12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щукина Анна25
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
6

Работа с различными видами источников на примере урока «Судьбы российских крестьян в середине XIX века»

Работа с различными видами источников на примере урока «Судьбы российских крестьян в середине XIX века»

Щукина Анна Борисовна, учитель истории и обществознания высшей категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 157 Санкт-Петербурга имени принцессы Е.М. Ольденбургской.

Данный урок дополняет материалы школьной программы, позволяет глубже изучить особенности крепостного положения, обобщить полученные ранее знания. Урок основан на технологии развития критического мышления, которая реализуется через приём «всегда, иногда, никогда». Ученики анализируют различные виды источников: картины, литературные произведения, устное народное творчество и данные статистки. Установленный порядок работы с ними связан с постепенным усложнением анализируемого материала.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии: развитие критического мышления, элементы исследования и эвристической беседы.

Предметные задачи урока: расширить систему знаний учащихся о жизни крестьян в середине XIX века.

Метапредметные задачи урока: регулятивные – уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности; познавательные – анализировать различные источники информации, находить причинно-следственные связи, формулировать вывод; коммуникативные – использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей; формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные задачи урока: совершенствование навыков рефлексии.

Оснащение урока: мультимедиа проектор, доска, дидактический материал. Целесообразно распечатать текстовый материал для раздачи ученикам. Это позволит им придерживаться индивидуального темпа работы, облегчит восприятие информации слабовидящими детьми. При переходе к обсуждению этот же материал лучше вынести на слайд для облегчения обсуждения и понимания информации.

Ход урока

Формулировка темы. Учитель выводит на слайд репродукции картин А. Венецианова «Косцы», И. Крамского «Мина Моисеев» (См. приложение 1), предлагает рассмотреть их и ответить на вопросы. Учитель просит учеников аргументировать ответы, опираясь на фрагменты картин.

Вопросы для обсуждения картин:

Кто изображен на картине? (Крестьяне.)

Почему вы так решили? (Венецианов – они в народных костюмах, они держат в руках серпы, т.е. занимаются крестьянским делом, Крамской – он бедно одет, у него старая, порванная одежда, одежда простого человека.)

Какая картина кажется вам, более правдоподобной, почему? (Правдоподобной выглядит картина Крамского, поскольку жизнь крестьянина была связана с постоянным физическим трудом, что отражалось в их внешнем облике.)

Что, на ваш взгляд, хотел сказать тот и другой художник? (Венецианов – крестьянам, как и остальным сословиям, свойственно любить, наслаждаться красотой; Крамской – жизнь крестьянина тяжела и трудна, но ему свойственно чувство достоинства, гордости за качественную работу.)

Использование картин в начале урока помогает разбудить интерес к изучаемой теме, учит детей воспринимать и анализировать визуальные образы, включает в работу эмоциональную сферу.

После обсуждения картин учитель просит учеников предположить тему урока. Ученики могут предложить проблемную формулировку или обратить внимание на неоднозначность образа крестьянина. Структура и содержание урока позволяют учителю слегка менять акценты в зависимости от сформулированной темы. Это обеспечивает индивидуальный подход к классу, оставляет свободу для действий ученика и учителя.

Актуализация знаний. Каждый ученик получает игровое поле «всегда, никогда, иногда» и утверждения о крестьянской жизни. Игровое поле представляет собой таблицу с двумя столбцами и тремя строками: «всегда», «иногда», «никогда» (см. приложение 2). Строки желательно сделать широкими, но так, чтобы размер всей таблицы не превышал половины листа А4. Одновременно с этим каждый ученик получает набор утверждений о крестьянской жизни (см. приложение 2). Каждое утверждение напечатано на отдельной полоске бумаги. Задание: определить для каждого утверждения, верно ли оно всегда, иногда или никогда, и разложить их на соответствующие строки таблицы. После завершения индивидуальной работы происходит обсуждение. Учитель обращает внимание на то, что разные ученики положили одно и то же утверждение в разные части игрового поля. Он дает им аргументировать свой выбор, но не вносит исправлений, а сообщает, что в ходе урока дети получат новые знания, которые позволят проверить правильность сделанного выбора. Таблицы с утверждениями откладываются на край до окончания урока.

Использование приема «всегда, иногда, никогда» позволяет реализовать технологию развития критического мышления, служит красивым обрамлением уроку. На данном этапе прием помогает ученикам вспомнить и применить имеющиеся знания по изучаемой теме, задуматься над неожиданными фактами и постараться самостоятельно их проанализировать.

