Сценарий метапредметного урока по истории и литературе «Политические репрессии в СССР 30-х годов XX века на примере жизни и творчества Осипа Мандельштама» (11 класс)
Сценарий метапредметного урока
по истории и литературе в 11 классе
на тему:
«Политические репрессии в СССР 30-х годов XX века на примере жизни и творчества Осипа Мандельштама»
Модель «Понимание через проектирование».
Этап 1 - Образовательные результаты |
|
Цели на перенос: |
|
1. Видеть как взаимодействуют история и литература |
|
2. Понимать, что человек отвечает за судьбу своей страны (вынести урок из истории) |
|
Цели на понимание: |
Ключевые вопросы: |
1. Ученики поймут, что к 30-м годам в СССР сложилась система массовых репрессий, жертвой которых мог стать любой человек |
1. Почему сложилась такая система? |
2. Ученики увидят, что существовала связь между режимом и творчеством поэта; творчество может быть актом неповиновения власти, за который придется заплатить жизнью |
2. А что, если бы поэт не прочитал стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны»? Не было бы это лучше для него? |
3. Ученики поймут переживания, точку зрения поэта, а также ценность творчества Осипа Мандельштама и его нравственного подвига – Сопереживание |
3. Что побудило поэта писать это стихотворение? |
Цели на овладение |
|
Ученики узнают: |
Ученики будут уметь: |
1. О таком явлении в истории как политические репрессии |
- ученики смогут объяснить понятие «репрессии» своими словами, объяснить другому. Доказать, что многие поэты XX века стали жертвами этого массового явления. |
|
- интерпретировать тексты стихотворений О. Мандельштама, исходя из полученных знаний о таком явлении как репрессии |
2. Об основных фактах биографии Осипа Мандельштама |
- поставить себя на место другого, чтобы оценить вклад поэта в литературный процесс XX века. |
Этап 2 - Доказательства |
|
Критерий оценки: |
Задания на исполнение, на процесс выполнения: |
Умение выявить факты исторической действительности на основе сведений из источника, произвести внутреннюю критику, определить степень субъективности источника в связи с историческим контекстом |
1. Произвести анализ исторического источника «Обвинительное заключение по делу О.Э.Мандельштама» - работа в группах с текстом источника |
Умение сопоставить стихотворение поэта с политической обстановкой в стране в 30-е годы XX в. и определить его значение для исторических событий данного времени. |
2. Чтение стихотворения О. Мандельштама «Мы живём, под собою не чуя страны», его анализ и ответы на вопросы |
Умение видеть разные точки зрения на происходящие события и способность к самоанализу: на основе просмотренного материала при совместном обсуждении обратиться к собственному опыту |
3. Просмотр отрывков из фильма об О. Мандельштаме и обсуждение. |
Этап 3 - Учебный план |
|
Обучающие события: |
|
- Экскурсия в музей ГУЛАГа |
|
- Просмотр документальных фильмов, посвященных репрессированным |
|
- создание собственного фильма, презентации, рассказа и т.д. о репрессированных деятелях искусства |
|
- посещение «литературной гостиной» с чтением стихов О. Мандельштама |
|
- сбор материала о репрессированных членах семьи |