Система использования современных образовательных технологий в образовательном процессе на уровне системы

6
1
Материал опубликован 20 August 2016 в группе

Назарова Лариса Михайловна

-учитель математики

КОГОБУ «ЦДОД»город Киров


 

6.1 Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

 

Система использования современных образовательных технологий в образовательном процессе на уровне системы

Основная и очень ответственная задача школы и каждого педагога в отдельности - раскрыть индивидуальность ребенка. Я считаю, что этому способствует личностно ориентированный подход в обучении, задачи которого:

-ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ каждого ученика математикой

-ПОМОЧЬ личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

-РАЗВИТЬ индивидуальные познавательные способности ребенка, его творческий потенциал. Таким образом, запустить в ребенке механизмы саморазвития, самовоспитания и саморегуляции.

Личностно-ориентированный подход в преподавании не равняет всех детей под один стандарт, а позволяет сохранить и развить индивидуальные возможности каждого. Приведу высказывания Георга Зиммеля: "Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». Поэтому РОЛЬ учителя -помочь ученику не потеряться в бескрайнем мире информации и направить его действия, предоставляя ученику самому конструировать свои знания. А ЦЕЛЬ учителя,работающего в системе ЛОО - создание условий для проявления познавательной активности учеников.

В систему своей работы включаю следующие компоненты:

-ДИАГНОСТИКА обучаемости и обученности учащихся как условие реализации технологии личностно  ориентированного обучения математике.

-ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ обучения позволяет учителю использовать индивидуальный подход к детям, управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся.

-РЕФЛЕКСИЯ -оценка учащимися своих возможностей и результатов учения; предоставление учащимся выбора содержания и форм учения; сочетание самоконтроля; взаимоконтроля учеников и контроля со стороны учителя; система поощрительных приемов, дающая комплексный подход к получению оценки; самостоятельная формулировка реальных и перспективных целей урока.

Приоритетными считаю методы обучения и воспитания:

-УПРАВЛЕНИЕ познавательной деятельностью ученика;

-МОТИВИРОВАНИЕ его познавательной деятельностью на уроке за счет создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

-ОРГАНИЗАЦИЯ самостоятельной работы на уроке, включая работу с различными источниками информации; самоанализа собственной деятельности ученика для формирования его адекватной самооценки.

-СОЗДАНИЕ ситуации успеха, т.е. предлагать задания, посильные каждому ученику; положительной эмоциональной атмосферы учебного сотрудничества, которая реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;

-ПООЩРЕНИЕ стремления ребенка честно относиться к своим обязанностям, поддержка его эмоционального благополучия;

-ПОНИМАНИЕ - понимать, принимать, любить ребенка, жить его интересами, переживаниями, искренне радоваться его каждому успеху, учитывать его состояние и настроение, уважать его личность. При этом, я стараюсь настраивать ученика на оптимизм по отношению к его учебе, что он способен учиться и опираюсь на его его личную заинтересованность.

Чтобы раскрыть способности и возможности ребенка, необходимо учитывать его возрастные и психологические особенности, условия его жизни. Поэтому свою работу провожу в тесном сотрудничестве с школьным психологом, социальным педагогом и классными руководителями.

А так как все дети имеют разные возможности и способности к усвоению знаний, дифференцированное обучение становится не целью, а условием и средством развития индивидуальности.

Основные подходы в моей деятельности на уроках математики с личностно-ориентированной, здоровье сберегающей направленностью:

1. Наличие плана проведения блока занятий и конкретного урока в зависимости от готовности ученика или группы учеников (при дистанционном обучении).

2. Создание эмоционально-положительного настроя на работу всех учеников в ходе урока.

3. Сообщение (определение) не только темы, но и организации учебной деятельности.

4. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую), а так же выбирать самостоятельное использование способов выполнения заданий.

5. Организация проблемных, творческих ситуаций, требующих диалогических техник работы.

6. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что “мы узнали, чему научились”, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по другому.

7. Отметка, выставляемая ученику аргументируется и представляет собой рецензию учителя на работу ученика.

8 . Дифференцированный подход не только к обучению, но и к домашнему заданию, которое сопровождается разъяснением, как следует рационально организовать его выполнение.