Изучение нового материала:

При изучении темы ученикам будут предложены различные виды источников информации. Это позволит им посмотреть на жизнь крепостных глазами разных сословий. Очередность обращения к разным источникам продиктована желанием постепенно увеличивать сложность заданий: от картин и пословиц до статистических данных. Кроме того, использование разных видов информации позволяет поддерживать мотивацию учеников и сохранять темп урока.

Анализ пословиц. Каждая пара учеников получает текст пословиц XIX века (см. приложение 3). Наличие печатного раздаточного материала в данном случае связано с необходимостью дать ученикам возможность вносить свои пометки в текст. Вопросы к пословицам лучше представить на слайде. Это позволит детям работать над ответами поэтапно, не бояться упустить суть задания. Обращение то к тексту, лежащему перед глазами, то к информации, представленной на удалении, заставляет по разному работать глазные мышцы, становится элементом гимнастики для глаз.

Вопросы для обсуждения пословиц:

Каким предстает крестьянин в этих пословицах? (Трудолюбивым, уставшим, бедным, зависимым)

Каким темам посвящены пословицы? (Крестьянин и помещик: барам косим, а себе – хлеба просим; мужики хлеб сеют, а есть его не смеют. Бедность крестьянина: один с сошкой, семеро с ложкой; небо в тумане, земля в обмане, пусто в кармане; осенью кисель, да блины, а весной – сиди, да гляди. Важность труда: крестьянская доля на широком поле; на пашне огрехи – в кармане прорехи; держись плуга плотней – будет прибыльней; умирать ладишься, а хлеб сей. Уважение к земле: земля не уродит – никто не наградит; держись за землю-матушку, она одна не выдаст.)

Чем вы можете объяснить двоякое отношение крестьянина к труду? (Труд тяжелый, подневольный – поэтому крестьянин устает, но только трудом можно себя прокормить – поэтому уважение к труду.)

Анализ стихотворений. Каждая пара учеников получает распечатку одного из стихотворений И. Крылова, А. Некрасова или И. Историкова. Учитель может распределить разные стихотворения по разным рядам или учесть сложность текста и способности каждой пары учеников. Возможно чтение стихотворения вслух одним из учеников. Задание: подобрать определения крестьянской жизни и аргументировать текстом. Во время обсуждения тяжелые условия крестьянской жизни выносятся на доску. Обобщение информации на доске можно поручить одному из учеников.

Данное задание помогает ученикам выделять главное, формулировать суть в одном- двух словах, обогащает их речь синонимами.

Учитель обращает внимание на то, что первые два стихотворения написаны дворянами, а последнее – крестьянином. Вопрос: отличается ли отношение к крестьянину в этих стихах? О чем это свидетельствует? (Отношение к крестьянину не отличается, это свидетельствует о том, что часть дворян понимали тяжелое положение крестьян.)

Дополнительные вопросы для обсуждения стихотворений:

Можем ли мы сказать, о какой категории крестьян идет речь? (У Некрасова – нет, у Крылова – да, крепостные.)

Если речь идет о крепостных, то какую еще проблему крестьянской жизни можно записать на доску? (Отсутствие свободы.)

Какие еще категории крестьян вам известны? (крепостные, свободные, приписные, посессионные.) Как вам кажется, какая категория была самая многочисленная? Если вопрос о категориях крестьян вызывает трудности, можно уделить ему больше внимания, составить на доске (или вывести на слайд) схему с основными видами крестьян и их краткими характеристиками.

Анализ статистических данных. Учитель подводит учеников к самому сложному источнику информации – статистические данные (см. приложение 5). В зависимости от особенностей класса и своих целей педагог может дать задание с таблицами для индивидуальной, парной работы или работы в малых группах. При групповой работе удобнее объединять попарно соседние парты, это не требует дополнительных пересадок и экономит время на уроке. Вопросы к таблицам следует напечатать в тех же листах или поместить на слайд.

Вопросы для обсуждения статистических данных:

Как изменилось количество населения России в 1 половине XIX века? Изменилось ли соотношение городского и сельского населения? (Население России возросло, соотношение городского и сельского населения не изменилось.)

Как изменилось количество крепостных? Как изменилось процентное соотношение крепостных и свободного населения? О каких явлениях говорит сделанный вами вывод? (Численное количество крепостных выросло, но в процентном соотношении с государственными крестьянами крепостных стало меньше.)

Какой вывод об изменении количества крепостных вы можете сделать? Как этот вывод соотносится с данными предыдущей таблицы? (Прирост крепостных к середине XIX века значительно сократился, это подтверждает данные предыдущей таблицы.)

В каких районах изменение численности крепостных проявилось в меньшей степени? Дайте объяснение. (В нечерноземных районах прирост крепостных меньше, это свидетельствует о неэффективности труда крепостных даже для помещиков в этих районах.)

