Учебно-тематическое планирование программы курса «История России XX – начала XXI вв.» (9 класс)

0
0
Материал опубликован 5 September 2016

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа курса «История России XX - начала XXI вв.», 9 класс составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории, 2016год, программы преподавания истории России XX – н. XXI века под редакцией А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной, М. «Просвещение» 2015 г.

Рабочая программа устанавливает примерное распределение учебного времени на изуче­ние истории России 34 учебные часа, 1 час в неделю. В программе рассчитаны 2 контрольные работы по темам «Россия в первой половине XX века» и «Россия во второй половине XX века».

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения истории России на ступени среднего общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной про­грамме по истории. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом форми­рования у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных свя­зей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. История России XX - начала   XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень. М.: «Просвещение», 2010

Исторические карты:

Становление советской России 1917-1922 гг.

Россия в 1907-1914 гг.

Революция в России 1905-1907 гг.

Российская империя в начале XX в.

Экономическое развитие СССР в 1926-1940 гг.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Россия в составе СССР (20-30 гг.)

СССР в 1946-1990 гг.

СССР в 1946-1991 гг.

СНГ

Экономика СССР в 1966-1990 гг.

Список литературы для учителя:

Ерохина М.С. Россия и мир в ХХ веке: 9-й класс.: Метод. Пособие для учителя. (М.С. Ерохина, М.В. Короткова. – М.: ООО «Издательство Астрель». 2004 г. – 78 (2) с.

«Поурочные разработки к учебнику «История России ХХ-начало XXI века» Волгоград, 2005г.

3000 тестов и проверочных работ по истории, М.2005г.

Хрестоматия по истории России.

Настоящая программа предоставляет возможность всем учащимся получить необходимый российскому гражданину минимум исторических знаний к концу 9 класса. Изучение истории как часть процесса формирования социального опыта личности российского гражданина XXI века подразумевает единство моральных критериев, стоящих над идеологическим, политическим и культурным разнообразием современного мира. Общая цель исторического образования – приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям и развитие ценностно-ориентированной личности учащегося, воспитания патриотизма, формирования гражданского самосознания россиянина. Делается акцент на проблемном подходе к изучению тем, используются знания, полученные в среднем звене школы. Первостепенно значение придается человеку и его духовному развитию в историческом процессе. Предложенное сочетание курсов отечественной и всеобщей истории может подвергнуться перестановке. В центр внимания обучающихся ставится состояние человека и общества, их материальные и культурные потребности, интересы личности и сословий, социальных групп и государства.

В рабочую программу включен этнокультурный (казачий) компонент, который рассчитан на формирование ценностного отношения к родному краю. Компонент включен в следующие уроки: «Россия в Первой Мировой войне», «Гражданская война», «Политическое развитие в 20-30-ые гг.» и «Коренной перелом и народы СССР в борьбе с немецким фашизмом». Изучение истории казачества позволит развивать в обучающихся чувство патриотизма и любви к Родине.

Задачи изучения истории России в 9 классе:

– завершение формирования ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной са­моидентификации в окружающем мире;

– овладение учащимися основными знаниями по истории России XX – начала XXI вв., понимание ими места и роли России во всемирно-историческом процессе;

– воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории России XX в. и гордости за героические свершения предков, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

– развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XX – начала XXI вв.;

– формирование у школьников умения применять знания по истории России XX – начала XXI вв. для осмысления сущности современных обще­ственных явлений, в общении с другими людьми в современ­ном обществе.

К важнейшим личностным результатам изучения исто­рии России в 9 классе относятся следующие убеждения и ка­чества:

– осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Российской империи и Советского Союза;

– осмысление социально-нравственного опыта России XX в.;

– уважение к культуре России XX в.

Метапредметные результаты изучения истории России в 9 классе выражаются в следующих качествах:

– способность сознательно организовывать и самостоятельно регулировать свою учебную деятельность;

– владение на высоком уровне умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять развернутый план, формулиро­вать и обосновывать выводы, конспектировать), использовать современ­ные источники информации;

– способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат, эссе, доклад, аналитическая записка).