Можно выделить пять основных этапов личностно ориентированного урока:

1. Этап актуализации опорных знаний предполагает включение ученика в активную работу на уроке. Основные действия учителя: помощь ученикам при включении в работу через создание положительной мотивации или проблемных ситуаций, способствующих проявлению любопытства, заинтересованности, познавательной активности. Техники работы учителя: эвристический монолог, диалог, моделирование, при необходимости показ, педагогическое наблюдение. При этом высказывания учителя должны звучать позитивно: похвалить, уточнить, направить, объяснить заново непонятную часть.

2. Этап целеполагания- вовлечение детей в реальные проблемные ситуации, решение которых определяет учебно-познавательные цели урока. Цель записываю на доске или формулирую устно, т.к. считаю, что если цель не прозвучала в начале урока, то проводить рефлексию по окончании урока нет смысла. Детей также прошу сформулировать цели, с которыми они пришли на занятие. Данный этап очень полезен для осознания мотивации детей.

3. Основной этап– формирование у учеников самостоятельных умений, способность принимать решения. Основные действия учителя: выделение информации, служащей базисом для изучения темы; придание ей формы, позволяющей ученику легко понять ее и запомнить на уроке, готовность при объяснении оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Особенность этого этапа состоит в том, что учащиеся по-разному нуждаются в новом и в том числе дополнительном материале. Техники работы учителя: информационный, эвристический и внушающий монолог, показ, ответы на вопросы учащихся, инструктаж, опрос, оценивание.

4.Этап контроля знаний учащихся. Это тесты, самостоятельные и контрольные работы как для отдельных учащихся, так и для всего класса, которые строятся по принципу: базовый (минимальный) уровень, общий уровень, продвинутый уровень. Очень важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом их индивидуальных достижений. В начале урока или перед началом вида работы, которую предстоит оценить вместе с учениками, определяю, каким образом будет оцениваться их учебная деятельность. При этом оговариваются возможные уровни выполнения работы и требования, соответствующие каждому уровню, определяются требования к освоению учащимися изучаемой темы. Большое внимание уделяю развитию у детей способности к самооценке работы так как самооценка позволяет спокойнее относиться к результатам своей деятельности и оценке со стороны других.

5. Этап рефлексии. Итоговым этапом урока является рефлексия. В диалоге с учащимися не просто повторяются формулировки нового материала, а систематизируется весь изученный к этому моменту материал и ситуации его применения. Позитивное окончание урока также очень важно, так как -это настрой на следующий урок.

Домашнюю работу учащихся не свожу лишь к повторению и закреплению изученного материала на уроках. Она включает в себя и самостоятельное изучение учебного материала по учебнику или используя возможности интернета (с просмотром видеоуроков, презентаций по теме др.), выполнение онлайн тестов и задания творческого характера. Выбор учащимися уровня сложности домашнего задания также соответствует концепции личностно-ориентированного урока.

Пример из опыта изучения темы «Движение» по математике с учениками 5-ого класса и решение задач по теме изложен в статье «Дорога, длиною в пять уроков математики». Материал опубликован на сайте Педагогического сообщества «Мое образование»

Личностно-ориентированный урок математики развивает способность размышлять , анализировать, что в будущем поможет самостоятельно принимать решения. Разные дети требуют разного подхода в обучении. Поэтому необходимо включить в действие все имеющиеся задатки ребенка. Пусть любой из них делает открытие, это приносит им радость, а радость познания приведет к интересу к предмету.

Для развития мышления использую занимательные задачи . Для их решения характерен метод проб и ошибок. Систематическое решение задач такого типа развивают такие качества как смекалка и сообразительность.

Важным и значимым становятся математические сведения, если они затрагивают личность, если с ними связаны жизненный и личный опыт. При этом учебная ситуация преобразуется в личностно-значимую, а учебная информация – в событие самого ученика. Задачи решаются и воспринимаются детьми совсем иначе, если в их условие входят понятия напрямую связанные с окружающей действительностью. Данные для условия задач ученики собирают сами.