Каким образом крестьяне могли выйти из крепостного состояния? (Указ о вольных хлебопашцах, выкупиться, вольноотпущенные.)

Анализ таблиц учит переводить информацию из одного вида (цифр) в другой (слова), способствует развитию навыков анализа, сравнения и обобщения.

Судьбы освободившихся крестьян. Учитель рассказывает о судьбах Елисеевых, Морозова и Воронихина, сопровождая свой рассказ соответствующими слайдами презентации. Фамилии и род деятельности этих бывших крестьян выносится на доску (напротив тяжелых условий жизни крестьянина).

Справочная информация для учителя:

Петр Елисеев родился в 1776 году в деревне Новоселки Ярославской губернии в семье крепостных графа Н.Г. Шереметьева. Петр работал садовником и однажды зимой, когда в имении Шереметьевых собрались гости, он подал на стол свежую землянику. Граф был так впечатлен, что подписал своему садовнику вольную и одолжил денег на занятия торговлей. Елисеев пришел в Петербург, где начал торговать сначала с рук, а затем открыл небольшую лавку. Коммерческая жилка Елисеева помогла ему быстро встать на ноги и постепенно увеличить площадь магазина, перевезя его в более престижное место. Часть заработанных деньги Петр Елисеев потратил на то, чтобы выкупить из крепостной зависимости своих сыновей, которые в дальнейшем продолжили дело отца и основали Торговый дом «Братья Елисеевы».

А.Н. Воронихин родился в 1759 году в деревне Новое Усолье Пермской губернии в семье крепостных, принадлежащих графу А.С. Строганову. Он обучался в одной из основанных графом художественных школ и позже в числе талантливых учеников был отправлен в Московскую школу архитектуры. Учителями Воронихина были архитекторы В.Баженов и М.Казаков. Помимо обучения архитектурному делу он занимался живописью, делал зарисовки и писал миниатюрные портреты, а в целях заработка выполнял заказы по реставрации фресок и храмовой росписи. После окончания школы архитектуры, Воронихин отправился в Санкт-Петербург. Граф Строганов выделил своему крепостному мастерскую, разрешил доступ к собственной галерее и дал возможность посещать собрания любителей искусств. В 1785 году граф дал Андрею «вольную» и отправил вместе со своим сыном в путешествие по России, а потом и заграницу. Первым заказчиком архитектора Воронихина стал его бывший хозяин – граф Строганов. Самым известным творением бывшего крепостного стал Казанский собор в Санкт-Петербурге.

Савва Морозов родился в 1770 году в деревне Зуево Московской губернии в семье крепостных помещика Н.Г. Рюмина. С ранних лет он работал на шелкоткацкой фабрике. Уже тогда он обладал смекалкой: сумел откупиться от службы в армии, заплатив за это другому крупную сумму денег, причем деньги одолжил у Рюмина. Савва был инициатором введения сдельной оплаты на фабрике Рюмина. Выбор супруги Морозова был не случаен – его жена была дочерью красильного мастера и знала некоторые секреты производства. Супруги начали ткать ткани на продажу в домашних условиях, наладили сбыт в Москве. Морозов сам обходил богатые дома, предлагая товар. К 1821 году он смог собрать огромную сумму в 17000 рублей и выкупить себя, жену и сыновей из крепостной зависимости. Став свободным Савва Морозов основал ручную ткацкую фабрику в Москве. Его сыновья продолжили предпринимательское дело.

Задание: назвать факторы, которые помогли крепостным крестьянам состояться в жизни (просвещенность помещиков, наличие образования, счастливый случай, упорный труд, талант, умение планировать и организовывать свою деятельность и т.д.). Факторы выносятся на доску. Учитель спрашивает, можно ли разделить их на какие-то группы (внешние условия и внутренние черты личности)? Дополнительный вопрос: от кого зависит обеспечение внешних факторов (государство) и внутренних факторов (сам человек)?

Выполняя это задание, дети учатся воспринимать информацию на слух, структурировать ее, выбирать наиболее емкие формулировки.

Рефлексия. В конце урока учитель предлагает вернуться к игровому полю «Всегда, иногда, никогда» и внести изменения с учетом полученных знаний. Отвечая, ученики называют то утверждение, которое они переложили в течение урока и аргументируют свой выбор.

Повторное обращение к полю «всегда, иногда, никогда» не только красиво обрамляет урок, но и помогает ученикам оценить полученные знания, увидеть собственный интеллектуальный рост.

