Строки судьбы поэтов Приамурья
Краеведческая библиография всё полнее и разностороннее отражает богатство литературного края. Укрепляет патриотические чувства и способствует развитию художественной культуры региона. Художественная литература создаётся усилиями творческих личностей. Произведения писателей прошлого и современных воспринимаются читателями и анализируются литературоведами. Творчество писателей и поэтов Дальнего Востока обеспечено богатством и разнообразием материала, самой жизнью. Поэты Амурской области предпочитают отдавать свой талант и мастерство любимому краю. Создавать яркие образы земляков.
Бобошко Александр Семёнович
«За что я удостоился судьбы такой, а не другой? Не разумею». Родился поэт Бобошко в городе Райчихинске 7 июня 1953 года и когда у маленького Саши спрашивали возраст, он солидно отвечал: «Три. Четвёртый». Он уже много умел. Например, чистить палочкой сапоги от весенней грязи как взрослый, стремясь завоевать уважения отца. В пять лет он научился читать. В этом же возрасте уже стоял вратарём на воротах, но будущая судьба поэта звенела не тугими ударами футбольного мяча, она беззвучно шелестела в тяжёлой нотной папке. К окончанию музыкальной школы учителя видели для Саши только одну дорогу. Сначала музыкальное училище, потом консерваторию, потом преподавать музыку. Но Александр решил иначе, он поступает в Хабаровский институт культуры. Там стажа не требовалось, только таланты, а у Бобошко их было хоть отбавляй. Здесь писались стихи, многие из них превращались в пес-ни, которые звучали со сцены института. Александр был всегда в центре внимания, всегда в творчестве. После окончания института, работал в Хабаровске старшим консультантом в Дальневосточном межобластном отделении Всесоюзного агенства по охране авторских прав. Работа Александру очень нравилась – это постоянные встречи, живое общение с творческими людьми, с художественными коллективами. После пяти лет работы Александр вернулся на амурскую землю в город Благовещенск. Здесь он устроился на работу художником – оформителем в дом культуры «Речник». Участвовал в фестивалях гитарной песни, пел и писал песни под баян. Но было и такое время в жизни амурского поэта, когда в верхах образовалось мнение, что он «не соответствует светлому образу советского артиста», что Бобошко «антисоветчик» и стихи его идеологически вредны, а песни просто опасны. А потом началась перестройка. После большого перерыва поэт Бобошко вышел на сцену. В Благовещенске выходят в свет его первые две книжки стихов - «Мы исчезаем» и «Квадратный мир». Каждое – подлинно художественное произведение. Поэтический талант необходим, но многое зависит и от личности его человеческих особенностей. Стихи Александра – больше философские размышления, в них надо вникать, думать вместе с поэтом. Поэт очень много пишет, стихов и песен у него ешё на несколько книг. Стихи Александра Бобошко живут и дышат «на миру», требуют ответственного отклика, такова потребность этого поэтического голоса.
