12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Elena Maleeva31
Россия, Ярославская обл., Ярославль

Учебно-методическая разработка. Веб-квест.

Образ Ивана Грозного в русском искусстве XIX-XX вв”.

 

Авторы:

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 59 г. Ярославля

Головнева Марина Вадимовна

marinagol.mag@gmail.com;

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 59 г. Ярославля

Малеева Елена Геннадьевна

lengu2008@gmail.com

Царствование Ивана Васильевича Грозного изучается в курсе истории основной школы в конце 6 класса, когда в силу возрастных особенностей обучающиеся еще не могут воспринять всю сложность, трагичность и многогранность данной исторической фигуры. В 7 классе изучение истории России начинается с темы “Смута”, для понимания которой необходимо вновь вернуться к политике и личности первого русского царя.

В школьном курсе литературы учащиеся 7 класса (программа Меркина Г.С.) знакомятся с художественным образом Ивана Грозного при изучении поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Изучение данного произведения создает благоприятные предпосылки для более детального “погружения” в эпоху царствования первого русского царя и расширения исторического контекста. Завершающим этапом работы над произведением становится Веб-квест “Образ Ивана Грозного в русском искусстве XIX-XX вв”, что позволяет обеспечить плавный переход от литературы к истории в изучении эпохи Ивана Грозного.

Как традиционные уроки, так и уроки с использованием нетрадиционных форм и методов, не позволяют сегодня решить по крайней мере  две дидактические проблемы: катастрофическая нехватка учебного времени в рамках урока и перегрузка обучающихся в рамках домашних заданий.

Данная методическая разработка - интегрированный проект (история, литература, МХК) с использованием интернет-ресурсов в рамках технологии «web-квест» - есть попытка разрешить эти проблемы. Главные же цели применения технологии веб-квеста: сделать процесс обучения истории и литературы современным и занимательным, способствовать формированию мотивации к самообразованию.

Новизна подхода к процессу обучения заключается в том, что вместо бесконечного поиска необходимой информации в сети ИНТЕРНЕТ обучающимся предлагается список web-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний.

Тема актуальна, так как использование в проектной деятельности компьютера как инструмента помогает формированию способности самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Применение данной технологии в процессе обучения способствует реализации креативного потенциала, формированию навыка публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, вопросами, дискуссиями) и развитию маловостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтических, музыкальных, художественных способностей).

Цель проекта: изучить художественные и исторические модели личности Ивана Грозного и ответить на проблемный вопрос, выполнив задания в группах:

Можно ли на основе художественной модели личности Ивана Грозного получить достоверное представление об историческом образе первого русского царя?  

Задачи проекта:

1. Познакомить с произведениями искусства, в которых использован образ первого русского царя, расширив знания учащихся в области литературы и истории.

2. Способствовать формированию  навыков проектно-исследовательской деятельности.

3. Учить критически относиться к информации, перерабатывать её и творчески переосмысливать.

4. Сформировать УУД:

1) Познавательные: постановка и формулировка проблемы, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации;

2)Регулятивные: саморегуляция, целеполагание, планирование и организация действий, коррекция;

3)Личностные: самоопределение, нравственно-эстетическое оценивание;

4)Коммуникативные: взаимодействие, разрешение конфликтов, монологическая и диалогическая речь, умение аргументировать свою точку зрения, слушать и слышать.

5. Обучить описанию личного опыта участия в образовательном веб-квесте, работе с сервисами: google doc, gogle таблицы,  tagul, thinglink.

Тип проекта: интегрированный (история, литература, МХК, информатика)

Условия: урок 1: компьютерный класс, вариант I - 1 ученик - 1 компьютер, подключение к сети Интернет; вариант II - наличие мобильного телефона с возможностью выхода в интернет; наличие у обучающихся аккаунта в Google; самостоятельная работа дома: компьютер, выход в Интернет, аккаунт в Google; 2 урок: 5-10 компьютеров для групповой работы, подключение к сети Интернет.

Структура:

Введение (предназначено для привлечения интереса учащихся);

Задание (описывает конечный продукт деятельности);

Процесс (дается пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта, и список web-сайтов, на которых содержится необходимая информация);

Оценка (формулируются критерии оценки работы учащихся);

Заключение (подведение итогов проектной деятельности).

Возрастная группа: 7 класс

Сроки реализации проекта: 2 недели

Содержание:

Прежде чем приступить к работе над web-квестом учитель должен провести трудоёмкую подготовительную работу: создать сайт, продумать и разместить на нем систему различных заданий; помочь ученикам в создании собственных аккаунтов Google, предоставить доступ к документам, необходимым в ходе работы.

На первом уроке происходит “вхождение” в веб-квест . Учитель знакомит учащихся с концепцией изучения темы в формате веб-квеста, размещенной на сайте учителя: https://sites.google.com/site/mvgegm/, проводит инструктаж по технике безопасности при работе с компьютером и  практикум по нахождению сайта в интернете (через постоянно работающие сайты учителя литературы https://sites.google.com/site/30041974e/ или истории https://sites.google.com/site/golovnevamarinacom/ или письмо об открытии доступа к сайту), знакомит с его навигацией и возможностями работы, способами демонстрации результатов. Важнейший этап первого урока - актуализация темы “Образ Ивана Грозного в русском искусстве XIX - XX вв”, постановка цели и задач. На этом этапе обучающиеся индивидуально проходят входной тест  online, затем результаты комментируются учителем в режиме таблицы или сводки ответов, ученики соотносят свои результаты  с комментариями учителя. На заключительном этапе первого урока учитель формулирует задания веб-квеста и содержания работы групп:

Задания для группы "Искусствоведы"

1 уровень

"Образ Ивана Грозного в русской живописи XIX-XX веков"

Заполните таблицу "Образ Ивана Грозного в русской живописи XIX-XX веков."

