Судьба поколения 30-х г XIX века в лирике М.Ю.Лермонтова на примере стихотворения «Дума»

2
0
Материал опубликован 7 June

Технологическая карта



Автор карты

Бадмаринчинова Антонина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Предмет

Литература

Класс

9 Г

Автор УМК

Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч/ В.Я.Коровина. – Москва: Просвещение, 2010г.

Тема урока

Судьба поколения 30-х г XIX века в лирике М.Ю.Лермонтова на примере стихотворения «Дума»

Цели урока:


Содержательные:

Продолжить знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова.

Проанализировать стихотворение «Дума» с точки зрения композиционных особенностей, с сюжетной и исторической основой.


Деятельностные:

Формирование умения самостоятельно строить и применять новые знания



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности – 2мин.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.


Психологический настрой детей на урок

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Учитель открывает на доске 1 слово

Поколение

- Прочитайте слово, с чем ассоциируется оно? (прием ассоциативный ряд).

Записывает на доске ответы детей.

- Чем отличаются поколения друг от друга? Например, ваше поколение от поколения ваших родителей, дедушек, прадедушек.

- Как, чем связаны поколения?


Самоорганизация на учебную деятельность.

Оценивают готовность к уроку





























Отвечают на поставленный вопрос. Примерные ответы:

- люди, живущие в одном времени,

- следуют друг за другом,

- прошлые поколения, настоящее (нынешнее племя), будущее









Примерные ответы:

- историей,

- своими героями и т.д.



Примерные ответы:

- традициями

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: саморегуляция, планирование;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (5 -7 мин)

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Проверка Д/З

Сообщение темы урока. Постановка учебных задач

1)Фронтальный опрос, групповая работа



- Кто же издавна является выразителем дум, мыслей, переживаний, чувств народа?

- Не так давно мы с вами на уроках читали, анализировали лирические произведения А.С.Пушкина. А последние два – три урока мы читали лирику М.Ю.Лермонтова.

- Можно ли этих двух поэтов отнести к одному поколению? Почему?

- То есть мы можем говорить о таких понятиях, как «поколение Пушкина» и «поколение Лермонтова»?





Работа над формулировкой темы:

- А что мы знаем о поколении Пушкина? И знаем ли?




- Откуда нам это известно?

- Вспомните и назовите эти стихи.














- Ребята, а можете ли вы назвать стихи М.Лермонтова, из которых нам станет известна судьба поколения поэта?

- Почему? Что вызвало ваше затруднение?



- Ребята, можете ли вы предположить, какова тема нашего урока?







- Какие цели и задачи урока мы поставим?













- Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Отвечают на вопросы учителя.





Примерные ответы:

- поэты, писатели, историки





- Нет, нельзя.





- Да.







- Знаем, это поколение декабристов

- Друзья-лицеисты и т.д.

- Пущин И.И. – лицейский друг, декабрист.





- Из стихов поэта.

1) «К Чаадаеву» («Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы», «Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья!»,

2) «Послание в Сибирь» («Оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут»)





- Нет. Потому что еще не читали таких стихов.





Самостоятельно формулируют тему урока.

- Судьба поколения Лермонтова (30-х г) в лирике поэта.



Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Содержательная цель:

- Узнать о поколении Лермонтова, прочитав его стихи.

- Проанализировать их.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознание и построение речевого высказывания в устной форме, построение логической цепочки рассуждений;

коммуникативные УУД:

умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, взаимопомощь: соблюдать правила общения;

регулятивные: целеполагание, планирование.

3. Выявление места и причины затруднения (5)

Цель: выявление и фиксация причины затруднения

- Совершенно верно. Итак, мы еще не знаем о поколении Лермонтова, т.к. не читали стихов, в которых говорилось бы о поколении, современниках поэта.

- Сегодня мы прочитаем стихотворение «Дума» и выступим в роли исследователей: литературоведов и историков.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе, ответы на поставленные вопросы.

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов действия, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

Регулятивные: контроль, оценка, саморегуляция.

4. Построение проекта выхода из затруднения (6 мин.)

Цель: выбор способа и средства достижения цели.