Борзунова Светлана Аркадьевна
Ни один поэт не вызывает столько восторга, удивления, наивной гордости, что мы чем - то причастны к его судьбе. Светлана Борзунова…Женственная из женщин. Светлана была наделена особой высокой мудростью поэтов. В Приамурье она приехала два десятка лет назад, уже став поэтессой и журналисткой в родном Томске. По словам Светланы, поэтессой она себя осознала довольно поздно, к 25 годам. Как говорила сама поэтесса: «Всё, что ты пишешь, надо прожить, иначе будут не стихи, а ложь. В наше время, когда под ногами расползается лёд, особенно важно уметь удержаться за вечные истины и ценности: любовь, дружбу, тепло, доброту, преданность, честность. В любой обстановке надо оставаться собой. В девять лет мама устраивает Светлану в спецшколу, с преподаванием предметов на немецком языке. Здесь впервые обратили внимание на литературные способности Светланы. Она сочиняла юмористические стихи для школьной газеты и рисовала карикатуры. Стихи получались лучше. Стенгазета в дальнейшем определила выбор профессии, стать журналистом. В 1969 году оканчивает школу и поступает в Томский государственный университет. Настали студенческие весёлые годы. Но даже в это время Светлана была поглощена внутренними переживаниями. Её стихами о любви зачитывались подружки, переписывая их себе в блокноты. В каждом стихотворении есть какое-то мгновение жизни, переживание, мысли, настроение. Первые стихи были напечатаны на втором курсе в университетской многотиражке. А мы изучаем творческую личность. Светлана Борзунова первую книгу, сборник стихов, назвала «Не летняя погода». Затем выйдет в свет сборник «Яблоки райского сада», затем выйдет в свет ещё одна замечательная книга «Пока ещё люблю». Вместе с художником М.Савченко выпускают в свет сборник «Там, где Зея с Амуром слились меж собой». Самый длинный период в жизни Светланы, когда она не писала стихи, - пять лет. Время, когда родила мальчишек - погодков. Дети занимают всё сознание, и ни на что не остаётся места. Некоторые пишут детские стихи, но это поэтессе не дано, как выразилась сама Светлана: «Детские стихи это что-то особое, их я писать бы не смогла. Когда не пишется по долгу, пугаюсь до сих пор – вдруг дар ушёл? Слишком знаю много примеров, когда дар оставляет людей». Читатель не любит, когда книги появляются слишком часто.
Многие считают, что Светлана лирик, но у неё есть стихотворения очень патриотичные, причём они с такой иронией и сарказмом, что даже не верится, что принадлежат женщине. Ирония и сарказм появились у поэтессы после перестройки, когда появилось больше моментов в жизни, вызывающие иронию: «Танцуем до упада. Нелегко разворовать леса. И озёра, так же реки, горы. Это чьи там реют паруса? Пращуров? Танцуем до упора. И – под клёкот, лязганье и свист.- Мы вприпрыжку, пляшем резво, споро. Это кто так верил в коммунизм? Всем стоять! Стреляем до упора». Почему же любят и читают стихи амурской поэтессы Светланы Борзуновой? Да потому, что Светлана пишет на близкие всем темы читателям: о любви, о жизни, о судьбе. Читая сборник стихотворений «Ты – моя судьба», страница за страницей, погружаясь в сложный мир чувствований, и можно согласиться с автором: сердце человека беззащитно без любви, любовь – вот величайший смысл жизни. Будь то любовь к любимому человеку, к людям, к Родине, к своей малой Родине. Любовь даёт человеку мужество и делает его сердце зрячим: «Некому поплакаться в плечо. Я сама – защита и опора. Только всхлипну, два ребячьих взора. Вспыхнут бесконечно, горячо. Мама плачет! Значит, рухнул мир. Мама плачет! Разве мамы плачут? И притихнут: не шалят, не скачут, и несут игрушки мне: возьми. Посмотрю – и посветлеет взгляд: маленькие вырастут не скоро. Сыновья - надежда и опора. От любой обида защитят». Светлана Борзунова убеждена, что биография поэта – в его стихах. Жизнь души тоже выражена в стихах. Книги поэтессы взывают к читателю: вернись к полюбившимся строчкам, пойми и запомни их, а вдруг они пригодятся тебе в жизни твоей.
