Сценарий метапредметного урока по истории и литературе «Политические репрессии в СССР 30-х годов XX века на примере жизни и творчества Осипа Мандельштама» (11 класс)

1
0
Материал опубликован 9 April

Сценарий метапредметного урока

по истории и литературе в 11 классе

на тему:

«Политические репрессии в СССР 30-х годов XX века на примере жизни и творчества Осипа Мандельштама»


 

Модель «Понимание через проектирование».

 


 

Этап 1 - Образовательные результаты

Цели на перенос:

1.  Видеть как взаимодействуют история и литература

2. Понимать, что человек отвечает за судьбу своей страны (вынести урок из истории)

Цели на понимание:

Ключевые вопросы:

1.  Ученики поймут, что к 30-м годам в СССР сложилась система массовых репрессий, жертвой которых мог стать любой человек

1. Почему сложилась такая система?

2. Ученики увидят, что существовала связь между режимом и творчеством поэта; творчество может быть актом неповиновения власти, за который придется заплатить жизнью

2. А что, если бы поэт не прочитал стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны»? Не было бы это лучше для него?

3.  Ученики поймут переживания, точку зрения поэта, а также ценность творчества Осипа Мандельштама и его нравственного подвига – Сопереживание

3. Что побудило поэта писать это стихотворение?

Цели на овладение

Ученики узнают:

Ученики будут уметь:

1.   О таком явлении в истории как политические репрессии

- ученики смогут объяснить понятие «репрессии» своими словами, объяснить другому. Доказать, что многие поэты XX века стали жертвами этого массового явления.

 

- интерпретировать тексты стихотворений О. Мандельштама, исходя из полученных знаний о таком явлении как репрессии

2.    Об основных фактах биографии Осипа Мандельштама

- поставить себя на место другого, чтобы оценить вклад поэта в литературный процесс XX века.

Этап 2 - Доказательства

Критерий оценки:

Задания на исполнение, на процесс выполнения:

 Умение выявить факты исторической действительности на основе сведений из источника, произвести внутреннюю критику, определить степень субъективности источника в связи с историческим контекстом

1. Произвести анализ исторического источника «Обвинительное заключение по делу О.Э.Мандельштама» - работа в группах с текстом источника

 Умение сопоставить стихотворение поэта с политической обстановкой в стране в 30-е годы XX в. и определить его значение для исторических событий данного времени.

2.  Чтение стихотворения О. Мандельштама «Мы живём, под собою не чуя страны», его анализ и ответы на вопросы

 Умение видеть разные точки зрения на происходящие события и способность к самоанализу: на основе просмотренного материала при совместном обсуждении обратиться к собственному опыту

3.  Просмотр отрывков из фильма об О. Мандельштаме и обсуждение.

Этап 3 - Учебный план

Обучающие события:

- Экскурсия в музей ГУЛАГа

- Просмотр документальных фильмов, посвященных репрессированным

- создание собственного фильма, презентации, рассказа и т.д. о репрессированных деятелях искусства

- посещение «литературной гостиной» с чтением стихов О. Мандельштама

- сбор материала о репрессированных членах семьи


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.