Судьба поколения 30-х г XIX века в лирике М.Ю.Лермонтова на примере стихотворения «Дума»
Технологическая карта
Автор карты | Бадмаринчинова Антонина Николаевна, учитель русского языка и литературы |
Предмет | Литература |
Класс | 9 Г |
Автор УМК | Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч/ В.Я.Коровина. – Москва: Просвещение, 2010г. |
Тема урока | Судьба поколения 30-х г XIX века в лирике М.Ю.Лермонтова на примере стихотворения «Дума» |
Цели урока: | |
Содержательные: | Продолжить знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова. Проанализировать стихотворение «Дума» с точки зрения композиционных особенностей, с сюжетной и исторической основой. |
Деятельностные: | Формирование умения самостоятельно строить и применять новые знания |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности – 2мин. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Психологический настрой детей на урок Проверяет готовность обучающихся к уроку. Мотивация к учебной деятельности. Цель: 1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; 2) определение содержательных рамок урока; 3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности. Организация учебного процесса на этапе 1: Учитель открывает на доске 1 слово Поколение - Прочитайте слово, с чем ассоциируется оно? (прием ассоциативный ряд). Записывает на доске ответы детей. - Чем отличаются поколения друг от друга? Например, ваше поколение от поколения ваших родителей, дедушек, прадедушек. - Как, чем связаны поколения? | Самоорганизация на учебную деятельность. Оценивают готовность к уроку Отвечают на поставленный вопрос. Примерные ответы: - люди, живущие в одном времени, - следуют друг за другом, - прошлые поколения, настоящее (нынешнее племя), будущее Примерные ответы: - историей, - своими героями и т.д. Примерные ответы: - традициями | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: саморегуляция, планирование; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (5 -7 мин) Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия Проверка Д/З Сообщение темы урока. Постановка учебных задач | 1)Фронтальный опрос, групповая работа - Кто же издавна является выразителем дум, мыслей, переживаний, чувств народа? - Не так давно мы с вами на уроках читали, анализировали лирические произведения А.С.Пушкина. А последние два – три урока мы читали лирику М.Ю.Лермонтова. - Можно ли этих двух поэтов отнести к одному поколению? Почему? - То есть мы можем говорить о таких понятиях, как «поколение Пушкина» и «поколение Лермонтова»? Работа над формулировкой темы: - А что мы знаем о поколении Пушкина? И знаем ли? - Откуда нам это известно? - Вспомните и назовите эти стихи. - Ребята, а можете ли вы назвать стихи М.Лермонтова, из которых нам станет известна судьба поколения поэта? - Почему? Что вызвало ваше затруднение? - Ребята, можете ли вы предположить, какова тема нашего урока? - Какие цели и задачи урока мы поставим? - Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. | Отвечают на вопросы учителя. Примерные ответы: - поэты, писатели, историки
- Нет, нельзя. - Да. - Знаем, это поколение декабристов - Друзья-лицеисты и т.д. - Пущин И.И. – лицейский друг, декабрист. - Из стихов поэта. 1) «К Чаадаеву» («Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы», «Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья!», 2) «Послание в Сибирь» («Оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут») - Нет. Потому что еще не читали таких стихов. Самостоятельно формулируют тему урока. - Судьба поколения Лермонтова (30-х г) в лирике поэта. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Содержательная цель: - Узнать о поколении Лермонтова, прочитав его стихи. - Проанализировать их. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознание и построение речевого высказывания в устной форме, построение логической цепочки рассуждений; коммуникативные УУД: умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, взаимопомощь: соблюдать правила общения; регулятивные: целеполагание, планирование. |
3. Выявление места и причины затруднения (5) Цель: выявление и фиксация причины затруднения | - Совершенно верно. Итак, мы еще не знаем о поколении Лермонтова, т.к. не читали стихов, в которых говорилось бы о поколении, современниках поэта. - Сегодня мы прочитаем стихотворение «Дума» и выступим в роли исследователей: литературоведов и историков. | Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе, ответы на поставленные вопросы. | Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов действия, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; Регулятивные: контроль, оценка, саморегуляция. |