Список литературы для учащихся:

Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. - М., 1991. 

Александр Керенский: любовь и ненависть революции. Дневники, статьи, очерки и воспоминания современников. - Чебоксары, 1993.

Боханов А.Н. Сумерки монархии. - М., 1993. 

Васюков В.С. Внешняя политика России накануне Февральской революции: 1916 - февраль 1917 г. - М., 1989. 

Верт Н. История советского государства 1900-1991 гг. - М., 1992. 

Гражданская война в СССР. В двух томах. - М., 1986. 

Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы. СССР в первые послевоенные годы. - М,. 2001.

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. - М., 1991. - Т.1-3.

За "железным занавесом": мифы и реалии советской науки /Под ред. М. Хайнеманна и Э.И. Колчинского. - СПб., 2002. 

Из истории гражданской войны в СССР. Сборник документов и материалов (1918-1922): В 3-х т. - М., 1960. 

Индустриализация СССР: Документы и материалы: В 3- вып. - М., 1969-1971. 

История первой мировой войны 1914-1918 гг. - М., 1975. 

Кооперативно-колхозное строительство в СССР: 1917-1922. Документы и материалы. - М., 1990. 

Медведев Р.А. Н.С. Хрущев. Политическая биография. - М., 1990.

Медведев Р.А. Неизвестный Андропов. - М., 1999

Никонов В.А. Эпоха перемен: Россия 90-х глазами консерватора. - М., 1999. 

Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: Власть и массы. - М., 1994.

Перестройка: двадцать лет спустя / Сост. В.И. Толстых. - М., 2005.

Политическая история России в партиях и лицах / Сост. : В.В. Шелохаев, А.Н. Боханов, Н.Г. Думова, Н.Д. Ерофеев и др. - М., 1993.

Уткин А.И. Вторая мировая война. - М., 2003. 

Учебно-тематическое планирование

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

д/з

Дата

план

факт

1

Россия на рубеже XIX-XX вв. (6 часов)

Российская империя в конце XIX - начале XX в. и её место в мире

1

Урок усвоения НЗ

Территория и население Российской империи. Особенности российской модернизации. Политический строй государственные символы. Социальная структура. Автономия, индустриальное общество, меценатство, модернизация

Показывать на карте терри­торию Российской империи, называть особенности процесса модернизации в России начала XX в.; сравнивать темпы и хар-р модернизации в Р. и др. странах

составление развернутого плана, фронтальный опрос

§ 1 вопросы, задания, словарь,

   

2

Экономическое и общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

1

Комб.

Российская экономика на рубеже веков. Роль государства в экономике, иностранный капитал, российский монополистический капитализм, с/х, инвестиции, картель, концерн, монополиия, синдикат, терст. Николай II, борьба в верхних эшелонах власти, «зубатовский социализм», создание РСДРП, эссеры, либеральные организации, русификация, федеративное государство

охарактеризовать политические партии и общественные движения в России на рубеже веков,

Выявлять особенности российского монополистического капитализма и роль государства в экономической жизни страны

Самостоятельное формулирование собственных за­ключений и оце­ночных суждений

§ 2-3 таблица, словарь,

   

3

Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг.

1

Комб.

Основные правления внешней политики России, дальневосточная политика. Русско-японская война, флагманский корабль

Знать основные этапы русско-японской войны

Запись основных положений лек­ции, выполнение индивидуальных заданий,

§ 4 вопросы, задания, словарь,

   

4

Первая российская революция. Экономические и политические реформы

1

Комб.

Причины революции, ход революции, манифест 17 октября, монархические партии, декабрьское вооруженное восстание, деятельность II Государственной думы. Антисемитизм, петиция, трудовики. П.А. Столыпин, программа реформ, переселенческая политика, первые результаты реформ. Артель, кооператив, отруб, хутор

Знать основные события первой русской революции и реформ Столыпина

Самостоятельное формулирование собственных за­ключений и оце­ночных суждений

§ 5-6 вопросы, задания, словарь,

   

5

Политическая и духовная жизнь в 1907-1914 гг.