В качестве примера могу привести созданные мною презентации к урокам «Подобие вокруг нас»,https://cloud.mail.ru/public/FHvq/MLuYGKAXw

«Военное эхо Кировской области в математических задачах» http://multiurok.ru/nazarovalm/files/voiennoie-ekho-kirovskoi-oblasti-v-matiematichieskikh-zadachakh.html (работа напечатана на сайте Мультиурок)

видеоролик «Космическое путешествие в цифрах».https://cloud.mail.ru/public/9WgL/Ri97pK2Uv

Очень интересный материал дает история математики. Знакомлю учеников с биографиями математиков древности, историями возникновения и решения математических задач. Созданный мной видеоролик «Легенда о шахматах»-математика 9 класс занял второе место в школьном конкурсе видеороликов (2015г) https://www.youtube.com/watch?v=Jw-XKRwPX8c&feature=youtu.be


 

В своей работе стараюсь развивать творческие способности учащихся на занятиях математикой.  Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если он к тому же свободен от боязни ошибиться, то всё это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности. Ученики составляют презентации, пишут статьи, сказки, готовят доклады.

Так, ученица 9 класса, Акимова Алина написала статью «Зачем нужна математика»-размышление ученицы, во всероссийском образовательном издании «Вестник педагога» http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=7511 . Статья напечатана на сайте для учителей kopilkaurokov.ru http://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/zachiemnuzhnamatiematikastochkizrieniiauchienitsy

Участие в математическом концерте-тоже творчество. Все выступления учащихся собраны на виртуальной доске Linoit http://linoit.com/users/larisanazarova1959/canvases/%D0%9C%D0%90%D0%A2%D0%95%D0%9C%D0%90%D0%A2%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%95%20%D0%9F%D0%A0%D0%95%D0%94%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%92%D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95

На своих уроках я считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом. например, игра на уроке.Игровые элементы можно использовать на всех этапах урока. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.  

Особенности современного преподавания, а тем более дистанционного, предусматривают владение учителем компьютерными технологиями.

В виртуальном классе КОГОБУ ЦДОД мною разработаны следующие курсы «Математика -7», «Математика-8», «Математика-9» и курсы видеоуроков «Математика-5», и «Математика-10». Я веду преподавание с использованием виртуальных досок Paintbrush, Linoit, Realtimeboard, Twiddla, IDroo, Wikiwall, программы Skype u Adobe connect. Я создаю презентации к урокам, записываю видеоролики, веду записи уроков с учениками. Активно использую в работе возможности интернета .

Примеры работы с интерактивными досками приведены ниже:

«Технология создания опорного конспекта занятий по математике на виртуальной доске Realtimeboard. http://gotovimyrok.com/vse-predmety/matematika/opornyjj-konspekt-zanyatijj-na-doske-realtimeboard.html - материал напечатан на сайте Gotovim urok.com и на странице журнала Педагогического сообщества «Мое образование»

«Виртуальная доска Linoit в педагогической практике учителя математики»-

выступление на межрегиональной конференции «Информационные технологии как средство взаимодействия учителя и ученика» (2016г), так же работа напечатана на сайте Мультиурок http://multiurok.ru/nazarovalm/files/virtual-naia-doska-linoit-v-piedagogichieskoi-dieiatiel-nosti-uchitielia-matiematiki.html и на странице журнала «Мое образование»

Записи видеоуроков …….

Владение компьютерными технологиями педагогу, ведущему дистанционные занятия с учениками, тем более необходимо, что у его учеников сформированы компетенции в области использования информационно - коммуникационных технологий, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, умением безопасного использования сети интернет.

Я считаю, что ЛОО полностью базируется на здоровье сберегающих аспектах в преподавании. А так как обучение, в моем случае, идет через компьютер, соблюдение ТБ при работе с компьютером обязательно. Обязательно, так же. ведется работа по сохранению зрения ученика его осанки, уменьшением утомляемости на уроке. На виртуальной доске Realtimeboard мною создан опорный конспект по ТБ при работе с компьютером, где расположены памятки, видео и дана ссылка на теоретическое изложение материала. https://realtimeboard.com/app/board/iXjVOfwaLaA=/ .

