12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Лебедь Оксана Станиславовна1794
Мне 45 лет, 23 года работаю в школе, учитель 1-й квалификационной категории
Россия, Смоленская обл., Смоленск

"Своеобразие лирических песен"

Лирическая песня имеет долгую, но интересную историю. Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами».Ещё в раннюю языческую эпоху, определились два главных пласта русской народной песни – обрядовые и необрядовые, первые из них довольно четко разделились на календарно-обрядовые и семейно-бытовые.

Лирическая песня позволяет в полной мере представить внутренний мир русского человека. В песне слились воедино слово и музыка.

На вопрос о возникновении лирических песен до сих пор нет однозначного ответа. Существует лишь предположение, что лирика – более раннее явление, чем эпос. Причем вначале возникли лиро-эпические жанры, а собственно лирика– намного позже.

Лирическая песня была тесно связана с обрядами – древнейшими видами народной культуры. Существует мнение, что лирическая песня необходима в обряде для того, чтобы комментировать сам обряд. В связи с этим у песни была своя особенность – преобладание магического начала. Человека издавна окружал страшный и таинственный мир природы, животных. Он  невольно переносил на предметы и явления окружающей его действительности человеческие возможности и способности, выражающиеся в способности двигаться, разговаривать, мыслить. Так в песнях мы встречаем, как разговаривают птицы, животные, как часто наделяются эпитетами, относящимися к человеку, растения и природные явления и т.п. Человек пытался усилить свои способности в борьбе с природой, облегчить свой труд, вызвать необходимые изменения окружающего мира путем выполнения магических действий, где песня играла значительную роль. Представления человека о природе, наделение предметов и явлений окружающей действительности человеческими качествами придавали песне магическую функцию. Обряды, сопровождающиеся песнями, по древним религиозным представлениям, являлись заклинаниями, которые помогали улучшить урожайность, принести удачу в охоте, сохранить семью и т.п.

Но человек развивался, познавал себя. Он выявил границу между ним, человеком, и окружающей природой. В процессе развития меняется мировоззрение народа, меняются принципы песенного творчества. Появляются новые темы, идеи и образы, в песнях отражаются новые связи с жизнью народа, новые общественные функции. У песни появляется иная функция – эстетическая.

Магическое начало утрачивается, разрушается.

Фольклористы-словесники и фольклористы-музыковеды сходятся во мнении, что окончательное оформление жанра необрядовой традиционной лирической песни, выработка им тех идейно-художественных качеств, какие мы находим в песнях, записанных приблизительно за последние два столетия, относятся к 16-17 векам. Русские народные лирические песни специфичны еще и тем, что наряду с богатством народных мыслей и чувств в них ярко изображены и те события, которые вызывали эти мысли, чувства и настроения.

Связь песенного жанра с реальной действительностью проявляется не только в том, что в основе песенного творчества лежали те или иные факты реальной действительности, но и в том, как эта действительность была отражена, в каких поэтических формах.  Каждая поэтическая форма отражала определенные условия жизни народа, что обязательно влияло на язык, стиль, композицию того или иного произведения народного творчества.

Народно-поэтическое творчество со всем богатством своих жанров представляет собой «народную мудрость», так как раскрывает внутренний мир простого народа, его взгляды, идейную сущность, его дух, правдиво показывает его жизнь в контексте исторической эпохи. В русской песне наиболее ярко отражена история русского народа. Песня – «это народная история, – писал Гоголь, – живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа…» . Народная песня имеет ряд особенностей. Прежде всего от других жанров народно-поэтического творчества ее отличают краткость текста, ясность, простота изложения и чистота языка, близость тематики к народной жизни, к народным запросам и интересам.

Необычен и самобытен стиль русской народной песни. Мелодия в песне играет первостепенное значение. Она выражает чувства героя, его волнения. Например, когда лирическому героя открывается картина вечерней степи с ее раздольем, с ее широкими просторами, с ее бесконечными далями, слово сливается в песне со звуками широкой, спокойной мелодии, с плавными медленными переходами. Музыкальность и певучесть русского языка, игра слов и звуков были характерными особенностями русской народной лирической песни.

Простота русской народной песни объясняется ее близостью к народу, и эта близость определяется тем, насколько глубоко и правдиво в песне отражен дух народа, его мечты, его историческое прошлое. Человек поет о том, что более всего его тяготит, тревожит.

Таким образом, русская лирическая песня – яркая картина исторического прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту «внутреннего мира» России. Лирическая песня позволяет нам понять и узнать источники обрядов, а также художественные вкусы крестьян и трудящихся.

