12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Вотинова Снежана Геннадьевна22
тренер-преподаватель по плаванию
Россия, Татарстан респ., Набережные Челны
1

Структура системы спортивной подготовки. Планирование учебно-тренировочного процесса в подготовительном и переходном периодах

Тема: Структура системы спортивной подготовки. Планирование учебно-тренировочного процесса в подготовительном и переходном периодах

Методические рекомендации

Выполнил:

тренер-преподаватель

отделения плавания

Вотинова Снежана Геннадьевна

Набережные Челны 2016 г.

Построение тренировки в течение года зависит от календаря соревнований и закономерностей приобретения спортивной формы.

Процесс развития спортивной формы носит фазовый характер. Он протекает в порядке последовательной смены трех фаз:

1) приобретение спортивной формы;

2) относительная стабилизация;

3) временная утрата спортивной формы.

В основе этих фаз лежат биологические закономерности, связанные с физиологическими, биохимическими, морфологическими и психологическими изменениями, происходящими в организме спортсменов под воздействием тренировки и других факторов, которые в конечном счете обусловливают динамику и уровень спортивных результатов.

Фазы развития спортивной формы являются основой периодизации тренировки и определяют длительность, структуру периодов и содержание тренировочного процесса в них. В соответствии с закономерностями развития спортивной формы годичный цикл у спортсменов подразделяется на три периода:

1. Подготовительный

2. Соревновательный

3. Переходный.

Подготовительный период

Подготовительный период является наиболее продолжительной частью тренировочного макроцикла. В этом периоде должны быть решены все основные задачи подготовки пловца к участию в соревнованиях:

– закладывается прочная функциональная база, которая необходима для выполнения больших объемов специальной работы, направленной на непосредственную подготовку организма к эффективной соревновательной деятельности,

– совершенствуются двигательные навыки,

– развиваются различные специальные физические качества и способности,

– осуществляется психологическая и тактическая подготовка, то есть решается весь комплекс задач, обеспечивающих, в конечном счете, успешное выступление пловца в соревнованиях и достижение им наивысших результатов в самых ответственных спортивных состязаниях сезона.

Для тренировки пловца с первых дней подготовительного периода используются упражнения, создающие физические, психические и двигательные предпосылки к будущей специальной тренировке, развитию специальных физических качеств, за исключением случаев, когда слабый уровень физической подготовленности пловцов требует предварительного укрепления мышечной массы, внутренних органов и систем.

Упражнения, которые применяют в этом периоде, по характеру и структуре могут значительно отличаться от соревновательных. Основной задачей подготовки на этом этапе является не собственно развитие комплексных качеств, определяющих уровень спортивного результата, а повышение возможностей отдельных факторов, составляющих основу качеств. В связи с этим используется широкое разнообразие общеподготовительных упражнений и специально-подготовительных, в значительной мере приближенных к общеподготовительным.

В дальнейшем, в составе методов и средств тренировки, постепенно увеличивается количество соревновательных упражнений и специально-подготовительных, приближенным к соревновательным по форме, структуре и характеру воздействия, для того, чтобы изменить тренировку в сторону узкой специализации.

Подготовительный период принято делить на два этапа:

– общеподготовительный

– специально-подготовительный.

Общеподготовительный этап подготовительного процесса

Основные задачи этого этапа:

  • Повышение уровня общей физической подготовленности спортсмена.
  • Расширение возможностей его основных функциональных систем
  • Создание физических, спортивно-технических и психологических предпосылок для повышения спортивных результатов.

Особое место в процессе подготовки занимает избирательное воздействие на повышение возможностей организма пловца к аэробной и анаэробной работе, развитие скоростно-силовых качеств гребка, повышение максимальной силы тяги, продуктивность дыхания и т.п.

Специально-подготовительный этап подготовительного периода

Тренировка направлена на приобретение, становление спортивной формы. Акцент тренировки смещается в сторону увеличения количества специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным, а также самих соревновательных упражнений.

Основные задачи тренировки:

- развитие скоростных возможностей

- развитие специальной выносливости, а также их гармоничное сочетание в соревновательной деятельности.

Соревновательные упражнения на протяжении этого периода распределяются неравномерно: их количество постепенно возрастает по мере приближения подготовительного периода к завершению. В начале этапа широко применяются специально-подготовительные упражнения, сравнительно отдаленные от соревновательных; по мере развития специальной тренированности и становление спортивной формы применяемые упражнения приближаются к соревновательной деятельности.


 

Переходный период

Длительная напряженная тренировка в течение подготовительного и соревновательного периодов макроцикла приводит к нарастанию утомления, что в свою очередь характеризуется значительным замедлением адаптационных процессов.

Основная задача переходного периода:

  • устранение физического утомления,
  • устранение психического утомления,
  • предотвращение перенапряжения приспособительных возможностей организма пловца.

Параллельно с этим в переходном периоде решаются другие задачи:

– подтягиваются отстающие стороны подготовленности спортсмена

– создаются предпосылки для проведения напряженной тренировочной работы в следующем большом цикле.

В переходном периоде значительно снижается количество тренировочных занятий и величина нагрузок в них, преобладают общеподготовительные упражнения.

Основная цель применения общеподготовительных упражнений – обеспечение активного отдыха. Занятия в переходном периоде должны быть эмоциональными, вызывать интерес к наиболее целесообразным средствам активного отдыха относятся туризм, спортивные и подвижные игры, рыбная ловля.

Пловец сам выбирает средства и место занятий. Средства активного отдыха не дают прироста тренированности, но создают значительные предпосылки для ее увеличения в новом цикле.

Специально-подготовительные упражнения, применяемые в этом периоде макроцикла в небольшом объеме, используются для устранения отдельных недостатков в специальной подготовленности, а также для поддержания тренированности пловцов. Эти упражнения должны отличаться от соревновательных и не оказывать значительной нагрузки на организм. Это упражнения, способствующие развитию гибкости, плавание с умеренной интенсивностью для поддержания общей выносливости.

Продолжительность переходного периода , при нормальном протекании тренировочного процесса , в пределах 3-6 недель (различия в сроках зависят от напряженности предыдущей тренировочной и соревновательной деятельности пловца).

К концу переходного периода соотношение тренировочных средств постепенно изменяется в сторону увеличения доли общеподготовительных упражнений. Это помогает плавному переходу из нынешнего переходного периода в подготовительный очередного макроцикла.

Список литературы

1. Дж. Каунсилмен «Спортивное плавание». – М.: ФиС, 1982.

2. Матвеев Л.П. «Основы спортивной тренировки». – М.: ФиС, 1977.

3. Платонов В.Г., Вайцеховский С.М. Подготовка пловцов высокого класса. – М.: «Наука», 1989.

4. Озолин Н.Г. «Настольная книга тренера». – М.: «Астрель», 2011.


 

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.