Приложение 1

t1597690217aa.jpg

t1597690217ab.jpg

А. Венецианов «Косцы

И. Крамской «Мина Моисеев»

Приложение 2

Образец игрового поля:

Всегда


Иногда


Никогда


Утверждения про крестьян для игры «всегда, никогда, иногда»:

Количество крепостных крестьян росло.

Крепостные крестьяне занимались земледелием.

Крестьянин мог быть богаче своего помещика.

Крестьяне писали стихи.

Дворяне не понимали тягот крестьянской жизни.

В XIX веке в России все крестьяне были крепостные.

Приложение 3

Крестьянские пословицы XIX века:

Барам косим, а себе – хлеба просим.

Крестьянская доля на широком поле.

На пашне огрехи – в кармане прорехи.

Мужики хлеб сеют, а есть его не смеют.

Держись плуга плотней – будет прибыльней.

Держись за землю-матушку, она одна не выдаст.

Один с сошкой, семеро с ложкой.

Умирать ладишься, а хлеб сей.

Небо в тумане, земля в обмане, пусто в кармане.

Земля не уродит – никто не наградит.

Осенью кисель, да блины, а весной – сиди, да гляди.

Приложение 4

Стихотворение первому ряду: И.А. Крылов «Крестьянин и смерть».

Набрав валежнику порой холодной, зимой,

Старик, иссохший весь от нужды и трудов,

Тащился медленно к своей лачужке дымной,

Кряхтя и охая под тяжкой ношей дров.

Нес, нес он их и утомился,

Остановился,

На землю с плеч спустил дрова долой,

Присел на них, вздохнул и думал сам с собой:

"Куда я беден, боже мой!

Нуждаюся во всем; к тому ж жена и дети,

А там подушное, боярщина, оброк...

И выдался ль когда на свете

Хотя один мне радостный денек?"

В таком унынии, на свой пеняя рок,

Зовет он Смерть: она у нас не за горами,

А за плечами.

Явилась вмиг

И говорит: "Зачем ты звал меня, старик?"

Увидевши ее свирепую осанку,

Едва промолвить мог бедняк, оторопев:

"Я звал тебя, коль не во гнев,

Чтоб помогла ты мне поднять мою вязанку".

Из басни сей

Нам видеть можно

Что как бывает жить ни тошно,

А умирать еще тошней.

Стихотворение второму ряду: Н.А. Некрасов.

В полном разгаре страда деревенская...

Доля ты!- русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

Зной нестерпимый: равнина безлесная,

Нивы, покосы да ширь поднебесная -

Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,

Баба порезала ноженьку голую -

Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки,

Баба туда - растрепалися косыньки,-

Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?

Пой ему песню о вечном терпении,

Пой, терпеливая мать!..

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,

Право, сказать мудрено.

В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,

Канут они - всё равно!

Вот она губы свои опаленные

Жадно подносит к краям...

Вкусны ли, милая, слезы соленые

С кислым кваском пополам?..

Стихотворение третьему ряду: И. Историков, крестьянин.

Лишь только солнце в вечеру померкнет

И люди все идут домой,

Луна взойдет — в селеньях всех осветит,

Крестьянин кроется под кровлею родной...

Крестьянин, отдохнув, труд вчерашний забывает,

В труде своем он отдыха не знает.

На уме его печаль, тоска и горе,

И дом его соха и крестьянская доля.

Себе кончины времени не знает,

А смерть нечаянно серпом всех пожинает...

Приложение 5

Население России:

Даты ревизий

Всего населения (млн. обоего пола)

В том числе (обоего пола)

городского

сельского

из них крепостных

1815

45

1,7 (3,8 %)

43,3 (96,2 %)

20, 8 (46,2 %)

1851

68

3,4 (5,0 %)

64, 6 (95, 0 %)

21, 7 (31, 9 %)

Прирост (в процентах) крепостного населения в 1815-1857 гг.

Районы

1815-1833

1833-1857

Северо-западный

0, 80

- 0, 47

Центральный-Нечерноземный

0, 39

- 0,07

Центральный Черноземный

0, 75

0,01

Средне-Волжский

0, 93

0,02

Список использованной литературы

Безгин, В.Б. История российского крестьянства: учебное пособие / В.Б. Безгин. – Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011.

Бурышкин, П.А. Москва купеческая / П.А. Бурышкин. – М.: Изд-во Эксмо, 2015

Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб: Изд-во Каро, 2008.

Краско А.В. Петербургское купечество. Страницы семейных историй / Середняков В.Н. – М.: Изд-во Центрполиграф, 2010

Шнейдер, К.И. Россия. XIX век. I половина. (История Отечества: документы, материалы, комментарии) / К.И. Шнейдер. – Пермь: Изд-во ЗУУНЦ, 1995.


Опубликовано


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 18.08.20 в 08:16 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.