1

Комб.

Новый избирательный закон. III Государственная дума. Ужесточение национальной политики. Нарастание революционных настроений. IV Государственная дума. Духовное состояние общества. Просвещение. Наука, литература, живопись.

Уметь выделять этапы становления российского парламентаризма, формирования ценностного отношения к российской культуре

Самостоятельное формулирование собственных за­ключений и оце­ночных суждений

§ 7-8 вопросы, задания, словарь,

   

6

Россия в Первой Мировой войне

1

Комб.

Начало война. Отношение к войне народа и партий. Начало боевых действий. Приближение кризиса. Пацифисты. позиционная война, продразверстка, экспансия. Этнокультурный (казачий) компонент

Формирование ценностного отношения к мирному сосуществованию

Запись основных положений лек­ции, выполнение индивидуальных заданий

§ 9 вопросы, задания, словарь,

   

7

Великая российская революция (4 часа)

Свержение монархии. Россия весной-летом 1917 г.

1

Комб.

Кризис режима. Причины революции. Отречение Николая II. Двоевластие. Полит. Партии, кризисы власти

Излагать суждения о причинах революции

составление развернутого плана

§ 10-11 вопросы, задания, словарь,

   

8

Октябрьская революция. Формирование советской государственности

1

Комб.

Последний этап кризиса власти.

Подготовка и проведение восстания в Петрограде. Декреты о мире и о земле. Установление новой власти. Создание новых органов власти. Уничтожение национального и сословного неравенства. Брестский мир. Аграрная политика

Знать ход революции, Называть основные направления экономики и политики государства

Самостоятельное формулирование собственных за­ключений и оце­ночных суждений,

§ 12-13 вопросы, задания, словарь,

   

9

Гражданская война

1

Комб.

Причины и основные этапы Гражданской войны . Формирование Белого движения, создание Красной Армии. Этнокультурный (казачий) компонент

Называть причины и основные этапы Гражданской войны 

Запись основных положений лек­ции, выполнение индивидуальных заданий,

§ 14-15 вопросы, задания, словарь,

   

10

Экономика в годы революции и гражданской войны

1

Комб.

Формирование Белого движения, создание Красной Армии

Политика военного коммунизма, С/Х, экономическая политика белых Кронштадское восстание

Знать суть политики военного коммунизма, сущность продразверстки. Знать причины поражения белых и победы красных.

Беседа, фронтальный опрос,

§ 16-17 вопросы, задания, словарь,

   

11

СССР на путях строительства нового общества (8 часов)

Переход к НЭПу

1

Комб.

Причины перехода к НЭПу, Экономические противоречия НЭПа, хлебозаготовительный кризис.

Знать причины перехода к нэпу, итоги нэпа, в чем заключались противоречивость нэпа

Запись основных положений лек­ции

§ 18 вопросы, задания, словарь,

   

12

Образование СССР

1

Комб.

Присоединение национальных окраин, первые конституции СССР и РСФСР

 Называть предпосылки объединения соц. Республик., причины образования СССР.

Беседа, фронтальный опрос, составление таблицы

§ 19 вопросы, задания, словарь,

   

13

Политическое развитие в 20-30 гг.

1

Комб.

 Утверждение однопартийной политической системы

Основное противоречие нэпа. Роль партии в жизни гос-

ва, роль идеологии, формирование культа личности

Сталина. Массовые репрессии. Этнокультурный (казачий) компонент

Знать особенности политического режима в 1920-е г. называть течения, образовавшиеся в партии после смерти В.И. Ленина, почему в борьбе за личную власть одержал Сталин

Самостоятельное формулирование собственных за­ключений и оце­ночных суждений

§ 21, 25 вопросы, задания, словарь,

   

14

Духовная жизнь в 20-30 гг.

1

Комб.

Партийный контроль над духовной жизнью.

Большевики и церковь. Начало «нового искусства»

Развитие образования, научные достижения, искусство

Коренные изменения в духовной жизни общества

Беседа, фронтальный опрос, составление таблицы

§ 22, 26 вопросы, задания, словарь,

   

15

Социалистическая индустриализация

1

Комб.

