12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Едловский Евгений Анатольевич29
Россия, Пермский край, п Куеда

Использование современных образовательных технологий

в учебно-тренировочной работе.

Едловский Е.А.

В своей практической деятельности для реализации познавательной и спортивной и творческой активности обучающихся в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности воспитанников за счет снижения времени, отведенного на выполнение индивидуального задания.

Более эффективно применяю в учебно-тренировочной работе следующие современные образовательные технологии:

1) информационно – коммуникационные

2) педагогика сотрудничества,

3) здоровьесберегающие

4) игровые и соревновательные

1. Применение информационно – коммуникационных технологий.

Материально - техническая база школы, имеет все возможности внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения (ноутбуки, проекторы, диски, интерактивная доска).

Компьютерные технологии давно нашли широкое применение в учебном процессе. Внедрение этой образовательной технологии в учебный процесс, осуществляю путем видеосъемки, а затем и демонстрации фрагментов соревнований и учебно-тренировочных занятий команд.

Компьютер в обучении использую лишь тогда, когда он обеспечивает получение знаний и умений, которые невозможно или достаточно сложно сформировать без его применения. Просмотр видеофайлов значительно расширяет возможности предоставления информации, позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности (например, поставить спортсмена в положение участника соревнований).

Часто применяю на учебно-тренировочных занятиях:

-демонстрация материалов в виде презентаций, фотографий, плакатов, слайдов, схем, интернет - ресурсов, которые повышают наглядность изучаемых элементов (техника выполнения бросков, тактика ведения схватки и т.д.). Включение таких материалов в структуру занятия не только повышает интерес обучающихся, поскольку практически все материалы ресурсов выполнены на высоком уровне, но и помогает тренеру-преподавателю при подготовке к занятию;

- показ видеотренировок, видео-образцов от лучших тренеров России и зарубежных стран. Видеоролики, анимации иллюстрирующие пути решения изучаемых вопросов, не только не займут много времени, но и могут быть остановлены в любое удобное для тренера-преподавателя время;

-просмотр и анализ видеозаписей соревнований (снятых на видео); где происходит разбор технико-тактической подготовки каждого спортсмена в той или иной ситуации;

-наглядный показ индивидуальной техники борьбы известных современных дзюдоистов, без компьютерных технологий просто невозможен;

-при  планировании занятий продумываю включение на отдельных этапах средств ИКТ, предусматриваю интеграцию традиционных и интерактивных средств обучения;

-использование компьютера компенсирует недостаток наглядных пособий на занятиях;

Из своего опыта работы по теоретической и практической деятельности могу обозначить временные периоды применения средств ИКТ. Если по теме на занятии отрабатывается небольшой блок (например, совершенствование техники броска), применяется ноутбук, показ идёт 5-7 мин. В случае, когда изучаются, новые технико-тактические действия демонстрация идёт через видеопроектор в течение 20-30 минут с комментариями и стоп-кадром.

Безусловно, компьютер не заменит живое слово тренера, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами.

В 2021 году прошел курсы повышения квалификации по теме "Использование ИКТ в педагогической деятельности тренера-преподавателя". На школьном педагогическом совете поделился своим опытом с другими тренерами–преподавателями.

На итоговой линейке выпускникам и их родителям на последнем звонке вручается запись финальных игр, соревнований на компакт диске, где мои воспитанники участвуют в соревнованиях различного уровня.

В результате внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, удерживаются на достойном уровне и повышаются показатели результативности достижений учащихся в спортивных соревнованиях. Это видно по положительной динамике результатов обучающихся по итогам мониторингов и стабильное наличие призовых мест в соревнованиях различного уровня по дзюдо.

Модернизация региональной системы образования обусловлена необходимостью нового подхода к образовательной деятельности: вместо простой передачи знаний, умений и навыков от преподавателя к ученику, обучающийся должен научиться действовать, чувствовать принимать решения, самостоятельно, контролировать и оценивать свои достижения.

Само понятие «современные образовательные технологии» обозначает технологии, обеспечивающие личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли (удельного веса) репродуктивной дея­тельности в учебном процессе, снижения нагрузки воспитанников, более эффективного использования учебно - тренировочного времени.

2. Педагогика сотрудничества – эта одна из технологий личностно - ориентированного обучения, которая основана на принципах:

-взаимозависимость членов группы;

-личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи команды;

-совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

-общая оценка работы группы;

Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья воспитанников и педагогов.

Цель педагогики сотрудничества - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой педагогики - приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья обучающихся.