Дьякова Нина Николаевна
Нина Николаевна Дьякова, уроженка Амурской области. Отец всю жизнь, начиная с 13 лет, работал механизатором. Мама в детском доме – интернате села Малиновка. В семье Нины Николаевны были ещё два её брата. Среднюю школу заканчивала в Новобурейске – два года ходила пешком, преодолевая примерно трёх километровое расстояние, вспоминает поэтесса. В школе были первые попытки написания стихов. Поступает в Благовещенский государственный педагогический институт. Оканчивает институт и остаётся работать здесь. Затем, на протяжении всей своей жизни, большей частью, приходится работать в учреждениях культуры. В жизни посчастливилось поэтессе познать чувство материнства. У неё двое детей: дочь Наталья и сын Виктор. Первые стихи Нина читала рабочим, строителям, местной интеллигенции на строительстве Бурейской ГЭС. Воспринимали хорошо, внимательно, заинтересованно, просили почитать ещё, и Нина, слегка краснея от радости и смущения, с удовольствием раскрывала для желающих, наверное, все свои тогдашние « запасники». И вот, наконец- то, первая книга стихов «Мои птицы пёстрые». По названию книги можно догадаться, что основной темой, прослеживающейся в стихах, является тема природы. Вообще природа, на протяжении всего творчества Дьяковой – носитель слова, откуда поэтесса черпает вдохновение. Но в данном сборнике это проявляется больше всего. Причём природа запечатлена амурская, дальневосточная: «Кипел и пел лимонниковый чай, весёлым дымом обдавало душу. И можно было до рассвета слушать, и можно было до утра молчать». Поэтессе нравится окружающий её мир, она любуется своей природой: «И сколько бы ни дарили мне цветов из душного нутра оранжерей, саранки конопатой лепесток я вспоминаю чаще и острей». Общаясь с природой, поэтесса связывает определённый момент жизни своей, вспоминает и сравнивает его с наступающим моментом своей жизни, сожалея, что хорошее в жизни уже позади. По объёму стихи не большие, но в границе одной строфы кроется целый мир. Поэтесса стремится за каждой строчкой уместить большое событие, равное многим годам. Природа помогает лучше раскрыться чувствам, и автор не видит лучшего собеседника. По её стихам о временах года, о природе жителей других городов, областей можно ясно и чётко представить себе всю красоту Дальнего Востока, Забайкалья. Так за первым сборником стихов постепенно издаются другие: «Мятежная нежность», «Неразрыв – трава», «Что у солнца на затылке». В её творчестве подряд с темой природы гармонично вписывается, пожалуй, одна из главных тем её поэтического творчества – тема любви. Грустная нота прослеживается в стихах о любви, о переживании, об ожидании. Всё это происходит на фоне природы, здесь чувства раскрываются ярче, большинство стихов автора представляют собой одно семантическое поле: мир, природа, человек, любовь, бог, все эти понятия у поэтессы совершают прорыв в бытийный уровень мироздания, сливаются в цельнокупность. Город, где поэт впервые ощутил творческое вдохновение, плеснувшее стихотворной строчкой на бумагу, увидел одобрительное внимание в глазах слушателей, издавая первую книжку, уже навсегда обрекает его, поэта, на признательное восхищение. Благовещенск никогда не был особенно богат поэтами, но почти каждый из них, в меру своего таланта и дарования, отразил город в своих стихах и песнях. И Нина не исключение из амурских поэтов, у неё Благовещенск свой: « Здравствуй город надежд и несбывшихся давних желаний! Свежий ветер коснулся, пушистых черёмух твоих. В старом парке над речкой на нашей любимой поляне зазвучали стихи…». Читая стихи о Благовещенске, можно увидеть огромную любовь к нему, несмотря на то, что здесь были и горе, и радость, и печаль. Поэтесса стремится донести до слушателя свою любовь к любимому городу. Даёт читателю возможность взглянуть на свой любимый Благовещенск. Увидеть его не столько физическую сущность, а проникнуть в его духовный смысл, понять движения поэтической души, водившей пером поэтессы, полюбить свой город навсегда: «Серый город, погрузившийся в туман, что ты прячешь от