1 пятилетка, 2 пятилетка. Стахановское движение.

Особенности индустриализации в СССР. Итоги первых пятилеток.

Запись основных положений лек­ции

§ 15 вопросы, задания, словарь,

   

16

Коллективизация сельского хозяйства

1

Комб.

Раскулачивание, колхозное крестьянство.

Знать причины и результаты коллективизации

Запись основных положений лек­ции

§ 16 вопросы, задания, словарь,

   

17

Внешняя политика в 20-30 гг.

1

Комб.

 Внешняя политика СССР в 1920-е годы

«Полоса признания» Конференция в Генуе.

Подписание Рапальского договора Курс Коминтерна на

создание единого антифашистского фронта, война в

Испании и СССР. Дальневосточная политика СССР

Сближение СССР и Германии 

Называть цель и основные направления внешней политики в 20-30 гг.,

Самостоятельное формулирование собственных за­ключений и оце­ночных суждений

§ 20, 27 вопросы, задания, словарь,

   

18

Обобщение: «Россия в первой половине XX в.»

1

Урок контроля

Контрольная работа

Применение полученный знаний и навыков

тестирование

     

19

Великая Отечественная война (4 часа)

Предпосылки и начало ВОВ

1

Комб.

Начало второй мировой войны и Советский Союз. Советско-финляндская война. Советско-германские отношения накануне войны. Канун войны.

Начало войны.

Силы и планы сторон.

Неудачи Красной Армии летом-осенью 1941г. Битва за Москву, оборона Ленинграда. Провал плана «молниеносной» войны

Понимать предпосылки ВМВ, напряженность между Россией и капиталистическими странами

составление развернутого плана

§ 28-29 вопросы, задания, словарь,

   

20

Немецкое наступление 1942 г. и советский тыл

1

Комб.

 Ситуация на фронте весной 1942г. планы сторон. Сталинградская битва. Советское общество в первый период войны. Церковь в годы войны. Всё для фронта, все для победы.

Охарактеризовать работу тыла в годы войны

составление развернутого плана

§ 30-31 вопросы, задания, словарь,

   

21

Коренной перелом и народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

1

Комб.

 Битва за Кавказ. Разгром немецких войск под Сталинградом Битва на Курской дуге, Тегеранская конференция.

Многонациональный советский народ на фронтах войны Великий подвиг народа в Отечественной войне. Этнокультурный (казачий) компонент

знать основные фронты и ход боевых действий

составление развернутого плана

§ 32-33 вопросы, задания, словарь,

   

22

СССР на завершающем этапе II МВ.

1

Комб.

 «Десять сталинских ударов». Проблема второго фронта. Конференция в Тегеране, Ялте, Потсдаме, их решения.

Понимать итоги ВОВ

составление развернутого плана

§ 34 вопросы, задания, словарь,

   

23

СССР в 1945 — середине 60-х гг. (4 часа)

Политическое развитие

1

Комб.

Демократический импульс войны.

Изменения в структурах власти. Новый виток репрессий. Национальная политика. Смерть Сталина и борьба за власть. ХХ съезд КПСС. Реабилитация

Понимание идеологической кампании конца 1940-60 гг.

Самостоятельное формулирование собственных за­ключений и оце­ночных суждений

§ 36, 39 вопросы, задания, словарь,

   

24

Восстановление экономики

1

Комб.

Экономика СССР после войны. Развитие промышленности.  Экономический курс Маленкова. С/Х политика Хрущева. Развитие промышленности.

Выявить этапы восстановления страны после войны

Беседа, фронтальный опрос, составление таблицы

§ 35, 40 вопросы, задания, словарь,

   

25

Духовная жизнь

1

Комб.

Восстановление «железного занавеса». Литература. театр и кино. Образование. Научные дискуссии. Социальная политика

 Преодоление сталинизма в литературе и искусстве. Развитие образования.

Охарактеризовать диссидентское и правозащитное движение.