Я, как тренер – преподаватель, работаю с детьми основываясь на принципах педагогики сотрудничества, а именно:

-проявляю гуманное отношение к детям;

-учебно-тренировочную деятельность осуществляю в форме игрового или соревновательного задания;

-принимаю право воспитанников на свою точку зрения, право на ошибку;

-демократические отношения с детьми оказывают благоприятное воздействие на психику воспитанников и способствуют формированию здоровой психики, ребята со временем начинают осознавать ответственность за себя и команду;

-сам тренировочный процесс подразумевает педагогику сотрудничества (регулярные отработки взаимодействия в парах);

- участие в соревнованиях по дзюдо различного уровня позволяют нам получить опыт сопереживания за успехи и неудачи членов своей команды ;

- проведение регулярных собраний перед началом соревнований, где совместно с воспитанниками ставятся цели и задачи;

- совместный разбор выступлений соперников, обсуждение их сильных и слабых сторон, выбор тактики ведения борьбы;

- на собраниях после соревнований делаются выводы, обсуждается то, что удалось сделать, какие были допущены ошибки, над - чем следует больше работать;

-беседы по мере необходимости индивидуальные и командные ( носят психолого-педагогический характер);

-совместный просмотр с дальнейшим обсуждением видеотрансляций используется при изучении новых приемов в тактико-технической подготовке;

-патриотическое воспитание (участие в соревнованиях по дзюдо посвященных памяти Героя России Федора Кузьмина, воспитанника Камбарской ДЮСШ Александра Вуколова, Героя России И. Закирова , Алексея Щепеткина и т.д. ).

3. Здоровьесберегающие технологии – это все психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у воспитанников культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

От правильной организации учебно-тренировочного, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние воспитанников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления, поэтому нужно находить баланс между нагрузкой и отдыхом.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях занятия, которые влияют на состояние здоровья обучающихся и тренера (соблюдение температурного режима, чистоты, освещения). Охрана здоровья занимающихся предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Умение воспитанников самостоятельно заниматься физической культурой (катание на коньках, лыжах, дворовый футбол)

Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт воспитанников во время занятия. Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, позитивная реакция тренера на желание обучающегося выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, уместный юмор или небольшое историческое отступление, вот чем должен располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

Эффективностью применения здороьесберегающей технологии является высокое выполнение годового объема посещаемости учебно-тренировочных занятий (низкий процент пропусков у воспитанников по болезни). При выполнении вступительных и итоговых контрольно-переводных нормативов прирост оценочных показателей повышается или остается стабильным (средний балл составляет- 4,7).

Многие воспитанники, закончив обучение в школе, продолжают активно заниматься физической культурой и спортом в дальнейшем.

Личным примером ориентирую ребят на ведение здорового образа жизни (являюсь постоянным участником и призером различных соревнований по таким видам спорта как настольный теннис, гиревой спорт, выполнение нормативов ГТО и т.д.).

4. Игровые и соревновательные технологии.

С помощью использования игрового и соревновательного метода можно развивать все физические качества, привлечь учеников в спортивные кружки, секции, на игровые и соревновательные занятия.

Цель - совершенствование процесса физического воспитания воспитанников за счёт применения игрового и соревновательного методов.

Значение игры как многообразного общественного явления, выходит далеко за сферу физического воспитания, и далее воспитания в целом. Однако одна из главнейших функций игры—педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова. Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другим педагогически существенным признакам) от других методов воспитания. Игровая деятельность в процессе физического воспитания имеет, как правило, комплексный характер, т.е. включает в себя различные двигательные действия: бег; прыжки; метания; броски и   т. д.

В большинстве игр хотя и условно, но с достаточно высокой степенью психической напряженности, воспроизводятся активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между «противниками» в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые «конфликты». Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности.

В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, Находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он является также весьма действенным для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Функциональные сдвиги, наблюдаемые в условиях "состязаний, как правило, более значительны, чем при внешне аналогичных не соревновательных нагрузках (в настоящее время это показано многими исследованиями).

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этим отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели — победы.

Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления.

Соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для точного дозирования нагрузки и непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Можно сказать, что в данном отношении он занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения. (Если соревнуются в играх, то соревновательный и игровой методы, естественно, совпадают.)

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач — воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способности рационально использовать их в усложненных условиях.

Игровой и соревновательный методы являются незаменимыми в среднем школьном возрасте в системе физического воспитания поскольку влияет на эмоциональную сферу учащихся.



Вывод: Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время, добиваться высокой результативности учебной деятельности и добиваться высоких результатов воспитанников на соревнованиях различного уровня.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.