меня, о чём молчишь?» Осень – пушкинская пора. Так же как и великий русский поэт, её любит и Нина Дьякова. Пора, когда душа наполняется вдохновением и так много хочется сказать. Всё кругом огненное, рыжее, золотое. Это романтический период в жизни поэтессы. Красной нитью проходит цвет осени через её творчество. Золотая пора зажигает жизнь. В эту пору самым нарядным и красивым из всех деревьев Дьякова называет берёзу. Вообще берёза для неё символ, символ чистоты: «Поднимите листок берёзы, приколите к плащу булавкой…» Сегодня, читая стихи поэтессы, мы можем увидеть, что заветной задачей её стало создание своего образа России. Через пейзажи, через портрет, через лирическое «я», через историческое повествование, - но своя Россия возникает под пером русского художника стиха сообразно его личному опыту, его особенностям характера и, не в последнюю очередь, того края, где он родился и вырос. У людей одарённых дни действительно проходят быстрее. Повседневные заботы не оставляют времени на творческую жизнь. Но амурская поэтесса Нина Дьякова радует своих земляков своими прекрасными стихами: «С души оковы, с плеч платок! Бери, как есть, бери для счастья. Бери, как радости глоток, ведь жизнь пока что не погасла»…
Кольцов Евгений Александрович
Кольцов Евгений Александрович родился в городе Красноярске в 1973 году. Детство, отрочество и юность провёл в южно – казахстанском городе Джамбуле. Приезжает работать на амурскую землю в город Благовещенск в 1991 году, но долг перед Родиной призывает Евгения идти служить. Вернулся в 1994 году, в ставший близким по духу Благовещенск. В поэзию вошёл с большой энергией, новое имя появилось на страницах газет и в литературных сборниках.
Замри в момент рождения желания,
Непобедимого желания побед.
После армии поступает в училище культуры на режиссёрский факультет. Затем уезжает в Москву на высшие литературные курсы. Следом заканчивает отделение критики с красным дипломом и возвращается в Благовещенск. Был в рядах участников областного совещания молодых литераторов Приамурья и Всероссийского совещания молодых писателей в конце девяностых годов.
В 1997 году вышел в свет сборник стихов « Фотография ветров», Евгения Кольцова принимают в Союз писателей России. Случай беспрецедентный: поэту всего 24 года. В стихах, как и в музыке и архитектуре трогает настроение, часто бывает мысль и стихотворение туманно, но вы чувствуете, что-то трогает вас внутри. Вникните в поэзию Евгения Кольцова – и вы услышите и увидите особый мир. Самобытность поэтического почерка Кольцова складывается из многих компонентов, но главное в стихах – интонация, рождённая дыханием поэта. Манера письма стереоскопична, объёмна. Строчки монтируются, как в кинематографе. Отчётливо видно в стихах амурского поэта звучание и дыхание эпохи, рваный поэтический ритм конца тысячелетия. …И слово «жизнь» касаясь огня вот – вот воспламенится. Побудь ещё, потом уйди, потом как хочешь.
Стихи автора как молодого дарования, чьё видение мира и манера письма претендует на некоторую оригинальность и новизну. Любовь чувствуется у автора более глубокой и печальной, выстраданной и неизбежной. Читая стихи о любви, возникает ощущение обречённости в ней. Творческие встречи с почитателями его таланта, по словам самого автора, открытие новых истин. Встречу, он практически начинает со слов: «Давайте лучше я вас спрошу. Для вас поэзия – это взлететь или падать?» После провала паузы, получает стандартный ответ: «Поэзия – это состояние души». К счастью, Евгений начинает читать свои стихи наизусть. Это один из важнейших аргументов, что такое быть в поэзии.
Каждая строка определённо,
Даже если все строки подряд.
Каждое слово цельно,
Ложь то, что о нём говорят.
Если просто окинуть взглядом заголовки его стихов, нельзя не обратить внимание на то, сколь велико разнообразие его влечений и тем, как сильна заряжённость откликнуться на всю пестроту жизни. Евгения Кольцова не покидает вдохновение и свидетельство тому, что он пишет новые стихи.
Амурские поэты радуют своих земляков своими запасами стихов.