Лирические песни делятся на:

1. Семейно-бытовая песня. Сюда можно отнести  песни любовной и семейной тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а также в полной мере раскрывают внутрисемейные отношения, нелегкую жизнь крестьянства в условиях крепостничества

2. Трудовые песни. К данной группе традиционных крестьянских песен следует отнести антикрепостнические, поскольку они пронизаны ненавистью крепостных к своим угнетателям, они рассказывают о каторжном труде, невероятных условиях жизни.

3. Отходнические песни включают следующие: а) бурлацкие; б) чумацкие; в) ямщицкие. В данную группу песен следует отнести и солдатские песни. Бессрочная или двадцатипятилетняя военная служба в армии почти навсегда отрывала солдата от семьи. Вдали от дома складываются песни, в которых солдаты тоскуют по родным краям, по своей семье.

4. К удалым песням относим: а) разбойничьи; б) каторги и ссылки; в) тюремные.

5. Отдельно выделяют шуточные, сатирические, хороводные.

6. В особую группу относят песни литературного происхождения.

Особенно привлекают нас лирические семейно-бытовые песни, поскольку их характеризует богатство тематики, образов, символов, художественно- выразительных средств.

Особенности композиции

Важную роль в лирической песне играет композиция. Она раскрывает характеры героев через последовательность изображения событий, через связи с характерами других героев.

 Наиболее распространенным типом лирической семейно- бытовой песни является песня-монолог, когда повествование передается от лица главного героя песни или певца-автора.

Вы не дуйте, ветры буйные,

Над моим над новым сеням,

Над высоким теремочком,

Над косящатым окошком!..

Песня-монолог прямо выражает мысли и чувства лирического героя. Это или излияние своих чувств девушки к милому, или, наоборот, его к ней, или горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, или жалобы молодца на «худую жену», или размышления бурлака о своей судьбе, или воспоминания ямщика о родине и т.п.». Нередко песня- монолог начинается обращением к предметам и явлениям природы. В таких случаях данные обращения часто выполняют риторическую функцию, усиливая драматизм и эмоциональную выразительность песни.

Мысли мои, мысли, мысли дорогие,

Скажите вы, мысли, про мое несчастье:

Долго ли нам жити в печали-напасти?

Печальное сердце беспрестанно тужить,

Тужить и горюеть, сам не знай, что будеть…

Обращения в песне бывают символическими, в отличие от несимволических, или риторических. Они   имеют характерную для лирических песен особенность: всегда сопровождаются тавтологией, которая позволяет более точно определить объект, к которому обращаются. Второй тип композиции песни – диалог. Часто разговор ведет девушка с соловушкой, но встречается и диалог с другими природными реалиями:

Ах ты, рощица, ты моя зеленая!

Чем же ты, рощица, изукрашена?

Изукрашена разным ягодам,

Я калиною да со малиною,

Черной ягодой смородиной…

Мы находим и диалог матушки со своей дочерью в семейных песнях, повествующих о нелегкой замужней жизни девушки в чужой семье:

Нет ли де здесь таковых-то людей,

Кто бы распорол мою белую грудь

И кто бы посмотрел ретивое сердце?

«На что пороть твою белую грудь,

На что смотреть ретивое сердце…»

Диалог усиливает драматизм лирического содержания, более ярко передает мысли и чувства героя.

В каждой песне существует последовательное развитие сюжетной линии.

Параллельно идет и развитие внутреннего настроения героя, в котором постепенно  нарастает необходимость конфликтов между героями, а затем идет развязка, вывод. В этих столкновениях каждый герой получает свой характер.

Он наделяется своими настроениями, словами, поступками, репликами и т.п.

Также часто встречается повествовательная форма народной песни, в которой рассказывается о различных действиях героев, раскрываются их настроениях и переживания.

Над ней вился млад ясен сокол;

Он ушиб-убил лебедь белую…

 

По улицам воробушек попархивает,

Красных девушек молодушек засматривает…

 

Садилася птичка-ласточка

Красной девке на окошечко,

Слушала-выслушивала…

Но самой распространенной композиционной формой лирической песни является, пожалуй, сочетание трех композиционных форм: монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог).

Вы не дуйте, ветры буйные,

Над моим над новым сеням,

Над высоким теремочком,

Над косящатым окошком!..

 

Сосенка, сосенушка зелененькая!

Чего ты, сосенушка, не зеленая?

- Отчего мне, сосенушке, зеленой-то быть?..