2 уровень

"Творческая мастерская"

Создайте видеоролик "Образ Ивана Грозного в русской живописи XIX-XX веков"

3 уровень

"Образ Ивана Грозного в музыке"

Познакомившись с музыкальными произведениями, раскрывающими образ Ивана Грозного, сделайте выводы о причинах привлекательности для российских композиторов личности Ивана Грозного. Определите, насколько музыкальный образ помогает/мешает восприятию исторической действительности. Оформите работу в виде заметки для музыкального блога.

4 уровень

"Художественное творчество Ивана Грозного"

Познакомьтесь с гимнографическим творчеством Ивана Грозного, создайте аудиозапись гимна собственного сочинения, посвященного любому историческому деятелю или событию (онлайн-микрофон)

Задания для группы "Экскурсоводы"

1 уровень

"Ярославский край и Иван Грозный"

Найдите  причины интереса Ивана Грозного к Ярославлю, запишите их развернуто по пунктам в Google doc.

2 уровень

Виртуальный тур по музею костюмов балета "Иван  Грозный".

Напишите отзыв об экскурсии в Google doc.

3 уровень

Разработка маршрута экскурсии.

Разработайте маршрут виртуального путешествия по музеям России, в которых представлены исторические источники эпохи Ивана IV. Классифицируйте эти источники. Результаты работы зафиксируйте в виде схемы в рисунке Google.

4 уровень

Иван Грозный - экскурсовод.

Подготовьте экскурсию по Ярославлю, которую провел бы Иван Васильевич для своих гостей из Лондона. Используйте слова и выражения, которые использовались в то время. Визуализируйте полученный текст экскурсии на сервисе https://tagul.com

Задания для группы "Кинематографисты"

1 уровень

"Образ Ивана Грозного в современном кинематографе"

Составьте аннотацию к художественному фильму "Царь"

2 уровень

"Образ первого русского царя в кинокартинах XX века"

Проведите сопоставительный анализ художественных интерпретаций исторической личности первого русского царя на основе художественных фильмов "Иван Васильевич меняет профессию" и "Иван Грозный". Создайте и заполните таблицу в Google

3 уровень

"Историческая правда и художественный вымысел"

Проанализируйте полученные в ходе выполнения заданий 1 и 2 уровня результаты и сделайте выводы о причинах привлекательности для российского кинематографа личности Ивана Грозного. Определите, насколько художественный вымысел помогает/мешает восприятию исторической действительности. Оформите работу в виде критической заметки.

4 уровень

"Творческая мастерская"

Дайте ответ на вопрос, насколько ваше представление о первом русском царе изменилось после просмотра предложенных видеоматериалов и создайте ремейк-сценарий фильма об Иване Грозном.

Все результаты деятельности группы оформите в Google

Задания для группы "Историки"

1 уровень

"Иоанн Грозный в трудах историков".

Заполните таблицу "Историки и современники об Иване IV".

2 уровень

"Современники об Иване IV"

Продолжите заполнение таблицы "Историки и современники об Иване IV".

3 уровень

"Иван Грозный - документалист"

Изучите документы, написанные Иваном IV

Найдите черты личности Ивана Грозного, которые видны в его трудах. Ответ оформите в Google doc в виде таблицы.

4 уровень

"Библиотека Ивана Грозного"

Проследите путь легендарной библиотеки от ее рождения до наших дней.      

Результаты своих поисков оформите на сайте https://www.thinglink.com/

 

Кроме того, учитель знакомит класс  с критериями оценки. Ученики   определяют  темы исследования и записывают  себя в таблицу выбора

В течение двух недель после установочного урока обучающиеся самостоятельно выполняют задания веб-квеста (индивидуально и в группах), размещают результаты своей работы на специальной странице сайта, к которой у них открыт доступ, проходят тест Самооценка работы в веб-квесте”.

Учителя сопровождают обучающихся, помогают находить решения возникающих проблем  в онлайн режиме: http://vk.com/id138029234

https://www.facebook.com/elena.maleeva.3  https://www.facebook.com/marmaggo https://vk.com/id162627592

На заключительном уроке “Образ Ивана Грозного в русском искусстве XIX - XX вв. Итоги работы в веб-квесте” учителя организуют дискуссию по главному вопросу веб-квеста:  “Можно ли на основе художественной модели личности Ивана Грозного получить достоверное представление об историческом образе первого русского царя?”, которая возникает по ходу представления творческими группами результатов своей работы на сайте, ответов на вопросы одноклассников. В конце урока происходит совместное оценивание результатов работы, их сопоставление со сводкой самооценки, создание коллективной презентации “Итоги работы с веб-квестом”. Учителя оказывают техническую помощь в создании итоговой презентации, подводят итоги работы.

Работа над веб-квестом на всех этапах была интересна детям. Созданный ими интернет контент прозрачен и доступен для других учеников, учителей, всех интересующихся историей и литературой. Увлеченные лица семиклассников можно увидеть в фотоотчете.

Полученные результаты свидетельствуют о повышении самооценки обучающихся и мотивации к самообучению, формировании у них новых компетенций (поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, аудиозаписей и т. д.)...Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, делает его живым и интересным.

Опубликовано


Комментарии (1)

Малыгина Татьяна Владимировна, 05.02.16 в 19:41 0Ответить Пожаловаться
Интегрированные уроки позволяются внести разнообразие в рутинную систему образования. Представленный урок очень интересный.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.