной речи, умение слушать;

развивать творческое мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений;

формировать навыки философского представления о мире поэта.


Воспитательные:


формировать духовно-нравственные, гражданские и мировоззренческие качества личности;

воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, интерес к истории страны, своей семьи, уважение к старшему поколению через стихотворения и музыку, написанные отечественными поэтессами XX – XXI.

Здоровьесберегающие:

снижение нервно-психической перегрузки, восстановление положительного эмоционально-энергетического тонуса обучающихся.



Межпредметные связи: русский язык, музыка, кинематография.

Оборудование: выставка сборников стихотворений М.И. Цветаевой, Б.А. Ахмадулиной, портреты, музыкальное сопровождение:

П. Чайковского отрывки из симфонии «Жизнь», Д. Шостаковича «Симфония № 10»,отрывки из кинофильма Э. Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!"(1975).



Предварительная работа: чтение отдельных стихотворений поэтесс, выучить наизусть понравившиеся стихи, подготовить рассказ о биографии М.И. Цветаевой и Б.А. Ахмадулиной.

Ход урока:

Организационный момент урока

Проверка готовности учащихся к уроку (просмотр выставки, музыкальное оформление).

Организация направленного внимания на определение темы и цели урока

Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята! Сегодня мы с Вами прикоснемся к творческому пути двух великих поэтесс XX - XXI вв. Марине Николаевне Цветаевой и Изабеллы Ахматовны Ахмадулиной (Беллы Ахмадулиной). Портреты этих поэтесс перед Вашим взором:

Марина Ивановна Цветаева (1892–1941 гг.) – знаменитая русская поэтесса, прозаик, переводчик, которая своим творчеством оставила яркий след в литературе XX века. В ее стихотворениях ярко выражена музыкальность, поскольку в детстве Цветаева обучалась игре на фортепиано.

t1763286102aa.jpg



Белла Ахатовна Ахмадулина (1937-2010 гг.) – советская писательница и переводчица, известная поэтесса двадцатого века. Ее творчество признано на родине и за границей. Биография Ахмадулиной была насыщенной.

t1763286102ab.jpg



Выступление учеников – биографии поэтесс:

1 ученик Ранние годы

Родилась Марина Цветаева в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 года. Ее отец был профессором университета, мать – пианисткой. Стоит кратко заметить, что биография Цветаевой пополнилась первыми стихами еще в возрасте шести лет.

Первое образование получила в Москве в частной женской гимназии, затем обучалась в пансионах Швейцарии, Германии, Франции.После смерти матери Марина и ее брат и две сестры воспитывались отцом, который старался дать детям хорошее образование.

Начало творческого пути

Первый сборник стихотворений Цветаевой был опубликован в 1910 году («Вечерний альбом»). Уже тогда на творчество Цветаевой обратили внимание знаменитые — Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин и Николай Гумилёв. Их творчество и произведения Николая Некрасова значительно повлияли на раннее творчество поэтессы.

В 1912 году она выпустила второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». В эти два сборника Цветаевой вошли также стихотворения для детей: «Так», «В классе», «В субботу». В 1913 году выходит третий сборник поэтессы под названием «Из двух книг».

Во время Гражданской войны (1917–1922 гг.) для Цветаевой стихи являются средством выразить сочувствие. Кроме поэзии она занимается написанием пьес..

2 ученик Жизнь в эмиграции

В 1922 году Цветаева переезжает в Берлин, затем в Чехию и в Париж. Творчество Цветаевой тех лет включает произведения «Поэма горы», «Поэма конца», «Поэма воздуха». Стихи Цветаевой 1922–1925 годов были опубликованы в сборнике «После России» (1928 г.).Однако стихотворения не принесли ей популярности за границей. Именно в период эмиграции в биографии Марины Цветаевой большое признание получила проза.

Цветаева пишет серию произведений, посвященную известным и значимым для неё людям:

в 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому», в честь известного Владимира Маяковского, чьё самоубийство потрясло поэтессу;

в 1933 г. – «Живое о живом», воспоминания о Максимилиане Волошине;

в 1934 г. – «Пленный дух» в память об Андрее Белом;

в 1936 г. – «Нездешний вечер» о Михаиле Кузмине;

в 1937 г. – «Мой Пушкин», посвященное Александру Сергеевичу Пушкину.

Возвращение на родину

Прожив 1930-е годы в бедности, в 1939 Цветаева возвращается в СССР. Её дочь и мужа арестовывают. Сергея расстреляют в 1941 году, а дочь через 15 лет реабилитируют. В этот период своей жизни Цветаева почти не пишет стихов, а лишь занимается переводами.

31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой. Похоронена великая поэтесса в городе Елабуга на Петропавловском кладбище.



3 ученик
Детство и происхождение

Изабелла родилась в апреле 1937 года. Девочка жила в Москве в интеллигентной, состоятельной семье. Отец, Ахат Валеевич, занимал должность заместителя министра. Мать, Надежда Макаровна. Лазарева,.находилась в звании майора КГБ, трудилась переводчицей.