Самостоятельное формулирование собственных за­ключений и оце­ночных суждений

§ 37, 41 вопросы, задания, словарь,

   

26

Внешняя политика

1

Комб.

У истоков «холодной войны» Апогей «холодной войны» 

Отношения с Западом. Проблема разоружения. «третий мир» во внешней политике СССР

Формирование ценностного отношения к мирному сосуществованию

Беседа, фронтальный опрос, составление таблицы

§ 38, 42 вопросы, задания, словарь,

   

27

СССР в середине 60-х — 1991 г. (4 часа)

Политический режим

1

Комб.

Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Укрепление роли армии и органов безопасности.  Предыстория перестройки. «Кадровая революция» реформа 1988г. формирование многопартийности. Национальная политика и межнац. Отношения.

Понимание сути политики перестройки и гласности. Причин распада СССР

Самостоятельное формулирование собственных за­ключений и оце­ночных суждений

§ 43, 47 вопросы, задания, словарь,

   

28

Экономика СССР

1

Комб.

Аграрная реформа 1965г. и ее результаты. реформы в промышленности НТП. Социальная политика/ Августовский  полит. Кризис 1991г. стратегия ускорения.»

Экономическая реформа 1987г. второй этап экономич. Реформы. Программа «500 дней

Понимание попыток модернизации общества в условиях замедления темпов экономического роста

составление развернутого плана, фронтальный опрос

§ 44, 48 вопросы, задания, словарь,

   

29

Внешняя политика

1

Комб.

Отношения с Западом. Региональные конфликты. Отношения с соц. странами. Афганская война. Новое полит. Мышление. Начало разоружения. Распад социалистической системы. Результаты политики «нового мышления»

Выявлять основные направления внешней политики СССР

Беседа, фронтальный опрос, составление таблицы

§ 46, 50 вопросы, задания, словарь,

   

30

Общественная жизнь

1

Комб.

Концепция «развитого социализма»  Противоречия в развитии художественной культуры.

Ростки «антисистемы». На пути к гласности. Литература. Кино. Театр, реабилитация, издержки гласности.

Формирование ценностного отношения к культуре своей Родины

Самостоятельное формулирование собственных за­ключений и оце­ночных суждений

§ 45, 49 вопросы, задания, словарь,

   

31

Россия в конце XX – начале XXI в. (4 часа)

Экономика и политическая жизнь

1

Комб.

От советской экономической системы к рынку. «Шоковая терапия». Приватизация. Первые результаты экономических реформ. Финансовый кризис 1998г. и его последствия.

Россия в мировой экономике. Разработка новой Конституции. Политический кризис 1993г. российская многопартийность. Президентские выборы 1996г. Отставка Б.Н. Ельцина. Результаты полит.развития в 90-е г.

Формирование ценностного отношения к демократии

Запись основных положений лек­ции, выполнение индивидуальных заданий

§ 51-52, вопросы, задания, словарь,

   

32

Строительство обновленной России и духовная жизнь

1

Комб.

Развитие культуры, СМИ. Религия. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор. нарастание противоречий между центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 90-е г.

Охарактеризовать основные этапы становления новой российской государственности

Самостоятельное формулирование собственных за­ключений и оце­ночных суждений, тестирование

§ 53-54, вопросы, задания, словарь,

   

33

Внешняя политика. Россия в начале XXI в.

1

Комб.

Новое место России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия- СНГ.

  Президент России ВВ. Путин.

Укрепление российской государственности. Политические реформы. Новые гос. символы России. Экономические реформы. усиление борьбы с терроризмом. Выборы 2003-2004гг.

Выявлять основные направления внешней политики современной России.

Понимание современных проблем Российской Федерации и путей их решения

Самостоятельное формулирование собственных за­ключений и оце­ночных суждений, тестирование

§ 55-56, вопросы, задания, словарь,

   

34

Обобщение: «Россия во второй половине XX в.»

1

Урок контроля

Контрольная работа

Применение полученных знаний и навыков

тестирование

     
Комментарии
Комментариев пока нет.