 

Из-за лесу, лесу темнаго,

Из-за садику зеленаго

Выходила туча грозная…

«Ты лети-ка, мой соловьюшко,

На родимую сторонушку,

Скажи батюшке низкой поклон…

Чаще всего песня с такой композиционной формой состоит из двух частей: описание природного мира, которое представляет собой символическую часть, и описание жизни людей, которое следует сразу после природной характеристики.

Так чувства и переживания героя сопоставляются с картинами природы. Но также для необрядовой лирической песни специфической формой является цепочечная композиция, когда отдельные картины песни связываются между собой цепочно, то есть строится следующая цепочка: последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины – первым образом третьей и т.д.:

Уж ты хмель ли моя, хмель, веселая голова,

От чего же ты, хмель, зарождаешься?

Зарождалася хмель от сырой земли,

Подымалася хмель по точиночке вверх…

 Важной особенностью построения лирической песни является то, что кульминационный момент всегда падает на самый конец песни, представляющий собой монолог или диалог.

Лирическая песня содержит повествовательную часть, в которой рассказывается о каком-либо обрядовом или необрядовом событии, благодаря которому происходит семейный или любовный конфликт. Рассказ о событии ведется как бы от третьего лица. Реальность лирической песни представлена не только в описании картин жизни, чувств, настроений и характеров народа, но и в описании предметного мира песни. Действие обрядовой лирической песни происходит в одном и том же месте, ограничено временными рамками. В этом отличие повествовательной обрядовой лирической песни от необрядовой.

Основные мотивы сюжета

Песня живет в народе своей жизнью. Развиваясь, она изменяется по- разному на каждом историческом этапе. Песня изменяется так же, как изменяются взгляды и чувства, настроения и мировоззрения народа.

Сюжет является одним из важнейших компонентов композиции лирических песен. Большинство народных лирических песен, в отличие от литературной лирики имеют сюжет, хотя основной их задачей является передача мыслей, чувств и настроений народа. Сюжет народной лирической песни очень специфичен. В нем нет указания на то или иное событие, очень сложно определить завязку, кульминацию или развязку.. В народной лирике сюжет является поводом для выражения тех или иных чувств или мыслей героя.

В основе традиционных лирических песен лежит отражение семейно-бытовых отношений. Часто они отражали не только жизнь в семье в эпоху патриархальных отношений, но и касались социально-общественной тематики.

В конце 19 века, особенно после падения крепостного права, происходит расширение семейно-бытовой тематики лирической песни. В песню все глубже проникают социальные мотивы. Наряду с темой женитьбы или замужества поднимаются социальные вопросы, дается яркая характеристика социально- экономических условий жизни самых различных слоев общества, начиная от кузнеца, нищего и кончая купцом и боярином.

Так в песне «Калину с малиной вода поняла» рассказывается о том, как дочь упрекает мать в том, что та рано ее выдала замуж, как нелегко ей жить в чужой семье. Через несколько лет она решила кукушкой полететь на родину.

Мать будит своих невесток и просит их посмотреть, кто это плачет в саду. В некоторых песнях вместо невесток в сад собираются пойти сами братья прилетевшей кукушки. Они по-разному реагируют на прилет кукушки, в этом проявляются свойства характера каждого из них.

Традиционные песни из семейно-бытового плана переходят в план социально-бытовой.

Таким образом, мотивы сюжета в семейных песнях остаются традиционные: тоска по родному дому, нелегкая жизнь в чужой семье, тяжесть семейной жизни. И, наконец, на фоне картин крепостнической жизни ярко представлена любовь русского человека к родной природе.

 

Основные герои

Специфичность содержания лирических песен определяется прежде всего характером лирического героя. Лирический герой народной песни – это всегда простой человек: крестьянин, крестьянка, ямщик, бурлак, повстанец – удалой разбойник. Именно их чувства, мировоззрения и мысли составляют основное содержание лирической песни.

Герой-солдат появляется в солдатских военно-исторических песнях. Он предстает храбрым, смелым воином на фоне суровой войны.

В тех же песнях мы встречает и образы русских полководцев: Суворова,Платова и Кутузова.

Героем песен становится и казак, который ставится на один уровень с солдатом.

Главным героем рабочего фольклора является рабочий-умелец. Он выполняет любую работу, о чем ярко повествует лирическая песня. Помимо этого в песнях рисуется тяжелая жизнь рабочих, тяжелые условия труда во время крепостничества. В песнях показан также и образ хозяина фабрики – угнетателя рабочих масс.

   Лирическая песня внесла огромный вклад в сокровищницу русской и мировой литературы. Она никогда не утратит своей злободневности, своей прелести, своей значимости.

Опубликовано в группе «Урок литературы как средство воспитания нравственного поведения»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.