Страна Морфемика
ДомикиDOCX / 11.96 Кб
/data/files/o1717136675.docx (Домики)
Названия группDOCX / 10.39 Кб
/data/files/t1717136698.docx (Названия групп)
Оценочный листDOCX / 13.79 Кб
/data/files/p1717136749.docx (Оценочный лист)
Правила поведения в группеDOCX / 11.83 Кб
/data/files/b1717136795.docx (Правила поведения в группе)
СхемаDOCX / 11.2 Кб
/data/files/s1717136813.docx (Схема)
Презентация к урокуPPTX / 425.41 Кб
/data/files/w1717136837.pptx (Презентация к уроку)Автор: Кучукова К.Р.,
учитель русского языка и литературы
План-конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе
Тема: Страна Морфемика.
Цель: Систематизация знаний понятий по теме «Морфемика» на основе схем и применение их при выполнении заданий.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Соотносить определения (приставка, корень, суффикс окончание) с термином;
Называть виды морфем и их значение;
Осуществлять морфемный разбор слова;
Составлять слова из других частей слов.
Метапредметные результаты:
1. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее результатом;
2. Действовать в соответствии с правилами игры и правилами работы в группе;
3.Определять степень успешности выполненной работы по заданным критериям;
4. Находить ответы на поставленные вопросы в составленной таблице, схемах;
5. Выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: Игровые технологии, ИКТ.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика».
ОФО: фронтальная, групповая.
Ход урока
Организационный этап.
(Делятся на группы. При входе тянут листочки и по цветам рассаживаются)
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня будет групповая работа. 4 группы у нас уже сложились. В каждой группе на партах лежат оценочные листы, критерии оценивания за каждую групповую работу, правила поведения в группах. Вы должны распределить роли в группе, в которой необходимо, чтобы был: организатор (отвечает за работу группы в целом, следит за динамикой работы, временем, всем ли понятно то, что необходимо выполнить), докладчик (рассказывает, что решила группа) и оценщик (выставляет команде баллы за задание на основании критериев, заполняет оценочный лист по ходу выполнения заданий). Впишите фамилии в обязанности, которые теперь выполняет каждый из вас.
1 минута на распределение
Мотивационный этап.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Обратимся к эпиграфу урока (Выразительное чтение эпиграфа) 1 слайд
Сегодня мы с вами совершим путешествие в одну из стран русского языка, встретимся с её жителями и сами на какое-то время станем этими жителями.
Мы изучили большой раздел языкознания. Давайте вспомним, как этот раздел называется? И постараемся определить, в какую же страну мы сегодня попадём. (морфемика) 2 слайд
Ребята, а как вы думаете, для чего нужен этот урок? Ведь вы уже всё изучили, жителей этой страны вы хорошо знаете (ответы детей)
Вы правы! Посмотрите на слайд. Всё, что вы сказали, объединим в одну цель нашего сегодняшнего урока: Систематизация знаний по теме «Морфемика». 3 слайд
Всё, что вы знаете, попробуем привести в единую систему. А любая система, как правило, состоит из элементов и отношений между ними. В нашем случае частями системы нашей страны «Морфемика» являются понятия - термины, которые обозначают части слова. Нам предстоит установить взаимосвязи между ними.
Символично и то, что у нас 4 группы. Почему не 3, не 2? (ответы детей)
Давайте узнаем, какое название будет носить ваша группа, какую роль мы будем выполнять в этой стране. Посмотрите на обратную сторону листочка, который висит на вашей парте.
Итак, ребята, в нашей стране, которую мы посетили, произошла абсурдная ситуация. Все жители перепутали свои домики. Приставка у нас теперь поселилась в конце слова, а суффикс вначале. Давайте попробуем разобраться в этой путанице.
Актуализация знаний
Игра «Путаница» 1 мин
(Дети выполняют задание на раздаточных листочках).
Подводим итоги. Отдайте свои распутанные путаницы оценщикам. На презентации правильное соотношение. Оцените работу своей группы, поставьте галочки напротив правильных ответов. Докладчики, прокомментируйте работу эту, у всех правильно? Баллы выставляют за проверенную работу оценщики своих команд. 4 слайд.
Обобщение знаний 5 слайд
Составляю на доске начало схемы: Исходя из этого распутывания понятий, мы можем с вами уже сейчас каким-то образом эти морфемы разделить. И для начала давайте посмотрим, как они делятся по роли в образовании новых слов. В понятии этих слов уже заложен этот смысл, внимательно посмотрите.
(Морфемы делятся на корневые и служебные. Посмотрите схемы, которые вам необходимо в группе доработать. 1 минута на выполнение этого задания). 6 слайд
ФИЗМИНУТКА «ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»
Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
Ребята, мы сделали с вами схему, разделив все морфемы по способу образования слова. Помимо этого, некоторые из этих морфем несут важное для слов значение.
Значение слова
Лексическое значение грамматическое значение
Грамматическое значение слова — это общее значение слова, его принадлежность к определённой части речи.
Лексическое значение слова — соотношение звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности.
Посмотрите на слайд и вспомните, какая часть слова заключает в себе лексическое значение слова, а какая – грамматическое. 7 слайд
Игра «Зри в корень»
Ваша задача доказать, что корень несёт лексическое значение всех однокоренных слов. Найдите в трёх рядах лишнее слово. На слайде появится 4 строчки слов. Каждая строчка для своей группы. Ваша задача за 30 секунд найти лишнее слово в ряду и сделать его морфемный разбор в тетрадях.
А чтобы правильно сделать морфемный разбор слов, мы должны вспомнить порядок этого разбора. 8 слайд, 9 слайд
Шаг 1: определяем часть речи.
Шаг 2: находим окончание (для этого изменяем слово), находим основу (часть слова без окончания).
Шаг 3: находим корень (подбираем однокоренные слова) Шаг 4: Выделяем приставки и суффиксы (подбираем слова с такими же морфемами, объясняем, если возможно, значение)
Водяной, вода, водичка, подводник, водитель.
Река, речной, речь, речушка, речник.
Купить, покупка, покупатель, купальник, накупить.
Конница, конник, подоконник, конюшня
(Докладчики выступают. Объяснить почему это слово лишнее).
Игра «Собери словечко»
ПРИСТАВКА | КОРЕНЬ | СУФФИКС | ОКОНЧАНИЕ | СЛОВО |
походка | слово | сестрица | река | пословица |
налетели | ученик | куст | молчит | научит |
коньки | мудрец | старость | домик | мудрость |
10 слайд
Слово предоставляется организаторам команд, которые подводят итоги работы группы.
- Что позволило команде (ам) добиваться успеха? Что помешало?
(удержание своей роли, распределение обязанностей, умение договариваться, что в содержании темы необходимо повторить?)
Спасибо всем за работу!
Легоцкая Вера Сергеевна