4. Построение проекта выхода из затруднения (6 мин.) Цель: выбор способа и средства достижения цели. | - Работать мы будем по группам: 1-4 группы литературоведы, 5 группа – историки. На ваших столах лежат тексты стихотворения и предметные задания. Сначала мы прослушаем стихотворение (можно включить запись). | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
5. Реализация построенного проекта.(7 мин.) Цель: построение и фиксация нового знания. Работа с текстом, беседа. | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта. | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. Исследовательская работа Групповая работа 1 группа: - Прочитайте историческую справку и ответьте на вопросы: - Время написания стихотворения (1838) - Как характеризуется период 30-х гг 19 в? (Кто из русских императоров правил? Какое историческое событие предшествовало этому периоду? Как вы понимаете слово «реакция»? В чем находят смысл своего существования молодые дворяне? - Что писали критики и общественные деятели об этом периоде истории? 2 группа: - Определите жанр стихотворения (словарик литературных терминов), - Смысл названия. Почему стихотворение названо «Дума»? (Что такое дума? Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума - постоянная мысль, не дающая покоя человеку) - Структура стихотворения (????) 3 группа: - Какие ключевые слова выражают эмоции поэта? (обведите в кружки) - О каких сторонах жизни своего поколения лирический герой-автор пишет с сочувствием и болью? (выделите в прямоуг) - Представьте себе, что начало «Думы» звучит «Печально я гляжу на ваше поколенье» Существенно ли меняется смысл строки? Если да, то в чем? 4 группа: - Какие тропы и фигуры привлекли ваше внимание? - Какие языковые средства доминируют? Исследуйте текст. 5 группа: - Каким вы видите собирательный образ поколения, созданный поэтом? - Стихотворение «Дума» - приговор или урок? - В чем вы видите актуальность стихотворения? | Личностные: стремление к речевому совершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4мин.) Цель: применение нового знания в типовых заданиях | Вопрос ко всем группам: Обратите, пожалуйста, внимание еще раз на слова из стихотворения А.С.Пушкина «Товарищ, верь, взойдет она, Звезда пленительного счастья…» Взошла ли, по вашему мнению, она над поколением 30-х г - поколением М.Ю.Лермонтова? | Выступление, защита группа Ответы учеников. О трагической судьбе поколения Лермонтова мы узнали из его стихотворения «Дума» | Личностные, познавательные, коммуникативные. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(6 мин.) Цель: самопроверка умения проверять новое знание в типовых условиях. | Итак, мы познакомились с лирическими произведениями поэта. Предлагаю выполнить такой вид работы как «Литературная пятиминутка» 1) Организационная. Правила работы в группе. Работа критериев оценки работы в группе. 2) Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта. | Групповая работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Мотивы лирики поэта Взаимопроверка по эталону | Личностные: формирование эстетических потребностей, наблюдательности, нравственно-этическая ориентация; Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников, грамотно использовать речь; Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; Коммуникативные: строить монологические высказывания, проявлять активность в решении познавательных задач. |
8. Включение в систему знания и повторение.(5 мин.) Цель: включение новых знаний в систему знаний повторения и закрепления. | Организация и контроль. Вопрос судьбы поколения волновал поэта настолько, что им был написан первый психологический роман «Герой нашего времени» | | Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; Коммуникативные: строить монологические высказывания, проявлять активность в решении познавательных задач |
9.Рефлексия (2-3мин.) Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы, осознание метода построения нового знания. Рефлекия Самооценка Домашнее задание | - Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? -Что удалось вам сегодня на уроке? Что узнали нового для себя? Что запомнилось? - Оцените свою работу на уроке. Кого бы вам хотелось отметить, как вы считаете, кто лучше всех работал на уроке? | Высказывают своё мнение. 1)Дают развернутый ответ на вопросы Самоанализ 3)Д/з : 1)Выучить стихотворение «Дума» 2)перечитать первые главы романа «Герой нашего времени», два вступления. | Регулятивные: рефлексия. Коммуникативные: умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самооценка работы на уроке |
| | | |
Приложение