Имя ребенку дала бабушка, Надежда Митрофановна. 30-е годы запомнились в Советском Союзе тем, что в высших кругах появилась своеобразная мода на все испанское. Политики следили за ходом гражданской войны в этой стране, где одной из самых амбициозных сил было коммунистическое движение. Дочь в семье Ахмадулиных получила испанское имя. 

Ребенка в раннем возрасте отдали в детский сад интернатного типа, расположенный в Краскове. Девочка находилась в нем неделю и на выходные возвращалась домой. В этом учреждении Ахмадулину застигла война.

В этой семье была перемешана кровь различных национальностей. От папы – татарские корни, от мамы – российско-итальянское происхождение. Немалое воздействие на Изабеллу оказала бабушка. Белла читала и знала наизусть произведения Александра Сергеевича Пушкина. Ахмадулина вспоминала, что бабушка очень любила животных. Вместе они забирали бездомных кошек, собак. 

4 ученик


Юность и образование

В военный период папа Беллы отправился на фронт. А сама Белла с бабушкой собрались в эвакуацию. Нелегким выдался путь. От Москвы с остановками добирались до Казани, в место проживания родительницы отца. В городе Ахмадулина начала болеть и могла распрощаться с жизнью. Спаслась девочка благодаря стараниям родственников.

В 1944 году Изабелла начала учиться в первом классе школы. По чтению и правописанию Белла занимала ведущее место в классе. Выдающееся умение, приобретенное ею, стало заслугой бабушки.

Учеба сопровождалась посещением Дома пионеров, расположенного в Красногвардейском районе. В заведении Изабелла занималась в литературном кружке.

В 1956 году абитуриентку приняли на обучение в Литературный институт. В 1960 году Изабелле выдали красный диплом о получении высшего образования.


5 ученик
Главные достижения

Белла Ахатовна получила множество наград. Она стала почетным членом Американской академии искусств, литературы (1977), лауреатом Государственной премии России (2004), членом независимого ордена «Триумф» (1994), обладателем Пушкинского отличительного знака (1994). Писательница награждена медалями Дружбы народов (1984), «За заслуги перед Отечеством» третьей степени (2007).

Ахмадулина снялась в художественных картинах. Поэтесса была замечена Василием Шукшиным, приглашена автором в его дебютную киноленту под названием «Живет такой парень» (1964). Она предстала в образе журналистки.


III. Чтение учениками наизусть стихотворений на выбор с рассказом о том, почему выбрано данное произведение, какие темы в нем поднимает автор.

Чтение стихотворений М.И. Цветаевой под музыку Д. Шостаковича «Симфония № 10»



М.И.Цветаева

Бежит тропинка с бугорка…


Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Всё так же сонными лугами
Лениво движется Ока;

Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И всe поют о добром, старом,
О детском времени они.

О, дни, где утро было рай
И полдень рай и все закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственным сарай

Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
Всё так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы…

1912

Руку на сердце положа...

Кричали женщины ура

И в воздух чепчики бросали.

Руку на сердце положа:

Я не знатная госпожа!


Я — мятежница лбом и чревом.

Каждый встречный, вся площадь, — все!

Подтвердят, что в дурном родстве

Я с своим родословным древом.


Кремль! Черна чернотой твоей!

Но не скрою, что всех мощней

Преценнее мне — пепел Гришки!

Если ж чепчик кидаю вверх, —

Ах! не — так же ль кричат на всех


Мировых площадях — мальчишки?!

Да, ура! — За царя! —

Ура! Восхитительные утра

Всех, с начала вселенной, въездов!


Выше башен летит чепец!

Но — минуя литой венец

На челе истукана — к звездам!


1920



Русской ржи от меня поклон,

Полю, где баба застится...

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце...


Ты в погудке дождей и бед —

То ж, что Гомер в гекзаметре.

Дай мне руку — на весь тот свет!

Здесь мои — обе заняты.


1925


Б. Ахмадуллина

Чтение стихотворений Б.А. Ахмадулиной под музыку П. Чайковского отрывки из симфонии «Жизнь».

Август

 

Так щедро август звёзды расточал.
Он так бездумно приступал к владенью,
и обращались лица ростовчан
и всех южан – навстречу их паденью.

Я добрую благодарю судьбу.
Так падали мне на плечи созвездья,
как падают в заброшенном саду
сирени неопрятные соцветья.

Подолгу наблюдали мы закат,
соседей наших клавиши сердили,
к старинному роялю музыкант
склонял свои печальные седины.

Мы были звуки музыки одной.
О, можно было инструмент расстроить,
но твоего созвучия со мной
нельзя было нарушить и расторгнуть.

В ту осень так горели маяки,
так недалёко звёзды пролегали,
бульварами шагали моряки,
и девушки в косынках пробегали.

Всё то же там паденье звёзд и зной,
всё так же побережье неизменно.
Лишь выпали из музыки одной
две ноты, взятые одновременно.
 

1958

Быть по сему: оставьте мне
закат…

Быть по сему: оставьте мне
закат вот этот закалужский,
и этот лютик золотушный,
и этот город захолустный
пучины схлынувшей на дне.

