12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ирина Алексеевна Полянина22 |
Сценарий метапредметного урока по истории и литературе «Политические репрессии в СССР 30-х годов XX века на примере жизни и творчества Осипа Мандельштама» (11 класс)
Сценарий метапредметного урока
по истории и литературе в 11 классе
на тему:
«Политические репрессии в СССР 30-х годов XX века на примере жизни и творчества Осипа Мандельштама»
Модель «Понимание через проектирование».
Этап 1 - Образовательные результаты | |
Цели на перенос: | |
1. Видеть как взаимодействуют история и литература | |
2. Понимать, что человек отвечает за судьбу своей страны (вынести урок из истории) | |
Цели на понимание: | Ключевые вопросы: |
1. Ученики поймут, что к 30-м годам в СССР сложилась система массовых репрессий, жертвой которых мог стать любой человек | 1. Почему сложилась такая система? |
2. Ученики увидят, что существовала связь между режимом и творчеством поэта; творчество может быть актом неповиновения власти, за который придется заплатить жизнью | 2. А что, если бы поэт не прочитал стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны»? Не было бы это лучше для него? |
3. Ученики поймут переживания, точку зрения поэта, а также ценность творчества Осипа Мандельштама и его нравственного подвига – Сопереживание | 3. Что побудило поэта писать это стихотворение? |
Цели на овладение | |
Ученики узнают: | Ученики будут уметь: |
1. О таком явлении в истории как политические репрессии | - ученики смогут объяснить понятие «репрессии» своими словами, объяснить другому. Доказать, что многие поэты XX века стали жертвами этого массового явления. |
| - интерпретировать тексты стихотворений О. Мандельштама, исходя из полученных знаний о таком явлении как репрессии |
2. Об основных фактах биографии Осипа Мандельштама | - поставить себя на место другого, чтобы оценить вклад поэта в литературный процесс XX века. |
Этап 2 - Доказательства | |
Критерий оценки: | Задания на исполнение, на процесс выполнения: |
Умение выявить факты исторической действительности на основе сведений из источника, произвести внутреннюю критику, определить степень субъективности источника в связи с историческим контекстом | 1. Произвести анализ исторического источника «Обвинительное заключение по делу О.Э.Мандельштама» - работа в группах с текстом источника |
Умение сопоставить стихотворение поэта с политической обстановкой в стране в 30-е годы XX в. и определить его значение для исторических событий данного времени. | 2. Чтение стихотворения О. Мандельштама «Мы живём, под собою не чуя страны», его анализ и ответы на вопросы |
Умение видеть разные точки зрения на происходящие события и способность к самоанализу: на основе просмотренного материала при совместном обсуждении обратиться к собственному опыту | 3. Просмотр отрывков из фильма об О. Мандельштаме и обсуждение. |
Этап 3 - Учебный план | |
Обучающие события: | |
- Экскурсия в музей ГУЛАГа | |
- Просмотр документальных фильмов, посвященных репрессированным | |
- создание собственного фильма, презентации, рассказа и т.д. о репрессированных деятелях искусства | |
- посещение «литературной гостиной» с чтением стихов О. Мандельштама | |
- сбор материала о репрессированных членах семьи |