- Работать мы будем по группам:

1-4 группы литературоведы, 5 группа – историки.

На ваших столах лежат тексты стихотворения и предметные задания.

Сначала мы прослушаем стихотворение (можно включить запись).


Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


5. Реализация построенного проекта.(7 мин.)

Цель: построение и фиксация нового знания.

Работа с текстом, беседа.
















Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.

Выполняет роль консультанта.



Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

Исследовательская работа



Групповая работа

1 группа:

- Прочитайте историческую справку и ответьте на вопросы:

- Время написания стихотворения (1838)

- Как характеризуется период 30-х гг 19 в? (Кто из русских императоров правил? Какое историческое событие предшествовало этому периоду? Как вы понимаете слово «реакция»? В чем находят смысл своего существования молодые дворяне?

- Что писали критики и общественные деятели об этом периоде истории?

2 группа:

- Определите жанр стихотворения (словарик литературных терминов),

- Смысл названия. Почему стихотворение названо «Дума»? (Что такое дума?

Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума - постоянная мысль, не дающая покоя человеку)

- Структура стихотворения (????)

3 группа:

- Какие ключевые слова выражают эмоции поэта? (обведите в кружки)

- О каких сторонах жизни своего поколения лирический герой-автор пишет с сочувствием и болью? (выделите в прямоуг)

- Представьте себе, что начало «Думы» звучит «Печально я гляжу на ваше поколенье» Существенно ли меняется смысл строки? Если да, то в чем?

4 группа:

- Какие тропы и фигуры привлекли ваше внимание?

- Какие языковые средства доминируют? Исследуйте текст.

5 группа:

- Каким вы видите собирательный образ поколения, созданный поэтом?

- Стихотворение «Дума» - приговор или урок?

- В чем вы видите актуальность стихотворения?






Личностные: стремление к речевому совершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4мин.)

Цель: применение нового знания в типовых заданиях

Вопрос ко всем группам:

Обратите, пожалуйста, внимание еще раз на слова из стихотворения А.С.Пушкина «Товарищ, верь, взойдет она,

Звезда пленительного счастья…»



Взошла ли, по вашему мнению, она над поколением 30-х г - поколением М.Ю.Лермонтова?

Выступление, защита группа







Ответы учеников.

О трагической судьбе поколения Лермонтова мы узнали из его стихотворения «Дума»

Личностные,

познавательные, коммуникативные.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(6 мин.)

Цель: самопроверка умения проверять новое знание в типовых условиях.






































Итак, мы познакомились с лирическими произведениями поэта.



Предлагаю выполнить такой вид работы как «Литературная пятиминутка»

1) Организационная. Правила работы в группе. Работа критериев оценки работы в группе.









2) Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.







Выполняет роль консультанта.

Групповая работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.



Мотивы лирики поэта

Взаимопроверка по эталону




Личностные: формирование эстетических потребностей, наблюдательности, нравственно-этическая ориентация;

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников, грамотно использовать речь;

Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные: строить монологические высказывания, проявлять активность в решении познавательных задач.

8. Включение в систему знания и повторение.(5 мин.)

Цель: включение новых знаний в систему знаний повторения и закрепления.

Организация и контроль.

Вопрос судьбы поколения волновал поэта настолько, что им был написан первый психологический роман «Герой нашего времени»


Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные: строить монологические высказывания, проявлять активность в решении познавательных задач

9.Рефлексия (2-3мин.)

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы, осознание метода построения нового знания.

Рефлекия

Самооценка

Домашнее задание




- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?


-Что удалось вам сегодня на уроке?

Что узнали нового для себя?

Что запомнилось?

- Оцените свою работу на уроке. Кого бы вам хотелось отметить, как вы считаете, кто лучше всех работал на уроке?




Высказывают своё мнение.



1)Дают развернутый ответ на вопросы





Самоанализ



3)Д/з :

1)Выучить стихотворение «Дума»

2)перечитать первые главы романа «Герой нашего времени», два вступления.


Регулятивные: рефлексия.

Коммуникативные: умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.







Самооценка работы на уроке








Приложение



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.
Комментарии на этой странице отключены автором.

Сборник методических разработок и педагогических идей