Нам преподносит известняк,
придавший местности осанки,
стихии внятные останки,
и как бы у её изнанки
мы все нечаянно в гостях.

В блеск перламутровых корост
тысячелетия рядились,
и жабры жадные трудились,
и обитала нелюдимость
вот здесь, где площадь и киоск.

Не потому ли на Оке
иные бытия расценки,
что все мы сведущи в рецепте:
как, коротая век в райцентре,
быть с вечностью накоротке.
Мы одиноки меж людьми.
Надменно наше захуданье.

Вы – в этом времени, мы – дале.
Мы утонули в мирозданье
давно, до Ноевой ладьи.
 

1983

 

Дождь в лицо и ключицы,

и над мачтами гром.

Ты со мной приключился,

словно шторм с кораблём.

 

То ли будет, другое...

Я и знать не хочу –

разобьюсь ли о горе,

или в счастье влечу.

 

Мне и страшно, и весело,

как тому кораблю...

 

Не жалею, что встретила.

Не боюсь, что люблю.

 

1955


IV. Работа в тетради

Краткая запись творческого пути поэтесс.

Первый сборник стихотворений Цветаевой был опубликован в 1910 году («Вечерний альбом»). Уже тогда на творчество Цветаевой обратили внимание знаменитые — Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин и Николай Гумилёв. Их творчество и произведения Николая Некрасова значительно повлияли на раннее творчество поэтессы.

В 1912 году она выпустила второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». В эти два сборника Цветаевой вошли также стихотворения для детей: «Так», «В классе», «В субботу». В 1913 году выходит третий сборник поэтессы под названием «Из двух книг». Во время Гражданской войны (1917–1922 гг.) для Цветаевой стихи являются средством выразить сочувствие. Кроме поэзии она занимается написанием пьес. Ряд известных произведений 30-ых годов: 1933 г. – «Живое о живом», воспоминания о Максимилиане Волошине; 1934 г. – «Пленный дух» в память об Андрее Белом;1936 г. – «Нездешний вечер» о Михаиле Кузмине; 1937 г. – «Мой Пушкин», посвященное Александру Сергеевичу Пушкину.

Поэтесса Белла Ахмадулина вошла в русскую литературу на рубеже 1950-1960-х годов, когда возник беспримерный массовый интерес к поэзии, причем не столько к печатному, сколько к озвученному поэтическому слову. Во многом этот "поэтический бум" был связан с творчеством нового поколения поэтов - так называемых "шестидесятников". Одним из наиболее ярких представителей этого поколения стала Белла Ахмадулина.
Начало литературного пути Беллы Ахмадулиной пришлось на время, когда были живы и активно работали Б. Пастернак, А. Ахматова и В. Набоков - корифеи русской литературы XX века.

  Весь литературный путь Б. Ахмадулиной - это последовательное созидание самобытного и суверенного художественного мира. Этот мир интересен и притягателен неповторимо индивидуальной эмоциональной и стилистической окраской, естественностью и органичностью поэтической речи, изысканностью и музыкальностью.

Впервые произведения Беллы Ахмадулиной увидели свет в 1954 году. В 1962 году была издана первая книга Бэллы Ахмадулиной «Струна».

   Поэтический сборник «Озноб», в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев» (1969, ФРГ); «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975), «Свеча» (1977), «Метель» (1977) и др. В 1988 вышла книга «Избранное», за ней последовали новые поэтические сборники.

     Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной является дружба. «Свирепей дружбы в мире нет любви», в сб. «Сны о Грузии», 1977), «По улице моей который год…».


V. Творчество поэтесс в кинофильмах


Учитель

Ребята! Интересен такой факт, что стихотворения обеих поэтесс были прекрасно положены на музыку М. Таривердиевым в кинофильме "Ирония судьбы, или С легким паром!" (режиссер Э. Рязанов,1975).

Белла Ахмадулина. "По улице моей который год...",а

Марина Цветаева. «Мне нравится, что вы больны не мной…»

 

 

По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.

Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.

Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.

                                                          9

К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.

О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.

Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.

Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.

Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и - мудрая - я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.

И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.

И вот тогда - из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.

1959


Просмотр отрывка с кинофильма: "Ирония Судьбы" (Отрывок) |Белла Ахмадулина/По улице моей который год/ - смотреть видео онлайн от «Wordsmith Wisdom» в хорошем качестве, опубликованное 28 января 2025 года в 10:17:10 00:03:07. - смотреть онлайн в поиске Яндекса по Видео



Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не вами!

1915

Просмотр отрывка с кинофильма:Видео Мне нравится что вы больны не мною - песня Нади из кинофильма Ирония судьбы | OK.RU - смотреть онлайн в поиске Яндекса по Видео





VI. Домашнее задание.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение М.И. Цветаевой или Б.А. Ахмадулиной; подготовиться к анализу стихотворения «Бежит тропинка с бугорка…» М.И. Цветаевой.


VIII. Итог урока.

1.Ребята делятся своими ощущениями о творчестве поэтесс.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.