Особенности работы с детьми КОГОБУ ЦДОД требуют написания адаптированных рабочих программ для разных учеников, которые составляют основу ЛОО и Здоровье сберегающей технологии.

https://cloud.mail.ru/public/5g8f/sepFG3FC6-Рабочая программа учебного предмета «Математика» ориентирована на обучающихся при наличии заключения ПМПК с нарушением ОДА.

Результативность использования личностно ориентированного обучения

Большинство учащихся положительно относятся к предмету «математика».

Новый материал способны усваивать на уроке все учащиеся.

Успеваемость последние 5 лет держится стабильно - 100 %.

Вырос средний балл по предмету.

Ученики показали хорошие результаты на государственной (итоговой)  аттестации. Средний балл - 4,2.

Активное участие учащихся в внеклассной работе по предмету: элективные курсы,олимпиады, месячник математики.

Заключение 

Личностно ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях дистанционной системы обучение по обязательным учебным программам, предполагает сочетание групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей.

Технология личностно ориентированного обучения математике вовлекает каждого ученика в процесс само- и соуправления своим развитием.

 

Литература

  1. Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно ориентированное обучение. Учебное пособие. – Москва: Изд-во Педагогика-ПРЕСС, 1999.
  2. Селиванова О.Г. Дидактика личностно ориентированного обучения: учебное пособие \ Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006.
  3. Селиванова О.Г. Управление качеством образования школьников: личностно ориентированный подход: пособие для руководителей школ, педагогов, классных руководителей. Киров: КИПК и ПРО, 2007.
  4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. – Ростов-н\Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000.
  5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.
  6. Геометрия, 10-11: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. - М.: Просвещение, 2008.
  7. Геометрия, 7 - 9: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. - М.: Просвещение, 2008.
  8. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://pedagogika.by.ru/

Контроль учебной деятельности должен быть направлен на выявление динамики приобретения знаний, развития умений и навыков.

Для отслеживания этой динамики используются различные виды контроля:

стартовый, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;

прогностический, представляющий собой «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;

пооперационный, ориентиро

В своей работе использую и информационно-коммуникативные технологии.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:

сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;

эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;

раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагируют на ошибки;

совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;

организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.

Использую ИКТ на разных этапах урока:

Устный счёт включает в себя устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала;

На этапе первичного закрепления. Предложенные учителем задания по новой теме, позволяют определить степень усвоения нового материала;

При проверке домашнего задания. Педагог предлагает кому – нибудь из учеников выполнить домашнюю работу или её часть в форме презентации. На этапе проверки домашнего задания он показывает и озвучивает своё решение. Проверяются самые важные домашние работы или наиболее проблемные задания;

При объяснении нового материала;

При закреплении, повторении используются готовые демонстрационные – энциклопедические программы из серии: “Открытая математика. Функции и графики”, “ Познавательная геометрия”, “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” и др.

На этапе контроля ЗУН.

Использую ИКТ и на уроках решения тренировочных заданий при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

Таким образом, можно говорить, что интеграция информационных технологий в образовании позволяет осуществить личностно – ориентированный подход в обучении ученика. Использование информационных технологий в обучении математике позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет:

- прекрасной наглядности, создаваемой компьютером;

- реализации методики проблемного обучения с использованием ученических программ;

- автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе (т.е. о его достижениях в ходе занятия);

- технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения;

-развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005. 247 с.
2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2010.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2011.
4. Бордовская Н.В., Доринская Л.А., Костромина С.Н.Современные образовательные технологии/учебное пособие.-М.:Кнорус, 2012.- 432с.
5. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. М.2002.

Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно ориентированное обучение. Учебное пособие. – Москва: Изд-во Педагогика-ПРЕСС, 1999.

Селиванова О.Г. Дидактика личностно ориентированного обучения: учебное пособие \ Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006.

Селиванова О.Г. Управление качеством образования школьников: личностно ориентированный подход: пособие для руководителей школ, педагогов, классных руководителей. Киров: КИПК и ПРО, 2007.

Комментарии

Большое Вам спасибо.

6 December 2016

Похожие публикации